Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация государственной власти в Древнем Риме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку жрецы были хранителями права, то, естественно, они были и его толкователями, в этом они конкурировали с царем. Поэтому известны следующие виды жреческой работы: составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi; собирание ритуальных предписаний — commentarii sacrorum; имена всех божеств с формулой призыва в помощь кого-либо из них — indigitamenta; собирание… Читать ещё >

Организация государственной власти в Древнем Риме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изначально государственная власть в Риме испытывала на себе огромное влияние религии (cultus publicus), что выражалось в институтах сильной жреческой власти. Господство Рима над остальными народами прагматичные римляне рассматривали как плату богов за усердие римлян в религии. Наконец, стоит отметить, что жреческая должность была пожизненной (Светоний. Август. 31) и нередко совмещалась с гражданской магистратурой. Предание приписывает установление первых жреческих коллегий еще Ромулу. Соответственно, первый вопрос, который мы рассмотрим, — это вопрос о роли сакральных учреждений Древнего Рима.

sacrum

При достаточно большом видовом разнообразии жрецов для истории нрава важны только три коллегии: 1) понтификов (pontifices); 2) авгуров (augures); 3) фециалов (feciales). Выбывших в связи со смертью жрецов коллегия дополняла довыбором (cooptatio) из достойных кандидатов, за назначением следовало введение (inauguratio) в должность. В 104 г. до Р. X. по lex Domitia de sacerdotis народ получил право избирать нового члена первых трех важнейших коллегий, образуя для этого специальные comita tributa sacerdotum; впрочем, после избрания кооптация и инаугурация все равно применялись. Важность этих коллегий для права заключается в том, что изначально римское право существовало в двух своих формах, как то: fas и ius. Жрецы, начиная со времени царя Нумы, являлись хранителями и толкователями этого права. Каждой коллегии была поручена своя отрасль права.

Так, считается, что авгуры разрабатывали вопросы публичного права, главным средством для этого служили «ауспиции»; понтифики — гражданского, процессуального и божественного права; фециалы — военного и международного права. И те и другие помещали свои наработки в специальные книги, существование которых подтверждается только у понтификов — libri pontificum, но, несомненно, они были у фециалов и авгуров.

Поскольку жрецы были хранителями права, то, естественно, они были и его толкователями, в этом они конкурировали с царем. Поэтому известны следующие виды жреческой работы: составление календаря с определением dies fasti, dies nefasti, dies intercisi; собирание ритуальных предписаний — commentarii sacrorum; имена всех божеств с формулой призыва в помощь кого-либо из них — indigitamenta; собирание записанных юридических советов, которые жрецы давали по какому-либо поводу, — commentarii pontificum; но, повторим еще раз, существовали и комментарии фециалов и авгуров.

Без участия авгуров не могло произойти ни одно существенное событие в жизни римлян как частного, так и публичного свойства. В силу религиозных предписаний и своего менталитета римлянину полагалось сначала спросить богов, узнать, что они думают по поводу задуманного им действия, и, только узнав волю бога, предпринять действие. Формой такого узнавания воли бога была ауспиция.

Фециалы как представители римской гражданской общины перед богами чужих гражданских общин должны были уметь отводить от Рима и его граждан беду и несчастья, которые чужое божество могло наслать на них. Сами римляне в этом отношении представляли собой уникальный пример религиозного беспристрастия. Чужие боги для них были так же реальны, как собственные, с теми и другими они предпочитали вступать в контакт методом частноправовой сделки: do ut des, facio ut des и т. п. Фециалы выступали послами, объявляли войну — фециал бросал копье в землю противника, и с этого момента война считалась объявленной.

Религия в жизни полиса, а Рим здесь не исключение, играла, как мы установили выше, исключительно важную роль. Корпорации жрецов, говоря современным языком, обеспечивали функционирование государства (civitas) в качестве одного политического целого на сакральном, если можно так сказать, уровне. Осознание гражданами полиса своей общности происходило как раз, но этой линии — наличие у всех единого культа, стоявшего над культом курий и триб. Участие в этом культе было непременным условием получения политической правоспособности гражданина. Общегосударственный культ со временем фетишизировался — архаичное мышление человека освобождалось от внутренней религиозности путем вытеснения ее вовне — в область суеверий. Суеверия владели римлянами настолько крепко, что по образному выражению известного французского историка Фюстеля де Куланжа, все военное искусство римлян заключалось в том, чтобы противник не вынудил их сражаться в несчастливый день (dies nefasti)! Со временем эта theologia civilis, как назвал ее Блаженный Августин, превратилась в пустую обрядность, сохранявшую, тем не менее, важное политическое значение. Принадлежность к культу становилось своего рода удостоверением личности, свидетельством его политической благонадежности. Поэтому проявление открытого неуважения к богам, государственному культу являлось не только проявлением политического диссидентства, но и страшным уголовным преступлением!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой