Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сверхчеловек. 
История философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ф. Ницше полагал, что в жизни каждого народа было всего несколько великих людей — их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но они — еще далеко не «сверхчеловеки». Лишь в минуты величия они подобны сверхчеловеку, но уже в следующий миг могут оказаться не на высоте, проявив «человеческое, слишком человеческое». Но каждый человек должен в любом своем деле ориентироваться на идеал сверхчеловека… Читать ещё >

Сверхчеловек. История философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «сверхчеловек» — ныне превратившееся в английскоамериканское «супермен» — употребляется сегодня не в том смысле, какой в него вкладывал Ф. Ницше. Оно обозначает сегодня человека, имеющего превосходство над остальными людьми. Такой сверхчеловек представляется вполне реальным, существующим в мире.

Ф. Ницше имеет в виду нечто иное. Он говорит о том, что человечество, если оно не желает выродиться в нечто мелочное, заурядное, пошлое, должно поставить перед собой какую-то грандиозную задачу. Такой задачей может стать продолжение эволюции, созидание более высокого, чем человек, вида — вида, который превосходил бы человека настолько же, насколько человек превосходит обезьяну, от которой человек, по мнению Ницше, и произошел. Глядя на повадки обезьяны, человек смеется и испытывает стыд. Точно так же сверхчеловек (над-человек, после-человек) будет стыдиться человека и смеяться над ним.

Сверхчеловек — это вовсе не наш современник, и уж тем более не может быть объявлен сверхчеловеком представитель какого-либо народа или какой-либо расы. Сверхчеловек — это идеал, который манит всех возвышенных и благородных людей, оставаясь на горизонте. (В сущности, И. Кант призывал в морали ориентироваться нс на общечеловеческое как среднее, заурядное, типическое, стандартное, а на идеально-человеческое, на то, каким должен быть человек; у Ф. Ницше сверхчеловеческим называется именно это.).

Надо любить не ближнего, а дальнего, говорит Ф. Ницше. Лозунг «Возлюби ближнего своего» означает, в сущности, требование рыночного обмена: «Ты — мне, я — тебе». И. А. Крылов именно об этом писал в своей басне: «За что же, не боясь греха, кукушка хвалит петуха? За то, что хвалит он кукушку». Самолюбование мелких людей и взаимовосхваление их ведет к застою в культуре.

Необходимо в соперники себе выбирать не равных, а самых великих, стремясь превзойти их. Только так можно обеспечить наивысшие достижения.

Ф. Ницше полагал, что в жизни каждого народа было всего несколько великих людей — их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но они — еще далеко не «сверхчеловеки». Лишь в минуты величия они подобны сверхчеловеку, но уже в следующий миг могут оказаться не на высоте, проявив «человеческое, слишком человеческое». Но каждый человек должен в любом своем деле ориентироваться на идеал сверхчеловека, «отдавая ему свою плоть и кости», хотя бы на минуты воплощая его в себе.

Идея сверхчеловека несет в себе значительный соблазн. Сверхчеловеком может вообразить себя личность мелкая и ничтожная, которая будет переустраивать жизнь окружающих в соответствии со своими убогими понятиями, а сопротивление подавлять насильственно (именно так и произошло в Германии при нацизме). Но можно толковать Ницше и так, как это делал В. В. Маяковский: он советовал ревновать жену не к соседу, а к Копернику. Это значит, что жить надо в большом мире, а не в мелком, и равняться на титанов, на гениев, а не на «продвинутых пользователей», с легкостью карманника «скачивающих» чужие произведения из Интернета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой