Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Литиратура

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В романе «Арап Петра Великого» образ Петра дополняется некоторыми новыми чертами — он семьянин, любящий отец и муж, он устроитель не только общественной жизни в России, её нового режима, но и добрый крёстный отец, способный вершить и индивидуальные судьбы, и судьбы страны. Несомненно, в этой трактовке образа Петра есть художественный вымысел, но то, как видит Петра Пушкин здесь представлено… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ВЗГЛЯДОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. ОБРАЗ ПЕТРА В ПОЭМЕ М. В. ЛОМОНОСОВА «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»
    • 1. 2. ОБРАЗ ПЕТРА В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО «ПЁТР ПЕРВЫЙ» ГЛАВА 2. ПЁТР ВЕЛИКИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
    • 2. 1. ОБРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ (ПОЧЕМУ ПУШКИНА ИНТЕРЕСУЕТ ОБРАЗ ПЕТРА)
    • 2. 2. «СТАНСЫ» — ПЕРВОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ПУШКИНА К ОБРАЗУ ПЕТРА
    • 2. 3. «ПЁТР ВЕЛИКИЙ» — ВЕЧНЫЙ РАБОТНИК НА ТРОНЕ («АРАП ПЕТРА ВЕЛИКОГО»)
    • 2. 4. ЭПИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ТЕМЫ ПЕТРА В ПОЭМЕ «ПОЛТАВА»
    • 2. 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
    • 2. 6. ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I В «ИСТОРИИ ПЕТРА»
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I В ОЦЕНКЕ ПУШКИНА
  • ЛИТЕРАТУРА ИСТОЧНИКИ НАУЧНАЯ
  • ЛИТЕРАТУРА

Литиратура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пётр — символ эпохи, воплотивший всё то, что было необходимо и полезно для России в тот момент:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

<�…>

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Образ Петра в поэме снова решён Пушкиным в «одическом духе», здесь подчёркивается его монументальность, значительность. Самый дух эпохи, рождённый преобразованиями Петра, насквозь одичен — суров, разумен, монолитен, — считает А. Н. Архангельский.

И именно с этим персонажем приходится столкнуться главному (и единственному) герою поэмы. Этот конфликт человека-единицы с государством разработан Пушкиным в обобщенном, философском плане, пишет Г. А. Гуковский, как конфликт единичного человеческого бытия, частных целей человека с общими коллективными целями массы, имеющими общий характер движения, и именно движения вперед, прогресса. Пётр здесь — уже не личность, наделённая как достоинствами, так и недостатками 9как это было, например, в «Арапе Петра Великого», но некий мифологический персонаж, воплощение государственной необходимости. Не случайно здесь действует не сам Пётр, а его памятник, его статуя.

В столкновении личности и государства, личности и исторической необходимости побеждает историческая необходимость, воплощённая в образе конной статуи Петра.

В самом деле, тема этого произведения — борение личности с государственной силой общего, пишет Г. А. Гуковский. Личность подчинена общему, и это закономерно, необходимо. «Частные цели и индивидуальное счастье Евгения при столкновении с целями поступательного хода государственности должны уступить, должны быть принесены в жертву. Таков закон иерархии бытия, и этот закон благ».

Но этот закон государственной необходимости привел к правильному действию Петра, к тому что им, его волей был построен Петербург. Но этот же закон привел к гибели Параши, крушению личной жизни Евгения. «Государство проехало колесом своей триумфальной колесницы через живую душу человека». И то, что личность страдает под гнётом этой государственной — печально и тяжко, но изменить этого невозможно. Такова философия истории, которую в своей поэме исповедует Пушкин.

2. 6 Попытка осмысления деятельности Петра I в «Истории Петра»

«История Петра I» — незавершенный труд Пушкина — дошла до нас в виде обширного подготовительного текста, в котором Пушкин закрепил результаты изучения им Петровской эпохи.

Пушкин пытался осветить не только положительные, но и отрицательные стороны исторической деятельности и личности Петра I.

Как пишет В. Фейнберг, великий писатель не прибегал в «Истории» к художественному вымыслу, но опирался на свой предшествующий опыт художника — прозаика и драматурга; он готовился изобразить Петра в борьбе с врагами и препятствиями, в действиях, выражавших характер царя — идет ли речь о государственных делах или о неотделимых от них событиях его личной жизни, раскрывая борьбу противоречивых начал, мощно сталкивавшихся в душе Петра.

Следует отметить, что здесь Пушкин обращается не к беллетристике, а к жанру художественной истории. Средствами характеристики Петра становятся факты его жизни, описываемые поэтом, но так же речевая характеристика, материал для которой Пушкин черпал из выразительных изречений, писем и указов царя.

Работая над созданием образа, Пушкин не ограничивался средствами собственно речевой характеристики; в своем подготовительном тексте он иногда рисует сцены, в которых передает жест и даже голос Петра.

«История Петра» должна была соединить взгляд на Петра как на обычного человека и оценку его инициатив как государственного деятеля. Продолжая линию, намеченную в поэме «Медный всадник», Пушкин в истории постарался отразить всю разносторонность и противоречивость натуры царя, продемонстрировав и положительные, и отрицательные результаты его деятельности.

Но, к сожалению, работа над текстом осталась незаконченной. Как пишет И. Фейнберг, в «Истории Петра» новая, исполненная глубокого драматизма историческая эпоха должна была быть облечена в формы строго-исторического и вместе художественно строящегося повествования.

Заключение

Значение деятельности Петра I в оценке Пушкина Несомненно, что отношение Пушкина к личности Петра I менялось на протяжении его жизни, но ещё более менялись трактовки этого образа в поэзии и прозе Пушкина.

Однако следует подчеркнуть, что основная установка на положительное восприятие и оценку личности Петра, на приятие его реформ, его преобразований, на восхищение величием его личности не вызывает сомнения. Только в разные периоды творчества на переднем плане и в фокусе внимания Пушкина оказываются разные грани этой великой личности.

Пушкина в личности Петра прежде всего привлекает его энергичность, его стремление преобразовать косную реальность. Именно энергия Петра, именно удачное совпадение этой его энергии с потребностью России в переменах интересуют и привлекают Пушкина. Именно таким преобразователем, прогрессивным политическим деятелем предстаёт Пётр перед читателями «Стансов».

В романе «Арап Петра Великого» образ Петра дополняется некоторыми новыми чертами — он семьянин, любящий отец и муж, он устроитель не только общественной жизни в России, её нового режима, но и добрый крёстный отец, способный вершить и индивидуальные судьбы, и судьбы страны. Несомненно, в этой трактовке образа Петра есть художественный вымысел, но то, как видит Петра Пушкин здесь представлено в полной мере.

В «Полтаве» образ Петра I вновь обретает одические черты, черты властителя и реформатора. А в поэме «Медный всадник» Пётр уже не только историческая личность, но символ абсолютной власти, её неколебимости, неотменимости. С одной стороны, это исторический персонаж, царь, осознавший историческую необходимость и поэтому решивший создать город у моря. Но в то же время — это символ власти, символ самодержавия. И Пушкин в полной мере осознаёт необходимость и полезность этих перемен и реформ для России.

И свидетельством того, насколько интересен и важен для Пушкина образ Петра, является незаконченная «История Петра», в которой Пушкин пытается осмыслить деятельность монарха — максимально объективно и разносторонне.

Что касается образа пушкинского Петра в контексте других произведений, созданных до и после Пушкина, то Пушкин наследует некоторые черты «одической поэтики» Ломоносова (в частности, в «Медном всаднике»), но уже предвосхищает и черты поэтики А. Толстого, у которого Петр предстаёт прежде всего человеком, и лишь затем государственным и политическим деятелем.

Литература

Источники Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986

Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1959

Толстой А. Н. Петр Первый. М.: Правда, 1974

Научная литература Архангельский А. Н. Герои Пушкина. М.: Высшая школа, 1999. С. 42 — 43

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. 723 с.

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. 416 с.

Гуревич А. М. Полтава // А. С.

Пушкин. Энциклопедический словарь (ред. Коровин В. И.) М., 1999.

С. 153

Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М., 1987.

Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов// Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986. С. 5 — 58

Петров С. М. Исторический романа Пушкина. М.: Издательство академии наук, 1953. 159 с.

Рак В. Д. Арап Петра Великого // Пушкинская энциклопедия. Произведения. Спб.: Нестор-история, 2009. С. 71 — 80

Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. М., 1963

Фейнберг И. История Петра I // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 т. М.: Гослитиздат, Т. 7. 1959;1962

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. М.: Советский писатель, 1956. 616 с.

Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов// Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986. С, 53 — 54

Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986

Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов. С 53 — 54

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. М.: Советский писатель, 1956. С. 407 — 408

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 410

Толстой А. Н. Петр Первый. М.: Правда, 1974

Толстой А. Н. Петр Первый.

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 407 — 408

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 410

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 411

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 412 — 413

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. С. 417

Петров С. М. Исторический роман Пушкина. М.: Издательство академии наук, 1953. С. 11 — 15

Петров С. М. Исторический роман Пушкина. С. 11 — 15

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. С. 124 — 125

Пушкин А. С. Стансы // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1959

Здесь и далее цитаты по этому изданию

Архангельский А. Н. Герои Пушкина. М.: Высшая школа, 1999. С. 42 — 43

Пушкин А. С. Арап Петра Великого // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 5. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1959

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. С. 245

Пушкин А. С. Арап Петра Великого

Пушкин А. С. Арап Петра Великого

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826 — 1830). М.: Советский писатель, 1967. С. 246

Архангельский А. Н. Герои Пушкина. М.: Высшая школа, 1999. С. 42 — 43

. Петров С. М. Исторический роман Пушкина. С. 73 — 74

Гуревич А. М. Полтава // А. С. Пушкин. Энциклопедический словарь (ред. Коровин В.

И.) М., 1999. С. 153

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 85

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 86 — 87

Кулешов В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М., 1987. С. 248

Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. М., 1963. С. 274

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. С. 276

Пушкин А. С. Полтава // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1959

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. С. 293

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 396

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 397

Пушкин А. С. Медный всадник // Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3. М.: Государственное издательство Художественной Литературы, 1959

Архангельский А. Н. Герои Пушкина. С. 223

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 402

Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. С. 402 — 403

Фейнберг И. История Петра I // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 т. М.: Гослитиздат, Т. 7. 1959;1962

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986
  2. А. Н. Петр Первый. М.: Правда, 1974
  3. А. Н. Герои Пушкина. М.: Высшая школа, 1999. С. 42 — 43
  4. Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). — М.: Советский писатель, 1967. 723 с.
  5. Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. 416 с.
  6. А. М. Полтава // А. С. Пушкин. Энциклопедический словарь (ред. Коровин В. И.) М., 1999. С. 153
  7. В. И. Жизнь и творчество А. С. Пушкина. М., 1987.
  8. А. Михаил Васильевич Ломоносов// Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель. 1986. С. 5 — 58
  9. С. М. Исторический романа Пушкина. М.: Издательство академии наук, 1953. 159 с.
  10. Рак В. Д. Арап Петра Великого // Пушкинская энциклопедия. Произведения. Спб.: Нестор-история, 2009. С. 71 — 80
  11. А. Л. Мастерство Пушкина. М., 1963
  12. И. История Петра I // Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 т. М.: Гослитиздат, Т. 7. 1959−1962
  13. В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь. М.: Советский писатель, 1956. 616 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ