Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инвестиционная политика банков Российской Федерации

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день в России пенсионные накопления являются фактически единственным источником долгосрочных финансовых ресурсов для экономики. Вовлеченные в активный экономический оборот, пенсионные деньги смогут стать мощным стабилизатором для высоковолатильного российского фондового рынка. Кроме того, пенсионные накопления граждан развивают их рациональное инвестиционное поведение, повышают… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретические аспекты управления банковской деятельностью в условиях современного инвестиционного рынка
    • 1. 1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности
    • 1. 2. Особенности управления банковской инвестиционной деятельностью
  • Глава 2. Инвестиционная политика банков в России
    • 2. 1. Основные тенденции в инвестиционной деятельности банков в России
    • 2. 2. Направления повышения инвестиционной активности банков в России
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Инвестиционная политика банков Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В этих условиях первым сегментом банковского бизнеса, на который были уменьшены лимиты, стало кредитование МСБ. Отказ в кредите крупному заемщику из-за проблем банка зачастую означает его переход на обслуживание в другую кредитную организацию.

Это влечет за собой значительный ущерб для бизнеса банка, сократившего лимиты. На динамику корпоративного кредитования оказал влияние и рост спроса на кредиты российских банков со стороны крупного бизнеса на фоне закрытия внешних источников фондирования. Наконец, осенняя девальвация рубля привела к переоценке валютных кредитов, которые в большей степени востребованы крупными заемщиками.

Розничные же кредиты отличаются короткой дюрацией, и острой необходимости уменьшать их выдачу при первых признаках дефицита ликвидности нет. Банк в любое время может приостановить работу с ними или даже продать часть портфеля, что позволит ему быстро пополнить ликвидность. В то же время высокая прибыль от уже имеющегося розничного портфеля позволяет поддерживать приемлемый уровень достаточности капитала.

В 2012 году крупные банки сместили акценты в кредитовании на крупный бизнес. Темп прироста портфелей кредитов МСБ топ-30 банков (по активам по терминологии ЦБ РФ) с начала 2012 года составил только 9,5%, в то время как остальные кредитные организации показали прирост в 37%. В результате доля топ-30 за прошлый год снизилась на 5 под пунктов до 60%. Зато интерес средних и малых банков к МСБ вырос, что отразилось на числе участников рэнкинга.

Рисунок 2.

6. Банки из топ-30 монополизировали кредитование крупного бизнеса, но теряют долю рынка МСБ

Ставки по корпоративным кредитам за 2012 г. последовательно повышались. Сегодня они составляют от 9−10% годовых для займов сроком от 181 дня до одного года и выше. Сбербанк начал увеличивать ставки еще в ноябре 2012 года. Если они повышают стоимость пассивов, автоматически увеличиваются процентные ставки и по кредитам. За ноябрь и декабрь 2012 года ставки по новым кредитам увеличились на 1−1,5%. Поскольку Сбербанк является лидером рынка, его поведение копируют другие участники.

Размер выданные кредитов банками-лидерами рынка по состоянию на 01 июля 2013 года увеличились по сравнению с данными на 01 июля 2012 года (рисунок Рисунок 7). Сбербанк России на 01.

06.2012 год выдал 4 004 138, 79 млн. рублей., а на 01.

06.2013 объем выданных кредитов составил 5 143 565,27 млн. рублей., т. е. на 28.46% больше. ВТБ выдал на 01.06 2012 — 1 078 359,56 млн. рублей, а на 01.

06.2013 объем выданных кредитов уже составил 1 306 681,02 млн. рублей — увеличение выданных ссуд составило 21.

17%. Газпромбанк выдал на 01.

06.2013 год больше кредитов на 44.

08%. Доля кредитов юридических лиц в общем кредитном портфеле на 1 июля 2013 года в Сбербанке составляет 70,44%, в ВТБ — 100%, в Газпромбанк эта доля равняется 89,28%.

Рисунок 2.

7. Объем выданных кредитов юридическим лицам (млн. руб.)

Таким образом, российский банковский сектор остается уязвимым к внешним шокам, и его динамика в 2013 году во многом будет определяться ситуацией на мировых финансовых рынках.

2.2 Направления повышения инвестиционной активности банков в России Развитие экономики, ее модернизация на инновационной основе требует значительного объема долгосрочных инвестиций. В этой связи представляется необходимым создание в России собственного рынка «длинных» денег, вводя новые финансовые инструменты (безотзывные депозитные вклады, депозитные сертификаты, как разновидность срочных вкладов, и т. д.).

На сегодняшний день в России пенсионные накопления являются фактически единственным источником долгосрочных финансовых ресурсов для экономики. Вовлеченные в активный экономический оборот, пенсионные деньги смогут стать мощным стабилизатором для высоковолатильного российского фондового рынка. Кроме того, пенсионные накопления граждан развивают их рациональное инвестиционное поведение, повышают ответственность и финансовую грамотность. Рост экономики России сдерживается инфраструктурными ограничениями. По оценкам Минэкономразвития России, в ближайшие три года в России должно быть реализовано 48 крупных инфраструктурных проектов стоимостью 9,6 трлн рублей. Именно для их финансирования необходимы «длинные» деньги. В этих условиях отказ от накопительного компонента пенсионной системы лишит экономику важнейшего финансового ресурса для развития и модернизации экономики.

В настоящее время активно обсуждаются меры по стимулированию рынка долгосрочных вложений, в том числе за счет отказа от требований по ежегодной оценке доходности вложений негосударственных пенсионных фондов. Предлагается заменить эти требования на более современные рискориентированные методы надзора и контроля за качеством инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть до их ликвидации. В случае принятия таких мер, аналогичные нормы регулирования должны применяться к инвестированию средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением Государственной управляющей компании Внешэкономбанка (ГУК). Для ГУК актуальны вопросы, касающиеся ограничений на одного эмитента и возможности использования производных финансовых инструментов для хеджирования.

Еще одним источником длинных денег может стать Инвестиционный фонд Российской Федерации, бюджетные ассигнования которого на 2013 г. составляют 37,9 млрд рублей. Внешэкономбанк предлагает использовать его для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Предлагается задействовать схему финансирования инвестиционных проектов за счет будущих налоговых доходов, что позволит сократить прямые расходы бюджета.

Необходимо решить вопрос о повышении роли в инвестиционном процессе такого стимулирующего механизма как государственные гарантии. В 2013 г. в федеральном бюджете они установлены в размере 511 млрд рублей. В 2014 г., согласно стратегии долговой политики, они увеличиваются еще на 1,3 трлн руб.

Внешэкономбанк вполне мог бы стать своего рода оператором суверенных гарантий по инвестиционным проектам. Для этого Банк должен контролировать и оптимизировать исполнение проектов, аккумулировать и использовать опыт унификации применения этого инструмента.

По данным на конец первого полугодия 2012 г., общий объем кредитов, предоставленных российскими коммерческими банками субъектам МСП, составляет 3,1 трлн рублей или чуть более четверти всех кредитов, выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Внешэкономбанк активно участвует в развитии финансирования малых и средних предприятий. В период 2009 — 2013 гг. Внешэкономбанком направлено на цели поддержки субъектов МСП 51 млрд. рублей. Программы финансовой поддержки МСП осуществляются также через дочерний МСП-Банк. На 1 сентября 2013 г. общий объем поддержки по этим программам достиг почти 196 млрд рублей. В рамках программы налажены партнерские взаимоотношения с 214 банками и 143 организациями инфраструктуры в 83 регионах Российской Федерации.

В то же время, по данным обследований, ограниченный доступ к финансированию в России за последние два года испытывали около 38% малых и средних предприятий, что на 17% превышает среднеевропейский показатель. По данным исследования, проведенного компанией Ernst&Young по заказу Внешэкономбанка, потребность только производственных предприятий МСП в инвестиционных кредитах составляет порядка 950 млрд рублей ежегодно.

Расширение кредитования МСП требует как увеличения капитала профильных финансовых организаций, расширения их возможностей заимствования через гарантийные механизмы, а также создания благоприятных условий финансового регулирования в данной сфере. В рамках расширения круга механизмов поддержки Внешэкономбанк совместно с германским государственным банком развития создал российско-немецкий фонд для поддержки малого и среднего бизнеса.

Предполагается, что ключевыми инвесторами фонда станут международные институты развития, агентства развития, международные банки и частные фонды, что позволит довести общий объем средств фонда до 900 млн евро. Фонд будет финансировать российские предприятия как напрямую, так и посредством целевого финансирования через российские финансовые институты — банки, лизинговые компании с активным региональным присутствием, которые будут далее предоставлять ресурсы малому и среднему бизнесу.

Акцент в работе Фонда будет сделан на поддержку проектов развития динамично растущих средних предприятий. В настоящее время данный диапазон не покрывается действующими программами Внешэкономбанка. Для среднего бизнеса (с годовой выручкой в пределах 400 млн рублей — 2 млрд рублей) не существует механизма привлечения долгосрочных ресурсов. В силу ограниченности капитализации региональные фонды не способны обеспечить платежеспособные гарантии для среднего бизнеса.

В целях решения данной проблемы Внешэкономбанк вышел с инициативой создания федерального гарантийного фонда, имеющего высокий уровень кредитного рейтинга и обладающего возможностью предоставления гарантий по кредитам среднего бизнеса на сумму от 100 млн рублей до 1,5 млрд рублей. Эта инициатива позволит обеспечить выполнение положений Указа Президента РФ от 07.

05.12 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части создания механизмов предоставления гарантий для среднего бизнеса, работающего в сфере производства и инноваций.

Сейчас в банковском сообществе обсуждается проект изменений в Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Этот проект содержит требования, которые создают сложные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Требования проекта не позволят банкам развивать программы кредитования начинающих предпринимателей и вновь создаваемых предприятий. При отсутствии иных источников финансирования это не позволит реализовывать Федеральную целевую программу развития малого предпринимательства в России.

Принятие документа в предложенной редакции приведет к дополнительной нагрузке на банки и отвлечению средств под резервирование с возможным сокращением объёмов финансирования малого и среднего бизнеса. Требуется детальное обсуждение банковским сообществом предложений Банка России и их корректировка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Инвестиционная деятельность коммерческого банка это приобретение или реализация материальных либо финансовых активов, предназначенных для генерирования будущих доходов. Всю инвестиционную деятельность банков традиционно подразделяют на четыре основные направления (ряд исследователей выделяет больше): кредитование, инвестиции на финансовых рынках, производственные инвестиции и инвестиции в собственную деятельность банка. Кредитование традиционно занимает особое место, с точки зрения макроэкономического воздействия на экономические процессы в стране.

В период мирового финансового кризиса одной из наиболее эффективных и востребованных мер государственной поддержки кредитнобанковской сферы было предоставление через Внешэкономбанк коммерческим банкам субординированных кредитов за счет Фонда национального благосостояния. Данная мера была направлена на пополнение капитала второго уровня российских банков для обеспечения устойчивости банковской системы страны и расширения объемов кредитования экономики.

В настоящее время в России переживает своеобразный бум розничное кредитование. Банки активно идут в регионы, находят новых заемщиков. В качестве мер по охлаждению агрессивно растущего рынка потребительского кредитования Банк России планирует повысить нормы резервирования по таким кредитам, а также рассматривает возможность введения изменений в методологию оценки рисков по необеспеченному розничному кредитованию при расчете норматива достаточности капитала.

Существенным недостатком российской банковской системы является отсутствие у банков «длинных» денег, в которых нуждается реальный сектор экономики, что сдерживает инвестиционную активность предприятий. Для привлечения «длинных» денег банки прибегают к заимствованиям из-за рубежа, что ставит российские банки в зависимость от конъюнктуры, складывающейся на зарубежных финансовых рынках, и ведет к увеличению внешней корпоративной задолженности. В отсутствии четких ориентиров государственной экономической политики банковский сектор не имеет достаточных стимулов кредитования реального сектора экономики, в том числе промышленного производства.

Развитие экономики, ее модернизация на инновационной основе требует значительного объема долгосрочных инвестиций. В этой связи представляется необходимым создание в России собственного рынка «длинных» денег, вводя новые финансовые инструменты. Однако, в настоящее время российская банковская система еще не вышла на требуемый уровень развития конкурентной среды и рыночной дисциплины, что отрицательно сказывается на доступности и качестве предоставляемых банками услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон от 02.

12.1990 N 395−1 (ред. от 14.

03.2013) «О банках и банковской деятельности» // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.

Федеральный закон Российской Федерации от 25.

02.1999 № 39-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Правовая система Консультант Плюс.

" Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.

07.2012 N 385-П) (ред. от 26.

09.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.

09.2012 N 25 350) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/, свободный.

Приказ Банка России от 01.

10.1997 N 02−429 (ред. от 12.

04.2002) «О введении в действие Инструкции «О составлении финансовой отчетности» (вместе с Инструкцией Банка России от 01.

10.1997 N 17) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/, свободный.

Банковское дело: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Магистр-Пресс, 2009. — 456 с.

Банковское дело: учебник / Под ред. Е. П. Жарковская. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2010. — 643 с.

Банковское дело: учебник. / Под ред. Кроливецкой Л. П., Белоглазовой Г. Н.

Издание 5е, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 780 с.

Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2012.

Кредитование малого и среднего бизнеса в России: крупные банки готовятся к реваншу// Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.raexpert.ru.

Марголин А. М. Теоретические основы инвестиционной деятельности. — М.: РАГС, 2010.

Шарп У. Ф. Инвестиции: пер. с англ. / Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж.В. — М.: ИНФРА-М, 2009.

«Эксперт Сибирь», № 6 (319), 13 февраля 2013 года — www.bankir.ru.

Центральный Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru, свободный.

Шарп У. Ф. Инвестиции: пер. с англ. / Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж.В. — М.: ИНФРА-М, 2009. — с.

8.

Марголин А. М. Теоретические основы инвестиционной деятельности. — М.: РАГС, 2010. — с.

15.

Шарп У. Ф. Инвестиции: пер. с англ. / Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж.В. — М.: ИНФРА-М, 2009. — с.

149.

Приказ Банка России от 01.

10.1997 N 02−429 (ред. от 12.

04.2002) «О введении в действие Инструкции «О составлении финансовой отчетности» (вместе с Инструкцией Банка России от 01.

10.1997 N 17) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/, свободный.

" Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.

07.2012 N 385-П) (ред. от 26.

09.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.

09.2012 N 25 350) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/, свободный.

Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2012. — с.

35.

По данным Центрального Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru, свободный.

Данные Центра экономических исследований МФПА

Официальный сайт ЦБ РФ — www.cbr.ru

Официальный сайт ЦБ РФ — www.cbr.ru

Кредитование малого и среднего бизнеса в России: крупные банки готовятся к реваншу// Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.raexpert.ru.

Кредитование малого и среднего бизнеса в России: крупные банки готовятся к реваншу// Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.raexpert.ru

«Эксперт Сибирь», № 6 (319), 13 февраля 2013 года — www.bankir.ru.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395−1 (ред. от 14.03.2013) «О банках и банковской деятельности» // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный ресурс] // Правовая система Консультант Плюс.
  3. «Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) (ред. от 26.09.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2012 N 25 350) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
  4. Приказ Банка России от 01.10.1997 N 02−429 (ред. от 12.04.2002) «О введении в действие Инструкции «О составлении финансовой отчетности» (вместе с Инструкцией Банка России от 01.10.1997 N 17) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
  5. Банковское дело: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. — изд. с изм. — М.: Магистр-Пресс, 2009. — 456 с.
  6. Банковское дело: учебник / Под ред. Е. П. Жарковская. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Омега-Л, 2010. — 643 с.
  7. Банковское дело: учебник. / Под ред. Кроливецкой Л. П., Белоглазовой Г. Н. Издание 5е, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 780 с.
  8. Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2012.
  9. Кредитование малого и среднего бизнеса в России: крупные банки готовятся к реваншу// Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
  10. А. М. Теоретические основы инвестиционной деятельности. — М.: РАГС, 2010.
  11. У.Ф. Инвестиции: пер. с англ. / Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж.В. — М.: ИНФРА-М, 2009.
  12. «Эксперт Сибирь», № 6 (319), 13 февраля 2013 года — www.bankir.ru.
  13. Центральный Банк России [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbr.ru, свободный.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ