Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Джонн Локк (1632−1704) стремился исследовать разум познающего субъекта, его способности, функции и пределы. Поэтому он не исследовал объекты природы, а обратился к самому субъекту. Локк утверждал, что идеи (то, что является объектом исследования человека) исходят из опыта — поэтому опыт — неодолимый предел всякого возможного познания. Отрицая теорию «врожденных идей» Декарта, он исходил… Читать ещё >

Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из позиций, относительно решения вопроса о специфике, источнике и структуре научного знания, в философии Нового времени выделяют две гносеологические концепции:

1. Эмпиризм (от грсч. empiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).

Представители: Ф. Бэкон. Т. Гоббс. Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.

2. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в теории познания, признающее разум решающим или даже единственным источником истинного знания.

Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Рене Декарт (1596−1650) под влиянием математики и естествознания превращает философию в абстрактную теоретическую науку.

Он выступает как последовательный рационалист, выдвигая на первое место в познании разум и самосознание. Базовым понятие в гносеологии Декарта является «сомнение», а главный методологический принцип в познании — «во всем должно сомневаться». Если сомневаться во всем, то человек поймет, что нет ничего несомненного в мире, кроме самого факта сомнения. Сомнение реально существует, этот факт очевиден и нс нуждается в доказательствах. А поскольку сомневается только мыслящее «Я» (сомнение является свойством мысли), то сомневаться — это и значит — мыслить. Поэтому, самым несомненным бытием обладает мыслящее «Я». Отсюда, «я мыслю — следовательно, существую». Это положение становится у Декарта первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире. Интеллектуальная интуиция — это твёрдое и отчётливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством самого ума, настолько простое и отчётливое, что оно не вызывает ни какого сомнения. А разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Декарт выдвигает учение о врожденных идеях, считая, что существует особый род знаний, который нс нуждается в доказательствах. К таким идеям Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит», «целое больше своей части». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

Френсис Бэкон (1561−1626) является родоначальником эмпиризма в английской философии, считал, что в основе познания лежит исключительно наблюдения и опыт. Чем больше опыта (кактеоретического, гак и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. Цель науки, по Бэкону: «познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой».

Джонн Локк (1632−1704) стремился исследовать разум познающего субъекта, его способности, функции и пределы. Поэтому он не исследовал объекты природы, а обратился к самому субъекту. Локк утверждал, что идеи (то, что является объектом исследования человека) исходят из опыта — поэтому опыт — неодолимый предел всякого возможного познания. Отрицая теорию «врожденных идей» Декарта, он исходил из положения, что если какие-либо идеи находились бы в душе человека, то он должен был бы знать о них. Но маленькие дети и умственно больные люди вовсе не осведомлены ни о принципе тождества и непротиворечивости, ни об основных нравственных принципах. Поэтому, никаких изначально врожденных идей в разуме человека нет. На этом основании Локк предполагал, что сознание человека — табула раса, чистая доска, на которой жизнь записывает свой опыт, начиная с ощущений: «Откуда добывается весь материал разума и познания? Отвечу одним словом: из опыта. Именно на нем основано все наше познание и из него же оно берет начало». Локк создает теорию первичных и вторичных качеств. Качество — это способность вещи создавать идеи в разуме. Первые представляют собой «первичные и реальные качества тел, которые всегда находятся в них (т.е. плотность, протяженность, форма, количество, движение или состояние покоя…)». Первичные качества носят объективный характер. Другие — вторичные — «представляют собой комбинации первичных качеств», такие, например, как вкус, цвет, запах и т. п. Имеют субъективный характер. Таким образом, заключает Локк: «Нетничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой