Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация самостоятельной деятельности учащихся

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа с разными источниками помогает глубже осмысливать содержание учебного материала, поэтому уже на начальных этапах обучения использую на уроках фрагменты исторических текстов. В 5 классе — это Гесиод, Гомер, Плутарх, Цицерон и др. (в экспериментальном учебнике Н. Н. Трухиной «История Древней Греции» и «История Древнего Рима»). Основной задачей работы на этом этапе является внимательное… Читать ещё >

Организация самостоятельной деятельности учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

школьник дидактический познавательный На уроках стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы побуждать учеников мыслить, рассуждать, искать. Поэтому большое значение отвожу организации самостоятельной работы учащихся.

Источниками знаний при организации самостоятельной работы учащихся являются учебники, исторические документы, карты, фотодокументы, статистические данные, справочная и научно-популярная литература, материалы периодической печати, Интернет.

Работа с разными источниками помогает глубже осмысливать содержание учебного материала, поэтому уже на начальных этапах обучения использую на уроках фрагменты исторических текстов. В 5 классе — это Гесиод, Гомер, Плутарх, Цицерон и др. (в экспериментальном учебнике Н. Н. Трухиной «История Древней Греции» и «История Древнего Рима»). Основной задачей работы на этом этапе является внимательное чтение, понимание, интерпретация текста.

В более полном объеме работу с различными источниками организую в старших классах, где провожу проблемно-лабораторные занятия. Такие уроки провожу по темам: «Декабристы», «Эпоха реформ 1860-х», «Внешняя политика России в начале XX века», «Россия 1917 года», «Великая Отечественная война». Материалы группируются по проблемам, изучаются в группах. Ребята отвечают на вопросы к документам, сопоставляя их, готовят сообщения, выражая свою личностную оценку того или иного факта. Такие занятия не только повышают познавательную активность учащихся, но и развивают навыки источниковедческого анализа:

  • · интерпретация документа;
  • · выяснение значения неизвестных слов, терминов, имен, названий, употребленных в документе;
  • · определение позиций автора документа;
  • · оценка сути и значения документа.

К тому же, работа с документами помогает решать задачу проблемного обучения, при котором знания, подлежащие усвоению, не задаются учащимся в готовом виде, а добываются ими самостоятельно.

Так, например, начиная с 8 класса, использую следующий прием работы с текстом. Учащимся предлагается прочитать и продумать содержание какого-либо текста, а затем итоги своих размышлений записать в таблицу.

Таблица 1.

1. Какая главная проблема поставлена в тексте?

2. Какой важной информацией снабдил вас автор?

3. Что еще вы знаете из того, что помогло бы решить проблему?

4. Каковы три (или другое число) главных способа решения проблемы?

5. Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?

Такая работа с текстом учит школьников выделять проблему, выяснять ее сущность, определять варианты подходов к ее решению.

Особое внимание уделяю обсуждению персоналий. Учащиеся, как правило, симпатизируют одним историческим деятелям, а другие вызывают у них неприязнь. На обобщающих уроках предлагаю школьникам вопросы: какие исторические деятели определенного периода заслужили ваши симпатии? Объясните почему. Какие деятели вызывают ваше осуждение? Почему. Использование вопросов такого типа стимулирует учащихся высказывать оценочные суждения, личностный взгляд на полученную информацию.

Для организации рефлексии использую также прием составления синквейна (от франц. «пять») — стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам. Правила написания синквейна:

  • 1. Первая строка — называется одним словом тема (существительное).
  • 2. Вторая строка — описание темы двумя словами (прилагательными).
  • 3. Третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
  • 4. Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувство).
  • 5. Пятая строка — синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Составление синквейна вызывает особый интерес учащихся и помогает занять более активную позицию на уроке. Учащиеся работают в парах, обсуждают, предлагают свои версии. В итоге получаются, например, такие синквейны:

Таблица 2.

Маркони Увлекающийся и изобретательный.

Создал, запатентовал, преуспел.

Ты помог услышать тех, кто далеко!

Ученый Гарибальди Гордый и независимый Рискует, сражается, побеждает.

Ты был живой легендой!

Борец.

Бисмарк Умный и решительный.

Отстаивает, воюет, объединяет.

Ты твердо шагал к главной цели!

Железный канцлер Виктория Мудрая и добродетельная.

Царствует, создает, процветает.

Ты — национальный символ Англии!

Королева.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой