Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проблемы художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы художественно-эстетического развития дошкольников в разновозрастной группе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Состояние проблемы художественно-эстетического развития дошкольников в психолого-педагогической литературе

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребенок радостно реагирует еще только на отдельные наиболее яркие качества: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, в ответной улыбке, в радостном смехе. Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т. д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый — некрасивый, чистый — грязный, большой — маленький, веселый — грустный, красный — зеленый и т. д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову) [36, с. 105].

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера художественной деятельности малышей.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференциальности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества (сказку от рассказа, марш от пляски, колыбельную песню от плясовой и т. д.).

У них отчетливо проявляется стремление к творчеству, самостоятельному решению поставленной задачи в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. Дети становятся способными сознательно добиваться выразительности образа в танце, в пении, в драматизации [23, с. 67].

К концу старшего дошкольного возраста может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический слух. Он не только замечает выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, но и умеет объяснить их необходимость в данном жанре, осознанно воспринимая жанровое своеобразие различных видов искусства. У детей появляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, пляски, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и со своим собственным.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью [12, с. 135].

Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом — и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном — двух видах искусства — оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме — одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т. д. Дети же любят все прекрасное — и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла [37, с. 264].

Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Идеи эстетического развития зародились и глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.

Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла и основу системы эстетического развития [28, с. 68].

В наше время проблема эстетического воспитания развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джона, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачёв, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. Н. Шацкая и другие [8, с. 104].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделять основные положения, говорящие о его сущности [26, с. 94].

Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического развития — формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в — четверых — развитие способности и самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое развитие служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а так же стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.

Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание — это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений [26, с. 101].

Эстетическое развитие формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое развитие, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности [46, с. 86].

Эстетическое развитие способствует формированию нравственности человека, расширяет его познание о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности. Таким образом, наиболее удачно, отразил цель эстетического развития М. М. Руковицин, который считал, что целью эстетического развития является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и проблему искусства. Эта цель так же отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [27, с. 77].

Г. С. Лабновская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко и другие выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других учёных, но при этом не теряют главной сути.

Первая задача, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи, состоит, в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Воспитатель должен подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте [16, с. 94].

Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача эстетического развития состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.

Эта задача говорит о том, что дети интересуются, например, живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изучения, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения [8, с. 113].

Лихачев Д.Б. отмечает, что, такое белое знакомство с шедевром искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения — любование [24, с. 110].

С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения, то общения с прекрасным; чувство отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора [26, с. 111].

Третья задача эстетического развития связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен знать не только прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях [10, с. 147]. А. В. Луначарский подчёркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни [9, с. 83].

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категории, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала [41, с. 78].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. Эстетический идеал — представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, что для дошкольного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Дошкольник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалу, но не идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточности знаний в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Вся система эстетического развития нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладение ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности и художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических, психологических качеств человека, которые выражаются эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой