Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие и роль юмора и сарказма в культуре и журналистике

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также говоря об отличиях и роли юмора сарказма можно сказать, что за многие столетия эстетическое явление комического накопило богатый арсенал разрешения нелепых, глупых, ошибочных поступков и действий людей, получивший в искусстве название ``юмор, характерный для народных пословиц, поговорок, баек'' (или ``анекдотов, розыгрышей, шуток'', а в искусстве — ``гротеск'', ``сатира'', ``фарс… Читать ещё >

Понятие и роль юмора и сарказма в культуре и журналистике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В предыдущей главе было выяснено, что юмор и сарказм являются выражением авторской позиции, но прежде чем выяснить какими приемами и способами они выражают позицию автора, важно знать их понятие и роль в культуре и журналистике.

Для начала рассмотрим понятие юмора и сарказма.

В словаре С. И. ОжеговаОжегов С. И. Толковый словарь. юмор определяется как «1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо. 2. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном комическом виде».

В Большой советской энциклопедии юмор Большая советская энциклопедия. — «особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью».

В Литературной Энциклопедии юмор Литературная энциклопедия. — это «особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комичную трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным».

Приведём теперь определения сарказма и выясним, чем отличаются юмор и сарказм.

В словаре С. И. Ожегова даны такие определения сарказма: «сарказм — 1. Язвительная насмешка, злая ирония. 2. Едкое, насмешливое замечание».

В Большой Советской Энциклопедии сарказм определяется как «вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку. Высшая степень иронии, открывающая негативную оценку явления непосредственно вслед за позитивным „зачином“ (который ирония в остальных случаях сохраняет и развивает, припрятывая критицизм в подтекст, в подразумеваемое).».

В литературной энциклопедии Литературная энциклопедия «сарказм ([от греческого sarkadzo — рвать, терзать) — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого».

Исходя из определений можно сделать вывод, что юмор и сарказм — это виды комического. Но сарказм, в отличие от юмора, злая и намеренно обличительная насмешка. В юморе серьёзное скрывается под маской смешного, обычно с преобладанием положительного, «смеющегося» отношения, в отличие от отрицательного отношения к предмету в сарказме.

В отличие от «разрушительного смеха», сатиры и «смеха превосходства» (в том числе иронии), в юморе под маской смешного таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака», что обеспечивает юмору более целостное отображение существа явления.

В целом юмор стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне юмор открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное — «сквозь видный миру смех… незримые ему слезы» (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, — образ, материализующий оба аспекта Ю.

Говоря о сарказме, можно отметить, что он как и сатира, заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние её. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия. Одним из требований саркастической действенности является афористичность.

Афористическую форму сарказма использует, например, Ленин для концовки статьи о Гейдене: «Что такое филистер? Пустая кишка, полная трусости и надежды, что бог сжалится. Что такое российский либерально-демократический филистер кадетского и около-кадетского лагеря? Пустая кишка, полная трусости и надежды, что контрреволюционный помещик сжалится!» .

Т. е. комический элемент в саркастическом изобличении может быть весьма ничтожен. В сарказме негодование высказывается вполне открыто. С таким сарказмом говорит, например, М. Ю. Лермонтов о своём поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».

Благодаря своей непосредственной ударности, сарказм является формой изобличения, в одинаковой степени присущей публицистике, полемике, ораторской речи, художественной литературе и, конечно, журналистике.

Именно поэтому сарказм особенно широко используется в условиях острой политической борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы сарказма у Демосфена, Цицерона и Ювенала. Глубоким сарказмом было проникнуто творчество великих борцов молодой буржуазии против феодализма. Ф. Рабле, гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой.

Также говоря об отличиях и роли юмора сарказма можно сказать, что за многие столетия эстетическое явление комического накопило богатый арсенал разрешения нелепых, глупых, ошибочных поступков и действий людей, получивший в искусстве название ``юмор, характерный для народных пословиц, поговорок, баек'' (или ``анекдотов, розыгрышей, шуток'', а в искусстве — ``гротеск'', ``сатира'', ``фарс'', ``издевка'' в зависимости от того, какую роль они играют, например, в преодолении недостатков отдельных, в общем-то, хороших людей (шутка, юмор, анекдот), или в разрешении серьезных конфликтов, разрушающих идеалы (гротеск, фарс, сарказм). Действие шутки благотворное, исправительное, сарказм действует уничтожительное Большая советская энциклопедия.

Это роль юмора и сарказма в культуре в культуре в целом. Эту же роль юмор и сарказм выполняют в журналистике. Говоря конкретней о журналистике можно сказать, что юмор и сарказм здесь родились как общественно активные искусства, как орудие в борьбе нового со старым, настоящего с прошлым. Это обличение общественных язв. Предметом юмора и сарказма в журналистике является отрицательное в жизни, это людские пороки и недостатки, существующее в мире зло, события и явления, требующие высмеивания. Роль юмора и сарказма в журналистике во многом разоблачительная. Т. е. выявление социально-комического в жизни, чтобы заставить смеяться людей над тем, что представляется чем-то высоким, верным и священным и что на самом деле таким не является.

Но нередко автор высмеивает то или иное явление, показывает его с комической стороны, чтобы наставить общество. В данном случае юмор и сарказм выполняют нравоучительную роль Николаев Д. Смех — оружие сатиры. М.: Искусство, 1962 — 224с.

Коммуникативные намерениями автора при этом выступают:

  • 1. поддержание жизненного тонуса;
  • 2. обогащение эмоциональных реакций, развитие чувства юмора;
  • 3. психологический тренинг; побуждение осмеянию события, побуждение к коррекции;
  • 4. активизация внимания на социальные процессы.

Таким образом, с помощью юмора и сарказма автор отражает различные стороны общественной жизни в современном мире. При этом если намерение автора показать серьезное через смешное, подметить абсурдность явления, он прибегает к юмору. Если автор выражает свою яркую негативную оценку явления, даже враждебность, он прибегает к сарказму.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой