Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве методологической основы исследования используется диалектический метод познания как основа научной педагогики. Исследование опирается на методологию современной дидактики (Ю.К.Бабанский, В. И Загвязинский, М.И.Махмугов) — на различные концепции проблемно-развивающего обучения (В.И.Андреев, И. Я. Лернер, АМ. Матюшкин, М.И. Махмутов) — на теорию ориентировочной основы деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1.
  • ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
    • 1. 1. Интеграция в обучении — отражение интеграции научного знания
    • 1. 2. Человек как субъект и объект интеграции знания. Психолого-педагогический аспект проблемы интегративного обучения
    • 1. 3. Интегративный подход как принцип обучения
  • Его взаимосвязь с другими дидактическими принципами
    • 1. 4. Межпредметные связи — основа интеграции в обучении
    • 1. 5. Анализ опыта интеграции физики с другими учебными предметами естественнонаучного цикла
  • ГЛАВА 2.
  • ОТБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА
    • 2. 1. Принципы отбора и структурирования содержания интегрированного естественнонаучного курса
    • 2. 2. Анализ учебных программ по биологии с точки зрения их ориентации на решение межпредметных познавательных задач
    • 2. 3. Общая структура интегрированного курса физики для профильных классов с углубленным изучением биологии
    • 2. 4. Структура интегрированного естественнонаучного курса для учащихся классов с гуманитарным профилем обучения
    • 2. 5. Интегрированные уроки — эффективная форма систематизации знаний и способов умственной деятельности учащихся
    • 2. 6. Организация и проведение педагогического эксперимента

Дидактические условия интегрированной естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие науки, сопровождающееся увеличением объема знаний в каждой области, ведет к информационной перенасыщенности школьных программ, в первую очередь по естественнонаучным дисциплинам (физике, химии, биологии). С учетом наметившейся тенденции сокращения количества часов, отводимых на изучение предметов естественнонаучного цикла, это может привести к снижению уровня усвоения материала. Поиск путей преодоления возникающих трудностей идет, в основном, по двум направлениям: дифференциации обучения (организация профильных классов) и интеграции знаний (введение интегрированных предметов).

Возникновение классов того или иного профиля чаще всего связано с особенностями структуры системы высшего образования данного региона, которая в конечном итоге является отражением структуры регионального сектора экономики. Этот процесс обусловлен стремлением разрешить противоречие между минимизацией федерального стандарта школьного естественнонаучного образования и повышением требований к фундаментальной подготовке абитуриентов в вузах. Профильные классы призваны обеспечить формирование достаточного образовательного уровня, необходимого для поступления и обучения в высших учебных заведениях, где выбранный предмет является базисным. Профильное обучение на последней ступени средней общеобразовательной школы позволяет развивать индивидуальные способности школьников, подкрепляет право свободного выбора для тех, кто заинтересован в расширении объема знаний, кто хочет глубже постичь основы науки.

Однако, дифференциация обучения нередко приводит к односторонности знаний, к их ограниченности узкими рамками данной специализации. В частности, в профильных классах с углубленным изучением биологии, как показывает практика, уровень знаний по физике иногда значительно ниже, нежели по профильному предмету. Подобная ситуация, несомненно, требует коррекции, так как физике принадлежит ведущая роль среди естественных наук. Высокий уровень систематизации знаний, логическое совершенство основных теорий, глубокое проникновение в нее математики, необычайная широта практических приложений — все это позволяет считать физику эталоном естественнонаучного знания. Именно методы физической науки позволили обеспечить мощный прогресс в биологии. В связи с этим актуальной является проблема повышения качества обучения физике в профильных биологических классах.

Практика показывает, что традиционная методика преподавания естественнонаучных дисциплин, не учитывающая специфики подготовки учащихся профильных классов, не может обеспечить необходимой результативности обучения. Одним из эффективных путей решения этой задачи может быть разработка интегрированного естественнонаучного курса.

Главной проблемой при попытках интеграции естественнонаучных дисциплин является определенная замкнутость, внутренняя логическая завершенность каждого из предметов: физики, химии, биологии. Каждый из них имеет специфический предмет изучения и методы исследования, собственную специфическую терминологию. Каждый включает огромный фактический материал, каждый ориентирован на формирование у учащихся специфических умений и навыков. Существует, таким образом, противоречие между объективной необходимостью обеспечения в современных условиях многосторонней естественнонаучной подготовки учащихся и относительно узкой направленностью процесса обучения в профильных классах, которое осложняется объективно существующей спецификой каждого из основных естественнонаучных предметов. Отсюда вытекает проблема исследования, каковы дидактические условия построения естественнонаучного курса, способного выполнить интегрирующую функцию в условиях профильной дифференциации обучения.

Объект исследования — интегративный подход к процессу обучения естественнонаучным дисциплинам.

Предмет исследования — интегративный подход в обучении естественнонаучным дисциплинам учащихся профильных классов.

Цель работы — разработка дидактических условий построения интегрированного естественнонаучного курса для профильных классов.

Гипотеза исследования заключается в следующем: интегрированный естественнонаучный курс будет способствовать повышению уровня естественнонаучной подготовки учащихся профильных классов если:

• при отборе учебного материала интегрированного курса будут выявлены его связи с профильным предметом, в процессе раскрытия которых будет сформирована устойчивая мотивация учащихся к изучению интегрированного курса;

• будет определен объем учебного материала профильного предмета, используемого в качестве основы для развертывания учебного материала интегрированного курса;

• в процессе изучения интегрированного курса будут активно использоваться объекты, основные положения теории и научная терминология профильного предмета;

• структурирование учебного материала интегрированного курса будет проведено с учетом структуры профильного предмета;

• будет разработано дидактическое обеспечение учебного процесса, учитывающее специфику профильного предмета и обеспечивающее включение учащихся в личностно-ориентированную учебно-исследовательскую деятельность.

Задачи исследования:

1. Выяснить состояние проблемы обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки учащихся старших классов в условиях профильной дифференциации.

2. Выявить возможности интегративного подхода к построению естественнонаучного курса для профильных классов на основе непрофильного естественнонаучного предмета.

3. Провести отбор содержания и разработать структуру интегрированного естественнонаучного курса с учетом междисциплинарных связей с профильным предметом.

4. Разработать программу и дидактическое обеспечение интегрированного естественнонаучного курса для учащихся профильных классов с углубленным изучением биологии и классов с гуманитарным профилем обучения.

5. Экспериментально проверить эффективность интегративного подхода к построению естественнонаучного курса для профильных классов.

В качестве методологической основы исследования используется диалектический метод познания как основа научной педагогики. Исследование опирается на методологию современной дидактики (Ю.К.Бабанский, В. И Загвязинский, М.И.Махмугов) — на различные концепции проблемно-развивающего обучения (В.И.Андреев, И. Я. Лернер, АМ. Матюшкин, М.И. Махмутов) — на теорию ориентировочной основы деятельности (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) — на результаты исследований по проблеме построения содержания общего среднего образования (И.Д.Зверев, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, А. А. Пинский, М.Н.Скаткин) — на исследования по проблеме межпредметных связей (И.Д.Зверев, В. Н. Максимова, АВ. Усова, В.Н.Федорова) — на исследования по методологии, теории и методике реализации интегративного подхода в обучении (В.С.Безрукова, А.II.Беляева, И. Я. Курамшин, ЮАКустов, Ю.С.Тюнников).

Решение поставленных задач осуществлялось с применением теоретических и эмпирических методов исследования', теоретического анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теметематического и поэлементного анализа учебно-программной документациинаблюдения за учебным процессомбесед с учащимися и учителямипедагогического эксперимента. Для обработки результатов эксперимента использовались методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа, начиная с 1995 года.

На первом этапе (1995 г.) изучалось в теории и практике состояние проблемы интегрированного обучения естественнонаучным дисциплинам учащихся профильных классов с биологической и гуманитарной специализациейбыли сформулированы: тема, проблема, гипотеза исследованияразработаны замысел и логика эмпирического исследованияпроведены беседа с учителями физики и биологии, анализ контрольных работ.

На втором этапе (1996;1998 гг.) было осуществлено проектирование и апробация нового содержания естественнонаучной подготовки учащихся профильных классов, проведена оценка его эффективности в ходе обучающего эксперимента, на основании чего были внесены коррективы в последующую работу над педагогическим проектом.

На третьем этапе (1998;2000) осуществлялось обобщение результатов проведенной опытной работы, окончательная доработка содержания интегрированного курса, разрабатывались экспериментально-расчетные задачи, учебные демонстрации и экспериментальные установки, комплекты наглядных пособий для различных тем интегрированного курса, а также завершалось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: разработан интегрированный подход к решению проблемы обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах, особенностью которого является создание интегрированного курса на основе непрофильного естественнонаучного предметаопределены принципы структурирования и критерии отбора материала интегрированного естественнонаучного курсаразработан комплекс дидактических средств, учитывающих специфику профильных классовразработана система обобщающих интегрированных уроков, сформулированы дидактические требования к их подготовке и проведению.

Практическая значимость исследования: разработанные интегрированный естественнонаучный курс, система обобщающих интегрированных уроков, комплекс дидактических средств могут быть использованы в практике работы учителей естественнонаучных дисциплин в классах с углубленным изучением биологии, а также в классах с гуманитарным профилем обучения.

Апробация результатов исследования: Основное содержание работы обсуждалось на республиканских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы построения образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях с естественно-математической специализацией» (Бугульма, 1996), «Совершенствование урока и внеурочных занятий в средних общеобразовательных учебных заведениях с углубленной естественно-математической подготовкой» (Альметьевск, 1998), «Актуальные проблемы развития личности в системе современного образования» (Казань, 1999), «Организация исследовательской и творческой деятельности учащихся в учебных заведениях с естественно-математической специализацией» (Бугульма, 1999) — на VI учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум» (Самара, 2000) — на VIII Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качество образования» (Казань, 2000), а также в ходе выступлений на курсах учителей физики, биологии, химии в ИПКРО РТ и на заседаниях методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин.

Приволжского района г. Казани в 1996;2000 гг. Часть материалов опубликована в виде методических разработок, которые используются в практике преподавания физики в школах республики и отмечена дипломами I и II степени МО РТ (1998 г., 1994 г.) По теме исследования автор имеет 14 публикаций. На защиту выносятся:

1. Решением проблемы обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки старшеклассников в условиях профильной дифференциации обучения является создание интегрированного естественнонаучного курса на основе непрофильного естественнонаучного предмета.

2. Критериями отбора и структурирования содержания интегрированного естественнонаучного курса для профильных классов являются: мировоззренческая направленность, актуальность, фундаментальность, проблемность, преемственность, практическая направленность, систематичность, взаимосвязь со структурой профильного предмета.

3. В комплекс дидактических средств интегрированной естественнонаучной подготовки входят физические модели, демонстрационные опыты, экспериментальные установки, динамические плакаты, способствующие реализации познавательной, формирующей и дидактической функций интегрированного естественнонаучного курса.

4. Дидактическими требованиями к подготовке и проведению обобщающих интегрированных уроков являются: систематизация знаний, закрепление приемов учебно-исследовательской работы в ходе решения нестандартных межпредметных познавательных задач проблемного характера, личностнсьориентированный подход, многообразие форм самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 247 наименований, и приложения. Работа изложена на 188 страницах и иллюстрирована 8 рисунками и 6 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях профильной дифференциации задача многосторонней естественнонаучной подготовки учащихся старших классов является весьма актуальной. Она не может быть решена в рамках традиционного дисциплинарного подхода. В то же время, введение нового интегрированного естественнонаучного курса, дополнительного к существующим дифференцированным естественнонаучным курсам или заменяющего их, является нецелесообразным по ряду причин: ограниченного числа часов, отводимых на изучение естественнонаучных предметовбольшого объема учебного материаланедопустимости перегрузки учащихсяотсутствия специально подготовленных педагогических кадровсложностей организационного характера.

Выходом из создавшегося положения может быть построение интегрированного естественнонаучного курса на основе одного из естественнонаучных предметов. Интегрированный курс должен быть профилизированным, то есть ориентированным на определенный профиль подготовки учащихся. Этим определяется выбор целей обучения, отбор учебного содержания, его структурирование, методы обучения и другие элементы дидактической системы, а также особенности ее функционирования. В данной работе возможности интегративного подхода реализованы при построении интегрированного естественнонаучного курса на основе физики для учащихся профильных классов с углубленным изучением биологии, а также классов с гуманитарным профилем обучения.

В процессе проведенного исследования получены следующие результаты и выводы:

1. Условием решения проблемы многосторонней естественнонаучной подготовки старшеклассников в современной педагогике рассматривается интегрированный естественнонаучный курс.

В условиях профильной дифференциации рациональным является построение интегрированного курса на основе непрофильного естественнонаучного предмета.

2. Разработан интегрированный естественнонаучный курс на основе учебного предмета «физика» для учащихся профильных классов с углубленным изучением биологии и классов с гуманитарным профилем обучения. В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного курса выбран человек, рассматриваемый через призму различных физических взаимодействий с окружающим миром.

3. Важным условием формирования устойчивой мотивации учащихся к изучению интегрированного курса является раскрытие его связей с профильным предметом, выявлению которых необходимо уделить особое внимание при отборе учебного материала интегрированного курса. Усилению мотивации способствует активное использование в процессе изучения интегрированного курса объектов, основных положений теории и научной терминологии профильного предмета.

4. На основе анализа учебных программ проведен отбор материала профильного предмета (биологии), используемого в качестве основы для развертывания учебного материала интегрированного курса. Структурирование содержания интегрированного курса проведено по типам взаимодействий человека с окружающей средой, что соответствует структурированию материала профильного предмета.

5. Разработана методика изучения отдельных разделов интегрированного курса и комплекс дидактических средств (физические модели, демонстрационные опыты, экспериментальные установки, динамические плакаты), учитывающий специфику профильного предмета.

6. Разработан комплекс методических приемов, направленных на развитие речи учащихся. В ходе наблюдений установлено, что успешное освоение учащимися специфического языка физики, являющегося основой научного языка, оказывает положительное влияние на характер их речи.

7. Разработана система обобщающих интегрированных уроков, являющихся звеньями обратной связи в структуре интегрированного курса. Целесообразность проведения обобщающих интегрированных уроков доказана наблюдениями за интеллектуальным развитием учащихся.

8. Проведена опытная апробации разработанного курса. Эффективность предлагаемого подхода подтверждена положительными результатами педагогического эксперимента, в ходе которого зафиксировано повышение уровня естественнонаучной подготовки учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Т. Физико-экологическая конференция учащихся // Физика в школе. 2000. — № 4. — С. 17−19.
  2. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1953.-№ 2. -С. 23−36.
  3. Л.П., Короткова Л.С, Самойленко Л. И. Общая биология (естественнонаучный профиль). 10−11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. М.: Просвещение, 1994. -С. 46−64.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1998. 318 с.
  5. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1984. — 829 с.
  6. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  7. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  8. Л.Б., Ильин А. Я., Карпинская P.C. О лидере современного естествознания // Синтез современного научного знания. М.: Наука, 1973. -С.121−142.
  9. Ю.Баландина В. Н. Интегрированный урок: «Расход энергии- нормы и гигиена питания» // Биология в школе. 1997. — № 6. — С.44−50.
  10. П.Батыршев A.B. Реализация преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения в школе и среднем профтехучилище. Таллин: Валгус, 1986. — 45 с.
  11. В.Н., Курамшин И. Я., Сафин Р. Г., Кондрашева С. Г. Совершенствование специальной подготовки инженеров // Актуальные проблемы непрерывного образования в современных условиях: Тезисы докл. Региональной научно-методич. конф. Казань, 1999. — С. 158.
  12. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и пракгике: Сб. науч. тр. / Свердл. инж.-пед. ин-т. Свердловск, 1990. — С.18.
  13. B.C. Системообразующие понятия в реализации педагогической интеграции: Метод, рекомендации / Под ред. В. С. Безруковой. Свердловск: Свердл. инж.- пед. ин-т, 1988. — 20 с.
  14. Г. И. Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла // Народное образование. 1977. № 9. С.42−48.
  15. А.Н. Молекулярная биология новая ступень познания природы. — М.: Советская Россия, 1970. — 189 с.
  16. А.П. Интеграция профессиональной подготовки будущих рабочих в ПТУ // Сов. педагогика. 1987. — № 7. — С. 67−71.
  17. А.П. Интеграция содержания профессионально-технического образования // Советская педагогика. 1989. — № 1. — С. 86−89.
  18. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах: Теорет.-методол. аспект / Ред. А.А.Пинский- АПН ССР, НИИ проф.-техн. педагогики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988.-221 с.
  19. В.II. Теория учебника: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  20. Биология: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. Кучменко B.C. М.: Просвещение, 1994 — 144 с.
  21. Биология V-XI: Программы для общеобразовательных учреждений / Сост. Кучменко B.C. М.: Просвещение, 1998 — 282 с.
  22. A.A. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1981.-19 с.
  23. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 347 с.
  24. В. Преодоление раскола? // Высшее образование в России. -1999,-№ 5. С. 23−31.
  25. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. 1971. — № 11. — С. 24−31.
  26. H.A. Философия, физика, химия. М.: Московский рабочий, 1964.-223 с.
  27. Буш Г. Я., Ведин И. Ф., Дрейманис А. П. Проблемы интеграции научного знания. Рига: Зинатне, 1988. — 208 с.
  28. С.А. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности И Логика и методология науки: Материалы IV Всесоюз. симпозиума, Киев, июнь 1965 г. / Отв. ред. М. Э. Омельяновский. М.: Наука, 1967. — С. 125−136.
  29. Н. Конкурс: тенденции, размышления // Химия в школе. 1997. — № 1. — С. 8.
  30. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике: Учеб.-метод, пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 72 с.
  31. Г. В. Межпредметные связи в процессе обучения // Урок в восьмилетней школе / Под редакцией М. А. Данилова. М.: Просвещение, 1966.-С. 118−166.
  32. Н.Г. Интегрированный урок-конференция: «Звук, его источники, восприятие и передача» // Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. — № 7. — С. 2−3.
  33. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  34. JI.C. Лекции по психологии. Спб.: СОЮЗ, 1999. — 144 с.
  35. О.В. Очерки по философии образования. М.: Компания Кворум: Промо-медиа, 1995. — 240 с.
  36. В.Г., Мингазов Р. Х. Активизация познавательной деятельности на уроках физики: Пособие для учителей. Казань: Магариф, 1993. 192 с.
  37. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы философии. 1957. — № 6. — С.58−69.
  38. П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во МГУ, 1976.- 150 с.
  39. А.И. Письма в будущее / Сост., автор предисловия и примеч. Н. П. Утехин. М.: Сов. Россия, 1982.-480 с.
  40. С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1981. -207 с.
  41. М.Я., Соколова Ф. П. Взаимосвязь школьных курсов физики и химии // Перспективы развития содержания общего среднего образования: Сб. науч. тр. Вып.2. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1974. -С. 59−62.
  42. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Изд-во «Сентябрь». 1996. — Вып. 4. — 112 с.
  43. А.Е., Исаев Д. А., Понтак JI.C. Физика. Химия. 5−6 кл.: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. М.: Дрофа, 1997. — 122с.
  44. В.А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина
  45. B.В. Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. — № 4.1. C. 103−105.
  46. JI.E. Лазерная медицина. Материал для конференций // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 11. -С. 1−8.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теорет. и эксперим. психол. исслед. / АГ1Н ССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  48. В.В. Оптимизация процесса обучения в высшей и средней школе. Душанбе, 1970. — 340 с.
  49. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -423 с.
  50. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под редакцией Б. П. Есипова. М.: Издательство AIIH РСФСР, 1957. — 518 с.
  51. A.A. Философия и химия. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1991. — 112 с.
  52. В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы: Пособие для учащихся. 5-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981. — 174 с.
  53. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982.-319с.
  54. Дик Ю.И., Турышев И. К. Лукьянов Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  55. В.Ф., Прокофьев В. Л., Самойленко П. И., Сергеев A.B. Контрольные и проверочные работы по физике. М.: Аквариум, 1997. -272 с.
  56. Г. А. Мировоззренческие функции физической химии // Химия и мировоззрение / Отв. ред. Ю. А. Овчинников. М.: Наука. -1986. — С. 141−147.
  57. Т.Я., Пигарев А. Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. 2-ое изд. М.: ИВЦ «Маркетинг" — Новосибирск: ООО Издательство «ЮКЭА», 2000. — 160 с.
  58. В.И. Тестовые занимательные задачи по физике // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 14. -С.16.
  59. Естествознание: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Г. Хрипкова, Н. В Шкарбан, Р. Г. Иванова, Е. К. Страут, Л.П. Краснокутская- Под ред. А. Г. Хрипковой. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1998.-204 с.
  60. Естествознание: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений /А.Г. Хрипкова, Р. Г. Иванова, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, И. Г. Кириллова,
  61. A.Н. Никишов, A.A. Фадеева- Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  62. Естествознание 1: Учебник для 1 кл. трехлет. нач. шк. / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева. И. П. Товпинец. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  63. Естествознание 2: Учебник-хрестоматия для 2 кл. трехл. нач. шк. / Авт.-сост. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец. М.: Просвещение, 1996. — 239 с.
  64. Естествознание 3: Проб. учеб. / Дмитриева Н. Я. Товпинец И.П. М.: Просвещение, 1993. — 158 с.
  65. Естествознание: Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем / Л. А. Битюцкая, В. С. Еремин,
  66. Учпедгиз, 1960. 311 с. 79.3ахлебный А.Н., Рыжаков М. В. Научно-методическая концепция курса естествознания «Природа и человек» // Биология в школе. — 1990. — № 4. — С. 26−30.
  67. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. -64 с.
  68. И.Д. Основные направления совершенствования содержания учебных предметов // Советская педагогика. 1979. — № 4. — С. 66−72.
  69. И.Д. Формирование системы знаний в процессе обучения и воспитания. Межпредметные и внутрипредметные связи-важный фактор осуществления воспитания и обучения /У Советская педагогика. 1983. — № 2. — С.71−83.
  70. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 180 с.
  71. И.Д. Интеграция и «интегрированный» предмет // Биология в школе. 1991. — № 5. — С. 4619.
  72. II.M. Установление связи педагогической теории с практикой работы учителя // Физика в школе. 1998. — № 1. — С.53−55.
  73. Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с. 87.3убкова A.A. Сила трения: Интегрированный урок // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. — № 2. -С. 4, 13.
  74. А. «Экологическая тревога»: она существует /7 Учитель. 1997. -№ 2.-С. 53−59.
  75. В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986. — 164 с.
  76. М. О природе живого: механизмы и смысл: Пер. с англ. М.: Мир, 1994.-496 с.
  77. Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний и навыков у школьников: Проблема приемов умственной деятельности. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  78. О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 11 классах общеобразовательных учреждений: Дидакт. материал / О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995. -223 с.
  79. Л.А. Дидактические основы применения исследовательского мегода в условиях гуманизации образования: Дис.. доктора пед. наук. -Казань, 1999. -315 с.
  80. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методологические проблемы. М.: Педагогика, 1980. 158 с.
  81. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа учебно-воспитательного процесса М.: Новая школа, 1993. 80 с.
  82. С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов, М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 520 с.
  83. P.C. Биология и мировоззрение. М.: Мысль, 1980. — 207 с.
  84. В.Г. Профессиональное самосознание учащихся: Дидактический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1994. — 101 с.
  85. С.И., Сезонов Ю. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие. 3-е изд., стер. — М.: Высш. шк., 1996. — 191 с.
  86. Кац Ц.Б. О связи преподавания физики и биологии в средней школе на уроках физики и во внеурочной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1968. 19 с.
  87. Кац Ц. Б. Биофизика на уроках физики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  88. .М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 2-е изд. -М.: Наука, 1967. -436 с.
  89. Дж. Нить жизни. М.: Мир, 1968. — 123 с.
  90. О.П., Лашкул A.B. Человек и его здоровье. Интегрированный урок: биология+физика. 9-й класс. Базовый курс // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. -№ 23.-С.1, 12.
  91. И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. 1996. — № 1. — С.87−89.
  92. Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. A.A. Красновского. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  93. .Д., Зверев И. Д., Утешинский Д. Д., Анастасова Л. П. Разноуровневая программа по биологии. 6−9 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. М.: Просвещение, 1994. -С. 25.
  94. В.М. Приемы познавательной деятельности как вид межпредметных связей: Дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 178 с.
  95. Э.Д., Пеннер Д. И. Программированные задания по физике для 9 класса: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1983. — 95 с.
  96. В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  97. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1997. — 200 с.
  98. Ф. Волны / Пер. с англ. под ред. А. И. Шальникова и А. О. Вайсенберга. 2-е изд., исправл. — М.: Наука, 1976. — 521 с.
  99. Н.В. Интеграция как важная составляющая учебного процесса // Химия в школе. 1998. № 1. — С.21.
  100. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. — 96 с.
  101. Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польского О. В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. — 368 с.
  102. И.Я. Семинар по химии как форма интеграции химических и химико-технологических знаний // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Свердловск, 1991. -С.144−145.
  103. И.Я. Из опыта преподавания химии и биологии в средних ПТУ. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. — 67 с.
  104. И.Я. Реализация взаимосвязи биологии с химией и химико-технологическими дисциплинами в СПТУ химического профиля. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 48с.
  105. И.Я. Дидактические основы общенаучной и общеспециальной химической подготовки учащихся в средней профессиональной школе: Дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1993. 43 с.
  106. И.Я. Отбор и структурирование содержания дифференцированной химической подготовки учащихся в средних учебных заведениях нового типа: Сб. науч. тр./ Под ред. Р. А Исламшина, И. Я. Курамшина. Казань, 1994. — С. 4−13.
  107. Т.В. Великий, могучий. язык физических формул // Учитель. 1998. — № 1. — С. 36−40.
  108. Т.В. К изучению понятия «моль» // Физика в школе.1996. -№ 1.-е. 46−47.
  109. Т.В. Демонстрация зарядки и разрядки конденсатора // Физика в школе. 1993. -№ 1. — С. 45.
  110. Т.В. Интересная работа с графиками // Физика в школе.1997. 6. С. 45−48.
  111. Ю.А. Преемственность профессионально-технической и высшей школы. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. — 120 с.
  112. Ю.А., Кустов Ю. Ю. Интеграция как педагогическая проблема И Интеграция в педагогике и образовании.- Самара, 1994. С. 7−17.
  113. И.В. Формирование научного мировоззрения. Взаимосвязь физики, химии, биологии при изучении молекулярной и квантовойфизики // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. — № 26. — С. 13−14.
  114. Е.П. Вселенная Человека. // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. М.: Просвещение, 1994. — С. 239−246.
  115. А. Основы биохимии. Т. 3. М.: Мир, 1985. — 367 с.
  116. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-184с.
  117. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  118. В.Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  119. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та, 1980. -40 с.
  120. В.Н. Межпредмегние связи как дидактическая проблема // Советская педагогика. 1981. — № 8. — С.78−84.
  121. В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостном процессе обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1981. 40 с.
  122. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  123. В.Е. Электричество и человек. 3-е изд. перераб. и доп. -Л.: Энергоатомиздат, 1988. -224 с.
  124. А.Г., Червонная С. Д. Интегрированный урок: «Осадки. Погода» /7 Биология. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. -№ 11. С. 11.
  125. А.Н., Мансуров H.A. Физика: Учебник для 10−11 кл. школ с гуманит. профилем обучения. М.: Просвещение, 1999. -222 с.
  126. А.Н., Мансуров H.A. Учебно-методический комплекс по физике для классов гуманитарного профиля // Физика в школе. 2000. — № 2. — С. 64−69.
  127. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  128. М.И. Современный урок. 2-е изд. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  129. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: Просвещение. 1977. — 240 с.
  130. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей: Сб. статей / Под ред. В. Н. Федоровой. М.: Просвещение. 1980.-208 с.
  131. А.Я. Оптимизация сложности учебного текста: В помощь авт. и ред. М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  132. Г. Г. О.В.Савельева О.В. К психологической оценке качества знаний у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. — № 2. — С. 47−49.
  133. Е.Е. Межпредметные связи на основе структур курсов химии и физики // Советская педагогика. 1971. -№ 11.- С. 32−40.
  134. В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, — С. 125−126.
  135. Г. А., Егорова Н. М. Роль преподавателя вуза в формировании навыков самостоятельной работы // Актуальные проблемы непрерывного образования в современных условиях: Тезисы докл. региональной научно-методич. конф. Казань, 1999. — С. 119.
  136. Дж. Б. Общая физика с биологическими примерами. М.: Высшая школа. 1986. — 623 с.
  137. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 10 кл. ср. шк. 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. — 222 с.
  138. Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика: Учеб. для 11 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1991. 254 с.
  139. Л.А. Химия клетки. М.: Наука, 1964. 150 с.
  140. Обсуждается интегрированный курс «Естествознание» // Биология в школе. 1990, № 4. — С. 55.
  141. Обучение и развитие: Экспер.-пед. исследование / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. -440 с.
  142. Н.Ф. Тенденция к единству науки. Познание и природа.1. М.: Наука, 1988. 272 с.
  143. Д.И. Формирование научного мировоззрения в преподавании химии. М.: Высшая школа, 1982. — 168 с.
  144. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1990.-112 с.
  145. Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Т. А. Ильина, И. Т. Огородников, В. М. Лапик и др.- Под ред. И. Т. Огородникова. М.: Просвещение, 1978. — 320 с.
  146. Педагогика школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, М. Г. Казанкина, Т. К. Ахаян и др.- Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. 383 с.
  147. М.Н. Урок на тему: «Электрическое поле и защита ог него» в 11 классе // Физика в школе. 2000. № 2. — С. 15−19.
  148. Т.П., Иванов В. Г. Кафедры школе // Интеграция образования, науки и производства: Научно-методический сборник КХТИ. Казань, 1990. — С. 179.
  149. В.М. Интегрированный урок: биология-математика. X класс // Биология в школе. 1996. — № 6. — С. 42−44.
  150. A.A. Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. трехлет. нач. шк. -3 -е изд. М.: Просвещение, 1997. -161 с.
  151. Примерные программы среднего (полного) общего образования / Сост. H.H. Гара, Ю. И. Дик. М.: Дрофа, 2000. — 464 с.
  152. Программно-методические материалы. Физика. 7−11 классы / Сост. В. А. Коровин, Ю. И. Дик. 2-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 224 с.
  153. Программы интегрированного курса «Естествознание» 1−7 класс /7 Биология в школе. 1988. -№ 5. — С. 31−57.
  154. Программы средней общеобразовательной школы. Естествознание. Биология. Химия. Физика. М.: Просвещение. 1992. — 64 с.
  155. А.Н. Медицинская и биологическая физики: Учеб. для мед. спец. вузов. 3-е изд., испр. М.: Высш. школа, 1999. — 616 с.
  156. Э. Физика для любознательных: в 3-х т. М.: Мир, 1971. -Т.3.-664 с.
  157. Г., Герберт С. Физика / Пер. с англ. под ред. В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
  158. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 147 с.
  159. С.А. Генетика человека как биосоциальное знание // Вопросы философии. 1975. -№ 12. — С.133−139.
  160. А.П., Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8−10 классов средней школы. 9-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 192 с.
  161. И.В. Курс физики: Учеб.: В 3-х т. Т.1: Механика, Молекулярная физика. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989. — 352с.
  162. Н.В. Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ. 2-е изд. доп.
  163. М.: Просвещение, 1978. 351 с.
  164. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 503 с.
  165. Сборник задач по физике для 9−11 кл. общеобразоват. учреждений ! Сост. Г. Н. Степанова. 2-е изд. М.: Просвещение, 1996. 256 с.
  166. Н. М. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г. Г. Окружающий мир. Программа интегрированного курса «Естествознание» // Биология в школе. 1998. — № 5. — С. 26−31. ~
  167. В.И., Плешаков A.A. Природа и человек. Введение в естественные науки: Учеб. для 5 кл. общеобразов. учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
  168. Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. Самара. 1991. — 243 с.
  169. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспекгивы. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  170. M.H. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  171. Содержание и структура дифференцированной естественнонаучной подготовки в старших классах средней школы: Сб.науч. тр./ Отв.ред.: P.A. Исламшин, И. Я. Курамшин. Казань, 1994. — 32 с.
  172. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.
  173. Ф.П. Влияние межпредметных связей на повышение научности знаний по физике учащихся 7 класса: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1973.- 110 с.
  174. Т.Н. И физика и лирика: Попытка анализа двух текстов
  175. A.C. Пушкина с естественнонаучных позиций // Физика в школе. -2000,-№ 4. -С. 32−37.
  176. А.Г. Мировоззрение // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев,
  177. B.Г. Панов М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -- С. 375−376.
  178. С.Ф., Майзель В. В., Иванова В. А., Кутыга О Н., Леденев
  179. C.B. Что показали вступительные экзамены !! Химия в школе. 1995. № 5. С. 49.
  180. И.Т. Идеи и структура интегированного курса «Естествознание» (второй вариант) // Биология в школе. 1990. — № 3. -С. 19−22.
  181. Е.П. Биологическое действие радиоактивных излучений// Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». -2000. № 13. — С. 1−7.
  182. .Л. Межпредметные связи в преподавании физики с дисциплинами естественнонаучного цикла в 6−7 классах средней школы: Автореф. дис.. канд. пед .наук. Челябинск, 1975. — 24 с.
  183. H.A. По страницам великих открытий. Внеурочное мероприятие: физика+химия+биология+иегория. 9−11-й классы. Базовый курс // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 20. — С. 6.
  184. М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе: Пособие для учителей. 4-е изд., переработ, и доп. — М.: Просвещение, 1972.-240 с.
  185. И. К. Корнеев В.Н. Мнения читателей о курсе «Естествознание» // Физика в школе. 1989. — № 3. — С. 28−29.
  186. Ю.С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  187. Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Кн. для учителя /Под ред. В. Г. Разумовского.-М.:ПросвещениеЛ 993 288 с.
  188. Усова A.B. Межпредметные связи как необходимое дидактическое условие повышения научного уровня преподавания основ наук в школе
  189. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. -Челябинск: Изд-во Челябинск, гос. пед. ин-та, 1973 Вып. 1- С. 23−38.
  190. A.B. Формирование у школьников обобщенных умений и навыков при осуществлении межпредметных связей // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Сб. статей / Под ред.
  191. B.Н. Федоровой. М.: Просвещение, 1980. — С. 40−53.
  192. Д.Д Утешинский. Общая биология (гуманитарный профиль). 10−11 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. Билогия -М.: Просвещение. 1994. — С. 65−77.
  193. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Э.Д. Днепров- Под ред А. И. Пискунова (отв. ред.) и др. Т. 1. М.: Педагогика. 1974. — 584 с.
  194. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения: (Предпосылки, опыт.): Учеб. пособие к спцкурсу. Л.: Изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та. 1989. — 93 с.
  195. В.Н. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин в усовершенствовании учебных программ // Система межпредметных связей по предметам естественно-математического цикла: Сб. науч. тр. М., 1981. — С. 7−12.
  196. В.Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи: На материале естественнонаучных дисциплин средней школы. М.: Педагогика, 1972. — 152 с.
  197. Физика 7−11 кл. Авторский коллектив Института общего среднего образования РАО // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение. — 1998. — с. 7−31.
  198. Физика и астрономия 7−11 кл. Ю. И. Дик, А. А Пинский. // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение. — 1998. — с. 32−38.
  199. Физика 7−9 кл. H.A. Родина, Е. М. Гутник // Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение. 1998. — с. 38−44.
  200. Физика и астрономия: Проб. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /А.А.Пинский, В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев и др.- Под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1996. -303 с.
  201. Философия и интеграция науки: Сборник. Пер. с польск. М.: Знание, 1980.-64 с.
  202. С.Г. Концепция современного естествознания: Курс лекций для студентов вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. — 480 с.
  203. А.Г., Мягкова А. Н., Калинова Г. С. О создании интегрированного курса «Естествознание» // Биология в школе. 1988. -Xs5.-C.20-.
  204. А.Г., Мягкова А. Н., Калинова Г. С. Интегрированный курс «Естествознание»: за и против // Биология в школе. 1990. — X® 1.1. C.48−50.
  205. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. М.: Интерпракс, 1994. — 160 с.
  206. Н.К. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции:Автореф. дис. .доктора пед.наук. -Екатеринбург, 1998. -37 с.
  207. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. -Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. 149 с.
  208. В.М., Чернышева А. Д. История российской естественной науки // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 11. С. 12.
  209. Н.Г. Избранные педагогические высказывания / Вводная статья и примеч. H.H. Разумовского. М.: Учпедгиз, 1940. -343 с.
  210. Р.В. Казанская педагогическая школа во второй половине XX в.: Монография. Казань: Матбугат йорты. — 1999. — 528 с.
  211. Н.М. и др. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. / Н. М. Шахмаев, С. Н. Шахмаев, Д. Ш. Шодиев. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1993. — 239 с.
  212. В.П. Взаимосвязи в преподавании физики и биологии в восьмилетней школе, их учебно-воспитательной значение: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — 23 с.
  213. Дж., Гатфренд X. Биотермодинамика: Пер. с англ. М.: Мир, 1986. 296 с.
  214. Эльконин Д Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 496 с.
  215. Н.М. Химия наших дней // Химия и мировоззрение / Отв. ред. Ю. А. Овчинников. М.: Наука. — 1986. — С.51−62.
  216. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике:Книга для учителя.-М.:Просвещение, 1986.-255 с.
  217. И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1990. — 159 с.
  218. .М., Тихомирова С. А. Физика: Учебник для учащихся 1уманитарных классов. 10-й класс. М.: Школа-Пресс, 1997. — 288 с
  219. PI.С. Личноегно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  220. В.Н. Ориентация на межпредметные связи при подготовке учебного материала школьных учебников // Проблемы школьного учебника. М.: Просвещение, 1974. — Вып. 2. — С. 28−37.
  221. Black Susan. Branches of Knowledge // American School Board Journal. 1997, — v.184. — No.8. — p. 35−37.
  222. Charbonneau Manon P., Reider Barbara E. The Integrated Elementary Classroom: A Developmental Model of Education for the 21st Century. -Allyn and Bacon, 1995. 143 p.
  223. Christopher James R. The Leaside Program: A Successful School for Gifted Achievers and Underachievers // Preventing School Failure. 1989. Vol.34, № 1.- P. 29−34.
  224. Foster Patrick N., Wnght Michael D. Selected Leaders' Perceptions of Approaches to Technology Education // Journal of Technology Education. -1996. Vol.7, № 2. — P. 13−27.
  225. Gable Wayne. Try an Integrated Unit on Symmetry // Teaching Prek-8. -1995. Vol.25, № 4'- P. 41−47.
  226. Hurlev Sandra Rollins, Blake Sally. Animals and Occupations: Why Theme-Based Curricula Work // Early Childhood News. 1997. Vol.9, № 1. — P. 20−25.
  227. Kennedy Bill. Writing Letters to Learn Math. // Learning. 1985. Vol.13, № 6. — P. 58−59,61.
  228. Lawton Ed. Integrating Curriculum: A Slow but Positive Process /7 School in the Middle. 1994. — Vol.4, № 2. — P. 27−30.
  229. Lyons, Bill. Integrating Mechanics with Literature and Writing. English Journal. 1987. — Vol.76, № 6. — P. 51−52.
  230. OATYC Journal. Fall 1989-Spring 1990. Vol.15, № 1−2. — 234 p.
  231. Rosberg Merilee. Integrated Approach to Learning. EDRS Microfiche, 1995.
Заполнить форму текущей работой