Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические основы КТД как средства развития творческих способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Остановимся немного на истории КТД. Понятие «коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов прошлого столетия доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Игорем Петровичем Ивановым. Этот подход возник, как необходимость противопоставить коллективному обеспечиванию подход к ребенку, как к уникальной ценности. Сейчас коллективная творческая… Читать ещё >

Психолого-педагогические основы КТД как средства развития творческих способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «КТД»

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего школьного возраста, и подросткового возраста, действительно, способна творить чудеса.

Остановимся немного на истории КТД. Понятие «коллективное творческое дело» было введено в середине 60-х годов прошлого столетия доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Игорем Петровичем Ивановым. Этот подход возник, как необходимость противопоставить коллективному обеспечиванию подход к ребенку, как к уникальной ценности.

Ведущее место в процессе сотрудничества занимало положение о необходимости творчества для всех участников. Оно становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию, стимулируют в каждом ученике творческие способности. Таким образом, развивается творческая личность, стержнем которой становятся самодеятельность, самосозидание и самоорганизация.

Понятие «КТД» И. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового творческого продукта.

КТД по Иванову — это практическая забота о жизни, о самых разных сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД — это дела не только ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД — это общая забота, их жизнь, совместное творчество Девиз методики: «Все творчески, иначе — зачем?» Отличительная черта — субъектами ее применения выступают дети и педагоги в равной степени. Результат — пассивный превращается в активного, «трудные» становятся талантливыми, педагог оказывается интересным человеком. У ребенка появляются организаторские умения, он становится творческой, инициативной личностью.

Коллективное творческое дело осуществляется совместными усилиями всех членов коллектива, предполагает непрерывный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается сообща.

Не всякое коллективное дело является КТД. Оно является таковым если:

ОНО — творческое, потому что планируется, готовиться, совершается и обсуждается всеми участниками образовательного процесса.

ОНО — творческое, потому что на каждой стадии его осуществления идет поиск лучших путей, способов, средств решения.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Разнообразие КТД позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Историю КТД можно отсчитывать с первой половины 20 века. Менялась его идеологическая составляющая, но суть приема оставалась неизменной. Она предполагала коллективное творчество по определенному плану действий. Но что можно предложить взамен классической идейной основы технологии КТД? Возможно, это идея воспитания лидерских качеств. В рамках личностно-ориентированного подхода это звучит так: каждый может быть лидером в учебе или творческой деятельности, спорте или трудовых делах. Современной России нужны граждане активные и ответственные и творческие. Простая, даже банальная истина — все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Коллектив, особенно детский, вообще не может существовать и развиваться, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, тогда только они и объединяются, учатся ценить друг друга.

Итак, коллективное творческое дело. Рассмотрим подробнее. В чем же отличие классического КТД по модели И. П. Иванова и личностно-ориентированного КТД? Новое понимание КТД заключается в смещении акцентов в совместной деятельности с задач, представляющих коллективный интерес, на задачи личностного развития. Но меняются именно акценты, так как важность работы в коллективе и с коллективом сохраняет значение.

Рассматривая КТД как личностно — ориентированное, мы еще раз подчеркиваем, что такой подход ориентирован на личность каждого ребенка, его активное участие, проявление творчества на каждом этапе КТД, что с нашей точки зрения, является особенно важным.

Коллективное творческое дело, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие качества, творческие способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой