Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономическая сущность подоходного налога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на прибыль предприятий и организаций формирует основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество физических лиц убыточен для бюджета. Налог на добавленную стоимость оказывает существенное… Читать ещё >

Экономическая сущность подоходного налога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль и место подоходного налога в налоговой системе

подоходный налог учет взимание Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Государство без налогов существовать не может, поскольку они — главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Роль налогов тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.

Налогами облагается деятельность человека в самых различных областях.

В системе налогов Российской Федерации далеко не все платежи играют одинаковую роль как с точки зрения доходов бюджетов, так и с позиции влияния на материальное положение налогоплательщиков. Если налог на прибыль предприятий и организаций формирует основную часть налоговых поступлений, то налог на имущество физических лиц убыточен для бюджета. Налог на добавленную стоимость оказывает существенное влияние на деятельность каждого предприятия, а налог на реализацию горюче-смазочных материалов уплачивает только отдельная группа лиц. Граждане являются плательщиками подоходного налога в течение всей своей самостоятельной жизни.

Отсутствие резкой дифференциации доходов населения привело к тому, что прогрессивное налогообложение практически не затрагивало интересов большинства граждан. Доля подоходного налога в денежных доходах населения колебалась в пределах 6−6,8%. Центр тяжести налогообложения был перенесен на предприятия.

Доминирующее положение государственного сектора экономики позволило создать выхватывающую систему взимания налога у источника получения дохода. Доля централизованно установленных ставок и тарифов составляла 4/5 фонда оплаты труда, что практически лишало граждан возможности проявлять какую-либо активность в налоговых отношениях.

Долгое время считалось, что платежи населения формируют лишь 8−9% доходов государственного бюджета (принимались во внимание лишь прямые налоги, существование косвенных налогов на доходы населения отрицалось), а расходы бюджета только на социальные нужды составляли 30−40%. Поэтому вопрос об общественном контроле расходования сумм собранных налогов отпадал как бы сам собой.

В настоящее время процессы экономических преобразований коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов, обуславливающих незначимую роль подоходного и прямых налогов с населения вообще. Подоходный налог сейчас обеспечивает основную массу налоговых поступлений почти во всех государствах.

Ведущее место подоходного налога обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, это личный налог, т. е. налог, объект которого — доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях.

Во-вторых, подоходный налог позволяет максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения — всеобщность и равномерность.

Традиционно подоходный налог — это налог государственный, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Возможность местных органов власти и управления определять условия взимания государственного подоходного налога либо весьма ограниченна, либо вообще исключена. Подоходный налог имеет большое влияние на политическую и экономическую стабильность, на перераспределение доходов. Поэтому нежелательно иметь большое количество субъектов, принимающих решения о подоходном налоге. Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» не наделял местные советы никакими полномочиями в отношении подоходного налога. Однако законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» местным советам было предоставлено право устанавливать льготы по подоходному налогу в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты.

По данным Министерства по налогам подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает сейчас третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость. По предположению налоговой службы подоходный налог с физических лиц в будущем по сумме поступлений займет второе место и будет одной из основных статей дохода бюджета страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой