Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое значение патогенетического подхода М. С. Певзнер в изучении и обучении детей с нарушением интеллекта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что оно носит характер историко-педагогического исследования, в котором раскрывается становление патогенетических взглядов М. С. Певзнер на проблему обучения и развития психики детей с интеллектуальной недостаточностью и их влияние на олигофренопедагогику. Представленный анализ развития взглядов М. С. Певзнер способствует более глубокому… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Проблема патогенетического подхода в развитии психики детей с интеллектуальной недостаточностью в советской дефектологии и его роль в совершенствовании теории и практики специального образования.

1.1. Патогенетический подход в изучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей с олигофренией:.

1.3. Психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.

1.4. Вопросы дифференциальной диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью.

Глава 2. Значение патогенетического подхода М. С. Певзнер в развитии олигофренопедагогики.

2.1. Патогенетический подход при изучении интеллектуальной недостаточности в трудах М. С. Певзнер.

2.2. Изучение поведенческих нарушений в трудах М. С. Певзнер.

2.3. Комплексное изучение разных групп нарушений детского развития в трудах М. С. Певзнер.

2.4. Динамическое изучение интеллектуальных нарушений в трудах М. С. Певзнер.

Глава 3. Реализация научных разработок М. С. Певзнер в современной олигофренопедагогике.

3.1. Патогенетическая классификация олигофрении М. С. Певзнер и ее влияние на психолого-педагогические процессы в обучении и воспитании детей в современной специальной школе.

3.2. Отражение трудов М. С. Певзнер в современных научных исследованиях по коррекционной педагогике и психологии

Педагогическое значение патогенетического подхода М. С. Певзнер в изучении и обучении детей с нарушением интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в изучении и обучении детей с нарушениями интеллекта. Сформирована самостоятельная отрасль науки — олигофренопедагогика, зарождение которой относится ко времени начала организованного обучения детей с олигофренией разных категорий в специальных учреждениях соответствующих типов. Создана дифференцированная система специального обучения и воспитания, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста с разной структурой дефекта.

В России имеются значительные достижения в педагогическом, психологическом, клиническом, генетическом и нейрофизиологическом изучении детей с нарушениями интеллекта. В нашей стране впервые был разработан патогенетический подход, позволивший оптимизировать целый ряд положений олигофренопедагогики при работе с детьми с нарушениями интеллекта.

Эффективность использования достижений современной науки в определенной степени зависит от уровня разработки ее категориального аппарата, в котором наиболее существенным фактором может выступать анализ тех теоретических позиций, которые на определенном этапе развития науки имели существенное значение в ее становлении.

В ряду отечественных дефектологов (Л.С. Выготский, Т. А. Власова. P.M. Боскис, Г. М. Дульнев, Ф.Ф. Pay, Ж. И. Шиф и многие другие), внесших значительный вклад в развитие специальной педагогики, особое место принадлежит М. С. Певзнер.

М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники. Опираясь на идеи J1.C. Выготского, М. С. Певзнер уделяла большое внимание вопросу структуры дефекта, выявляя связь первичного органического дефекта со сложной психопатологической и патопсихологической надстройкой.

Научное наследие М. С. Певзнер до конца еще не изучено, однако уже сейчас можно со всей обоснованностью выделить несколько направлений современной коррекционной педагогики, развитие которых во многом зависит от творческого переосмысления идей М. С. Певзнер.

М.С. Певзнер доказала, что детям с олигофренией независимо от структуры дефекта свойственно развитие в процессе обучения. Коррекционное обучение способствует не только формированию социально-значимых знаний, умений и навыков, но и положительно влияет на их личность при подготовке этих детей к выходу в социальную среду.

Весь дидактический процесс во вспомогательной школе тоже направлен на активизацию принципа динамического развития детей с олигофренией.

Реализация основных принципов олигофренопедагогики в школах VIII типа чаще всего основывается на данных дифференциальной диагностики, которая в свою очередь использует патогенетический подход, разработанный М. С. Певзнер.

В современной олигофренопедагогике понятие педагогическая диагностика расширяется и переходит от процесса обучения к процессу социального формирования личности, который представляет из себя систему многопрофильного, интегративного воздействия.

Кроме того, актуальность данного исследования в значительной степени определяется тем, что любой историографический анализ несет в себе, как минимум, две составляющие — ^ информационно-теоретическую и информационно-прикладную.

Развитие современной коррекционной педагогики, в частности олигофренопедагогики трудно представить без патогенетических составляющих, являющихся основным содержанием информационного поля, лежащего в основе индивидуального подхода к каждому ученику специальной школы.

В современной олигофренопедагогике намечается целый ряд противоречий между: острой потребностью процесса обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в профессионалах, способных осуществлять многопрофильную, интегративную и коррекционную работу, включающую дидактические, клинико-диагностические и социальные составляющие и недостаточной развитостью системы подготовки таких специалистов в реальной практикесуществующей системой специального образования, когда знания о клинической картине и патогенетическом характере интеллектуального нарушения являются не ведущими в формировании профессиональной готовности, а фоновыми и декларируемыми в олигофренопедагогике принципами взаимосвязи клинических показателей с практикой педагогического воздействия.

В этой связи возникла необходимость, используя историографический анализ, представить гармоничное сочетание и взаимосвязь патогенетических и дидактических подходов при разработке коррекционных программ педагогического воздействия на детей с нарушениями интеллекта.

Творческий анализ трудов известных дефектологов и представление о научном творчестве М. С. Певзнер способствует решению задач современной олигофренопедагогики, так как исследования в области истории науки позволяют более эффективно развивать теорию и практику в процессе оптимизации обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта.

Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность данного исследования.

Объект исследования: история развития патогенетического подхода и его роль в организации коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: Педагогическая значимость патогенетического подхода М. С. Певзнер в олигофренопедагогике.

Цель исследования: анализ основных патогенетических позиций развития психики детей с нарушениями интеллекта в трудах М. С. Певзнер и реализации научного наследия в современной олигофренопедагогике.

Гипотеза исследования: историографический анализ патогенетического подхода при исследовании психических особенностей детей с недостатками развития окажется более значимым для специальной педагогики, если в ходе его определена роль М. С. Певзнер в разработке диагностических критериев отбора детей в специальные учреждения и научно-теоретического обоснования механизма дифференциации в обучении аномальных детей, которые являются перспективными направлениями в развитии специальной педагогики.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:

1. Систематизировать научные знания, раскрывающие развитие патогенетического подхода при изучении психики детей с интеллектуальной недостаточностью.

2. Проанализировать этапы развития научного знания о закономерностях психики детей с интеллектуальной недостаточностью в трудах М. С. Певзнерих влияние на процессы диагностирования и дифференцированного обучения и значение в современной олигофренопедагогике.

Методологической основой исследования является историографический подход междисциплинарного анализа интегративного взаимодействия между определенными отраслями научного знания, способствующими вычленению определенных общих закономерностей нормального и аномального развитиякачественного своеобразия развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью (Т.А. Власова, J1.C. Выготский, Г. М. Дульнев, JI.B. Занков, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, Т. В. Розанова Ж.И. Шиф и другие) — современного понимания значения патогенетического подхода в дифференциальной и педагогической диагностике детей с интеллектуальной недостаточностью, являющихся основой формирования принципа коррекционно-направленного обучения (Г.М. Дульнев, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова и другие).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: историографический анализ патогенетического подхода при исследовании психических особенностей детей с недостатками развития;

— изучение литературы по проблеме развития психики детей с интеллектуальной. недостаточностьюизучение историографической литературы по развитию специального образования, современных исследований, отражающих и развивающих идеи М. С. Певзнер;

— поиск, систематизация и анализ архивных материалов, относящихся к жизни и творчеству М, С. Певзнер;

— изучение трудов М. С. Певзнер по проблемам олигофренопедагогики;

— систематизация научных работ М. С. Певзнер, их влияние на современные методы и критерии диагностики и развитие процессов дифференциации в специальной педагогике.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем используется историографический подход к исследованию научного наследия М. С. Певзнер, внесшей существенный вклад в развитие коррекционной педагогики и психологии. Проведен:

— обобщенный анализ патогенетических механизмов и теоретических взглядов на проблему развития детей с интеллектуальной недостаточностью в трудах М. С. Певзнер и ее практической деятельности в области олигофренопедагогики;

— научная биография М. С. Певзнер проанализирована с точки зрения современной олигофренопедагогики, проведена классификация научных материалов, тематическая выборка которых позволяет впервые четко обозначить роль М. С. Певзнер в области олигофренопедагогики;

— предпринята попытка современного отражения и практического переосмысления теоретических позиций М. С. Певзнер;

— выявлены интегративные идеи М. С. Певзнер, имеющие значение для развития современной науки.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем систематизирован и обобщен материал, раскрывающий развитие патогенетического подхода при изучении детей с интеллектуальной недостаточностью, проанализировано научное наследие М. С. Певзнер и его влияние на процессы диагностирования и дифференцированного обучения в современной олигофренопедагогике.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что оно носит характер историко-педагогического исследования, в котором раскрывается становление патогенетических взглядов М. С. Певзнер на проблему обучения и развития психики детей с интеллектуальной недостаточностью и их влияние на олигофренопедагогику. Представленный анализ развития взглядов М. С. Певзнер способствует более глубокому пониманию теоретических проблем с точки зрения современной науки, вместе с тем помогает решать многие практические задачи диагностики, обучения и развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Материалы диссертации могут быть применены в учебно-воспитательном процессе в специальных школах, использованы педагогами, психологами и медиками, в учебных пособиях по вопросам коррекционной педагогики и психологии, при подготовке и чтении курсов лекций по олигофренопедагогике.

Надежность и достоверность данных, полученных в ходе работы, обеспечивались исходными методологическими позициями, историографическим подходом с применением методов исторического сравнения, сопоставления взглядов разных исследователей, хронологизации.

Апробация исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедр коррекционной педагогики и специальной психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (2001;2002), Челябинского государственного университета (2000;2001). Основные положения работы были представлены на региональных научно-практических конференциях (Шадринск, 2000) — на Международной межвузовской научно-практической конференции (С-Петербург, 2001) — на Всероссийской конференции «Становление личности на современном этапе» (Бийск, 2000) — на межвузовских студенческих конференциях (Челябинский государственный университет, 2000, 2001; Университет Российской академии образования, 2001).

Этапы исследования: исследование осуществлялось в три этапа:

На первом (1999;2000) осуществлялся подбор и изучение философской, психологической, медицинской, педагогической литературы, а также историографической литературы по развитию патогенетического подхода при исследовании психолого-педагогических особенностей детей с недостатками развития.

На втором (2000;2001) осуществлялось дальнейшее теоретическое осмысление проблемы, изучались труды М. С. Певзнер в области коррекционной педагогики и психологии. Был разработан методологический аппарат исследования, выдвинуты гипотетические положения исследования, разработана основная концепция исследования, продумывались задачи, позиции о систематизации научного материала в русле вклада М. С. Певзнер в развитие патогенетического подхода.

На третьем (2001;2002) проводился анализ архивных материалов, относящихся к жизни и творчеству М. С. Певзнер, анализ и определение основных научных концепций М. С. Певзнер в области олигофренопедагогики.

На защиту выносятся:

Результаты историографического исследования научного наследия М. С. Певзнер, которые оказали решающую научно-теоретическую роль на процессы диагностики аномального развития и дифференциацию в специальном обучении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

История развития олигофренопедагогики показала огромную значимость связи патогенетического подхода с особенностями психического развития олигофренов и коррекционной направленностью педагогического воздействия в специальной школе.

М.С. Певзнер оставила богатое научное наследие, не потерявшее своей актуальности для современной науки и практики специального образования.

В лаборатории клинического изучения аномальных детей М. С. Певзнер в свете основных идей, выдвинутых в свое время J1.C. Выготским были разработаны положения и научные концепции, связанные с патогенетическим видением процесса дифференциальной диагностики и последующего коррекционного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Наибольший вклад М. С. Певзнер внесла в клиническое изучение детей с олигофренией, а создание классификации олигофрении, основанной на патогенетическом принципе, позволило выйти на качественно новый уровень в серии исследований как в дифференциальной диагностике, так и в процессе обучения и воспитания детей с олигофренией.

С именем М. С. Певзнер связан новый этап в развитии коррекционной педагогики. Ее труды послужили основой для построения научной школы и теоретического обоснования принципов и методов изучения и комплексной диагностики детей с проблемами развития.

Проведенный обобщенный анализ вклада М. С. Певзнер в развитие патогенетического подхода показал значимость разработанных ею теоретических положений в области олигофренопедагогики и позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы показал историческую преемственность в развитии взглядов на развитие психики детей с олигофренией. Критическое усвоение научных достижений позволило многим ученым сформулировать ряд новых положений, позволивших направить современную науку на более осмысленное изучение причин того или иного нарушения. Работы, основанные на принципиальных подходах JI.C. Выготского, по сути своей, являлись опорными точками развития теоретических позиций и ряда прикладных исследований в специальной педагогике.

2. За последние 30−40 лет, благодаря усилиям педагогов, клиницистов и психологов была выделена новая категория детей с нарушениями в развитии из общего числа учащихся с пониженной обучаемостью. Целый ряд ученых провели исследования, в которых были сделаны попытки классификации их состояний. Достаточно глубоко изучались высшие психические функции этих детей, предлагались концептуальные модели их коррекционно-развивающего обучения, были уточнены диагностические критерии отбора и дифференциации детей с ЗПР от других форм интеллектуальной недостаточности. Клинико-генетический подход позволил подойти к изучению причин целого ряда нарушений. Были разработаны определенные подходы к эндокринным формам олигофрении, к проблеме обоснования психического и психофизического инфантилизма, рассмотрена этиопатогенетическая основа инфантилизма разных зон головного мозга, особенно, если они сочетаются с недоразвитием речи.

3. Заслуга М. С. Певзнер заключается, в первую очередь, в четкой дифференциации и отграничении понятия умственной отсталости. Кроме того, четкое определение олигофрении было связано также с адекватными представлениями М. С. Певзнер о клинике и структуре данного поражения и системном недоразвитии высшей нервной деятельности этих детей. Исходя из симптоматики олигофрении, М. С. Певзнер с достаточной полнотой раскрыла особенности высших психических функций этих детей, что и позволило внести целый ряд изменений в систему педагогического воздействия в плане обучения и воспитания детей с олигофренией. Динамический подход к развитию олигофрении позволил М. С. Певзнер увидеть тот специфический путь развития, который свойственен этой группе детей. Динамика изучения детей с олигофренией позволила доказать не только идентичность основных закономерностей развития психики нормального и аномального ребенка, но и еще раз более четко показать влияние основных симптомов олигофрении на их психическое развитие в процессе обучения.

4. Впервые, используя системную взаимосвязь патогенетических, клинических, нейропсихологических, педагогических и психологических факторов, М. С. Певзнер предложила классификацию, которая позволила современным педагогам и психологам построить систему коррекционного воздействия, направленную на преодоление тех познавательных, поведенческих, эмоционально-волевых и личностных патологических проявлений, которые стали рельефны в процессе диагностики с опорой на классификационные признаки, предложенные М. С. Певзнер.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.K. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы // Дефектология.-1974.-№ 1.- С. 62.
  2. O.K., Агавелян B.C., Смирнова И. Г. Творческий путь М.С. Певзнер // Психология XXI века. Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов/ под ред. А. А. Крылова. С-Петербург, 2001, — С.5−6.
  3. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. // Сборник научных трудов. / Редкол.: В. В. Воронкова, В. Г. Петрова, И. Г. Власенко. М.: Изд. АПН СССР, 1988.- 168 с.
  4. О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза: Автореф. Дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1977.
  5. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 97 113.
  6. Н.Н. Опыт дифференцированного подхода в воспитании детей с ЗПР. // Дефектология. 1978. — № 4. — С. 57.
  7. Л.О. Невропатология. М., — 1987.
  8. В.М. и др. Методическое пособие к практическому курсу психиатрии на лечебном факультете медицинского института. М., 1962.
  9. И.М., Гамаюнова А. Н. Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы. // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 18.
  10. Е. Комплексное изучение детей с временными задержками развития и вопросы их обучения. // Дефектология. 1975. — № 4. С. 37.
  11. А.С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1977.
  12. А.С. Сравнительная характеристика структуры и содержания общения учащихся массовых и вспомогательных школ // коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. — Свердловск, 1973.-Вып. 2-С. 22−30.
  13. Г. П. Близнецовый метод при изучении олигофрении у детей. М.: Педагогика, 1975.
  14. Г. П. Клиническая характеристика глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 9.
  15. Г. П., Лильин Е. Г. Роль экзогенных влияний в развитии близнецов-олигофренов. // Дефектология. 1971. — № 3. — С. 35.
  16. Г. П., Певзнер М. С., Мареева Р. А. Синдром Маршала и Ушера -наследственные формы слепоглухоты (клиникопсихолого-педагогическое изучение). // Дефектология. 1988. — № 2. — С. 35−43.
  17. Г. П., Розанова Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом. // Дефектология. 1993. — № 4. — С. 3.
  18. В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
  19. П.П. Педология // Под ред. В. А. Сластенина. М.: Владос. — 1999.-288 с.
  20. Е.И. Лечение различных форм олигофрении. В кн.: Проблемы общего психического недоразвития Л., — 1976. С. 49.
  21. Большая Советская Энциклопедия: в 30-ти т. Т.25. Струнино — Тихорецк / Под ред. A.M. Прохорова. Изд. З-е.-М.:Советская энциклопедия. — 1976. 600 с.
  22. Г. И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей. // Дефектология. 1998. — № 3. — С. 15.
  23. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Уч.-методическое пос. для дефектологов. -М., «Гном-Пресс», 1999. — 57 с.
  24. А.А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М., 1972.
  25. С.Е. Некоторые современные тенденции специального образования в США. // Дефектология. 1987. — № 2.
  26. Т.А. Основные направления и задачи дальнейшего развития научных исследований в дефектологии. // Дефектология. — 1975. № 5. С. 3−10.
  27. Т.А. Проблемы преодоления отклонений в развитии детей. // Дефектология. 1972. № 1. С. 3−9.
  28. Т.А. Государственная забота о воспитании и обучении аномальных детей и пути развития советской дефектологии. // Дефектология.- 1970. -№ 2.-С. 3.
  29. Т.А. Каждому ребенку надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития). // Дефектология. — 1969.- № 4. С. 3.
  30. Т.А. Знания особенностей дефекта важнейшее условие улучшения учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. // Дефектология. — 1969. — № 1. — С. 10.
  31. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
  32. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.- М.: Просвещение, 1967. 207 с.
  33. Внедрение дефектологических исследований в педагогическую практику. / Под ред. Т. В. Розановой. М., 1978.
  34. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л. С. Выготского. -М., 1924.
  35. Вопросы олигофренопедагогики. Сб. трудов. / Ред. Коллегия: М. Н. Перова и др. М., 1977.
  36. Л.С. История развития высших психических функций. Собр.соч. в 6-ти т. Т.З. М., 1983. — С. 5−328.
  37. JI.C. К психологии и педагогике детской дефективности. // Дефектология. 1974. — № 3. — С. 71−79.
  38. JI.C. и современная дефектология. // Дефектология. 1982. -№ 3. — С. 3.
  39. П.Б. Избранные труды / Под ред. О. В. Кербикова. — М., -1962.
  40. А.П., Дульнев Г. М. Задачи трудового обучения в специальных школах. // Дефектология. 1969. — № 5. — С. 3.
  41. А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. — 1983. № 6. — С. 3−16.
  42. Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе. // Дефектология. 1975. — № 5. — С. 14−20.
  43. Н.В., Оганесян Е. В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. // Дефектология. 1991. — № 1.
  44. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., Учпедгиз, 1961. — 196 с.
  45. И.И. К спорным вопросам вспомогательной школы // Вопр. Дефектологии. 1931. № 3.
  46. Дети с задержкой психического развития (Хрестоматия). // Составители: O.K. Агавелян, И. Г. Смирнова, B.C. Агавелян, P.O. Агавелян, М. Г. Агавелян. В 3 ч. Челябинск: Изд-во Околица. -2001. -Ч. 1. 164 с.
  47. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., — 1984.
  48. Дефектологический словарь/ Гл. ред. А. И. Дъячков. М.: Педагогика, 1970.-504 с.
  49. Дефектология вчера, сегодня, завтра. // Дефектология. — 1993. — № 6. -С. 3−8.
  50. Дисциплинарность и взаимодействие наук. // Отв. Ред. Академик Б. М. Кедров, канд. Философ. Наук Б. Г. Юдин. М., Наука. 1986. — 280 с.
  51. Дошкольное воспитание аномальных детей. (Книга для учителя и воспитателя) / Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993. с. 130−134.
  52. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой, В. Г. Петровой. М.: Просвещение, 1981.
  53. Г. М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1970. — № 1. — С. 8.
  54. З.М. Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР. // Дефектология. 1980. — № 4. — С. 27.
  55. З.М., Ростягайлова Л. И. Клинико-психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО. // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 73.
  56. З.М., Ростягайлова Л. И. Итоги клинико-психолого-педагогического обследования учащихся вторых классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) школ Москвы. // Дефектология. — 2000. № 6. -С. 40.
  57. А.И. Вопросы обучения и изучения аномальных детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  58. Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушение интеллекта. // Дефектология. 1999. — № 6. — С. 25.
  59. Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. — М.: Медицина. 1993. — С. 25−30.
  60. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995. 112 с.
  61. Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980. -398 с.
  62. Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: Приложение: Дневник Е. К. Грачевой. М.: НПО «Образование», 1995. — 400 с.
  63. Х.С. Проблемы дефектологического образования. // Дефектология. 1969. -'№ 1. — С. 76.
  64. Занков J1.B. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. -135 с.
  65. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -418 с.
  66. Л.В. Лев Семенович Выготский как дефектолог. // Дефектология. 1971. № 6. С.-3−15.
  67. Л.В., Певзнер М. С. Почему дети бывают трудными. Гос. учеб.-педаг. Изд-во. М., — 1933.
  68. Л.В., Певзнер М. С., Шмидт В. Ф. Трудные дети в школьной работе. Методическое пособие для педологов и учителей. Гос. учеб.-педаг. Изд-во. М., Л., — 1933. — С. 60−73.
  69. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980. — 169 с.
  70. В.А. Психология сегодня (от теории к практике). // Изд-во Знание. М., 1981. -94 с.
  71. Изучение личности аномального ребенка. Тезисы докладов конференции. 12−13 апреля 1977 года. / Под ред. Ю. А. Кулагина и др. М., 1977.
  72. Изучение проблем психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены и дефектологии в Академии Педагогических Наук СССР. / Под общей ред. А. В. Петровского и А. А. Бодалева. М., — 1977.
  73. Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Киев, Вища школа, 1984. — 184 с.
  74. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JI., — 1982.
  75. К. Проблемность идей педагогов конца XIX начала XX вв. о воспитании и развитии личности в наследии А. С. Макаренко. // Развитие личности. — 1998. — № 3−4. — С. 153.
  76. А.И. Наглядное обучение и проблема развития умственно отсталых учащихся в истории олигофренопедагогики. // Дефектология. — 1991.-№ 2.- С. 61−66.
  77. В.Ю. О семьях бывших воспитанников специальных школ для аномальных детей. // Дефектология. -1975. № 4. С. 28.
  78. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов, а также педагогов и психологов по социальной работе в Литве. // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 87.
  79. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Владос, 1998.-208 с.
  80. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Аладемия, 1999. 304 с.
  81. Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. // Сборник научных трудов./ Под ред. Е. М. Мастюковой, К. С. Лебединской. М., 1991. 160 с. •
  82. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом: Сб. научных трудов / Под ред. М. С. Певзнер и Т. В. Розановой. -М., 1980.
  83. В.В. Формирование коллективных отношений учащихся в процессе профессионально-трудового обучения.// В кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе: Сб. научных тр. Свердловск, 1983. — С. 7−15.
  84. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, — 1991. — 143 с.
  85. К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. М., 1982. — С 5−21.
  86. К.С., Альбрехт Э. Я., Малинаускене В. А. Состояние психической декомпенсации у подростков, страдающих олигофренией. (Клинико-психолого-педагогическое исследование). // Дефектология. — 1975. -№ 5.-С. 18−26.
  87. К.С., Райская М. М., Немировская С. В., Мальцина B.C. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение I). // Дефектология. 1980. — № 2. — С. 4- 14.
  88. К.С., Райская М. М., Немировская С. В. Мальцина B.C., Фишман М. Н., Грибанова Г. В. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе). // Дефектология. 1980. № 5. -С. 3−14.
  89. В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии. // Дефектология. 1987. № - С. 3−11.
  90. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. — № 6. — С. 16−17.
  91. В.И. Новый ежегодник по проблемам умственной отсталости. // Дефектология. 1970. — № 6. — С. 90.
  92. В., Шиф Ж., Петрова В., Певзнер М. Специальная психология на IV Всесоюзном съезде психологов. // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 92.
  93. А.Р. и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. М.: 1982. — с. 10−18.
  94. С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 384 с.
  95. С.С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. Учебное пособие. М., Просвещение. 1973. — 185 с.
  96. М.С. Певзнер (к 75-летию со дня рождения). // Дефектология. 1976. — № 4.-С. 94−95.
  97. Н.А. Взаимодействие наук. Философско-методологические проблемы. Харьков. Вища школа. 1984. — 137 с.
  98. А.Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением нтеллекта. М., — 1988.
  99. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. С. 3 -11.
  100. Н.Н. Новые информационные технологии в специальном образовании: проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды». // Дефектология. -1991,-№ 5.-С. 5.
  101. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. — № 4.- С.3−10.
  102. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. -№ 6.-С. 3−10.
  103. И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. Университета, — 1997. -52 с.
  104. Мария Семеновна Певзнер (к 80-летию со дня рождения). // Дефектология 1981. — С. 95−96.
  105. И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов ЗПР. // Дефектология. 1977. — № 6. — С. 3.
  106. Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. / Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., Владос, 1997. — 304 с.
  107. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии (ранняя диагностика и коррекция). М.: Просвещение, 1992. с. 5−17.
  108. Е.М. Клинико-психолого-педагогическая характеристика и дифференциальная диагностика синдромальных наследственно обусловленных форм аномалий психического развития. // Дефектология. -1989.-№ 1.-С. 9.
  109. Е.М., Переслени Л. И., Певзнер М. С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом. // Дефектология. 1988. — № 4. — С. 12−21.
  110. В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период их адаптации к школе. // Дефектология. 2000. — № 6 — С. 9.
  111. В.Ф. Трудовое обучение в специальных школах Киргизской ССР.//Дефектология. 1971. № 5. С. 31.
  112. В.Ф. Правильный отбор и комплектование важное звено в работе специальных школ. // Дефектология. — 1970. — № 1. — С. 3.
  113. С.Л. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе. // Дефектология. 2000. — № 3. — С. 32.
  114. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. Изд-во Наука. М., — 1980. — 303 с.
  115. И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 3.
  116. Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающих проблемных детей раннего возраста. // Дефектология. — 1998.-№ 3.-С. 49.
  117. Н.Г. Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. С. 63−76.
  118. А.А. К вопросу о перинатальной гипоксической энцефалопатии и ее последствиях: морфология, клиника и диагностика. // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 71.
  119. Н.В. Новые формы работы по социальной адаптации детей-сирот. // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 54.
  120. .Н. Некоторые вопросы изучения личности умственно отсталого ребенка. // Дефектология. 1982. № 6. С. 24.
  121. А.Н., Замский Х. С. Основные требования к организации учебного процесса.// Учебный процесс во вспомогательной школе — Екатеринбург, 1993.-Вып. 1.-С. 10−15.
  122. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 2000. -№ 4.-С. 36.
  123. В.И. К вопросу социальной реадаптации больных олигофренией. Материалы Второго всероссийского съезда невропатологов и психиатров. Л., М, 1967.-С. 250−252.
  124. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. М.: Изд-во УРАО, 1998.-224 с.
  125. М.С. «Мой ребенок не такой как все». // Дефектология. 1971. -№ 2.-С. 85−86.
  126. М.С. Дети-олигофрены (Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 486 с.
  127. М.С. Клиника психопатий в детском возрасте. Опыт лечебно-педагогической работы. М., Учпедгиз, 1941. — 120 с.
  128. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития. // Дефектология. 1972. — № 3. — С. 3−9.
  129. М.С. Клиническая характеристика основных вариантов дефекта при олигофрении. // Сб. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка». Т. 1., М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  130. М.С. Клиническая характеристика основных вариантов дефекта при олигофрении. // Сб. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка». М., Т. 1., — 1956. — С. 354−399.
  131. М.С. Медицинское обслуживание специальных школ. // Дефектология. 1970. — № 6. — С. 3−10.
  132. М.С. Нарушение регулирующей роли речи в поведении олигофренов с недоразвитием лобных систем. // Сб. «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка». — Т.П. М., -1958.-С. 437−453.
  133. М.С. Принципы отбора учащихся во вспомогательные школы. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  134. М.С. Развитие ребенка постэнцефалитика (эпидемический энцефалит). // Невропатология и психиатрия. 1935. — № 5.
  135. М.С. Соотношение биологического и социального в развитии человека (материалы симпозиума). // Дефектология. 1975. № 4. С. 93−96.
  136. М.С. Структура интеллектуального дефекта при закрытых травмах мозга у детей и подростков. М., Медгиз, Т. IV. — 1949.
  137. М.С. Теория и методы патопсихологии. // Дефектология. — 1975. № 1. — С. 86−87.
  138. М.С. Ценное издание. // Дефектология. 1983. — № 2. — С. 75.
  139. М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении. // Дефектология. 1972. — № 6. — С. 15−16.
  140. М.С. Этиопатогенез и классификация олигофрении. В кн.: Клинико-генетическое исследование олигофрении. // Под ред. М. С. Певзнер. М., Педагогика. 1972. — С. 3−22.
  141. М.С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей. // Дефектология. 1979. № 3. С. 3- 10.
  142. М.С., Бертынь Г. П., Мареева Р. А. Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха (П сообщение). // Дефектология. 1980. — № 4. -С. 9−15.
  143. М.С., Бертынь Г. П., Мареева Р. А. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами (I сообщение). // Дефектология. 1979. -№ 4.-С. 3−11.
  144. М., Бертынь Г., Райская М., Явкин., Цукерман И., Спирова Л. Сессия общества по реабилитации в ГДР (секция аномальных детей и подростков). // Дефектология. 1969. — № 5. — С. 92.
  145. М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М, Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 229 с.
  146. М.С., Молчановская И. В., Давыдов В. А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся с глубоким нарушением зрения. // Дефектология. 1983. № 6. С. 34−39.
  147. М.С., Ростягайлова Л. И. Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития при компенсированной гидроцефалии. // Дефектология. 1981. — № 4. — С. 10−16.
  148. М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии). М., Педагогика. 1982. — 104 с.
  149. М.С., Селищева Р. Ф. Клиническая характеристика интеллектуальной недостаточности при врожденном гипотериозе у детей. // Невропатология и психиатрия имени С. С. Корсакова. Т. ЬХХП, выпуск 9. Медицина, 1972.-С. 1399−1341.
  150. М.С., Явкин В. Шестой том ежегодника по вопросам умственной отсталости. // Дефектология. 1976. — № 2. — С. 78−82.
  151. М.С. Основные направления в изучении олигофрении.// Дефектология. 1970. — № 2. С. 40.
  152. Л.И., Слободяник Н. П., Шушковская А. А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивающие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников. // Дефектология. 1998. — № 2. -С. 10.
  153. В.Г. Проблема обучения и развития умственно отсталых детей в специальной психологии. // Дефектология. С. 5−25.
  154. В.Г. Анализ словаря письменной речи умственно отсталых школьников. // Дефектология. 1971. — № 5. — С. 24.
  155. В.Г., Белякова И. В. К вопросу о разнообразии форм обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием. // Дефектология. 1995. -№ 2. -С. 19−26.
  156. В.Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развтии? -М., 1998.- 104 с.
  157. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 319 с.
  158. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А. Д. Виноградова. М.: Просвещение, — 1985. — С. 18−27.
  159. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурии. М., — 1973. — С. 4−19.
  160. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании». // Дефектология. 1995. -№ 1.-С. 3−15.
  161. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. // Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1972.
  162. Т.П. Медицинская психология. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
  163. М.М., Явкин В. М., Егорова Т. В. Клиническое изучение Школьной неуспеваемости (симпозиум). // Дефектология. 1969. — № 3. — С. 91.
  164. М.Г. ЗПР у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления). // Дефектология. -1977.-№ 2.-С. 3.
  165. Розанова Т. VI Всесоюзные педагогические чтения (секция дефектологии). // Дефектология. 1982. — № 4. — С. 74.
  166. Ю.Б. Изменения психики при поражении лобных долей мозга. -М., 1948.
  167. Российская педагогическая энциклопедия. // Редколлегия: В. В. Давыдов. М., Научное изд-во «Большая российская энциклопедия». 1999 — Т. 2. — С. 110.
  168. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., -1979.199 с.
  169. Г. И. Культура ученого: философско-социологический анализ. // Автореферат на соискание уч. степени канд. философских н., Томск, 1983.
  170. Системный метод и современная наука. // Сборник научных трудов. Новосибирск, 1976. — С. 1−163.
  171. О.М. Сложные формы интеграции науки. М., Высшая школа, -1983.- 152 с.
  172. А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1965. — С. 5−12.
  173. Е.О. Значение концепции общения М.И. Лисиной для отечественной психологии (К 70-летию со дня рождения М.И. Лисиной). // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 87.
  174. А.Н. Что такое охранительный педагогический режим. // Дефектология. 1975. № 1. С. 75.
  175. Л.И. Психопатия и психопатоподобные состояния. Автореф. Диссертации на соиск. учен. степени доктора мед. Н. Л., 1962. 16 с.
  176. Н.М. Значение психологического обследования в работе отборочных медико-педагогических комиссий. // Дефектология. 1990. — № 2. — С. 3.
  177. Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости. // Дефектология. 1994. — № 4. — С. 53−59.
  178. Е.А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. // Дефектология. 2000. — № 5. -С. 86.
  179. В.А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. 1989. — № 1.
  180. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3, М.: Медгиз. 1965.-335 с.
  181. В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 3.
  182. Т.П., Семенайт Н. А. К вопросу об изменении структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология. — 1998.-№ 4. С. 38.
  183. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990. С. 134−173.
  184. У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Нижний Новгород, 2001. -196 с.
  185. О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. М., — 1990.
  186. Философско-методологические основания системных исследований. Системный анализ и системное моделирование. Изд-во Наука. М., — 1983. — 324 с.
  187. Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. Редколлегия: Б. М. Бабосов, В. К. Лукашевич, В. К. Савченко, Л. М. Томильчик. Минск. Наука и техника. 1985. — 279 с.
  188. Философско-методологические проблемы науки. Алма-Ата. Изд-во Наука Казахской ССР. 1986. — 222 с.
  189. М.Н. Электрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с трудностями в обучении. // Дефектология. 1999. -№ 5.-С. 19.
  190. М.Н., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 24.
  191. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М., — 1964.
  192. Е.Д. Нейропсихология и ее место в системе медицинской психологии. В кн.: Психология и медицина. М., 1978.
  193. С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР. // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 6.
  194. С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа детский сад». // Дефектология. — 2000. — № 6. — С. 37.
  195. Шипицына J1.M. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения. // Дефектология. 1999. -№ 5. — С. 3.
  196. В.М. Задержки развития специфической этиологии. // Дефектология. 1973. — № 2. С. 17.
  197. В.М. О генетических исследованиях аномалий развития. // Дефектология. 1971. — № 4. — С. 82.
  198. В.М. О работе V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. // Дефектология. 1970. — № 2. — С. 92.
  199. В.М. Вопросы классификации олигофрении на пятом Всесоюзном совещании по психиатрической диагностике, классификации и статистике. // Дефектология. 1970. — № 5. — С. 93.
  200. В.М., Милич М. В., Сазонова JI.B. О некоторых аномалиях развития специфического происхождения. // Дефектология. 1972. — № 2. -С. 32.
  201. A.Homburges. Vorlesungen uber Psychopathologie des Kidesalters.-Verlag v. Y.Springer. Berlin, 1926.
  202. Gronbach L.J., Essentials of Psychological Testing-New York, 1960.
  203. Gilmore I.V. The productive personality.- St. Francisco, 1974.
  204. Manset G., Gerber M.M. Learning disabilities as social construct: changing perspectives and implications for polisy and practice // Jbid.-P. 203.
  205. Mansfield R.S., Busse T.V. The psychology of creativity and discoveri (Scientists and their work). Chicago, Welson Hall, 1981/
  206. Masland R.L., Sarason S.B., Gladwin Т.Н. Mental Subnormality, Biological, Psychological fhd Cultural Factors-New York, 1958.
  207. Miller S. Vigotsky, s zone of proximal development in transformative pedagogy: scaffolding multicultural discourse in integrated literature-history classes // Jbid.-P. 204−205.
  208. Olah A. Creativity and personality variables Studies in Creativity. Budapest, 1987. P. 87−108.
  209. Veer van der R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A quest for sunthesis. Oxford. Blackwell, 1991.
  210. Wegener H. Die Rehabilitation der Schwachbegabten-Munchen-Basel, 1963/
  211. Wanning van A. The wokrs of pioneering psychoanalist Sabina Spielrein// Internet. Rev. Of psychoanalisis. 1992. N 19.-P. 339−414.
  212. Simonton D.R. Scientific gemius: A psychology of science. W.Y. etc., 1988/
Заполнить форму текущей работой