Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профильное обучение в средних общеобразовательных учебных учреждениях как педагогическая проблема

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой — ряд факторов, сдерживающих… Читать ещё >

Профильное обучение в средних общеобразовательных учебных учреждениях как педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность профильного обучения

Изменения во многих сферах российской социально — экономической жизни не могут отражаться на состоянии школьного образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создание условий для психологической поддержки молодёжи, оказания школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Быстро меняющаяся действительность требует от выпускников школы не только определённого уровня знаний, но и наличия определённого интереса к познанию, навыков самостоятельного альтернативного мышления, умений быстро адаптироваться, выживать, используя свой творческий потенциал.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [1].

Данная идея находит своё дальнейшее развитие и уточнение в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

На основании приказа Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования», приказа Министерства образования России от 26.10.2004 г. № 101 «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» в настоящее время проводится эксперимент по введению профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования [2].

Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения [2].

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • — обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • — создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • — способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • — расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [4,23].

Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т. д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

К 15−16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70−75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности [23,45].

Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой — ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др.

Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся [4,35].

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения [5,37].

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы — обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Гражданские права и обязанности» поддерживает изучение профильного предмета граждановедения. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней изучения учебных предметов: общеобразовательного и профильного.

Профильная школа является институциональной формой реализации этой цели. Пока это основная форма. В перспективе возможно создание других форм, в том числе, выводящих реализацию стандартов и программ за стены общеобразовательного учреждения.

Профильная школа — это не разновидность гимназии или лицея, это не новое имя для школы с углубленным изучением ряда предметов, это не особый статус для общеобразовательной школы. Профильная школа — это не столько новое названиие, сколько иное качество образования, иной уровень доступности образования. Образования в двуедином смысле этого слова — процесс и результат [16,28].

Профиль представляет собой комбинацию базовых и профильных учебных предметов и элективных курсов.

Базовые предметы — это общеобразовательные предметы, обязательные для изучения всеми учащимися независимо от выбранного профиля, и по своему содержанию соответствующие требованиям единых общих экзаменов.

Обязательными базовыми учебными предметами являются:

  • — «русский язык»
  • — «литература»
  • — «иностранный язык»
  • — «математика»
  • — «история»
  • — «физическая культура»
  • — «обществознание» (интегрированный предмет, включая экономику и право)
  • — «естествознание» (интегрированный предмет)

Остальные базовые предметы изучаются по выбору.

Профильные предметы — это учебные предметы, изучаемые углубленно или на повышенном уровне, их содержание соответствует профильным образовательным стандартам и требованиям единых профильных экзаменов (или единых экзаменов по выбору на повышенном уровне). Профильные предметы выбираются для изучения учащимися (не менее двух предметов) и являются для них обязательными, так как они определят специализацию каждого конкретного профиля обучения [5,54].

Так, «физика», «химия» и «биология» являются профильными учебными предметами в естественно-научном профиле; «литература», «русский язык», «иностранный язык» — в филологическом профиле; «обществоведение», «право», «экономика» в социально-экономическом профиле и т. д.

Выбранные профильные предметы на базовом уровне уже не изучаются.

В соответствие с выбранными профильными предметами учащиеся объединяются в классы по 25 человек. Иными словами, профильный класс может быть открыт в данной школе в том случае, если есть не менее 25 старшеклассников, изъявивших желание изучать данный профиль.

Элективные курсы — это обязательные предметы, также изучаемые учащимися по выбору и позволяющие:

  • — либо расширить представление учащихся в какой-либо образовательной области (например, курсы художественной направленности);
  • — либо подготовиться к сдаче выпускных экзаменов (например, курс подготовки к сдаче ЕГЭ по предмету);
  • — либо дополнительно углубить свои знания по избранному профильному предмету (например, курсы лабораторного практикума в естественно-научном профиле);
  • — либо изучить курсы исходя из своих инртересов (например, курс дополнительного иностранного языка).

Учащиеся, обучающиеся в одном и том же профильном классе, могут выбрать разные элективные курсы. По элективным курсам единые общие экзамены не проводятся.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов, и учитывая нормативы учебного времени каждое образовательное учреждение, а в принципе, и каждый обучающийся вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся — выбор профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию [16,56].

Ресурс времени на профильное обучение в старших классах возникает в результате исключения из программ всех учебных предметов избыточной информации, которая может быть найдена в справочных изданиях, и отбора фундаментальной части содержания школьных программ, а также знаний, имеющих мировоззренческое или практическое значение для жузнедеятельности, последующего образования и самообразования любого человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой