Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовой статус Федеральной Службы Безопасности

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Деятельность ФСБ РФ осуществляется по таким основным направлениям, как: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная и пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, обеспечивающая при взаимодействии с другими правоохранительными органами своевременное обнаружение и противодействие угрозам национальной… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Государственная стратегия в области безопасности
    • 1. 1. Понятие и система национальной безопасности правового государства
    • 1. 2. Безопасность как объект государственного управления
    • 1. 3. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о безопасности
  • ГЛАВА 2. Административно-правовой статус органов государственной безопасности в механизме Российского государства
    • 2. 1. Понятие и система органов государственной безопасности РФ
    • 2. 2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации: администаритвнол-правовойстатус
  • Заключение
  • Список литературы

Административно-правовой статус Федеральной Службы Безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время помимо борьбы со шпионажем деятельность Службы контрразведки (СКР) осуществляется в сфере обеспечения безопасности российских учреждений и граждан за рубежом, режима въезда-выезда и пребывания иностранных граждан в РФ, борьбы с незаконной миграцией, оперативного прикрытия госграницы, оперативного розыска, совместно с заинтересованными подразделениями ФСБ осуществляет меры, направленные на обеспечение безопасности представительств иностранных государств на территории РФ.

Служба контрразведки ФСБ России структурно представлена:

Департаментом контрразведывательных операций;

Департаментом военной контрразведки;

Управлением координации и анализа контрразведывательной деятельности;

Управлением специальных мероприятий;

Управлением контрразведки на объектах;

Управлением информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности;

Центром информационной безопасности (создан на основе Управления компьютерной и информационной безопасности);

2) Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России, координирует деятельность по борьбе с угрозами безопасности РФ в социально-политической сфере, проведение специальных операций, в том числе связанных с применением оружия и специальных средств в этой области. В настоящее время в составе службы выделяют:

Управление по борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом;

Антитеррористический центр / Центр специального назначения:

Управление «А» ;

Управление «В» ;

Управление (ранее Служба) специальных операций (ССО);

Управление по борьбе с международным терроризмом;

Управление по работе с регионами;

Управление авиации;

Организационно-оперативное управление;

Оперативно-розыскное управление;

3) Пограничная служба ФСБ России.

4) Служба экономической безопасности ФСБ России, деятельность которой направлена на обеспечение безопасности объектов промышленности, транспорта, кредитно-финансовой сферы.

5) Служба оперативной информации и международных связей ФСБ России, в задачи которой входит анализ и обобщение информации, связанной с выявлением угроз безопасности страны и подготовкой предложений для органов государственной власти.

6) Служба организационно-кадровой работы ФСБ России, ответственна за ведение кадровой работы. Реализует свою деятельность через:

Управление специальных регистраций;

Организационно-плановое управление; Управление кадров;

7) Контрольная служба ФСБ России.

8) Научно-техническая служба ФСБ России:

Одновременно с этим в структуре центрального аппарата ФСБ России на правах автономии действуют так называемые подразделения центрального подчинения:

Следственное управление ФСБ России, основной задачей которого является как осуществление предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов безопасности, так и координация этой деятельности на уровне регионов;

Следственный изолятор «Лефортово» ;

Управление делами ФСБ России;

Приемная ФСБ России, действующая на правах отдела;

Договорно-правовое управление ФСБ России;

Центр безопасности связи ФСБ России;

Центр радиоэлектронной разведки на средствах связи ФСБ России;

Специальная служба (шифрование) ФСБ России и другие службы.

Помимо этого при Федеральной службе безопасности РФ действует Академия криптографии РФ, которая органом ФСБ непосредственно не является, однако подотчетна этой службе.

В силу прямой законодательной оговорки органы федеральной службы безопасности условно представлены в виде двухэлементной централизованной системы:

центральный аппарат;

территориальные органы безопасности.

Последние объединяют в своем наименовании территориальные органы безопасности в буквальном их понимании, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности и находятся в прямом подчинении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Юридические основания создания федеральными органами исполнительной власти своих территориальных подразделений определены ст. 78 Конституции РФ, предоставляющей им соответствующие полномочия. Создание и порядок организации территориальных органов федеральной службы безопасности, как и любых органов исполнительной власти в регионах, регламентированы Постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» .

Создание территориальных органов федеральной службы безопасности осуществляется по региональному принципу — в пределах границ территории одного субъекта РФ. Исключение составляют два таких органа — Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и Управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое из которых осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов РФ. Территориальные органы федеральной службы безопасности являются государственными органами, находящимися в ее подчинении. Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 11 Положения о Федеральной службе безопасности РФ исключительным правом принимать решение о создании (упразднении) структурных подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, авиационных подразделений, центров специальной подготовки, подразделений специального назначения, предприятий, образовательных учреждений, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделений и иных учреждений и подразделений, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности наделен директор ФСБ России, им же утверждаются их штаты и определяется порядок функционирования. Схема их размещения подлежит утверждению Правительством РФ на основе предложений руководителя службы. Директором ФСБ России утверждается положение о региональном подразделении ведомства. Руководители территориальных органов федеральной службы безопасности назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФСБ России.

Территориальные органы безопасности составляют основу всей системы ФСБ России, которые в пределах собственной компетенции и в рамках установленных полномочий призваны решать поставленные Законом «О безопасности» задачи перед Федеральной службой безопасности. Организация территориальных органов федеральной службы безопасности строится по образу центрального аппарата службы, фактически дублируя его структуру.

Основные принципы построения и деятельности органов ФСБ следующие.

Во-первых, законодатель дает исчерпывающий перечень органов безопасности, действующих на территории РФ, не допуская создания на территории иных подразделений, нежели предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Во-вторых, подчиняясь действующему запрету на создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях как основы независимости функционирования военной организации, законодатель переносит его в содержание комментируемого нормативного акта.

Внепартийность органов безопасности проявляется не только в прямом запрете на создание в них структурных подразделений политических партий, а также осуществление ими своей деятельности, но и в запрете:

ведения любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной;

использования штатных должностей и финансовых средств службы и ее структурных подразделений в целях обеспечения их деятельности.

Более того, военнослужащие и гражданский персонал органов безопасности не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также пропагандировать отношение к ним.

Конституция РФ, признавая идеологический и политический плюрализм, многопартийность в Российской Федерации, определяет, что в Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной. Отсюда вытекает, что участие в деятельности политических партий и других общественных объединений, если это влияет на служебную деятельность, несовместимо с выполнением возложенных функций. Органы государственной безопасности в процессе своей деятельности обязаны руководствоваться исключительно законодательством и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Именно в этих целях для них установлен ряд запретов, связанных с участием в деятельности политических партий и общественных движений.

Запрет на использование преимуществ собственного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума является закономерным продолжением основного принципа функционирования системы органов безопасности — их единства и независимости.

Создание организаций различных партий в Федеральной службе безопасности способно неизбежно привести к дезорганизации работы этих органов и структур и в итоге к нарушению прав и законных интересов других лиц и граждан, к снижению уровня обеспечения обороноспособности страны и в целом безопасности государства.

Заключение

Построение правового государства в Российской Федерации немыслимо без создания надежной системы национальной безопасности. На основе анализа понятия национальной безопасности и ее составляющих автором обосновывано положение о том, что национальная безопасность подразумевает триединую составляющую, каждый компонент которой одинаково значим, — безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства.

В структуре механизма обеспечения национальной безопасности существенную роль играют органы государственной безопасности, среди которых особое место занимает ФСБ РФ, наделенная специальными полномочиями в данной сфере деятельности.

Деятельность ФСБ РФ осуществляется по таким основным направлениям, как: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная и пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, обеспечивающая при взаимодействии с другими правоохранительными органами своевременное обнаружение и противодействие угрозам национальной безопасности. Эффективность же органов государственной безопасности непосредственно зависит от уровня контроля за их деятельностью, как со стороны государственных органов, так и общественных структур.

В настоящее время в Российском государстве взят курс на укрепление законности и правопорядка, на повышение ответственности должностных лиц и государственных служащих всех уровней. И чтобы этот курс был выдержан, продолжен и успешно закончился в «гавани» с названием «правовое государство», предстоит немало сделать на пути выстраивания отвечающей реалиям и требованиям современности правовой политики как «политики, основанной на праве».

Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ // Рос. газ. 1993. 25 дек.

О внешней разведке: Федеральный закон от 10 янв. 1996 г. № 5-ФЗ (с изм.

от 7 нояб. 2000 г.; 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. №

3. Ст. 143.

О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (с изм. от 30 дек. 1999 г.; 7 нояб.

2000 г.; 30 дек. 2001 г.;7 мая, 25 июля 2002 г.; 10 янв., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15.

Ст. 1269.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Словари Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во «НОРМА», 2000.

Кирьянов А. Ю. Соотношение полномочий властных субъектов обеспечения региональной безопасности в рамках институциональной подсистемы // Юридический мир. 2010. N 1. С. 18.

Котухов С.А., Кузьмин В. А., Соболева Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный) // СПС Консультант

Плюс. 2011.

Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС Консультант

Плюс. 2009.

Пашин А.Л. Конституционно-правовые основы жизнеобеспечения граждан в Стратегии национальной безопасности России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 14.

Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. С.

32.

Румянцев Н. В. Безопасность как объект государственного управления // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 2 — 5.

Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2005. С. 62.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во «НОРМА», 2000. С. 347.

Ожегов С.И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997. С. 772.

Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 5.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Пашин А.Л. Конституционно-правовые основы жизнеобеспечения граждан в Стратегии национальной безопасности России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 14.

Румянцев Н. В. Безопасность как объект государственного управления // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 2 — 5.

Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2005. С. 62.

Кирьянов А. Ю. Соотношение полномочий властных субъектов обеспечения региональной безопасности в рамках институциональной подсистемы // Юридический мир. 2010. N 1. С. 18.

Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. С.

32.

http://www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/structure/

Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 1999. N 38. Ст. 4534.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция РФ // Рос. газ. 1993. 25 дек.
  3. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 янв. 1996 г. № 5-ФЗ (с изм. от 7 нояб. 2000 г.; 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
  4. О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (с изм. от 30 дек. 1999 г.; 7 нояб. 2000 г.; 30 дек. 2001 г.;7 мая, 25 июля 2002 г.; 10 янв., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
  6. Словари
  7. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997.
  8. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Редактор-координатор — академик РАН Г. В. Осипов. М.: Изд-во «НОРМА», 2000.
  9. А.Ю. Соотношение полномочий властных субъектов обеспечения региональной безопасности в рамках институциональной подсистемы // Юридический мир. 2010. N 1. С. 18.
  10. С.А., Кузьмин В. А., Соболева Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.
  11. А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009.
  12. А.Л. Конституционно-правовые основы жизнеобеспечения граждан в Стратегии национальной безопасности России // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 20. С. 14.
  13. М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). М.: Деловой двор, 2011. С. 32.
  14. Н.В. Безопасность как объект государственного управления // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 2 — 5.
  15. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А. Олейникова. М., 2005. С. 62.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ