Невербальная коммуникация.
Теория коммуникации
O непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (радио, телевидение). В. А. Лабунская выделяет следующие виды невербального общения: O дополнять (дублировать, усиливать) вербальные сообщения; O личностно-направленное и социально-ориентированное; O параязык, интонационно-вокальные движения; O движения, выражения и контакт глаз; O опровергать вербальные сообщения… Читать ещё >
Невербальная коммуникация. Теория коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сравнение вербальной и невербальной коммуникации
К истории вопроса. Изучение основ невербальной коммуникации берет свое начало в глубокой древности — в научных трактатах античных ученых и мыслителей по ораторскому искусству и мастерству. В современном научном знании, в частности психологии, наибольшее внимание данному виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика, социолингвистика и т. д. Термин «невербальное общение» в последнее время стал категорией, объединяющей различные явления и, таким образом, превратился в самое широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, — это понятие в современной научной литературе получило название «несловесный язык» [71, с. 9]. Различные составляющие этого языка являются предметом специального изучения и обсуждения в таких науках, как философия, психология, лингвистика, литературоведение, искусствознание, культурология. «Они сообщают категории „невербальное общение“ расширительное толкование… и вводят ее в ранг суперкатегорий, имеющих важное социокультурное значение» 171, с. 10]. И отечественная, и зарубежная психологии невербального общения формировались как некое противопоставление вербальному общению. Поэтому термин «невербальное» существует не столько для того, чтобы очертить область исследований, сколько для того, чтобы подчеркнуть, что речь пойдет о явлениях, не относящихся к «слову» .
Как отмечает В. А. Лабунская 171, с. 11], современные попытки установить круг движений, которые имеют отношение к невербальному общению и «по сути рассматривающихся то как способ, то как средство передачи определенной информации», основываются на учениях и идеях Р. Бердвистелла, Ч. Дарвина, Ф. Дельсарта, В. Райха, Е. Холла, А. Шефлена, П. Экмана, Д. Эфрона и др. Исходя из положений, высказанных в их работах, система движений, рассматриваемых в контексте психологии невербального общения, включает:
- o телодвижения, позы;
- o движения рук, жесты;
- o движения и выражения лица;
- o прикосновения;
- o движения, выражения и контакт глаз;
- o параязык, интонационно-вокальные движения;
- o передвижения в пространстве.
В. А. Лабунская выделяет следующие виды невербального общения [71, с. 12]:
- o деструктивное и конструктивное;
- o монологическое и диалогическое;
- o личностно-направленное и социально-ориентированное;
- o непосредственное и опосредованное средствами массовой информации (радио, телевидение).
Наряду с этими видами невербального общения В. А. Лабунская предлагает выделить в соответствии с социально-психологической классификацией общения (установка или вид направленности; отношение к другому; содержание общения; особенности восприятия партнера; нормативность обращения и т. п.) примитивное, манипулятивное, конвенциональное, доверительное, деловое и личностное невербальное общение.
Вследствие ряда причин сложилось противоречивое мнение относительно статуса невербального поведения как способа выражения психологических особенностей личности. Основная причина кроется в самом феномене невербального поведения, сложности его экспериментального изучения, его многокомпонентности, разноуровневости связей между его компонентами и разнообразием всех тех процессов, посредством которых формируется невербальное поведение личности. Глубокий интерес к проблемам психологии невербального поведения привел к развитию личностного подхода, к рассмотрению его природы в рамках социокультурных и социально-психологических факторов.
Невербальная и вербальная коммуникации дополняют друг друга и находятся в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:
- o дополнять (дублировать, усиливать) вербальные сообщения;
- o опровергать вербальные сообщения;
- o замещать вербальные сообщения;
- o регулировать разговор.