Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования: На материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях решения четвёртой задачи исследования была теоретически разработана и в ходе формирующего эксперимента апробирована система ситуаций развития гуманитарно-ориентированного сознания будущего специалиста в условиях личностно ориентированной системы преподавания иностраннного языка в медицинском вузе. Инвариантная модель ситуации гуманитарной ориентировки студентов преобразовывалась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ценностное отношение студентов к гуманитарному компоненту профессионального образования как одна из целей образовательного процесса в высшей школе
    • 1. 1. Личностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в высшей медицинской школе

    1.2. Психолого-педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на примере изучения иностранного языка в медицинском вузе)

    Выводы

    Глава II. Процесс формирования у студентов медицинского вуза ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на примере изучения иностранного языка)

    2.1. Диагностика уровня сформированности у студентов ценностного отношения к гуманитарному аспекту профессионального медицинского образования

    2.2. Система дидактических средств формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту высшего медицинского образования (на примере изучения иностранного языка

    Выводы

Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования: На материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В третье тысячелетие мы вступили с грузом нерешенных проблем в экономике, политике, науке, экологии, образовании, которые ещё долго будут сохранять свою значимость. Как будет развиваться наша цивилизация — во многом зависит от тех людей, которые сегодня еще только осваивают выбранную ими профессию. Вследствие этого, среди множества проблем, стоящих перед высшей школой в период системной реконструкции общества, выделяется проблема формирования гуманистической направленности личности будущего специалиста, его ценностного сознания.

Н.А.Бердяев, М. Вебер, Я. А. Коменский, Дж. Локк, А. Ф. Лосев, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Н. И. Пирогов, В. Франкл, Э. Фромм, К. Г. Юнг размышляли о сущности образования, критериях образованности человека, указывали на необходимость гуманизации и гуманитаризации образования. В начале XX столетия русский ученый-историк Н. И. Кареев, говоря об университетском образовании, критиковал его узкопрофессиональный характер: «Все высшие учебные заведения имеют специальный, нередко прямо профессиональный характер, и потому говорить о высшем общем образовании совсем не приходится. В сущности, университеты являются лишь соединениями нескольких факультетов с характером специальных школ.» [50, С.81].

В соответствии со сложившейся в России традицией, высшее учебное заведение является не только центром науки и образования, но и фактором воспроизводства духовной жизни общества. Однако тенденция профессионализации высшего образования привела к размыванию целого культурного пласта в образовании специалистов, зачастую способствовала развитию у студентов узкопрофессионального мышления. Во второй половине XX в. осознание и устранение негативных последствий развития в условиях самоизоляции и моноидеологизации, активное изучение и адекватное восприятие мирового уровня наук о человеке и обществе привели высшую школу к необходимости пересмотра целей, содержания, форм, методов преподавания гуманитарных дисциплин.

Государственная образовательная политика в области высшего образования декларирует ведущую роль идей гуманизации и гуманитаризации. Однако эти идеи ещё недостаточно интегрированы в систему высшего медицинского образования. Вместо действительно гуманитарного знания, несущего значительный ценностно-смысловой потенциал, ориентирующего будущих врачей в сфере гуманитарных аспектов выбранной ими профессии, формирующего гуманистическое сознание личности, студенты получают разрозненные знания, набор культурологических фактов, способные сформировать лишь «просвещенный дилетантизм». В результате, как показывает статистика, современный человек не всегда способен адекватно оценить социально-политические, экологические, этико-правовые, культурные и другие явления гуманитарной парадигмы. «Этот средний человек является новым варваром, отставшим от современной цивилизации, примитивным в противоположность своим проблемам, которые ужасны и безжалостно современны. Этот новый варвар является профессионалом, он более учен, чем когда бы то ни было прежде, но в то же время и более бескультурен — инженер, врач, юрист, ученый». [Х.Ортега-и-Гассет, цитата по 42, С.46].

Медицина, как одна из наук о человеке, принципиально не может быть лишена гуманитарности. Корень слова «медицина» — индоевропейское med — означает «середина, мера». Это связано и с нахождением средства (меры) исцеления как действия между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарным) знанием.

В эпоху научно-технического прогресса в результате колоссальных достижений в области медицины появились новые этические проблемы. Как указывают исследователи в области медицинского права (В.И.Акопов,.

М О. Гаспарян, А. М. Запруднов, В. П. Петленко, Л. М. Райкова, И.А.Шамов), создавшийся вакуум нравственности, общественной морали и идеологии порождает легковерие и суеверие, становится благодатной почвой для распространения всевозможных псевдонаучных средств и способов лечения, усиленно пропагандируемых средствами массовой информации. Возникает опасность искажения идеалов, традиционно принятых в медицине. Принцип «все для блага пациента» зачастую подменяется принципом «пациент для блага медицины и конкретного врача» .

Именно поэтому реалии современной жизни настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности. На первый план, наряду с профессиональным мышлением, выдвигаются требования к гуманистическому профессиональному сознанию и личности специалиста как к человеку, занимающему особую позицию — позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Многие авторы отмечают, что становление гуманистического сознания современного специалиста непосредственно связано с развитием социально-и личностно-ценных компонентов — мировоззрения в целом и, в частности, системы ценностных отношений, нравственного, профессионального, эстетического, правового, экологического и других компонентов культуры (К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Н. А. Рубакин, В.А.Сластенин).

Р.И.Артамонов, И. И. Косарев, Н. С. Пантина, Н. В. Полунина подчеркивают, что именно гуманитарная составляющая высшего медицинского образования способна направить процесс формирования личности специалиста-медика по пути поиска истинных ценностей жизни и профессиональной деятельности представителя медицинской интеллигенции. Однако гуманитарные дисциплины относятся к общенаучному циклу, в отношении которого в меньшей степени изучен вопрос о целях обучения и показателях (знания, приемы и методы познания, опыт и т. д.).

Анализ концепций гуманитаризации образования (А.А.Касьян, Г. А. Подкорытов, В. Г. Разумовский, Ю. В. Сенько, В.М.Симонов), а также анализ сложившейся теории и практики преподавания дисциплин гуманитарного цикла указывает на существенные противоречия, подчеркивающи-хе актуальность данного исследования:

Несмотря на тенденцию движения мировых образовательных систем к гуманитаризации образования, содержание гуманитарных предметов ещё недостаточно интегрировано в целостную систему личностно и куль-туроориентированного высшего профессионального образования. Возникает противоречие между огромным потенциалом содержания гуманитарных дисциплин, отражающим множественность мировосприятия, диалогич-ность как стиль мышления, целостность познания человеком самого себя и, с другой стороны, представленностью данных наук как общеобразовательного «придатка» специальных дисциплин.

Педагоги-исследователи, работающие в системе медицинского образования, отмечают, что знаниевый подход, несмотря на междисциплинарное интегрирование, сквозные программы и другие методические изыскания, недостаточно ориентирован на развитие личностной сферы студента, его субъектного мира.

Информационно-объяснительный подход, преобладающий в образовательном пространстве вуза, не предполагает обращения студентов к ценностно-смысловой основе получаемых гуманитарных знаний, практически не актуализирует процессы поиска смысла, выбора, рефлексии, оценивания. При передаче огромного объема информации преподаватели зачастую опираются только на возможности памяти, внимания студентов, не реализуя потенциал ценностно-ориентировочной деятельности.

Современная теория личностно ориентированного образования, деятельностный и культурологический подходы ещё недостаточно освоены преподавателями высшей школы, что отрицательно сказывается на создании и применении технологий развития личностного опыта студентов.

Как результат, у будущих врачей отсутствует представление о ценности гуманитарного компонента профессионального образования. Гуманитарные знания не включены в систему личных ценностей студентов. Следовательно, одной из важнейших задач высшей школы является формирование у будущего специалиста ценностного отношения к гуманитарным знаниям как на когнитивном, так и на реально-поведенческом уровнях.

Система отношений, как подчеркивал А. Н. Леонтьев, имеет особую значимость в структуре сознания личности, поскольку «специфика психического образования, называемого личностью, определяется особым характером организации совокупности отношений человека к миру.» [66, С. 175] Проблема формирования ценностного сознания личности приобретает огромное значение в отечественной философии (В.С.Библер, О.П.Дробниц-кий, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, М. К. Мамардашвили, Л. Н. Столович, В.П.Туга-ринов, Н.З.Чавчавадзе), психологии (Б.Г.Ананьев, Г. Е. Залесский,.

A.В.Кирьякова, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, Л. Х. Магамадова, В. С. Мерлин,.

B.Н.Мясищев, И. П. Павлов, К.К.Платонов), педагогике (Е.П.Белозерцев, Н. И. Болдырев, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, А. Здравомыслов, Л. П. Разбегаева, В. В. Сериков, Е.Н.Шиянов). Формирование в рамках учебно-воспитательного процесса вуза ценностного отношения студентов к гуманитарному аспекту профессионального образования представляется одним из условий и средств становления гуманистического ценностного сознания будущего специалиста.

При этом гуманитарный аспект медицинского образования отражает парадигму гуманитарных проблем профессиональной деятельности врачапроблемы взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, проблемы этики и деонтологии врачебной деятельности, вопросы медицинского права, проблемы целостного подхода в профилактике и лечении заболеваний, аспекты влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблемы обмена передовым профессиональным опытом с зарубежными коллегами.

Принимая во внимание широту материала по данной проблеме, мы ограничили область исследования рамками учебного предмета «Иностранный язык». Обладая коммуникативной направленностью и имея двусторонние связи как с общественными, так и со специальными дисциплинами, иностранный язык как общеобразовательный предмет находится на стыке гуманитарных и специальных предметов.

Проведенный анализ критериев и показателей владения иностранным языком (А.И.Бородина, В. Гумбольдт, В. И. Карасик, Л. П. Крысин, О. Е. Ломакина, И. Р. Максимова, В. А. Маслова, Р. П. Мильруд, И.В.Сентенберг) позволил сделать вывод, что обучение иностранному языку подразумевает не только формирование языковой (лексико-грамматической) компетентности, но и развитие личности, интегрированной в мировую культуру, науку, искусство, обладающей особым типом гуманистического мировоззрения, этнической толерантностью, открытостью по отношению к другим культурам. В этой связи актуальны слова В. Гумбольдта «Границы языка моей нации означают границы моего мировоззрения», поскольку язык — это форма выражения определенной культуры, концепции мира, системы ценностей, манеры жизни в обществе.

Решение задачи формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования требует создания особых условий обучения, а именно — системы образования, в которой «цели, содержание, методы, формы работы, взаимоотношения педагогов и учащихся и т. п. построены таким образом, чтобы обеспечивать развитие личностных компонентов психического мира человека — ценностей, мотивов, установок, предпочтений.» [Сериков В.В., 112, С.25] Личностно ориентированная модель образования открывает новые возможности для проектирования процесса развития личности будущего специалиста и позволяет пересмотреть цели, содержание и технологии обучения гуманитарным наукам в медвузе.

Работы многих исследователей, изученные нами, обогатили педагогику и психологию теоретическим обоснованием значимости гуманитарных дисциплин для развития личности учащихся (студентов). В соответствии с культурологическим подходом в содержание, подлежащее усвоению, включаются ценностные аспекты, хотя механизм их субъективации пока остается проблемой научного знания.

Сущность разрабатываемой проблемы связана с тем, что процесс формирования у студентов медицинского вуза ценностного отношения к освоению специфичного по содержанию гуманитарного компонента профессионального образования ещё не изучался ранее. Эмпирический материал по проведению такой работы не выделен и не описан. Также остались без должного внимания ряд психолого-педагогических вопросов научного знания. Необходимо выяснить, какие именно гуманитарные знания, приемы ценностной ориентировки, методы анализа гуманитарных (нравственных, эстетических, социальных, правовых) проблем составляют содержание гуманитарных дисциплин в медвузекаков механизм и психолого-педагогические условия формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образованиякак и при каких условиях происходит персонализация гуманитарных ценностей, методов анализа гуманитарных аспектов собственной деятельности.

Все указанные выше проблемы и противоречия системы преподавания гуманитарных дисциплин в высших учебных медицинских заведениях обусловили актуальность нашего исследования, тема которого — «Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранных языков в медицинском вузе) «.

Объект исследования — преподавание гуманитарных дисциплин в высшей медицинской школе.

Предмет исследования — процесс формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования в процессе изучения гуманитарных дисциплин (на примере преподавания иностранного языка в медвузе).

Цель исследования — обоснование психолого-педагогических условий и организационно-методических средств формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования и становления готовности к осуществлению гуманитарной экспертизы собственных профессиональных действий и принимаемых решений.

Гипотезу исследования составила система предположений о том, что формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования возможно, если:

— в содержание обучения иностранному языку будут включены компоненты, ориентированные на развитие ценностно-смысловой сферы личности будущих специалистов;

— базовые ценности гуманитарного знания (духовные, нравственные, смысловые универсалии, личностные ценности будущего специалиста) будут присутствовать в содержании всех дисциплин гуманитарного цикла;

— в качестве особого элемента содержания образования в учебном процессе будет представлен опыт ценностно-смыслового анализа гуманитарных проблем, опыт проведения гуманитарной экспертизы как оценки социальных, этико-правовых и др. аспектов профессиональных действий, рефлексии образа «Я» как личности и профессионала;

— будут активизироваться возможности владения иностранным языком как профессионально востребованной компетентости и одного из условий развития гуманитарного сознания;

— в качестве технологий создания ситуации развития гуманитарно-ориентированного сознания личности специалиста будут использованы учебные задачи-ситуации с различными развивающими функциямиконтекстно-проблемное изложение материала с соответствующим индивидуально-типологическим подходом к студентамдиалогическая форма учебного взаимодействияметод комплексного анализа гуманитарных проблем профессиональной деятельности (Case-method).

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту профессионального образования.

2. Определить критерии и уровни сформированное&trade-, а также методы диагностики ценностного отношения студентов к гуманитарным знаниям.

3. Обосновать содержание гуманитарной подготовки специалиста-медика.

4. Разработать и апробировать систему ситуаций развития гуманитарно-ориентированного сознания будущего специалиста в условиях личност-но ориентированной системы преподавания иностранного языка в медицинском вузе.

Методологической основой исследования являются: концепция гуманизации и гуманитаризации образования (О.А.Абдуллина, В.И.Да-нильчук, В. И. Добрынина, А. А. Касьян, Т. Н. Кухтевич, Г. А. Подкорытов, Л. П. Разбегаева, Ю. В. Сенько, В. М. Симонов, Г. А.Ягодин) — концепция личностного подхода в обучении (Е.В.Бондаревская, Ф. К. Савина, В. В. Сериков,.

A.П.Тряпицына, И. СЯкиманская и др.) — культурологический подход в образовании (Н.В.Бестужев-Лада, Е. В. Бондаревская, Ю. Г. Татур, А.Е.Чучин-Русов) — теории ценностной детерминации сознания личности (О.Г.Дроб-ницкий, Г. Е. Залесский, М. С. Каган, В. В. Кортава, В. Н. Мясищев, В.П.Тугари-нов) — положения проблемного подхода в обучении (А.В.Брушлинский, ИЛ. Лернер, А. М. Матюшкин, М.И.Махмутов) — теория контекстного обучения (Вербицкий А.А.), идеи развития языковой личности (М.М.Бахтин,.

B.С.Библер, А. А. Бодалев, В. И. Карасик, Л. П. Крысин, И.В.Сентенберг).

Для опытной проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

— теоретические — анализ философской, психологической, педагогической, социологической, методической литературы по исследуемой проблеме, программных документов высшей медицинской школы, моделирование образовательного процесса;

— эмпирические — изучение опыта работы кафедр гуманитарных дисциплин вузов, психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ результатов творческой деятельности студентов, диагностические методики) — констатирующий и формирующий педагогические экспериментыстатистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологически обоснованной логикой исследования, разнообразием и валидно-стью диагностических методик, применением комплекса методов, адекватных задачам и предмету исследования, воспроизводимостью результатов, свидетельствующих об эффективности предложенной модели учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарным знаниям.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые формирование ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального медицинского образования и формирование готовности студентов к проведению гуманитарной экспертизы собственной деятельности представлены в качестве диагностично заданных целей учебно-воспитательного процесса в вузе, определены как критериальные характеристики профессионального и личностного становления специалиста. В работе обоснованы оптимальные средства формирования ценностного отношения, основанные на механизме открытия, рефлексии ценностей и принятия личностного смысла гуманитарных знаний. Выявлены ценностные аспекты изучения иностранного языка как поликультурного образовательного компонента. и.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие концепции личностно ориентированного образования применительно к преподаванию гуманитарных предметов в вузе, в разработку психолого-педагогических основ формирования ценностного отношения как подструктуры сознания личности. Раскрыты сущность, структура и значимость ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту образования как к основе целостного гуманитарного восприятия образа будущей профессии. Разработана модель личностно ориентированного процесса изучения иностранных языков, основанная на применении задачных, диалогических технологий, методик проблемного подхода в обучении.

Результаты могут служить теоретической основой для исследования специфики формирования ценностного отношения к гуманитарным знаниям на различных этапах онтогенезадля разработки научных основ использования ценностного потенциала гуманитарных наук.

Практическая ценность результатов исследования заключается в разработке психолого-педагогических условий и организационно-методических средств формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования в процессе изучения иностранных языковв создании комплексной методики оценки уровней сформированное&tradeисследуемого личностного образованияв обеспечении процесса формирования ценностного отношения к гуманитарному аспекту образования дидактическими материалами для проведения данной работы.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались и были признаны актуальными на научно-методических конференциях «Психолого-педагогические основы подготовки специалистов с высшим медицинским образованием» (Волгоград, 1997,2001), научной конференции «Современные технологии обучения иностранным языкам в вузе и школе» (Волгоград, 1997), Южно-Российской региональной научно-практической конференции «Современные технологии в преподавании иностранных языков» (Волгоград, 1998), заседаниях лаборатории проблем лич-ностно-ориентированного образования (ВГПУ, 1997;2002).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе преподавания английского языка и создания методических материалов для преподавателей и студентов I-II курсов медицинского колледжа и фармацевтического факультета BMA в 2001;2002гг.

База исследования. Исследование проводилось в Волгоградской медицинской академии в ходе преподавания иностранных (английского и немецкого) языков на I и II курсах лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов в 1996;2002гг. Всего в эксперименте приняли участие 280 студентов.

Этапы исследования:

1. Изучение современного состояния исследуемой проблемы, анализ опыта работы кафедр гуманитарных дисциплин вузов, накопление эмпирического материала, уточнение понятийного аппарата и методологических основ исследования, его границ (1996;1997гг.).

2. Проведение констатирующего экспериментадиагностика уровня развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой сфер личности, наличного уровня отношения к изучению дисциплин гуманитарного циклавыявление возможностей различных дидактических, методических средств, условий, технологий обучения в целях разработки модели процесса формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования. Поиск путей реконструкции целевого, содержательного и процессуального аспектов преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе в соответствии с концепцией личностно ориентированного образования (на примере преподавания иностранного языка). (1997г.).

3. Проведение формирующего эксперимента, апробация системы средств и условий формирования исследуемого личностного новообразования, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение исходных теоретических положений (1997;1999гг., 2001;2002гг.).

В первой главе диссертации рассмотрены отечественные и зарубежные концепции гуманитаризации высшего образованиярезультаты ретроспективного анализа подходов к интерпретации сущности гуманитарного знания, специфики ситуации его освоениясущность и структура ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту профессионального образованияличностно-развивающий потенциал содержания предмета «Иностранный язык» — разработана модель механизма формирования у студентов исследуемого новообразования. Особое внимание уделено рассмотрению парадигмы психолого-педагогических условий формирования и развития у студентов данного личностного свойства, а также обоснованию модели ситуации развития гуманитарно-ориентированого сознания личности будущего специалиста.

Во второй главе выделены критерии и показатели сформированности у студентов компонентов исследуемой подструктуры сознанияпредставлен комплекс диагностических средств, позволивших выявить и охарактеризовать уровневые проявления данного новообразованияописаны этапы формирующего экспериментаприведены результаты апробации предложенной модели процесса формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования.

ВЫВОДЫ.

Исследование динамики и эффективности конструируемого процесса формирования у студентов медицинского вуза ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования требовало создания диагностического аппарата — методик, позволяющих оценить уровень сформированности у студентов данного новообразования на различных этапах эксперимента. Для этой цели был привлечен комплекс методик оценки уровня развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, нравственной сфер сознания личности, описанных в работах Г. Е.Залес-ского, П. А. Шеварева, Б. В. Зейгарник, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. А. Ядова, а также авторские методики: анкеты, задачи на социальную ориентировку, ситуации конфликта ценностей, беседы со студентами.

На основании результатов анализа специфики ситуации освоения гуманитарного знания и механизма формирования ценностного отношения были выделены критерии и показатели сформированности когнитивно-оценочного, мотивационного, деятельностно-преобразующего и коммуникативно-рефлексивного компонентов исследуемого новообразования. К ним были отнесены: уровень развития объективных представлений об особенностях содержания и ценностях гуманитарного знания, о методах гуманитарного познанияуровень развития механизмов ценностно-ориентировочной деятельностисистема мотивов освоения содержания гуманитарных дисциплин и осуществления гуманитарного анализа профессиональных действийготовность руководствоваться общечеловеческими ценностями и идеалами во всех сферах жизнедеятельностиумение вербализовать свои убеждения, отношения, аргументированно отстаивать ихактивизация механизмов самоанализа, самокорректировки, рефлексия «образа Я» в процессе освоения содержания гуманитарного компонента профессионального образования.

Пролонгированный метод исследования позволил наблюдать и оценивать изменения, происходившие в структуре ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту профессионального образования не только на этапе формирующего эксперимента, но и на протяжении четырёх последующих лет обучения в медвузе. Результаты исследования подтвердили эффективность разработанной модели учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у будущих врачей гуманитарно-ориентированного сознания в процессе изучения иностранного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Решение проблемы формирования у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования, актуальной для научного знания и практики подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, предусматривало решение в ходе исследования четырех взаимосвязанных задач.

Первая задача состояла в выявлении сущностных характеристик ценностного отношения студентов к гуманитарному компоненту профессионального образования. Проблема ценностных отношений личности нашла своё отражение в работах отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, психологии и философии. Анализ большого числа исследований с учётом объекта и предмета данного исследования позволил уточнить сущность, психологическую структуру, механизм и психолого-педагогические условия формирования данного новообразования как элемента сознания личности. Так, ценностное отношение студентов высшей медицинской школы к гуманитарному компоненту профессионального образования определено нами как интегративное свойство личности, компонент ценностно-смысловой сферы сознания, отражающий систему гуманитарных ценностей, обеспечивающий готовность к осуществлению гуманитарной экспертизы профессиональных действий и способствующий формированию гуманитарно-ориентированного сознания будущего врача.

Решение второй задачи исследования — определение критериев и уровней сформированности, а также методов диагностики ценностного отношения студентов к гуманитарному аспекту профессионального образования — стало возможным в процессе констатирующего эксперимента. Комплекс выполненных валидных диагностических методик, объединенных идеями ценностно-деятельностного подхода в изучении структур сознания личности — позволил определить показатели и уровни сформированности когнитивно-оценочного, мотивационного, деятельностно-преобразующего и коммуникативно-рефлексивного компонентов ценностного отношения студентов к гуманитарному знанию. В результате были выделены и описаны три уровня сформированности данного новообразования — инертный предметно-практический, ситуативный профессионально-ориентированный и устойчивый гуманитарно-рефлексивный.

Принимая во внимание результаты анализа существующих подходов к определению сущности гуманитарного знания и многообразия гуманитарных аспектов собственно профессиональной деятельности врача, мы смогли решить третью задачу исследования — обосновать содержание гуманитарной подготовки будущего врача. Данное содержание было представлено тремя уровнями — ценностным (включающим общечеловеческие, социальные, профессиональные и личностные ценности, отраженные в содержании гуманитарных предметов), предметным уровнем (интегрирующим предметное содержание различных гуманитарных дисциплин) и эмпирическим уровнем (сочетающим компоненты личностного опыта, необходимого будущему врачу — опыта ценностно-ориентировочной деятельности, опыта профессионального и личностного саморазвития, опыта применения полученных знаний при оценке гуманитарных аспектов профессиональной деятельности).

В целях решения четвёртой задачи исследования была теоретически разработана и в ходе формирующего эксперимента апробирована система ситуаций развития гуманитарно-ориентированного сознания будущего специалиста в условиях личностно ориентированной системы преподавания иностраннного языка в медицинском вузе. Инвариантная модель ситуации гуманитарной ориентировки студентов преобразовывалась на протяжении трёх этапов формирующего эксперимента — когнитивно-ориентировочного, ценностно-деятельностного и гуманитарно-рефлексивного. Ситуации различались уровнем сложности, спецификой лингвистических и гуманитарных задач, прогнозируемой зоной ближайшего развития для каждой из уровневых групп, специально конструируемым учебным содержанием и технологиями обучения. Была разработана и апробирована система следующих ситуаций: ситуация гуманитарной ориентировки предметно-когнитивного уровня, ситуация профессионально-ориентированного коммуникативного взаимодействия, ситуация ценностно-смысловой ориентировки, ситуация конфликта ценностей, ситуация комплексного анализа гуманитарных аспектов профессиональной деятельности врача.

Сопоставление результатов диагностик, проведенных по завершению констатирующего эксперимента и каждого из этапов формирующего эксперимента доказывают эффективность предложенной модели личностно-развивающего процесса изучения иностранных языков, основанной на гармоничном сочетании задачных, коммуникативных методик, технологий проблемного подхода в обучении и методики комплексного гуманитарного анализа профессиональных действий врача.

Таким образом, можно сделать вывод, что исследование выполнило поставленные задачи и внесло свой вклад в решение проблемы формирования гуманитарно-ориентированного сознания специалистов медицинского профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Личность студента в процессе профессиональной под-готовки//Высшее образование в России, 1993.- № 3.- с. 165−170
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности.// Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.240−257.
  4. В.И. Медицинское право в вопросах и ответах.- М.:"Изд-во ПРИОР", 2001.-208с.
  5. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней, — М., 1995
  6. З.С., Щавелев С. П. Практическое значение гуманитарного знания//Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник/ Под ред. Г. А. Подкорытова.-Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-С.56−69.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  8. Р. На пути к классному специалисту .//Медицинская газета -1996.-6 декабря.
  9. А.К. Естествознание и гуманитаристика возможна ли интеграция?// Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник. — Л., 1990.-С. 36−47
  10. P.A. Формирование ценностного отношения к искусству в процессе педагогического общения.- Автореф. .канд. пед. наук.- М., 1996.-20с
  11. М.М. Эстетика словесного творчества.-М., 1979
  12. B.C. Диалог. Сознание. Культура: Идея культуры в работах М. М. Бахтина.//Одиссей.-М., 1989.
  13. B.C. Нравственность.Культура.Современность: философские размышления о жизненных проблемах.-М., 1990.-62с.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век.- М.: Политиздат, 1990.- 413с
  15. Биоэтика: проблемы и перспективы. М.: Институт философии, 1992
  16. A.A. О коммуникативном ядре личности.// Советская педагогика, 1990.-№ 5.-С. 77−81.
  17. A.A., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека.// Психологический журнал, 1983.- Т.4.-№ 6.
  18. Л.И. Изучение личности и её формирование в онтогене-зе.//Проблема управления процессом формирования личности (материалы второго симпозиума).-М., 1972
  19. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М., 1968.
  20. Г. А. Роль общенаучных знаний в подготовке специалистов// Вестник высшей школы, 1987-№ 1.- С.48−51.
  21. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания.//Целостный учебно-воспитательный процесс: Материалы методологического семинара памяти проф.В. С. Ильина.-Вып.5,-Волгоград: Перемена, 2001. С.31−47.
  22. А.И. Общекультурная функция курса иностранного язы-ка.//Вестник высшей школы.-М.:Высшая школа, 1987.-№ 12.-с.48.
  23. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход-М., 1993 153с.
  24. A.B. Теоретические основы формирования содержания обучения при личностно ориентированном подходе к образованию.-Автореф. .канд. пед. наук.- М., 1996.-18с.
  25. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М.: Изд-во УРАО, 1997 — 288с.
  26. Вульфсон Б.JI.Высшее образование на Западе на пороге XXI века- успехи и нерешенные проблемы // Педагогика, 1999.- № 2.- С.84−95.
  27. .Л. Интернализация общественной жизни в современном мире и образование.// Образование в мире на пороге XXI века: Сб.науч.тр./Под ред. З. А. Мальковой, Б. Л. Вульфсона.- М.: Изд-во АПН СССР, 1991.- С.6−26.
  28. Л.С. Избранные психологические исследования.-М., 1956.-485с.
  29. Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Моногра-фия.-М.: Высшая школа, 1989 144с.
  30. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. // Педагогика, 1992.- № 5−6.- С.3−13
  31. Г .Я. Ценностные ориентации и перестройка сознания // Философские науки, 1989.- № 6.-С.85−89
  32. В. Язык и философия культуры.- М., 1985
  33. В.В. О понятии личности в современной психологии.// Психологический журнал.- Т.9.-№ 11
  34. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма М.:РАУ, 1993 — 32с.
  35. Дидактико-педагогические основы обучения иностранным языкам научных работников М.:Наука, 1988- 255с.
  36. В.И., Кухтевич Т. Н. Теоретические и практические аспекты гуманитаризации высшего образования.// Соц.-полит.науки, 1991.-№ 6.-С.70−74
  37. А.И. О ценностных отношениях личности.// Сов. педагогика, 1974.- № 5.-С.67.
  38. О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности.-М., 1967.
  39. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Мн.: Изд-во БГУ, 1978.-320с.
  40. Г. Е. Применение ценностно-нормативной методики для выявления уровней сформированности убеждений учащихся.// Формирование научного мировоззрения учащихся.- М., 1985
  41. Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности.-М.:Изд-во МГУД 994−144с.
  42. И., Ляхович Е. Культурная миссия университета, или Социальная педагогика как политическая программа// Alma mater, 1991-№ 10.-С.46−54
  43. A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. .дис.канд.пед.наук.-Волгоград, 1996.
  44. К.В., Кудрявая Н. В., Ловелле Р. П. Проблемы духовной культуры врача.//Актуальные вопросы педагогики в современной медицинской высшей школе.- М.: ММСИ, — С.9−11.
  45. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности.- М., 1986.-306с
  46. Иностранные языка в высшей школе: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. С. Чемоданова. Вып. 19 М., 1987
  47. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи Л.: Изд-во Ленинградского университетаД 991.- 384с.
  48. Н. Идеалы общего образования.//Вестник высшей школы, 1992-№ 4−6-С.81−92.
  49. A.C. Специфика социального познания (в сравнении с естественнонаучными/Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник. -Л.Д990.-С.48−65.
  50. A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки// Педагогика, 1998.- № 2.- С.17−22
  51. А. Проблемы и перспективы гуманитаризации // Aima mater, 1991 -№ 9.- С.38−40
  52. А.Г. Психология личности.-М., 1970.
  53. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979.-175с.
  54. В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. Тбилиси: Мецниереба, 1987−64с.
  55. И.И. Гуманизация педагогического процесса в системе высшего медицинского образования //Здравоохранение Российской Федерации, 1993-№ 6-С.21−24
  56. И.И. Лик врача по Эрвину Лику //Медицинская газета, 1996−26января
  57. И.И. О нравственном облике врача //Aima mater, 1991.-№ 5.-С.111−112
  58. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста -М., 1990−142с.
  59. Л.П. Владение языком: лингвистический и социокультурный аспект.//Язык-культура-этнос./ С. А. Арутюнов, А. Р. Багдасаров, В.Н.Бе-лоусов и др.-М.:Наука, 1994.-С.66−78.
  60. Е.А. Проектирование целостной личностно-развивающей ситуации.// Целостный учебно-воспитательный процесс: Материалы методологического семинара памяти проф.В. С. Ильина.-Вып.5.-Волго-град: Перемена, 2001. С.87−91
  61. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.- М., 1991.-80с.
  62. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Автореф.дис. .докт.пед.наук.-Л., 1965.-39с.
  63. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы М. .'"Высшая школа", 1991- 224с.
  64. А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. 2-е изд.-М., 1977.-304с.
  65. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  66. Р.П., Кудрявая Н. В. Психологические основы деятельности врача // Избранные лекции и статьи М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999- 204с.
  67. О.Е. Профессиональная компетентность учителя: теория и практика: Учебно-методическое пособие.-Волгоград: Перемена, 2000.-152с.
  68. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-Гл. 6.- Проблема личности в психологии.- М., 1984.- С. 310−331.
  69. А.Р. Язык и сознание.- М., 1979.
  70. В.Н. Сущность моральных ценностей и их место в системе нравственного воспитания: Автореф.дис. .канд.философ.наук.- М., 1986.
  71. Н.М., Шушарина О. П. Социально-гуманитарное образование: новый взгляд на старую проблему//Высшее образование в России, 1993 .-№ 3 .-С.69−79.
  72. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя- М.: Просвещение, 1990−192с.
  73. В.А. Лингвокультурология.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-208с.
  74. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М.: Педагогика, 1972 129с.
  75. Медицина и права человека М.-."Прогресс", 1993
  76. Методические указания к проведению занятий по этике и деонтологии в педиатрии./Под ред. проф. А. М. Запруднова и проф. М. О. Гаспарян.-М., 1991
  77. Методологические и теоретические проблемы формирования мировоззрения школьников/ Ред. Э. И. Моносзон, Р. М. Рогова.-М., 1984.
  78. Р.П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.// Иностранные языки в школе, 2000.-№ 4−5.
  79. А.И. Философско-мировоззренческие основания единства естественнонаучного и гуманитарно-научного знания.// Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник. Л., 1990.-С.8−22
  80. В.Н. Личность и отношения человека. Психология отношений." М.-Воронеж, 1995.
  81. В.Н. Психология отношений: Избр.психол.тр.-М.: Изд-во «Инсти-тут практической психологии», 1995.-335с.
  82. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. М.: АПК РСФСР, 1956 — 184с.
  83. Наука и ценности: проблемы интеграции естественнонаучного и социо-гуманитарного знания./Под ред. проф. М. С. Кагана.-Ленинградский унт, 1990.-С.55−72.
  84. В.Б. Личность и социальные ценности// Социология в СССР.- М., 1966, Т.1.- С.470−530
  85. O.A. Целостный учебно-воспитательный процесс как основа всестороннего развития личности. Сб. науч. трудов.-Волгоград, ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986.-С. 165
  86. Н.С., Полунина Н. В. Принципы разработки и применения модели врача // Философские вопросы медицины и биологии Киев, 1989.
  87. В.П., Шамов И. А. Мудрость взаимности.- Л.: Лениз-дат., 1989.-222с
  88. A.B. Психология развивающейся личности.-М.: Педагогика, 1987.-299с.
  89. Г. А. От гуманитарного знания к гуманистическому сознанию// Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник/ Под ред. Г. А. Подкорытова.-Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-С.105−115.
  90. Проблемы и перспективы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах: Тез. докл. межвуз. науч.-метод.конф.// ВАГС- Волго-град:Изд-во ВАГС, 1996−70с.
  91. Программа по иностранным языкам для студентов медицинских и фармацевтических вузов РФ М., 1994
  92. Психология и педагогика. Учебное пособие/ Под ред. К.А.Абульхано-вой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 320с.
  93. Психология личности: тесты, опросы, методики.- М.: Геликон, 1995
  94. Психолого-педагогические аспекты в деятельности преподавателя высшей медицинской школы (Методические указания для слушателей факультета подготовки и повышения квалификации преподавателей).-М., 1995.-72с
  95. Психолого-педагогические вопросы гуманитарного образования в техническом вузе: Межвуз. сб. науч. трудов.- Новосибирск, 1989−132с
  96. Л.П. Теория и практика гуманитарного образования: ценностно-коммуникативный подход. Автореф. дис. .докт.пед.наук.-Волгоград, 2001 .-45с.
  97. Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография.- Волгоград: Перемена, 2001.-289с.
  98. Развитие мышления на уроке иностранного языка. Методические рекомендации для учителей (Сост.Е.И.Шейгал).-Волгоград: «Перемена», 1992−23с.
  99. В.Г., Тарасов Л. В. Развитие образования : интеграция и гуманитаризация // Советская педагогика, 1988.- № 7.- С.3−10
  100. JI.M. Опыт философского уяснения гуманности медицины// Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник/ Под ред. Г. А. Подкорытова.-Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991.-С.94−104.
  101. ЮЗ.Реан A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика.-СПб.: Питер, 2000.-432с.
  102. В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к парадигме гуманитарной) // Психологический журнал, 1991.- Т.12.- № 2.- С.6−15.
  103. В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук.- Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989 -200с.
  104. Юб.Розин Я. А. К вопросу о природе ценностных явлений //Философские науки, 1989.-№ 6.-С.89−93
  105. С.Л. Основы психологии.В 2 т.-Т.1.- М.:Педагогика, 1989.-488с.
  106. С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.-423с.
  107. В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования//Иностранные языки в школе, 2001.-№ 3.-С. 17−23
  108. ПО.Сентенберг И. В. Развитие языковой личности //Личностно ориентированное обучение и воспитание: Тез.докл.межвуз.науч.конф.- окт.1994.-Волгоград: Перемена, 1994.-С.26−27.
  109. Ш. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М: Издательский центр «Академия», 2000.-240с.
  110. В.В. Личностно ориентированное образование: вопросы и от-веты.//На пути к педагогике личности. Сб.метод.материалов и документов /Литвин B.C., Топченко О. П., Зайцев В.В.и др.-Волгоград, Изд-во Волг.пед.ун-та «Перемена», 1997-С.25−28.
  111. В.В. Личиостно ориентированное образование: опыт методологической рефлексии// Целостный учебно-воспитательный процесс: Материалы методологического семинара памяти проф.В. С. Ильина. -Вып.5.-Волгоград: Пе-ремена, 2001. С.22−31
  112. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272с.
  113. В.В. О методологических основах гуманизации образования// Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования: Сб.науч. трудов.Ч.2./ВГПУ.- Волгоград.: Перемена, 1992.-176с.
  114. Г. Н., Пидкасистый П. И., Пасекунова А. Е. Навыки самообразования важная цель обучения.//Вестник высшей школы. — М.: «Высшая школа», 1987.- № 4.- с.26−34
  115. В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования в контексте развития компьютерных технологий: Учеб. пособие к спец-курсу.-Волгоград .Перемена, 1997.-120с.
  116. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности М.:"Аспект Пресс", 1995
  117. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспи-тания.-М.: Изд-во МГУ, 1992 120с.
  118. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 1998.-246с
  119. В.В. Самосознание личности.-М.:МГУ, 1983.
  120. И.В. Теоретические и методологические проблемы формирования мировоззрения учащихся.-М., 1979.
  121. Д.Н. Психологическое исследование.- М. Наука, 1966.-451с.
  122. Учебно-методическое пособие по проблемам оптимизации процесса обучения иностранным языкам в медицинском вузе.-М., 1988 66с.
  123. И. //Московские новости, 1997.-№ 26.
  124. М.Ф. Воспитание специалиста Изд-во Казанского Университета, 1990 -140с.
  125. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе.-М., 1989.-208с.
  126. Формирование научного мировоззрения уч-ся / Под ред. Э.И.Монос-зона, Р. Правдика, Р. М. Роговой М., 1985
  127. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана М.: Прогресс, 1990 — 368с.
  128. Т.В. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологический аспект// Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Межвузовский сборник. Л., 1990.-С.23−35.
  129. К. Понять Британию.Реальности западной культуры.- Изд-во Книжный мир, 1992.-285с.
  130. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности.-Тбилиси:Мецниереба, 1988.-212с.
  131. Е.К. Формирование готовности студента педвуза к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности (на материале специальных и общеобразовательных предметов): Автореф. дис. .канд.пед.наук.- Волгоград, 1991 .-19с.
  132. Чучин-Русов А. Е. Образование и культура // Педагогика, 1998.- № 1.-С.9−17
  133. Г. И. Особенности процесса формирования убеждений// Советская педагогика, 1983.-№ 12.
  134. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Высшее образование в России, 1993.- № 4.-С.55−68
  135. Л.В. Языковая система и речевая деятельность.-М., 1974.
  136. Г. А. Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования // Учительская газета, 1988, 22декабря.
  137. С.В. Воспитание у студентов высшей педагогической школы ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике. Ав-тореф. дис. .канд. пед. наук.- М., 1996 — 17с.141 .Alexander F. Psychosomatic Medicine. New York: Norton, Reissued 1987
  138. Balint M. The doctor, his Patient and the Illness.- London, Pitman Medical Printing, 1964
  139. Education // Manpower comments.-Wash., 1993.-№ 9.-p.27−28
  140. Barnes G.A. The American University: a world guide // Phil. ISI press, 1994.- XIV.-p.4
  141. Gardner D.P. The humanities and the fine arts. The soul and spirit of our universities// Vital speeches of the day, Southold, 1984.-Aug.l5.-Vol.50.-№ 21.- p.664−665
Заполнить форму текущей работой