Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Итак, дети, обучающиеся в образовательном центре и имеющие высокие показатели по шкале агрессии и самооценке часто демонстрируют бестактность, чрезмерную самоуверенность. Эти дети часто переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключается на самую… Читать ещё >

Содержание

  • Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах
  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое изучение особенностей личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах
    • 1. 1. Понятие личности в психологии
    • 1. 2. Характеристика личностного и эмоционального развития младшего школьника
    • 1. 3. Понятие образовательной среды
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах
    • 2. 1. Программа и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования
    • 2. 3. Анализ и интерпретация полученных результатов
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что таких детей довольно легко вывести из душевного равновесия, они часто имеют пониженное настроение, в то время как дети с низкой оценкой спокойнее, реже расстраиваются. Наравне с этим, обучающиеся средней общеобразовательной школы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение. По шкалам G и Q3 ни один ребенок из данной группы не обладает высоким уровнем. Это говорит о том, что большинство овладело в среднем уровне социальной приспособленностью, более успешным овладением требованиями окружающей жизни. В большинстве своем школьники обладают высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные, однако иногда по этому поводу возникают конфликты с родителями, учениками, сверстниками.

Таблица 6

Сводная таблица результатов ответов обучающиеся ГБОУ ЦО № 264

(личностный опросник Кеттела CPQ (12-факторный) Шкала

Ф.И.О. A B C D E F G H I O Q3 Q4 Высокий уровень 12,5% 22,5% 12,5% 12,5% 30% 20% 12,5% 5% 25% 35% 5% 37,5% Умеренный уровень 62,5% 45% 75% 82,5% 60% 70% 62,5% 67,5% 70% 57,5% 80% 57,5% Низкий уровень 25% 32,5% 12,5% 5% 7,5% 10% 25% 27,5% 5% 2,5% 15% 2,5%

В целом по группе по всем шкалам большинство обучающиеся ГБОУ ЦО № 264 обладают умеренным уровнем. Однако высоким уровнем по шкалам Q4, O и E достаточно значительные показатели. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что таких детей довольно легко вывести из душевного равновесия, они также часто имеют пониженное настроение, в то время как дети с низкой оценкой спокойнее, реже расстраиваются. Учащиеся этой группы имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию.

Результаты ответов каждого участника исследования по методике личностного опросника Кеттела представлены в приложениях № 8 и № 9.

Изучив и сравнив результаты двух групп (Рис.3), мы видим, что у обучающихся МБОУ СОШ № 67 и ГБОУ ЦО № 264 имеются одинаковые показатели по шкалам O и B. Это говорит о том, что интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции, сформированы в равной степени у двух групп. Однако поданным диаграммы ми видим, что у обучающихся центра образования показатели по шкалам Q4 и D значительно выше, чем у обучающихся средней общеобразовательной школы. Это говорит о том, что у первых уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. По данным шкалы F мы видим, что средний показатель обучающихся школы № 67 превышает таковой учеников центра образования № 264. Это говорит о том, что у детей этой группы выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.

Рис.3: Сравнительная характеристика средних значений данных личностного опросника Кеттела обучающихся МБОУ СОШ № 67 и ГБОУ ЦО № 264.

Результаты анализа по проективной методике «Несуществующее животное» учащихся общеобразовательной школы приведены в таблице 7

Таблица 7

Особенности эмоциональных переживаний учащихся общеобразовательной школы, в %

Уровень выраженности Тревожность Фрустрация Агрессия Страх Самооценка Высокий 28% 18% 21% 9% 34% Средний 54% 44% 38% 42% 46% Низкий 18% 38% 41% 49% 20%

Итак, рассмотрим особенности эмоционального состояния учащихся общеобразовательной школы.

Дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, демонстрируют в основном средний уровень тревожности (54%), примерно треть этих учеников испытывают высокий уровень тревожности (28%), меньше всего детей из этой группы с низким уровнем тревожности (18%).

Дети с высоким уровнем тревожности беспокоятся, когда попадают в определенные ситуации, в основном эти ситуации связаны с учебой. Например, дети волнуются, когда их вызывают к доске, перед контрольными, когда общаются с некоторыми учителями и т. д. На рисунках высокий уровень тревожности виден через тонкие неуверенные линии, исправления и т. д.

Дети с низким уровнем тревоги уверенны в себе, они не беспокоятся по поводу того, что их могут вызвать к доске, они не боятся учителей и т. д. Рисунки этих детей имеют сильные четкие линии, элементы рисунка создаются сразу, без исправлений, зачеркиваний и т. д.

Фрустрация — это негативное эмоциональное состояние, которое проявляется в виде напряженности, настороженности, ожидания чего-то негативного и т. д. Дети из общеобразовательной школы в большей степени демонстрируют средний уровень выраженности фрустрации (44%) и низкий (38%), высокий уровень фрустрации свойственен лишь 18% детей.

На рисунках детей с высоким уровнем фрустрации изображены различные предметы, «отгораживающие» животное, оно как будто из-за них наблюдает (панцирь, очки и т. д.)

Что касается агрессии, то дети из общеобразовательной школы проявляют низкий уровень ее выраженности (41%), высокий выявлен у 21% опрошенных.

Дети с высокий уровнем агрессии демонстрируют гнев, раздражительность, грубость, драчливость в поведении, могут конфликтовать как со сверстниками, так и с учителями.

На рисунках детей с высоким уровнем агрессии отмечаются клыки, рога, копыта и многие другие острые элементы, угрожающие позы и т. д.

Дети с низким уровнем агрессии доброжелательны, открыты, демонстрируют положительный эмоциональный фон и т. д.

Высокий уровень страха выявлен у 9% детей из общеобразовательной школы, низкий — у 49%.

Страх на рисунке проявляется через такие элементы, как большие глаза, позы защитного характера, спрятавшееся животное и т. д. В школе эти дети демонстрируют крайнюю степень тревожности в определенных ситуациях и при общении с определенными учителями, могут даже заикаться, впадать в ступор.

Высокий уровень самооценки выявлен у 34% детей из общеобразовательной школы. Эти дети уверенны в себе, открыты, демонстрируют мотивацию достижения, самостоятельны, имеют много друзей, достаточно успешны и занимают высокий социометрический статус в группе.

Низкий уровень самооценки выявлен у 20% учащихся общеобразовательной школы. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, демонстрируют мотивацию избегания неудачи, замкнуты, имеют низкий социометрический статус в группе, мало друзей.

Ни рисунке у детей с низкой самооценкой животное очень маленькое, находится в нижней части листа и т. д.

Рассмотрим теперь особенности эмоциональных переживаний у детей, обучающихся в образовательном центре. Результаты приведены в таблице 8.

Таблица 8

Особенности эмоциональных переживаний учащихся из образовательного центра, в %

Уровень выраженности Тревожность Фрустрация Агрессия Страх Самооценка Высокий 58% 36% 37% 28% 28% Средний 25% 54% 46% 49% 52% Низкий 14% 10% 17% 23% 20%

Итак, у учащихся образовательного центра диагностируется высокий уровень тревожности — 58% от общей выборки, низкий же уровень тревожности выявлен только у 14% учеников.

Большинство учеников центра демонстрируют средний уровень фрустрации (54%), однако более трети имеют высокий уровень фрустрации — 36%, низкий же выявлен только у 10% учащихся центра.

Также высок процент детей, имеющих страхи: 28% - высокий уровень, 49% - средний, низкий присущ только 23% учеников.

Можно предположить, что учащиеся образовательного центра в большей степени испытывают на себе особенности учебы этого образовательного учреждения: здесь больше задают, строже спрашивают, ученикам необходимо усвоить большой объем информации и т. д. Все это вызывает фрустрацию и тревожность, а у некоторых учащихся и страх.

Ученикам образовательного центра свойственно проявлять средний уровень агрессии — 49% от общей выборки, однако почти четверть учащихся имеют высокий уровень агрессивности (37%), низкий уровень выявлен только у 17%.

Возможно фрустрация и тревожность приводят к тому, что учащиеся образовательного центра таким образом защищаются, сбрасывают накопившееся эмоциональное напряжение.

Что касается самооценки, то большинство детей имеют средний уровень самооценки — 52%, высокий выявлен у 28%, низкий — у 20% учащихся образовательного центра.

Теперь сравним полученные данные между группами. На рисунке 4 представлен сравнительный анализ особенностей эмоциональных переживаний учащихся общеобразовательной школы и учеников центра.

Рис. 4. Сравнительный анализ особенностей эмоциональных переживаний у учащихся МБОУ СОШ № 67 и ГБОУ ЦО № 264, в %

Итак, как видим из таблицы и рисунка, уровень негативных переживаний в большей степени выражен у учащихся ГБОУ ЦО № 264, нежели у детей, которые обучаются в общеобразовательной школе.

Наиболее у учащихся центра выражена тревожность, фрустрация и агрессия; у учащихся общеобразовательной школы: тревожность, хотя и не так ярко, как у учащихся центра.

Данная методика подтверждает ранее полученные результаты.

Итак, дети, обучающиеся в образовательном центре и имеющие высокие показатели по шкале агрессии и самооценке часто демонстрируют бестактность, чрезмерную самоуверенность. Эти дети часто переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключается на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Основный акцент в планах на будущее эти учащиеся делают на внешней стороне деятельности. Если что-то противоречит их желаниям, склонны проявлять раздражительность, гнев, даже злобу. Могут «срываться» на сверстниках, грубить взрослым, педагогам.

Однако эти же ученики склонны проявлять повышенный уровень тревоги и фрустрации. В подобных ситуациях они склонны переоценивать достижения одноклассников. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться и могут вообще не проявляться.

Как отмечают педагоги, характерной особенностью подростков с высоким уровнем тревоги и фрустрации является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание, закрываться от окружающих, жалеть себя. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышенно застенчивы, робки. Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

У учащихся общеобразовательной школы также выявлены негативные эмоциональные состояния, однако они не так явно выражены. В большинстве своем учащиеся общеобразовательной школы более эмоциональной устойчивы, демонстрируют положительный эмоциональный фон, устойчивость самооценки, большую адаптацию к внешним условиям.

Дети, обучающиеся в общеобразовательном центре, в большинстве своем составляют группу риска, так как данные особенности препятствуют нормальному и гармоничному течению процесса психического и личностного развития индивида.

Таким образом, уровень негативных переживаний у учащихся общеобразовательного центра выражен в большей степени, чем у учеников общеобразовательной школы: это высокий уровень тревожности, фрустрации и страха, повышенный уровень агрессии.

2.

3. Анализ и интерпретация полученных результатов Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS.

Для выявления взаимосвязи различных характеристик личностной и эмоциональной сфер было проведено сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента.

Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга.

Формула для эмпирического значения критерия t-Стьюдента [21, 165]:

.

Результаты сравнения средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента представлены в Приложении № 10.

Проанализировав результаты, приведенные Приложении № 10, мы видим, что по шкале «Нейротизм» обнаружены различия (t=-2,515 при p<0,05). Так как среднее значение у обучающихся ГБОУ ЦО № 264 больше, следовательно, это личности, характеризующийся хорошей эмоциональной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией. Этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Обучающиеся центра образования более решительны, спокойны, уравновешены.

Скорее всего, такие результаты можно объяснить тем, что центр образования охватывает различные направления образования по сравнению со школой. Разнообразие во всех направлениях, особенно в образовательном процессе, приводит к тому, что ребенок самостоятельно адаптируется к сложившимся условиям. В связи с тем, что в школах начальные классы уже обучаются по стандартам нового поколения, кабинеты оборудованы соответствующе, обилие технических средств обучения, наличие новых методических материалов, подготовка к обучению по новым стандартам в среднем звене — все это влияет на эмоциональную стабильность ребенка, на его адаптацию.

Так же по шкале Q4 обнаружены различия (t= -1,987 при p<0,05). Так как среднее значение у обучающихся ГБОУ ЦО № 264 больше, следовательно, дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение.

Таким образом, мы видим, что существуют различия между учащимися обучающимися средней общеобразовательной школы и центра образования.

Выводы по главе 2

Анализируя результаты, полученные в эмпирическом исследовании мы можем сделать следующие выводы:

1. Сформированный нами комплекс методик соответствовал поставленной цели и выдвинутой гипотезе нашего исследования. Методики были подобранны с соответствии с возрастными особенностями испытуемых.

2. Младшие школьники, обучающиеся в разных образовательных средах обладают высоким уровнем экстраверсии и нейротизма, что их характеризует как активных, открытых к общению и эмоциональных детей.

3. Обе группы учащихся имеют негативные эмоциональные переживания, связанные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

4. Обучающиеся МБОУ СОШ № 67 имеют стабильное положительное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты

5. Учащиеся ГБОУ ЦО № 264 имеют негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. В равной степени у двух групп сформированы интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции. Однако у детей школы уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. А у детей из центра образования выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.

7. Согласно полученным данным сравнения средних значений было выявлено, что обучающиеся ГБОУ ЦО № 264 более решительны, спокойны, уравновешены. Для этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. А так же дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение.

Заключение

Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности — это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте — сложному человеческому существу и индивидуальности.

Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность.

Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников.

Сформированный нами комплекс методик соответствовал поставленной цели и выдвинутой гипотезе нашего исследования.

Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников отличаются друг от друга в зависимости от образовательной среды.

Младшие школьники, обучающиеся в различных образовательных средах обладают высоким уровнем экстраверсии и нейротизма, что их характеризует как активных, открытых к общению и эмоциональных детей. Однако учащиеся центра образования более решительны, спокойны, уравновешены. Для этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. А так же дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение.

В равной степени у двух групп сформированы интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции. Однако у детей из общеобразовательной школы уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. А у детей из центра образования выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.

Обе группы учащихся имеют негативные эмоциональные переживания, связанные с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей, но у обучающиеся МБОУ СОШ № 67 также более стабильное положительное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты. Учащиеся ГБОУ ЦО № 264 имеют негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Таким образом, поставленные в нашей работе задачи были выполнены, и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.

Список литературы

Абрамова Г. С.

Введение

в практическую психологию. — М.: ВЛАДОС, 2004.

Абрамова Г. С. Возрастная психология М.: ВЛАДОС, 2003

Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

Аверин В. А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003.

Айзенк Г. Ю. Структура личности / Пер. с англ. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 2000.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 2005.

Анастази А. Психологическое тестирование. Т.

1. — М.: Педагогика, 2002.

Антропова М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г. Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения в начальных классах // Педагогика. № 8. — 1999. — С. 35−41.

Артамонова И.О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. — № 4.

Блонский П. П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. — 349 с.

Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.

Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2005

Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М. В. Нухова. — Уфа: Баш

ГПУ, 2000.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М., 1999.

Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002

Выготский Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология. — М.: Ноосфера, 1999.

Гильбух Ю. З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. — Екатеринбург, 1993

Детская картина мира // Дош. вое. 1994. — № 6. — с. 27−31

Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. с. 52 — 59

Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. — М: МПСИ, Флинта, 2003.

Загвязинский В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. — 2006. — № 3

Захаров Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6.

Изард К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.:Питер, 2001

Истратова О. Н. Большая книга детского психолога. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008

Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000

Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 2002.

Кулагина Л. Групповая форма учебной работы на уроках. // Дош вое. 1990. -№ 12. -С. 76−79.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

М.: ТЦ Сфера, 2004.

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 2000.

Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.

Морозов С. М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 2000.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.

М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. — М.: Воронеж, 1995.

Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. — СПб., Речь, 2007.

Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Сфера, 1999. — 560 с.

Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. № 4

Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1997.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 2001.

Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Academia, 2000.

Прохоров А.О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы психологии.- 2003. № 5. — с. 56−66

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000

Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А. А. Реана. — М.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд — СПб.: Изд-во «Питер», 2002.

Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дош.вое. -1997. -№ 5.

Цукерман Г. А. Психология саморазвития — М.: Смысл, 2000.

Эльконин Д. Б.

Введение

в психологию развития. — М. Тривола, 1996.

Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2003.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М.: ВЛАДОС, 2004.
  2. Г. С. Возрастная психология М.: ВЛАДОС, 2003
  3. В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  4. В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003.
  5. Г. Ю. Структура личности / Пер. с англ. — М.; СПб: КСП+; Ювента, 2000.
  6. .Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 2005.
  7. А. Психологическое тестирование. Т.1. — М.: Педагогика, 2002.
  8. М.В., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Манке Г. Г. Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения в начальных классах // Педагогика. № 8. — 1999. — С. 35−41.
  9. И.О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. — № 4.
  10. П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.
  11. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001. — 349 с.
  12. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  13. А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2005
  14. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М. В. Нухова. — Уфа: БашГПУ, 2000.
  15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — М., 1999.
  16. .С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002
  17. Л.С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  18. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология. — М.: Ноосфера, 1999.
  19. Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. — Екатеринбург, 1993
  20. Детская картина мира // Дош. вое. 1994. — № 6. — с. 27−31
  21. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии. — 1998. — № 2. с. 52 — 59
  22. О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. — М: МПСИ, Флинта, 2003.
  23. В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. — 2006. — № 3
  24. Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. — 1996. — № 6.
  25. К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000
  26. Е.П. Эмоции и чувства. — СПб.:Питер, 2001
  27. О.Н. Большая книга детского психолога. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008
  28. Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000
  29. Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А. В. и Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 2002.
  30. Л. Групповая форма учебной работы на уроках. // Дош вое. 1990. -№ 12. -С. 76−79.
  31. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
  32. А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 2000.
  33. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.
  34. С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 2000.
  35. В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  36. В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. — М.: Воронеж, 1995.
  37. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. — СПб., Речь, 2007.
  38. Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Сфера, 1999. — 560 с.
  39. В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. № 4
  40. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1997.
  41. К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 2001.
  42. К.Н. Психология возрастных кризисов. — М.: Academia, 2000.
  43. А.О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- № 5. — с. 56−66
  44. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000
  45. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А. А. Реана. — М.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2002
  46. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд — СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
  47. О. Создаем развивающую среду своими руками // Дош.вое. -1997. -№ 5.
  48. Г. А. Психология саморазвития — М.: Смысл, 2000.
  49. Д. Б. Введение в психологию развития. — М. Тривола, 1996.
  50. Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2003.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ