Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фонетическая транскрипция. 
Современный русский язык

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, гласные — это чисто тоновые звуки, а согласные отличаются наличием шума. Если для гласных характерна слабая струя воздуха, то для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено… Читать ещё >

Фонетическая транскрипция. Современный русский язык (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией. Ее основные принципы:

  • 1) каждый знак (буква) должен обозначать звук, не должно быть букв, не обозначающих звуков;
  • 2) каждый знак (буква) должен обозначать один звук, а не сочетание звуков;
  • 3) каждый знак (буква) должен обозначать всегда один и тот же звук.

Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются: я, ю, е, ё не отвечают второму и третьему принципам транскрипции; щ может читаться но-разному и тоже не отвечает этим принципам; вместо й употребляется [и].

Буквы 5, ь могут использоваться в транскрипции в особом значении. Так, [ъ] обозначает гласный, средний между [ы] и [а], произносящийся, например, на месте букв о, а в словах пърубйтьУ пъ]русйна, вып[ъ]лз, вып[ъ]л. Вместо [ъ] употребляется также знак [э]: п[э]рубйтъ, вып[э]л. Знак [ь] может обозначать гласный, близкий к [и], произносящийся, например, на месте букв и, е, я в словах: р[ъ]соватъ, б[ъловатый, п[ъ]тачок, чайн[ък, кам[ъ]нъ, мес[ъ]ц.

В языке звуков больше, чем букв алфавита. Поэтому в русской фонетической транскрипции используются также:

  • 1) буква латинского алфавита у. ^блка], [да]'у];
  • 2) буква греческого алфавита у, которая обозначает звонкий согласный, произносящийся, например, на месте х в словах типа двухгодичный, сверхзвуковой;
  • 3) знак л, обозначающий звук, близкий к [о], но неогубленный, произносящийся частью говорящих на литературном языке, например, в первом предударном слоге: [влда], [трлва];
  • 4) знак [иг], обозначающий носовой заднеязычный звук, встречающийся, например, в словах футкция, ком]грёсс
  • 5) диакритические (надстрочные и подстрочные) знаки, которые указывают на следующие особенности звуков:

[с'] — мягкий согласный;

[с] — полумягкий согласный;

[с°] — огубленный согласный;

[с] — долгий согласный (в этом значении употребляется также знак [:] — например, [с:]);

[дз] — слитный звук;

[т] — имплозивный согласный;

[л] — оглушенный сонорный согласный;

[л] — слоговой согласный;

[и| — неслоговой гласный;

[ а] — гласный, продвинутый вперед и вверх в начале звучания;

[а ] — гласный, продвинутый вперед и вверх в конце звучания;

[а] — гласный, продвинутый вперед и вверх па всем протяжении звучания;

э] — звук, средний между [и] и [э], но ближе к [и], «открытый [и]», «[и], склонный к [э]» ;

[э] — гласный, отодвинутый назад.

Гласные и согласные звуки

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

Есть два источника звуков речи. Один — это колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Это колебания гармонические, периодические; они создают тон, музыкальный звук. Другой источник звуков речи — шум, негармонический звук; он возникает в результате преодоления струей воздуха различных препятствий.

При образовании гласных голосовые связки дрожат, но струя воздуха проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных струя воздуха преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным различием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

Так, гласные — это чисто тоновые звуки, а согласные отличаются наличием шума. Если для гласных характерна слабая струя воздуха, то для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная струя воздуха. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда (ср., например, звуки [и] и [}]).

Гласные — ртораскрыватели: чем громче мы их хотим произнести, тем шире раскрываем рот. Согласные — ртосмыкатели: чем громче мы их хотим произнести, тем теснее должны сблизить органы речи. Например, чтобы громче произнести [а], надо рот рас;

крыть шире; чтобы громче произнести [с], надо плотнее придвинуть язык к зубам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой