Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути формирования государства в различных странах: сравнительный анализ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, цивилизация представляет собой культурную общность людей, достигших высшей стадии, которая имеет определенные пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития. Так, например, в основе арабской цивилизации лежит религия — ислам (с араб. — предание себя Богу, покорность), жестко регламентирующая все стороны жизнедеятельности исламской… Читать ещё >

Пути формирования государства в различных странах: сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкретные пути формирования государства, его облик, способы властвования в значительной мере обусловливает цивилизационный фактор. Под цивилизацией (от лат. civilis — гражданский, государственный) понимается высшая ступень в историческом развитии народов, этносов, объединенных общей культурой, обладающих государством, письменностью, развитой техникой, нашедших собственный неповторимый образ жизни. В основе каждой цивилизации лежат духовные ценности, определенный тип миросозерцания (религиозный или рациональный), в соответствии с которыми создаются государственные и правовые учреждения, вырабатываются механизмы адаптации общества к окружающей среде, формируется специфическое понимание смысла жизни, судьбы, справедливости, манеры поведения.

Одну из типологий цивилизаций представил известный английский историк и социолог Арнольд Джозеф Тойнби в 12-томной работе «Исследование истории» (1934−1961). Он полагал, что всемирная история есть сумма истории 21 локальной цивилизации. Каждая из них, по его мнению, последовательно проходит четыре основные фазы исторического существования: возникновение, надлом, упадок и разложение. Если первые две фазы связаны с " жизненным прорывом" , то две последние вызваны " истощением жизненных сил" . Согласно А. Тойнби, каждая цивилизация существует до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» исторической ситуации. Однако его типология не была строгой, поскольку в дальнейшем он выделял 13 цивилизаций, а затем восемь: западную, византийско-ортодоксальную, русско-ортодоксальную, арабскую, индийскую, дальневосточную, китайскую, японо-корейскую.

Следовательно, цивилизация представляет собой культурную общность людей, достигших высшей стадии, которая имеет определенные пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития. Так, например, в основе арабской цивилизации лежит религия — ислам (с араб. — предание себя Богу, покорность), жестко регламентирующая все стороны жизнедеятельности исламской общины «правоверных», т. е. мусульман, посредством свода законов ислама — Шариата (с араб. — направлять, путь следования). Напротив, китайская цивилизация основана на прагматизме, ритуале, культе предков. Нескончаемая борьба с непогодой, набегами кочевников, собственными страхами и неуверенностью в завтрашнем дне могла быть успешной лишь при сильном государстве. В сознании китайцев именно государство выступало главной ценностью, поскольку только оно в состоянии было гарантировать гармонию и порядок, жизненные блага простым общинникам.

Колыбелью европейской, а затем и западной цивилизации, стал греческий полис, в центре которого находилась свободная личность, ориентированная на индивидуалистические ценности. Гражданин полиса собственными усилиями достигал перемен к лучшему, имея равные права с другими гражданами. Основой его свободы является частная собственность. Свободные личности учреждают государство для управления обществом и подчиняются законам, принятым демократическим путем.

В соответствии с господствующей системой ценностей каждая цивилизация развивала определенные сферы человеческой деятельности, а не все сразу. Так, например, древнеримская цивилизация была знаменита своим развитым законодательством и военным искусством, позволившим римским легионам покорить сотни народов и создать мировую империю.

Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, т. е. создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

  • 1) организацией живого труда, т. е. объединения физических усилий большого числа людей, кооперацией их труда в одном месте при неразвитости орудийной деятельности;
  • 2) созданием условий жизнедеятельности благодаря овеществленному труду самостоятельного работника, воплощенного в орудиях груда и постоянном совершенствовании трудовых навыков работника;
  • 3) используя комбинацию первого и второго способа наряду с завоеванием новых территорий.

В первом случае воспроизводство осуществляется за счет высокого потенциала прироста населения, организации и кооперации общественного труда. Во втором случае воспроизводство общественной жизни обеспечивается постоянными революционными изменениями в орудийной деятельности, ее дифференциацией и специализацией. В третьем случае актуальным становится совершенствование не только орудий труда, но и военных навыков и организации войска. Преобладавший у тех или иных народов способ воспроизводства общественной жизни в значительной мере влиял на характер и динамику формирования государства: либо ускорял, либо замедлял процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе — складывание органов публичной политической власти, выделение из общества монопольно правящей группы.

В соответствии с тем, каким образом складывались предпосылки процесса государствообразования, можно условно выделить три пути возникновения государства: 1) восточный; 2) западный; 3) смешанный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой