Классификация бюджетов.
Структура систем управленческого учета
Отнести каждый функциональный бюджет к одному из типов: стоимостному либо натурально-стоимостному, т. е. определить, какого рода обороты: денег, неденежных активов или доходов/расходов, — он описывает; Спланировать и определить по факту статьи доходов, вносящие наиболее значимый вклад в финансовые результаты, что является необходимой информацией для разработки маркетинговой политики компании… Читать ещё >
Классификация бюджетов. Структура систем управленческого учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Бюджет — финансовый документ установленного формата, по которому происходят планирование и учет результатов хозяйственной деятельности.
Необходимо составлять планы и контролировать их исполнение, как по всему предприятию, так и по различным областям деятельности (продажи, закупки, производство и т. д.), и по Центрам Финансовой Ответственности. Соответственно, эти три бюджета называются: бюджет предприятия, функциональный бюджет и операционный бюджет.
Бюджет предприятия — это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Функциональный бюджет — бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия (функциональную область).
Примеры функциональных областей и соответствующих бюджетов:
- § Продажи — Бюджет продаж, Бюджет доходов от реализации
- § Закупки — Бюджет закупок, Бюджет расходов на закупки
- § Производство — Бюджет производства, Бюджет прямых производственных расходов
- § Управление персоналом — Бюджет расходов на персонал и т. д.
- § Операционный бюджет — бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).
Каждый ЦФО ведет свой операционный бюджет.
С точки зрения предмета ведения бюджетов, можно выделить следующие типы бюджетов:
- 1. Стоимостные бюджеты:
- 1.1. Бюджет Доходов и Расходов (БДР)
- 1.2. Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)
- 2. Натурально-стоимостные бюджеты:
- 2.1. Продажи
- 2.2. Остатки готовой продукции на начало и конец периода
- 2.3. Производство
- 2.4. Остатки незавершенного производства на начало и конец периода
- 2.5. Остатки сырья, материалов и прочего в производстве на начало и конец периода
- 2.6. Потребности производства
- 2.7. Остатки сырья, материалов и прочего до входа в производство (на складе)
- 2.8. Закупки
На основании всех этих бюджетов путем консолидации формируются три итоговых бюджета:
- ? Бюджет Доходов и Расходов (БДР)
- ? Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС)
- ? Бюджет Баланса / Бюджет по Балансовому Листу (ББЛ)
Данная классификация позволяет:
- 1. отнести каждый функциональный бюджет к одному из типов: стоимостному либо натурально-стоимостному, т. е. определить, какого рода обороты: денег, неденежных активов или доходов/расходов, — он описывает;
- 2. сформировать три итоговых (консолидированных) бюджета;
- 3. планировать и учитывать балансовую стоимость предприятия по Бюджету Баланса.
Бюджет Доходов и Расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности предприятия.
Цель его составления — управление прибыльностью/рентабельностью предприятия. Он показывает:
- 1. Структуру (источники формирования) доходов предприятия.
- 2. Структуру расходов (направления расходования средств) предприятия.
- 3. Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям) 4. Разницу (т.е. прибыль либо убытки) между доходами и расходами за период.
На основе этих данных и при помощи определенных инструментов анализа можно:
- 1. Спланировать и определить по факту статьи доходов, вносящие наиболее значимый вклад в финансовые результаты, что является необходимой информацией для разработки маркетинговой политики компании
- 2. Выявить наиболее значимые статьи расходов, на которые имеет смысл влиять с целью улучшения финансовых результатов.
Формат Бюджета Доходов и Расходов (последовательность и группировка статей) должен соответствовать принятому на предприятии формату Отчета о Прибылях и Убытках (ОПУ), так как только такое соответствие позволит качественно спланировать и учесть весь процесс формирования финансовых результатов деятельности предприятия. БДР (аналогично ОПУ) предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход и т. д.) соответствующих расходных статей, из чего формируются «очищенные» от этих расходов финансовые результаты (вплоть до чистой и нераспределенной прибыли). Пример последовательного формирования финансовых результатов представлен на схеме ниже.