Трудовое воспитание.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение с взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь… Читать ещё >
Трудовое воспитание. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудовое воспитание — процесс формирования осознанного и позитивного отношения к труду.
Две группы задач трудового воспитания: помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений); развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия).
При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвердиться; вступить в общение с взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в пять — семь лет ребенок способен их формулировать.
Своеобразно осуществляется у детей и процесс планирования трудовой деятельности. Планирование — важный компонент труда. Оно включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом. Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению формируется способность действовать экономно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному планированию, наконец, учит планировать самостоятельно.
Рассмотрим теперь сам процесс выполнения действий. И этот компонент имеет свою специфику. Для того чтобы процесс труда был для ребенка увлекательным, необходимы следующие условия:
- — особый эмоциональный настрой (игровая ситуация, музыкальный фон, совместный труд со значимыми для ребенка взрослыми, продуманная вместе с детьми система поощрений);
- — правильная организация материальной среды и трудового оборудования (соответствие инструментов и оборудования участникам труда, комфортное распределение участников в пространстве, соответствие оборудования возрасту и физическим качествам участников труда);
- — учет физической и психической нагрузки, которую может испытать участник труда (посильность, но не излишняя легкость трудовых действий);
- — учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда.
Детей младшего возраста увлекает именно процесс выполнения действий, старших дошкольников тоже увлекает процесс, но для них значимыми становятся и результат (за него похвалят, можно вместе с другими обсуждать и гордиться результатом, использовать в практической деятельности и пр.) и самостоятельность его достижения.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Задания по теме
1. Раскройте содержание работы по формированию и развитию навыков трудовой деятельности детей дошкольного возраста, заполните таблицу.
Компоненты деятельности. | Содержание работы с детьми. | |
младшего дошкольного возраста. | старшего дошкольного возраста. | |
Мотив. | ||
Планирование. | ||
Выполнение действий. | ||
Результат. |
2. Подумайте, какие качества личности дошкольника формируются в труде, как влияет трудовая деятельность на формирование каждого качества. Составьте краткое сообщение.
Литература
по теме
- 1. Воспитание в труде / под ред. Р. С. Буре. — М., 1987.
- 2. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. А. Козлова,
Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. — М., 2002.
- 3. Крухлет М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности / М. В. Крухлет. — СПб., 1995.
- 4. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду / под ред. Р. С. Буре. — М., 1987.
- 5. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей / С. Я. Рубинштейн. — М., 1996.