Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические подходы к управлению качеством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качеством. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять… Читать ещё >

Методологические подходы к управлению качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При реализации управления качеством существенное значение имеют используемые при этом подходы. Среди важнейших методологических подходов к УК следует отметить системный и процессный. Эти два взаимосвязанных подхода по зарубежным источникам определяются как принципы (по МС ИСО серии 9000). По существу же они действительно представляют собой методологические подходы.

Системный подход

Системный подход со второй половины XX в. по настоящее время является одним из приоритетных и ведущих среди всех других. Он неразрывно связан с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода к управлению.

В общем случае основное в системном подходе заключается в том, что управление качеством должно осуществляться в составе целостной совокупности его подсистем, элементов в тесной взаимосвязи и наличии многообразных связей между ними и внешней средой.

Применительно к УК системный подход предусматривает:

  • — рассмотрение этого вида управления в рамках организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами;
  • — рассмотрение системы УК как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные рамки взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем, внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т. п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы вызывает изменения в других элементах и подсистемах, что основывается на диалектическом подходе к взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе;
  • — всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств;
  • — изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования внутриорганизационных процессов адаптации, саморегулирования, самоорганизации, прогнозирования и планирования, координации, принятия решений и т. п.

Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качеством. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих управлению, и выбирать наиболее рациональный метод воздействия). Следовательно, при системном подходе управление качеством необходимо осуществлять в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой.

Системный подход к УК предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов. К ним можно отнести, например, теорию сложных систем, системотехнику, исследование операций, теорию управления, теорию организации, инноватику, информатику, метрологию, эконометрику, квалиметрию, системный, ситуационный, прогностический, диагностический, детальный и глобальный анализы и др. Между названными науками, научными направлениями и рядом методов исследования нередко нет четких границ, так как они часто используют примерно одни и те же математические методы. Однако все они обладают своей спецификой и имеют определенные особенности.

Методология управления предполагает использование процессного, целевого, ситуационного, параметрического, нормативного, оптимизационного и прочих подходов. Применение какого-либо только одного подхода в его классическом виде для целей системного управления практически невозможно и существенного эффекта дать не может. Отсюда объективно вытекает необходимость интегративного сбалансированного использования различных методологических подходов. Данный подход правомерно следует трактовать именно как системный, т. е. в данном случае его следует понимать как интегративно-конвергенциальный, включающий другие подходы.

Следовательно, интегративно-конвергенциальный подход к УК представляет собой такую методологию управленческого процесса, которая интегративно использует системный, целевой, процессный, параметрический, ситуационный и другие подходы.

Одним из объективных случаев конвергенции других подходов в системный является использование, помимо всех других прочих, целевого подхода. Целевой подход как таковой ориентирован на поставленные перед предприятием в области качества цели. Представление целей управления качеством во многом определяет содержание и меру эффективности практически всех проводимых работ в этой области. Поэтому применение целевого подхода подразумевает определение целей УК на основе глубокого анализа всех потенциальных возможностей (кадровых, временных, финансовых, организационных и т. п.), имеющихся в распоряжении управленцев. При этом достижение целевых установок управления требует концентрации всех усилий и ресурсов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой