Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Трансграничное полицейское наблюдение и преследование физических лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с новыми полномочиями в области регулирования полицейского сотрудничества, предоставленными ЕС Лиссабонским договором, правила Шенгенской конвенции о трансграничном полицейском наблюдении и преследовании, а также о других возможных действиях полиции и судебных органов одного государства-члена на территории другого в дальнейшем должны быть заменены специальными законодательными… Читать ещё >

Трансграничное полицейское наблюдение и преследование физических лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Режим свободного пересечения внутренних границ ЕС создает дополнительные преимущества не только для законопослушных граждан, но и для «криминальных элементов». Благодаря отсутствию пограничных проверок они получают возможность перемещаться по территории разных государств-членов, в том числе с целью совершить преступное деяние или скрыться с места преступления.

Если физическое лицо, подозреваемое в совершении преступления, скрывается в направлении другого государства-члена, то могут ли сотрудники полиции, осуществляющие за ним наблюдение или преследование «но горячим следам», также проследовать за границу и, возможно, задержать его там? Положительный ответ на данный вопрос дала Шенгенская конвенция в гл. 1 (ст. 40 и 41)[1]. В соответствии со ст. 40 Шенгенской конвенции полицейские государства-члены, которые осуществляют наблюдение за лицом, подозреваемым в совершении тяжкого преступления, могут продолжить его при необходимости и на территории других государств-членов.

Трансграничное полицейское наблюдение, по общему правилу, должно осуществляться на основании предварительно направленного запроса. Однако если ситуация не позволяет направить такой запрос, то сотрудники полиции вправе осуществлять необходимые действия и без него. Они только извещают компетентные органы заинтересованного государства-члена, а необходимый запрос направляется уже впоследствии.

Таким образом, ст. 40 Шенгенской конвенции фактически разрешает сотрудникам национальной полиции осуществлять наблюдение как вид оперативно-розыскных мероприятий в пределах не только своей, но и других стран ЕС.

Трансграничное полицейское наблюдение должно закончиться в течение пяти часов с момента пересечения границы другого государства-члена или раньше, по требованию компетентных органов последнего.

Еще более серьезные ограничения для государственного суверенитета влечет ст. 41 Шенгенской конвенции. На основании этой статьи полицейские, которые в своем государстве-члене осуществляют преследование лицау застигнутого на месте преступления, уполномочены при необходимости продолжать преследование и на территории других государств — членов ЕС.

Если преследование увенчалось успехом, то им разрешается произвести задержание лица, как минимум, до того момента, когда прибудут сотрудники местной полиции[2].

В соответствии с новыми полномочиями в области регулирования полицейского сотрудничества, предоставленными ЕС Лиссабонским договором, правила Шенгенской конвенции о трансграничном полицейском наблюдении и преследовании, а также о других возможных действиях полиции и судебных органов одного государства-члена на территории другого в дальнейшем должны быть заменены специальными законодательными актами ЕС: «Совет, постановляя в соответствии со специальной законодательной процедурой, фиксирует условия и пределы, в рамках которых… компетентные органы государств-членов могут действовать на территории другого государства-члена во взаимосвязи и по соглашению с органами последнего. Совет постановляет единогласно после консультации с Европейским парламентом» (ст. 89 ДФЕС).

  • [1] Аналогичные положения для таможенных правонарушений содержит Конвенция о взаимном содействии и сотрудничестве между таможенными администрациями 1997 г. (ст. 20 и 21).
  • [2] При подписании Шенгенской конвенции или присоединении к ней государства-члены представляли специальные декларации, в которых выбиралиболее или менее свободный режим полицейского преследования (в плане 01рани-чений по времени нахождения полицейских из одного государства-члена в другом, например не более 60 минут, ограничений по территории — преследованиев пределах всей страны либо только приграничной зоны; ограничений по видампреступлений, в отношении которых можно производить трансграничное полицейское преследование, и др.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой