Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль деятельности и отношений в развитии познавательного интереса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Науками о человеке установлен закон: человек развивается в процессе деятельности и формирования отношений. Выполняя различные движения в быту, игре, труде, ребенок упражняет и развивает костно-мышечную систему, координацию движений. В процессе физической деятельности укрепляются и развиваются органы кровообращения и дыхания, совершенствуется работа сердца и легких. Сказанное относится не только… Читать ещё >

Роль деятельности и отношений в развитии познавательного интереса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Науками о человеке установлен закон: человек развивается в процессе деятельности и формирования отношений. Выполняя различные движения в быту, игре, труде, ребенок упражняет и развивает костно-мышечную систему, координацию движений. В процессе физической деятельности укрепляются и развиваются органы кровообращения и дыхания, совершенствуется работа сердца и легких. Сказанное относится не только к физическому, но и к умственному развитию: оно тоже происходит в процессе деятельности, требующей умственного напряжения. Точно так же нельзя развить творческие способности — литературные, музыкальные, технические и другие — без соответствующей творческой деятельности в этих областях.

В процессе деятельности ребенок вступает в многообразные отношения с предметами и явлениями, с людьми — со сверстниками, со старшими и младшими, включается в систему межличностных и общественных отношений. Все эти отношения оказывают сильнейшее влияние на развитие личности ребенка. По этому поводу А. С. Макаренко писал: «Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений… Весь этот „хаос“ не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя» [27].

Всестороннее развитие школьников может быть достигнуто в результате организованного включения их в многообразные виды деятельности, в систему постепенно расширяющихся и усложняющихся отношений с вещами и людьми как внутри класса, школы, так и вне ее, и соответствующей педагогической инструментовки этой деятельности и отношений [28, с.14−15].

Различные связи и отношения возникают между школьниками и в процессе учебной деятельности на уроке. Очень часто учитель, занятый проверкой выполнения домашнего задания, объяснением нового учебного материала, упускает из вида характер отношений, складывающихся между участниками педагогического процесса. Тогда эти отношения приобретают стихийный характер и часто оказывают не положительное, а отрицательное влияние на развитие психики учеников, формирование их нравственных качеств. Если из урока в урок каждый ученик работает только для себя, заботится лишь о своем собственном успехе и не участвует в коллективном добывании знаний, в решении общей учебной задачи, не помогает товарищам и не получает помощи от них, то такие отношения неизбежно будут формировать индивидуализм, эгоизм, равнодушие к окружающим, а может быть, и зависть по отношению к ученику, получившему более высокую отметку.

Отсутствие организованных коллективистических отношений на уроке часто толкает учеников на путь обмана учителя, за спиной которого они пытаются выручить товарища путем подсказки. Такого рода отношения между учителем и учениками отрицательно влияют на формирование нравственных качеств школьников. Совсем по-другому будет развиваться нравственное сознание и поведение школьников на уроке, если учитель организует коллективную работу учащихся: поставит общую цель, расчленит ее на части и каждую часть поручит отдельному звену, если и в звене каждый ученик будет выполнять определенную часть общей работы. При такой организации учебной деятельности между учащимися класса неизбежно возникают отношения ответственной зависимости, взаимной помощи, взаимного контроля, а именно в таких отношениях и формируется коллективизм [29].

Учебно-познавательная деятельность — основной вид деятельности школьника. Ученик занят ею ежедневно по нескольку часов в классе на уроках, дома, выполняя домашние задания, а также участвуя во внеклассных образовательных занятиях. Исключительно велики потенциальные возможности этой деятельности как фактора всестороннего развития. При правильной педагогической организации учебного труда он развивает умственные способности и любознательность ученика, закаляет его волю, формирует мировоззрение, нравственность, способствует эстетическому развитию и т. д. [28, с.27].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой