Отрицание трех Устоев и пяти незыблемых правил
В процессе борьбы с ортодоксальными школами конфуцианства Чэнь Дусю в первую очередь пытался искоренить «три устоя и пять незыблемых правил» — ядро феодализма Китая. В этих законах освещаются вопросы об управлении государством и своим хозяйством, о верности своему государю и своим родителям; о том, как должно строиться феодальное общество. Они поддерживают феодальную иерархию, подавляющую… Читать ещё >
Отрицание трех Устоев и пяти незыблемых правил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В процессе борьбы с ортодоксальными школами конфуцианства Чэнь Дусю в первую очередь пытался искоренить «три устоя и пять незыблемых правил» — ядро феодализма Китая. В этих законах освещаются вопросы об управлении государством и своим хозяйством, о верности своему государю и своим родителям; о том, как должно строиться феодальное общество. Они поддерживают феодальную иерархию, подавляющую мыслительную деятельность человека, в частности, мысли о его независимости. Принципы феодализма в современном мире становятся архаичными и непригодными, вне зависимости от того в какой сфере они функционируют. Чэнь Дусю говорил: «Человек подавляет человека — это особенность жестокого феодального строя. Император угнетает министров, министры — чиновников, чиновники — простой народ, среди простого народа угнетают более слабого, мужчина угнетает жену, а жена — детей» (Чэнь Дусю 1987:663).
Лу Синь придерживался подобной точки зрения, которую выражал в следующих словах: «Жизнь — это неистовый пир человеческих тел; когда он начался, появилась цивилизация, существующая и по сей день. Люди на этом пиру — каннибалы, они пожирают друг друга, издавая пугающие крики приветствия, слабые же стараются молчать, а женщины и дети подавно» (Лу Синь 2005:229). Этот строй ведет к оправданию жестокости, с которой приходится мириться; люди становятся рабами, потому что не остаётся выбора, потому что они не могут сопротивляться. Всё это последствия трёх устоев и пяти незыблемых правил.
«Три устоя» Чэнь Дусю рассматривал, как истоки феодального господства. «Государь имеет подданных, которые являются его собственностью и не обладают независимостью, отец имеет в собственности бесправных сыновей, а мужчина — жену» (Чэнь Дусю 1987:34). Это некий инструмент воспитания в духе конфуцианской морали, создающий феодальное неравенство. Подданный — это тот, кто не имеет права что-либо советовать государю; ребёнок — тот, кому нельзя уезжать далеко от родителей; жена — та, кому нельзя снова выходить замуж после смерти мужа; та, которая навеки должна остаться вдовой.
«Подданному придётся умереть, если этого потребует его государь; сын покончит с собой, если того захочет отец» (Чэнь Дусю 1987:35). Мужчина имеет право взять несколько жен, которые обязаны хранить верность ему одному. «До замужества жещина должна подчиняться отцу, после замужества — мужу, а после смерти мужа — сыну» (Там же, 35). Все эти законы создали идеальную модель неравноправного государства. В результате, повсеместный монархизм, строгость отцовского и мужского контроля создали незыблемую связь между членами общества. Если так будет продолжаться, то уважение к вышестоящему станет клеймом, которое невозможно вывести, новая психология культуры китайской нации никогда не сформируется.
Кроме того, нравственное воспитание заключалось в «Сохранении порядка в государстве», что подразумевало жертвенность человека во благо страны. Однако государство никогда не жертвовало собой во благо своих граждан. Как говорится, «•Ѓ"V"V‰є, «њ"с‰¤"y. —¦"y"V•o, «њ"с‰¤ђb» (Под небом всё на земле принадлежит императору; люди, которые живут на земле — собственность императора). Даже принцип гуманизма «Отдать жизнь за Родину» при феодализме делает из человека раба.
Моральные обязанности и принципы феодализма сравнимы с духовными оковами, которые лишают человека индивидуальности, делают народ невежественным, бесчувственным. Китайцы не просто не могли сопротивляться устоявшимся нормам существования, они даже не осознавали, что являются рабами.