Основы методики игрового метода
Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам… Читать ещё >
Основы методики игрового метода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Игровой метод
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль[2].
В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются [14]:
игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т. д.;
присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся [20].
Игровой метод является основным в дошкольном и одним из основных в младшем школьном возрасте.
Игры бывают командные и некомандные, сюжетные и бессюжетные.
К командным играм относятся игры, в которых участники делятся на команды, и действия каждого игрока, его энергия и умения направлены на достижение успеха коллектива. Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.
Некомандные игры проводятся без разделения участников на команды. В них каждый играющий самостоятельно решает поставленную перед ним задачу.
Игры, основанные на определенной тематике, относятся к сюжетным. Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.
Бессюжетные игры строятся на выполнении участниками в соревновательной форме предлагаемых упражнений.
Игры проводятся в конце основной и в заключительной частей урока, в течение 10−15 мин. Выбор игры зависит от задач урока, возраста и подготовленности занимающихся.
В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
При подборе игр и их проведении необходимо учитывать:
- 1) возраст занимающихся;
- 2) уровень общефизической подготовки;
- 3) эмоциональное воздействие на играющих;
- 4) условия проведения;
- 5) педагогическую направленность игры (как средство начального обучения, совершенствования техник, физических качеств, развлечений и отдыха после монотонной работы и др.).
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других.
В среднем вся программа, основанная на игровом методе, рассчитана на 25−30 занятия по 30−45 минут.