Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История Балета XX века (русский и зарубежный балет)

Доклад Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Второй этап — начало 1970;х — середина 1980;х гг. Наблюдается движение в искусстве балета вширь, нежели вглубь: принципы 1960;х гг. были апробированы применительно к исторической и современной темам, а также в новых редакциях классического наследия. Хореографическая лексика обращается и к элементам танца модерн, включаемых в системы классического и народного танца. Это время усиления… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Европейский балет
  • Русский балет
  • Заключение
  • Список используемой литературы

История Балета XX века (русский и зарубежный балет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В творчестве театров проявляется развитие двух тенденций, возникших в начале 1990;х гг.

С одной стороны, это сохранение классического наследия балета, но с попытками его современной интерпретации, и с другой -внедрение новых танцевальных идей балетного творчества Западной Европы и США. Для театров открывается возможность приглашать известных зарубежных хореографов, гастролировать. При этом реализация творческих планов театров напрямую связана с качественным составом труппы и финансовыми возможностями. В целом это период выхода балетного искусства из кризиса. В ведущих театрах страны в репертуарной политике активно используется реставрация спектаклей классического наследия, балетов советской классики, а также перенос спектаклей, созданных зарубежными хореографами в последней четверти XX в.

Таким образом, в основу периодизации отечественной культуры, в том числе и балетного искусства, положены исторические этапы развития страны и изменения в балетном искусстве.

Иная точка зрения принадлежит академику В. В. Ванслову. В 1997 г. он предложил собственную периодизацию развития отечественного балета. По его мнению, «в основе исторической периодизации балетного искусства должны лежать существенные события самого этого искусства, вехи или этапные явления, определившие смену творческих принципов, специфических явлений хореографии». Автор справедливо утверждает, говоря об истории танца, что выразительные средства хореографии все время развивались, совершенствуя различные свои стороны.

Исходя из этого, В. В. Ванслов выделяет в истории балета следующие периоды. Первый период развития балета — 1917−1927 гг., характеризуется развитием в нем двух противоположных тенденций: борьба за сохранение классического наследия дореволюционного балета и поиск новых форм, соответствующих современной революционной действительности. При этом выразительные средства в разных течениях не обогащали язык классического танца, а противопоставлялись ему.

Второй период развития балета — 1927−1957 гг. Его началом стал балет Р. М. Глиэра «Красный мак» (1927). В этом балете постановщиками были определены принципы, положенные в основу советского балетного театра последующего периода. Сформировался, пусть еще в несовершенном виде, тип спектакля, который принято называть хореодрамой.

Третий период — рубеж 1950−1960;х гг. -середина 1980;х гг. — неоднозначный по содержанию, включает два этапа. Первый — 1960;е гг. — золотой период в развитии советского балета. Характерным явилось возрождение балета-симфонии и забытых форм хореографической драматургии, синтез балета-симфонии и балета-пьесы, углубление хореографических традиций, обогащение хореографической лексики, развитие иносказательно-метафорического типа образности, расширение тематических горизонтов, углубление идейно-философского содержания искусства.

Второй этап — начало 1970;х — середина 1980;х гг. Наблюдается движение в искусстве балета вширь, нежели вглубь: принципы 1960;х гг. были апробированы применительно к исторической и современной темам, а также в новых редакциях классического наследия. Хореографическая лексика обращается и к элементам танца модерн, включаемых в системы классического и народного танца. Это время усиления взаимодействия отечественного и зарубежного балета.

Начало современного периода В. В. Ванслов относит к середине 1980;х гг. Он связывает его с началом перестройки, когда открылись новые возможности. Балетмейстеры ощутили свободу творчества: усилилось экспериментирование, где символико-метафорическая образность и танец модерн приобрели господствующее значение.

Заключение

Всякое произведение искусства, в том числе балет в каждую новую эпоху живет особой жизнью, раскрываясь по иному в зависимости от миросозерцания этой эпохи и тех задач, которые она ставит перед художественным творчеством.

География современного балета необычайно широка — она включает все континенты и большинство развитых стран мира. Однако следует отмстить, что современный балет также ощущает определенный кризис, связанный с общим понижением музыкальности культуры, смешением танцевальных стилей и «языков», сравнительным уменьшением популярности театрального искусства в молодежной среде и пр. Пока эти проблемы отчасти компенсируются обилием балетных школ, высоким техническим уровнем подготовки танцовщиков, что является заслугой развития балета в течение XX века, однако очевидно, что балет вступил в период нового самоопределения. Сегодня перед балетом стоит вопрос о самосохранении себя как театрального представления, использующего язык классического танца. Такие популярные жанры театральных представлений, как мюзикл или шоу-балет, имеют большую популярность, что объясняется, наверное, расцветом массовой популярной культуры, снижением значимости классической культуры.

Очевидно, что балет как вид искусства развивается в определенных политических, экономических и социальных условиях, которые могут оказывать как благоприятное (стимулирующее), так и негативное (разрушительное) воздействие на него. Поэтому закономерно, что при разности подходов к периодизации отечественного балета, временные рамки совпадают с историческими этапами развития страны.

Список используемой литературы

Ванслов, В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года / В. Ванслов // Балет. -1997. — № 1.

Волк, П. А. Синергетика культурогенеза [Текст] / II. А.

Волк// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — №

2. — С. 156−159.

Габович, М. М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) [Текст]. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 176 с.

История культуры IX — XX вв. / ред. Л. В. Кошман. — М.: Дрофа, 2003.

Красовская. В. М. Западноевропейский балетный театр [Текст]: очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. — М.: Искусство, 1979. — 295 с.

Луначарский, А. В. Для чего мы сохраняем Большой театр / А. В. Луначарский // О театре. — Л.: Прибой, 1926.

Слонимский, К. Пути возрождения балета [Текст] / К). Слонимский // Балет. — 1998.-№ 98−99.

Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. — М.: Знание, 1970. — 238 с.

История культуры IX — XX вв. / ред. Л. В. Кошман. — М.: Дрофа, 2003. — С.462

Слонимский, К. Пути возрождения балета [Текст] / К. Слонимский // Балет. — 1998.-№ 98−99. — C.19

Луначарский, А. В. Для чего мы сохраняем Большой театр / А. В. Луначарский // О театре. — Л.: Прибой, 1926. — С.40

Балет приурочен к 10-летию революции 1917 г.

«Симфонический танец — это понятие, обозначающее танец, который подобен симфонической музыке» [В. В. Ванслов].

Ю. Н. Григорович — народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, главный балетмейстер Большого театра в 1964—1995 гг. Его творчество является эпохой в истории отечественного и мирового балета.

Бельский И. Д. — заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета в 1962—1973 гг., в 1973—1977 гг. — в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова.

На сценах ведущих балетных театров осуществляются постановки известных западных хореографов «Дочь фараона» П. Лакотта (2000), огромный спектакль, стилизованный под XIX в., но совершенно современный по технике; «Пиковая дама"и „Пассакалья“ (2001), „Собор Парижской богоматери“ (2003) и „Юноша и смерть“ (2010) Р. Пети;"Тщетная предосторожность» Ф. Аштона (2002),"Сон в летнюю ночь" (2004) и «Чайка» (2007)Дж. Ноймайера, «Серенада» (2007) Дж.

Баланчина,"Сильфида" (2008) А. Бурнонвиля, «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» (2009) И. Килиана, «Na floresta» (2009) Н. Дуато, «А дальше — тысячелетие покоя. C reation 2010» А.

Прельжокажа (2010).

Ванслов, В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года / В. Ванслов // Балет. -1997. — № 1. с. 49−50

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. К вопросу о периодизации истории русского балета после 1917 года / В. Ванслов // Балет. -1997. — № 1.
  2. , П. А. Синергетика культурогенеза [Текст] / II. А. Волк// Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2004. — № 2. — С. 156−159.
  3. , М. М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) [Текст]. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 176 с.
  4. История культуры IX — XX вв. / ред. Л. В. Кошман. — М.: Дрофа, 2003.
  5. . В. М. Западноевропейский балетный театр [Текст]: очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. — М.: Искусство, 1979. — 295 с.
  6. , А. В. Для чего мы сохраняем Большой театр / А. В. Луначарский // О театре. — Л.: Прибой, 1926.
  7. , К. Пути возрождения балета [Текст] / К). Слонимский // Балет. — 1998.-№ 98−99.
  8. , Н. И. Образы танца [Текст] / Н. И. Эльяш. — М.: Знание, 1970. — 238 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ