Отступления от правил
Совершенно противоположное можно сказать о размерах пьедесталов. Во-первых, пьедестал является частью необязательной, так как ордер (неполный) может вовсе не иметь пьедестала. Во-вторых, что особенно важно, применяя ордера к украшению фасадов, необходимо считаться не только с относительным масштабом для размеров различных частей (модулем), но и с абсолютным масштабом (рост человека). Так… Читать ещё >
Отступления от правил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ознакомившись с формой архитектурных ордеров, зная основные правила расположения их различных частей и соотношении их размеров, следует обратить внимание на случаи отступлений от этих правил.
Ввиду того, что Виньола и другие теоретики создавали свои правила на основании изучения целого ряда античных памятников и выводили, так сказать, средние размеры из многих отдельных примеров, незначительные отклонения от этих правил, требуемые композицией в каждом частном случае, конечно, допустимы. В этом нетрудно убедиться, внимательно рассматривая произведения лучших зодчих эпохи Возрождения. Однако нельзя не обратить внимания на то, что в пропорциях колонн, отношениях их толщины и высоты, размерах баз и капителей отступлений от изложенных правил почти не встречается.
Совершенно противоположное можно сказать о размерах пьедесталов. Во-первых, пьедестал является частью необязательной, так как ордер (неполный) может вовсе не иметь пьедестала. Во-вторых, что особенно важно, применяя ордера к украшению фасадов, необходимо считаться не только с относительным масштабом для размеров различных частей (модулем), но и с абсолютным масштабом (рост человека). Так, например, подоконная часть нередко обрабатывается в форме пьедестала; если при этом высота его будет равняться !/з колонны, то подоконник может оказаться на слишком большой высоте от пола. Поэтому приходится отступить от рекомендуемой пропорции и понизить пьедестал. На многих примерах можЬо убедиться, что высота пьедестала часто подвергалась значительному сокращению, и никогда не встречаются примеры излишнего увеличения высоты пьедесталов.
Совершенно обратное явление наблюдается в размерах антаблементов, которые очень часто увеличивались и почти никогда не уменьшались против установленных правил.
Эти отступления от преподанных правил открывают поле для свободного творчества архитектора, применяющего ордера в своих композициях.
Для выяснения пределов, в которых происходили отступления, весьма полезно внимательно рассмотреть фасад библиотеки св. Марка в Венеции (рис. 61). Это здание отличается необыкновенно смелым нарушением принятых пропорций.
Высота антаблемента нижнего этажа укладывается в высоте колонны не четыре, а три раза, тогда как верхний антаблемент укладывается в своей колонне лишь два раза.
При этом увеличение высоты антаблементов отразилось главным образом на фризах. В верхнем из них помещены даже окна и наряду с ними рельефный сочный орнамент, благодаря чему фриз не производит впечатления тяжелого, массивного нагромождения. То же повторяется и во дворце Корнер (рис. 62).
Кгассики мирового зодчества.
Классики мирового зодчества.