Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Социальная психология: теория и практические методы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Построить сводную таблицу (табл. 9.8) значимых (высоких и низких) и незначимых оценок полученных выборов (отклонений) и взаимных выборов по каждому критерию. Рассчитать границы доверительного интервата отдельно для выборов и отклонений, определить категории социометрической структуры группы; Начертить индивидуальные социограммы двух популярных, двух принятых и двух непопулярных членов группы… Читать ещё >

Практикум. Социальная психология: теория и практические методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задание 1. Проведение социометрического исследования.

Цели:

  • 1. Напомнить студентам особенность применения метода социометрии.
  • 2. Дать практический навык применения способов обработки данных социометрического исследования.

Ход занятия:

Преподаватель опрашивает студентов по проблеме проведения исследования с помощью социометрического метода. Отдельно рассматриваются вопросы по способам обработки результатов социометрической матрицы. В качестве примера можно использовать матрицу из табл. 9.2 в тексте учебника.

Затем преподаватель делит студентов на две подгруппы и в каждую раздает образец социометрической матрицы, где представлены результаты условно проведенного социометрического опроса в группе из 10 человек (как образец — матрица из таблицы 9.2). Он сообщает студентам, что критерием выбора был вопрос «С кем из членов вашей группы вы бы хотели вместе продолжить учиться в новом году?», отклонения — «С кем из группы вы не хотели бы продолжать обучение?».

В процессе работы студенты должны:

  • 1) рассчитать границы доверительного интервата отдельно для выборов и отклонений, определить категории социометрической структуры группы;
  • 2) построить индивидуальные социограммы для трех популярных членов группы;
  • 3) построить групповую социограмму-мишень взаимных выборов;
  • 4) рассчитать индивидуальные индексы социометрического статуса и психологической экспансивности для всех членов группы;
  • 5) рассчитать групповые индексы групповой экспансивности, сплоченности и интегрированности группы.

Задание 2. Исследование социометрической структуры группы.

Цели:

  • 1. Научить студентов разрабатывать и проводить социометрическое изучение малой группы.
  • 2. Закрепить у них навыки обработки социометрических данных.
  • 3. Научить студентов анализировать и интерпретировать результаты социометрического исследования.

Ход занятия:

Преподаватель делит студентов на рабочие подгруппы по 3—4 человека. Затем дает домашнее задание: во внеаудиторное время выбрать реальную малую группу для исследования (школьный класс, студенческую группу, спортивную команду, производственное подразделение и т. п.). Выделить наиболее значимые для нее сферы совместной деятельности. Составить вопросник (социометрическую карточку), включив в него три критерия: общий критерий (например, «С кем из членов Вашей группы Вы хотели бы остаться вместе в случае ее разделения?») и два специальных критерия, связанных с частными аспектами групповой деятельности и общения. Составить инструкцию, обратив внимание на мотивировку участия группы в исследовании. Провести социометрический опрос выбранной группы.

На практическое занятие студенты приносят результаты проведенного опроса в своих группах. Преподаватель дает следующие задания, которые выполняются в сформированных учебных группах по 3—4 человека[1]:

  • — построить три социометрические матрицы (для каждого критерия отдельно). При этом по общему критерию фиксировать как выборы, так и отклонения, по остальным — только выборы;
  • — подсчитать основные показатели;
  • — построить сводную таблицу (табл. 9.8) значимых (высоких и низких) и незначимых оценок полученных выборов (отклонений) и взаимных выборов по каждому критерию.

Таблица 9.8

Крите;

рий.

«Популярные».

«Принятые (средние)».

" Непопулярные".

Высокие значимые оценки.

Число членов группы.

Интервал незначимых оценок.

Число членов группы.

Низкие значимые оценки.

Число членов группы.

  • — построить социограммы-мишени для каждого критерия по первым трем выборам;
  • — построить социограмму-мишень взаимных выборов, но всем критериям (обозначив их разными цветами);
  • — начертить индивидуальные социограммы двух популярных, двух принятых и двух непопулярных членов группы по общему критерию;
  • — вычислить индивидуальные положительные социометрические статусы каждого члена группы по каждому критерию (три ряда статусов). Выделить популярных и непопулярных членов группы, чьи статусы не изменились (мало изменились) со сменой критерия;
  • — провести анализ подгруппы «популярных», выделив позицию «лидера» (если он есть в группе). Провести анализ подгруппы «непопулярных», выделив позицию «отверженного» и «изолированного» членов группы;
  • — рассчитать групповые индексы экспансивности, интегрированности и сплоченности по каждому критерию (табл. 9.9).

Таблица 9.9

Индекс.

Значения индексов.

Критерий 1.

Критерий 2.

Критерий 3.

— оформить отчет о проделанной работе по стандартной форме.

  • [1] Методы социально-психологического исследования. С. 34—36.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой