Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип компенсаторности. 
Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип педагогической перспективы теснейшим образом связан и взаимодействует с принципом компенсаторности. Одним из основоположников этого принципа является А. Р. Лурия (1902—1977). Он утверждал и блестяще доказывал, что деформация или потеря одной из функций организма может быть восстановлена за счет развития других функций. Физически дефективный ребенок (слепой, глухонемой…) рядом… Читать ещё >

Принцип компенсаторности. Деятельность социального педагога в организации среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип педагогической перспективы теснейшим образом связан и взаимодействует с принципом компенсаторности. Одним из основоположников этого принципа является А. Р. Лурия (1902—1977). Он утверждал и блестяще доказывал, что деформация или потеря одной из функций организма может быть восстановлена за счет развития других функций. Физически дефективный ребенок (слепой, глухонемой…) рядом с отрицательной характеристикой имеет и «положительную» — возможность восполнить дефицит функций своего организма за счет их компенсации другими органами или центрами, так как человек являет собой целостную систему и, следовательно, его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют, что и составляет основу компенсаторных свойств организма. Ученый писал: «В самом деле, слепой или глухонемой не мог бы жить, если бы он чем-нибудь не возместил те недостатки, которые у него имеются. Со своим физическим недостатком он оказался бы слишком не приспособленным. И вот вступает в свои права особый и своеобразный механизм: происходит компенсация дефекта» [106, с. 6]. В процессе опыта ребенок учится возмещать свои природные недостатки; на базе его дефективного натурального поведения возникают культурные приемы и навыки, покрывающие, компенсирующие дефект и дающие ему возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.

В ряде медицинских и психологических работ установлен факт, что такое «замещение» может иметь место и в отношении мозговых полушарий. При повреждении центров речи левого полушария функция речи может быть восстановлена за счет развития данной функции в правом полушарии. Этот уникальный эксперимент А. Лурия описал в книге «Возвращение к жизни»: раненый в голову лейтенант имел полную потерю памяти. Через разработанную ученым методику письма эта функция была настолько восстановлена, что на медицинской комиссии встал вопрос о возможности получения лейтенантом инвалидности. Огромное число случаев протекает по значительно более сложной схеме. Ведь многие органы нашего организма не парны, многие поражаются так, что вся их функция целиком оказывается задетой. Это особенно бывает в тех случаях, когда функция организма не выпадает целиком, а оказывается лишь врожденно ослабленной. Например, врожденная слабость зрения или слуха, врожденный дефект речевого аппарата (слабость голосовых связок, косноязычие и т. п.), врожденные дефекты мышечной, нервной и других систем. И люди не только справляются с этими дефектами, возмещая врожденные недостатки, но зачастую даже «сверхкомпенсируют» их. Люди со слабым от природы слухом становятся музыкантами, с дефектами зрения — художниками, а люди с дефектами речи — выдающимися ораторами (Демосфен) [33, с. 7].

Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации дефекта оказывается, видимо, то, что дефект становится в центр внимания индивида и над ним создается известная «психологическая надстройка», пытающаяся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнением и прежде всего известной культурой использования этой дефективной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если она совсем отсутствует). Природный дефект организует психику таким образом, чтобы была возможна максимальная компенсация, и, что самое важное, воспитывает огромную настойчивость в упражнении и развитии всего того, что может компенсировать дефект. В результате получается неожиданная картинка: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравняться с другими, делает его положительным, ставит этот дефект в центр внимания, направляет на него свою нервно-психическую деятельность, развивает особое умение максимально пользоваться теми данными зрения, которое он получает, — и становится человеком, у которого зрение стоит в центре его работы — художником, графиком и т. д. [Там же, с. 7].

Таким образом, жизнь, наблюдения и исследования медиков и психологов свидетельствуют об уникальных психофизиологических возможностях человеческого организма: при ослаблении и даже потери какой-либо функции у него есть ресурсы ее восстановления и компенсации. Следовательно, в человеке имманентно заложены возможности внутренней защиты и реабилитации своих функциональных свойств. Однако эти возможности резко возрастают, когда человек сам начинает целенаправленно заниматься восстановлением утраченных функциональных свойств организма, когда с помощью специальных методик и упражнений он преодолевает, например, неподвижность конечностей (В. Дикуль). Социально-педагогическая технология работы с детьми такой категории должны закладывать этот принцип как один из основных. Он отражает не только педагогический оптимизм, свойственный самой специфике социально-педагогической работы, но и саму внутреннюю природу человеческого организма.

Однако реализация этого принципа требует специальной подготовки и, как правило, работы вместе с другими специалистами — медиками, психологами и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой