Сказка.
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках… Читать ещё >
Сказка. Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу.
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней — утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно.
«Сказка — ложь, да в ней намек: добру молодцу — урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:
- * певуч и поэтичен,
- * содержит много метафор, образных сравнений,
- * метких и поучительных пословиц и поговорок.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:
- * о животных,
- * волшебные,
- * бытовые,
- * авантюрно-новеллистические,
- * докучные.
Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.