Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Резюме. 
Методика обучения географии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показала практика, при организации и проведении урока-диалога учителя испытывают сложности в составлении вопросов, отборе тех из них, которые наиболее полно отражают географическое содержание темы. Другая сложность заключается в недостаточном опыте вести урок в нужном «географическом» русле, без отклонения от намеченного содержания. Трудно бывает и быстро оценить вопросы и ответы, культуру… Читать ещё >

Резюме. Методика обучения географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Курс географии в 10—11-м классах призван сформировать целостное представление о современном мире на основе понимания механизма связей природных и социально-экономических компонентов, определяющих специфику глобального пространства, крупных регионов и стран.
  • 2. Обучение курсу строится с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности имеющихся знаний, общих и специальных требований к организации учебно-воспитательного процесса. Характер процесса обучения и возрастной уровень учащихся требуют активного наполнения уроков элементами лекционно-семинарской системы обучения.
  • 3. Особенности изучения отдельных тем курса зависят от их актуальности, смысловой доминанты, степени межпредметных связей. Эффективным способом изучения учебного материала является организация учебных лекций, семинаров, проектно-исследовательской деятельности и др.

Кейсы

1. Подготовка лекции.

Раскрывая методические особенности обучения географии в старших классах, Л. В. Шатных отмечает, что «выбор лекции как вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и дедуктивным построением программы. Лекция дает возможность объединения научных данных в структурно-логические блоки; оперативно отражает изменения в экономико-географических знаниях в связи со сравнительно быстрым отставанием содержания учебника от научной картины мира; позволяет изложить большой объем учебного материала, более четко показать связь теоретических и эмпирических знаний. Па лекции учащиеся лучше воспринимают и осмысливают излагаемый материал, выделяя главное, учатся вести запись в различной форме, развивая навыки, необходимые человеку в процессе непрерывного образования»[1].

Задание

Составьте план лекции по одной из тем курса экономической и социальной географии мира.

Комментарий методиста

Содержание лекции может быть представлено кратко. Основное внимание следует обратить на постановку задач перед учениками и на формы обратной связи (составление схем, таблиц, дополнение конспекта лекции, работа с картами и др.).

В методическом пособии А. В. Шатных раскрыты требования к составным частям лекции (табл. 12.1) и описаны методические приемы активизации и стимулирования учебной деятельности старшеклассников во время лекции (табл. 12.2).

Основные задачи и требования к составным частям лекции

Таблица 12.1

Составная часть.

Цели и задачи.

Основные требования.

Вступление.

Активизировать внимание учащихся, вовлечь их в работу по усвоению знаний.

Краткость, живость, выразительность изложения материала.

Изложение темы.

В строгой логической последовательности раскрыть содержание лекции.

Строгое следование плану лекции; представление кратких обобщающих выводов по отдельным разделам; выделение важных положений, ведущих учащихся к раскрытию главной идеи лекции.

Заключение

.

Подвести итоги, сделать выводы, повторить основные вопросы темы.

Краткость итогов и выводов, четкий обзор главных положений лекции; выделение направлений для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.

Таблица 12.2

Методические приемы активизации и стимулирования учебной деятельности школьников на лекции

Структурная часть лекции.

Методические приемы.

Вступление.

  • — Четкая постановка учебных задач;
  • — раскрытие значения темы (в самом общем виде);
  • — сообщение плана лекции;
  • — создание проблемной ситуации, но изучаемой теме;
  • — интригующее начало (ставится интересный, захватывающий вопрос или задача по теме данной лекции)

Изложение.

Вопросно-ответный ход рассуждения, риторические вопросы;

  • — рассмотрение проблемных ситуаций;
  • — использование личностных установок;
  • — включение доводов, высказанных авторитетной личностью;
  • — инверсия (изменение обычного порядка слов в предложении со смысловой или стилистической целью);

прерывистое развертывание тезиса, т. е. конспектирование;

  • — доказательства, конкретизация;
  • — лженсумения, лжезатруднения учителя; совместный с учащимися поиск решения вопроса;
  • — «освежающие» отступления

Заключение

.

  • — Экспрессивное заключение;
  • — обзорное повторение по опорному конспекту;
  • — вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции;
  • — обсуждение записей, выполненных учащимися;
  • — самостоятельные выводы и обобщения учащихся

Памятка для учащихся «Как обучиться умению слушать лекцию«[2]

  • 1. Запишите тему лекции и уясните цель ее проведения, характер задания, которое дал учитель.
  • 2. Ведите краткие записи так, чтобы сохранить логику изложения, главное в содержании лекции.
  • 3. Проведите самопроверку записей при подведении итогов выполнения задания, данного учителем.
  • 4. Дома прочитайте еще раз записи, внесите коррективы, пока содержание лекции еще свежо в памяти.
  • 5. Помните, что при чтении лекции не принято отвлекать учителя репликами или вопросами с места, они задаются после ее проведения.
  • 2. Подготовка урока-диалога.

Ежегодно на заключительном уроке географии в 11-м классе Татьяна Николаевна, опытный учитель с большим педагогическим стажем, просит выпускников оценить роль школьного курса географии и перечислить наиболее запомнившиеся уроки начиная с 5—6-го классов. Познакомимся с некоторыми ответами из анкет старшеклассников.

  • • География — это «аптечка первой помощи» в жизни каждого грамотного человека.
  • • Я никогда не забуду, как в 6-м классе мы носились по пришкольному участку и чертили план. Тогда я думал, что это — самое главное в жизни…
  • • Спасибо за «уроки жизни»!
  • • Мне не было страшно идти на Ваш предмет, так как я знала, что это нс будет скучно и я не буду засыпать.
  • • Спасибо за то время, которое Вы нас воспитывали, хотя мы упорно сопротивлялись. Мы обязательно вспомним о Вас, когда чего-нибудь добьемся в этой жизни. А мы обязательно добьемся!
  • • Вы были одной из немногих учителей, которые на уроках с нами разговаривали, а не только решали тесты ЕГЭ. Вы ставили такие вопросы, на которые хотелось отвечать. Очень понравились уроки-диалоги!

Задание

Разработайте перечень вопросов для урока-диалога по одной из тем курса.

Комментарий методиста[3]

Напомним, что уроки-диалоги — это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели.

Как показала практика, при организации и проведении урока-диалога учителя испытывают сложности в составлении вопросов, отборе тех из них, которые наиболее полно отражают географическое содержание темы. Другая сложность заключается в недостаточном опыте вести урок в нужном «географическом» русле, без отклонения от намеченного содержания. Трудно бывает и быстро оценить вопросы и ответы, культуру общения, не нарушая быстрого ритма урока.

В кабинете географии рекомендуется иметь следующие правила проведения урока-диалога для учащихся.

  • 1. Задавайте вопрос четко и кратко. Старайтесь сформулировать вопрос в логике изучаемой темы.
  • 2. Умейте выслушать своего собеседника.
  • 3. Помните, что наиболее сложными вопросами являются вопросы на объяснение географических явлений и процессов, анализ, сопоставление их, в отличие от вопросов фактологического плана, начинающихся со слов «что», «какая», «сколько» и т. п.
  • 4. Облекайте вопрос в конкретную форму.
  • 5. Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему. Примите участие в обсуждении результативности занятия.

Пример

Вопросы для урока-диалога по теме «Япония»

  • — Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?
  • — Выгодно ли экономико-географическое положение страны? Можно ли на примере Японии утверждать, что экономико-географическое положение — историческая категория и меняется во времени?
  • — Каково место Японии в современном мире?
  • — Как вы считаете, способствует ли развитию Японии или сдерживает его природно-ресурсный фактор?
  • — Что такое «японская модель» развития экономики? В каких странах она стала наиболее популярна?
  • — Почему японские товары отличаются высокой конкурентоспособностью на мировом рынке? Какие из них завоевали международный рынок?
  • — Как Япония решила проблему транспортной связи островов?
  • — О каких научных и технических достижениях свидетельствует современное состояние транспорта Японии?
  • — Как Япония увеличивает свою территорию?
  • — Можно ли утверждать, что Япония имеет самую высокую концентрацию населения и хозяйства среди крупнейших стран мира?
  • — Знаете ли вы характерное меню среднего японца?
  • — Какие черты национального характера вы бы отметили у японцев?
  • — Что вас привлекает в культуре страны?
  • [1] Шатных А. В. Современный урок географии. Ч. 3: Методические разработки уроковгеографии в 10 классе. С. 38.
  • [2] Приводится по: Лисенкова Г. Я. Лекции и семинары по географии в 10 классе. М., 1992.С. 9−10.
  • [3] Там же. С. 143.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой