Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономико-математическое моделирование в организационно-экономическом управлении сложными структурами

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Кроме того, в системе управления должны обеспечиваться передача, хранение и преобразование управляющих сигналов или управляющей информации. Как ранее уже отмечалось, что в системе управления должен существовать такой параметр или параметры, путем воздействия на который (которые) можно было бы изменять ход процесса (ход преобразований). Поэтому одним из факторов, обеспечивающих управляемость… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Методы экономико-математического моделирования и их применение в управлении организацией
  • 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Роскошный мир драгоценность»
    • 2. 1. Общая характеристика предприятия
    • 2. 2. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Роскошный мир драгоценностей»
  • 3. Прогнозирование с помощью экономико-математического моделирования на ООО «Роскошный мир драгоценностей»
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложение 5

Экономико-математическое моделирование в организационно-экономическом управлении сложными структурами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кроме того, в системе управления должны обеспечиваться передача, хранение и преобразование управляющих сигналов или управляющей информации. Как ранее уже отмечалось, что в системе управления должен существовать такой параметр или параметры, путем воздействия на который (которые) можно было бы изменять ход процесса (ход преобразований). Поэтому одним из факторов, обеспечивающих управляемость систем, является наличие так называемых параметрических запасов. Параметрические запасы есть мера устойчивости и управляемости системы относительно соответствующих параметров. Это есть также количественная мера эффективности обратной связи в достижении самоорганизации системы управления при вариации ее параметров. Необходимо реализовывать минимальное значение параметрических запасов, которые наиболее сильно меняются вследствие допусков или изменений окружающей среды. Параметрический запас системы обозначает минимальное изменение в значении какого-либо параметра, которое вызывает неустойчивость всей системы. Технологию работы по анализу систем управления можно в крайне упрощенном виде представить как последовательность: исследование реального состояния системы управления.

Изучение организации с целью получения информации об осуществлении деятельности до появления затруднений; критика реального состояния системы управления. Перевод конкретного описания деятельности в абстрактное описание и нахождение с помощью концептуальных средств мест разрывов, которые обусловили возникновение затруднений в деятельности организации, функционировании системы управления. Формулируется абстрактное направление устранения или преодоления причин затруднений; перенормирование системы управления. Разработка конкретного набора действий, которые основаны на абстрактной формулировке причины затруднения, вносящие необходимые коррекции в систему управления и позволяющие устранить или преодолеть причины затруднений. Устойчивость и управляемость сложными организационно-экономическими системами связана с двумя другими важнейшими свойствами систем — надежностью и живучестью. Надежность- способность системы сохранять свои наиболее существенные свойства на заданном уровне в течение фиксированного промежутка времени при определенных условиях функционирования [28, c.197].

Многие экономические системы относятся к классу восстанавливаемых систем, работоспособность которых при отказе подлежит восстановлению в процессе функционирования. Под работоспособностью системы управления понимается состояние системы управления, при котором она способна выполнять заданные функции с установленными параметрами. Степень надежности системы определяется показателями, связанными с явлением отказа — событием, заключающимся в нарушении работоспособности. Отказы различают постепенные и внезапные. Постепенные отказы проявляются в виде постепенного выхода параметров системы за пределы установленных допусков, а внезапные — в виде резкого изменения параметров, определяющих качество системы. Показателями надежности восстанавливаемых систем обычно считают: вероятность безотказной работы P (t); среднее время безотказной работы T (наработка на отказ); среднее время восстановления Tв; интенсивность отказов (среднее количество отказов в единицу времени w (t)). Поскольку системы управления относятся к системам длительного функционирования, то поток отказов системы является Пуассоновским потоком с постоянным параметром, т. е. простейшим потоком, который определяется функцией, представленной формулой (30) (30)где - постоянная, называемая интенсивностью потока. Простейший поток — единственный случайный поток, который удовлетворяет свойствам стационарности, ординарности и отсутствия последействия. Из теории надежности известно, что: — с возрастанием количества элементов системы управления надежность системы снижается;

возрастанием скорости процессов в системах управления надежность также падает. Разные системы обладают своим набором специфических элементов, например, специфика системы управления социальными системами заключается в том, что составляющие их элементы (человек, группа, коллектив и т. д.), в отличие от элементов технических систем, обладают активностью — способностью к целенаправленному поведению, то есть к выбору действий в соответствии с собственными предпочтениями и интересами. Элемент системы управления может, например, если ему это выгодно, сообщить данные, не соответствующие истинному положению дел; может сознательно пойти на невыполнение данных обещаний, опять же, если это соответствует его интересам и т. п. Следовательно, при выборе управляющих воздействий необходимо предсказывать возможные реакции управляемых субъектов и использовать такие механизмы принятия управленческих решений, которые позволяли бы максимально учитывать и согласовывать интересы управляющего органа и управляемых субъектов, т. е. способствовали повышению надежности всей системы в целом [12, c.79]. Повышение надежности систем управления требует определенных затрат.

Эти затраты будут целесообразными до тех пор, пока они существенно перекрываются за счет роста эффективности системы, вызываемого повышением качества управления. Для того, чтобы разумно распределить затраты на повышение надежности системы управления, необходимо уметь достаточно точно оценивать следствия, к которым приводят отказы различных элементов системы, связанных с управлением, достаточно точно знать вес каждого отказа в общей сумме потери эффективности системы. Наряду с указанными, одним из основных методов повышения надежности является резервирование, основанное на введении резервных частей, являющимися избыточными по отношению к минимально функциональной структуре системы управления, необходимой и достаточной для выполнения заданных функций. В зависимости от способа включения резерва резервирование может быть общим и раздельным (поэлементным), а по состоянию резерва — постоянно включенным резервом и с замещением при нагруженном и ненагруженном резервах. Другими методами повышения надежности систем управления сложными организационно-экономическими структурами выступают: разделение элементов систем управления на дежурные и резервные, которые включаются с возрастанием функций; дублирование функций; достижение одного и того же результата разными поведенческими реакциями. Именно поведение — наиболее важный способ повышения надежности.

Живучестьсистемы управления — это способность противостоять воздействию разрушительных возмущений внешней среды или внутренних конфликтов, а при нарушении работоспособности — сохранять и восстанавливать (полностью или частично) структуру и основные качества функционирования системы управления. Объектом интегрированной структуризации в рамках системы в данном случае являются следующие компоненты, выступающие в качестве внешних и внутренних резервов успешной адаптации предприятия: рассмотренные выше виды внешних резервов, ценностные установки руководства предприятия, антикризисная технология (сценарное моделирование антикризисного процесса), банк целевых программ выживания, исполнительные и управляющие звенья антикризисного процесса (центры антикризисной координации, функциональные антикризисные подсистемы, информационное обеспечение антикризисного процесса, кадры (команды) сопровождения антикризисного процесса). Поскольку процесс управления является информационным, то на надежность сложных организационно-экономических систем существенное влияние оказывает надежность информации, которая подвергается воздействию помех. Помехи — сигналы или воздействия, искажающие полезный сигнал, несущий управленческую информацию. Влияние помех в ряде случаев может привести к нарушению функционирования системы управления — ее отказу. Свойство системы противостоять вредному влиянию помех называется помехоустойчивостью. Для повышения помехо-устойчивости принимаются соответствующие конструктивные и организационные меры при создании системы управления и в ходе ее использования. Информационной составляющей повышения надежности является также своевременное распознавание первичных признаков возможного появления отказов, так называемых слабых сигналов. Метод использования механизма слабых сигналов обеспечивает системе управления заблаговременное наращивание запаса гибкости, что позволяет устранить опасность на ранней стадии.

Чем слабее сигнал, уловленный и идентифицированный системой управления, тем раньше она фиксирует шансы и риски из внешней и внутренней среды, тем больше у нее временной ресурс (что очень важно) для принятия и реализации нейтрализующих решений. Этот метод применяется при необходимости удержания организационно-экономической системы в нужном состоянии при наличии кризисной ситуации [27, c.244]. Естественно, чтобы пользоваться слабыми сигналами, необходима большая степень убежденности в том, что система управления имеет дело с теми сигналами, которые несут значимую информацию о новых опасностях или новых возможностях. В зависимости от уровня осведомленности о кризисной ситуации и формируется реакция антикризисного звена на угрозы со стороны внутренней и внешней среды. Таким образом, надежность и живучесть системы управления, а также их взаимосвязь являются необходимыми условиями управляемости сложной структурой при различных негативных воздействиях внешней среды. Заключение

В работе поставленная цель достигнута: изучены возможности применения экономико-математической модели в процессе анализа управления качеством продуктов. В соответствии с поставленной целью выполнены задачи: изучены теоретические и методологические основы моделирования, возможности применения методов моделирования в процессе анализа взаимосвязанных показателей деятельности предприятия, дана общая характеристика и проведен краткий экономический анализа ООО «Роскошный мир драгоценностей», выявлены взаимосвязи и построен прогноз показателей качества с помощью экономико-математической модели. Итак, по результатам анализа основных показателей деятельности ООО «Роскошный мир драгоценностей» были получены следующие выводы:

1. За 2010 году объем товарооборота торгового предприятия не намного снижается, а за 2009;2010 гг. растет. Существенных изменений за рассматриваемый период времени в структуре товарооборота не происходит. Товарооборачиваемость в 2012 году составила 36,3 дня и замедлилась по сравнению с 2011 годом на 2,6 дня.

2. Сумма товарных ресурсов за 2010;2012 гг. увеличилась на 43%. Не смотря на то, что коэффициент обеспеченности товарными ресурсами находится на достаточно высоком уровне, эффективность использования товарных ресурсов в 2012 году по сравнению с 2009 годом уменьшилась. Эффективность торговой деятельности, оцениваемая по показателю валового дохода, возросла за 2010;2012 гг.

3. За период сумма издержек обращения увеличилась на 47,62%, в результате сумма относительного перерасхода составила 21 331 тыс. руб. Эффективность использования текущих расходов в 2012 году повысилась на 64,3%.

4. Фондоотдача предприятия возросла на 28,37%, а фондоемкость уменьшилась на 22,1%, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных средств. Эффективность использования оборотных средств напротив, уменьшилась, т.к. произошло замедление оборачиваемости оборотных средств. Наряду с этим, рентабельность оборотных средств уменьшилась с 42% в 2010 году до 40,9% в 2012 году. Продолжительность операционного и финансового циклов растет, что также свидетельствует об ухудшении использования оборотных средств торгового предприятия.

6. Не смотря на рост показателей прибыли, уровень рентабельности предприятия снизился с 1% в 2010 году до 0,81% в 2012 году. Исходя из вышесказанного, следует, что для обеспечения бесперебойной, результативной и эффективной деятельности ООО «Роскошный мир драгоценностей» необходимо более оптимальное использование оборотных средств, т. е. увеличение оборачиваемости оборотных средств; снижение доли дебиторской задолженности; уменьшение величины запасов, т.к. это ведет к дополнительным расходам на их хранение. Также необходимо разработать мероприятия по возврату дебиторской задолженности. Существующий на предприятии за анализируемый период уровень прибыльности не обеспечивают предприятию достаточной рентабельности. Возможно, это связано с жесткой конкуренцией. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции, услуг. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.При планировании общего объема товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные методы. При расчетах экономико-статистическим методом норматив товарного запаса в сумме увеличивается по сравнению с 2012 годом на 39 331 тыс. руб., то есть на 5,4%, что ниже темпов роста в планируемом году объема товарооборота (59,5%). В результате норматив товарного запаса в днях увеличится на 1,5 дня. При расчетах методом удельных приращений норматив товарного запаса в днях увеличивается на 3,7 дня. На наш взгляд, норматив товарного запаса в сумме на конец планируемого года следует установить на уровне средней между рассмотренными двумя методами: 795 273,8 тыс.

руб. или в днях: 40,3 дней. Проведенный анализ с помощью экономико-математического моделирования показал, что уменьшение валового дохода. Данный факт говорит о том, что необходимо предложить мероприятия по улучшению системы управления предприятием, для увеличения дохода. Список использованных источников

Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: Учебник для вузов. — М.: Новости, 2008. — 253 с. Алексухин В. А. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие. -

М.: Дашков и К, 2010. — 190 с. Амблер Т. Практический менеджмент / Пер с анл. Ю. Н. Каптуревского. -

СПб.: Питер, 2008. — 394 с. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента.

М.: Финансы и статистика, 2011. 384 с. Банк В. Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ: учебное пособие. — М.: Проспект.- 2012. 344с. Васильев Г. А., Нагапетьян Н. А. Коммерческое товароведение и экспертиза. — М.: Банки и биржи, 2008.

— 133 с. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 501 с. Громова Н. В. и др. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач: Учеб.

пособие/ Громова Н. Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. -М.:Изд-во МАИ, 2009.-240 с. Котлер Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -

М.: Росинтэр, 2012. — 698 с. Кретов И. И. Менеджмент на предприятии: Учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 2008. — 181 с. Лайс Г. Менеджмент: Учебное пособие: Пер.

с нем. — М.: Экономика и статистика, 2009. — 376 с. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический менеджмент: Пер с фр.

— СПб.: Питер, 2011. — 589 с. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. -

2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 318 с. Мак-Дональд М.

Стратегическое планирование менеджмента. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг / Спб.: Питер, 2010. — 467с. Менеджмент: Учебник / Под ред.

Уткина Э.А. — М.: Тандем, 2010. — 319 с. Моисеева Н. К. Современное предприятие: конкурентоспособность, менеджмент, обновление. — М.: Внешторгиздат, 2010. -

247 с. Морозов Ю. В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2009. -

156 с. Ноздрева Р. Б. Менеджмент: Учебник. — М.: РОССПЭН, 2009. -

231 с. Панкрухин А. П. Менеджмент: Учебник. — М.: ИМПЭ, 2009. — 398с. Савицкая Г. В. Экономический анализ: учебник.

М.: Новое знание, 2012. 640 с. Соловьев Б. А. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2009. -

170 с. Справочник товароведа: непродовольственные товары. — 3-е изд., перераб. и доп. — Т. 1.

— М.: Экономика, 2008. — 387 с. Степанов С. А. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. 200 с. Стратегическое планирование: Учебник / Э. А. Уткин и др. -

М.: ЭКМОС, 2009. — 438 с. Тарова Л. С., Сергеева Е. А. Безопасность жизнедеятельности. Тамбов, 2011. — 64 с. Шимко П. Д., Поснов В. Г. Экономико-математическое моделирование производственных систем / ЛИЭИ.

Л., 2009. — 345 с. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 5-е изд., испр. И доп.

— М.: Дело, 2008. — 448 с. Федорова Г. В. Учет и анализ банкротств: учебное пособие.- 2-е изд.

стер.

М.: Омега-Л, 2008. 364с. Приложение

Приложение АТаблица А. 1 — Анализ динамического ряда «обороты» с октября 2009 — март 2012 гг. Период

Обороты, тыс.

руб.Базисный абсолютный прирост, тыс.

руб.Цепной абсолютный прирост, тыс.

руб.Базисный темп роста, %Цепной темп роста, %Темп прироста, %Абсолютное значение 1-го % прироста, тыс.

руб.окт.

098 375,26——- ноя.

092 901,31−5473,95−5473,9534,6%34,6%-65,4%83,753дек.

092 262,45−6112,81−638,8627,0%78,0%-22,0%29,013янв.

101 631,87−6743,39−630,5719,5%72,1%-27,9%22,624фев.

104 714,06−3661,203 082,1956,3%288,9%188,9%16,319мар.

105 042,21−3333,5 328,1560,2%107,0%7,0%47,141апр.

103 667,41−4707,85−1374,8043,8%72,7%-27,3%50,422май.

105 197,77−3177,491 530,3662,1%141,7%41,7%36,674июн.

109 087,43 712,173889,66 108,5%174,8%74,8%51,978июл.

109 879,851 504,59792,42 118,0%108,7%8,7%90,874авг.

1021 339,5 512 964,2911459,70 254,8%216,0%116,0%98,799сен.

1019 020,6 710 645,41−2318,88 227,1%89,1%-10,9%213,395окт.

1012 939,314 564,05−6081,36 154,5%68,0%-32,0%190,207ноя.

1011 645,863 270,60−1293,45 139,1%90,0%-10,0%129,393дек.

1010 875,822 500,55−770,5 129,9%93,4%-6,6%116,459янв.

111 519,55−6855,71−9356,2718,1%14,0%-86,0%108,758фев.

113 270,85−5104,411 751,3039,1%215,3%115,3%15,196мар.

114 862,66−3512,611 591,8158,1%148,7%48,7%32,708апр.

115 211,25−3164,1 348,5962,2%107,2%7,2%48,627май.

116 917,35−1457,911 706,1082,6%132,7%32,7%52,112июн.

119 168,60 793,342251,25 109,5%132,5%32,5%69,173июл.

1110 354,391 979,131185,79 123,6%112,9%12,9%91,686авг.

1111 544,313 169,051189,92 137,8%111,5%11,5%103,544сен.

1110 327,991 952,73−1216,32 123,3%89,5%-10,5%115,443окт.

1110 700,322 325,06372,33 127,8%103,6%3,6%103,280ноя.

1113 079,264 703,992378,94 156,2%122,2%22,2%107,003дек.

118 064,42−310,84−5014,8396,3%61,7%-38,3%130,793янв.

124 803,33−3571,93−3261,0957,4%59,6%-40,4%80,644фев.

124 424,36−3950,91−378,9752,8%92,1%-7,9%48,033мар.

124 843,99−3531,28 419,6357,8%109,5%9,5%44,244Приложение БТаблица Б. 1 — Средние показатели динамического ряда

ПоказателиЗначение показателя

Средний уровень ряда, тыс. руб.

7922,449Средний абсолютный прирост, тыс.

руб.-121,768Средний темп роста, %98,2%Средний темп прироста, %-1,8%Приложение ВРисунок В.1 — Характеристики степени управляемости

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы: Учебник для вузов. — М.: Новости, 2008. — 253 с.
  2. В.А. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2010. — 190 с.
  3. Т. Практический менеджмент / Пер с анл. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2008. — 394 с.
  4. И.Т. Основы финансового менеджмента.- М.: Финансы и статистика, 2011.- 384 с.
  5. В.Р., Банк С. В., Тараскина А. В. Финансовый анализ: учебное пособие. — М.: Проспект.- 2012.- 344с.
  6. Г. А., Нагапетьян Н. А. Коммерческое товароведение и экспертиза. — М.: Банки и биржи, 2008. — 133 с.
  7. И.Н. Менеджмент: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 501 с.
  8. Н.В. и др. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач: Учеб. пособие/Громова Н.Б., Минько Э. В., Прохоров В. И. -М.:Изд-во МАИ, 2009.-240 с.
  9. Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Росинтэр, 2012. — 698 с.
  10. И.И. Менеджмент на предприятии: Учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 2008. — 181 с.
  11. Г. Менеджмент: Учебное пособие: Пер. с нем. — М.: Экономика и статистика, 2009. — 376 с.
  12. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический менеджмент: Пер с фр. — СПб.: Питер, 2011. — 589 с.
  13. И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 318 с.
  14. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование менеджмента. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
  15. Т.Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг / Спб.: Питер, 2010. — 467с.
  16. Менеджмент: Учебник / Под ред. Уткина Э. А. — М.: Тандем, 2010. — 319 с.
  17. Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, менеджмент, обновление. — М.: Внешторгиздат, 2010. — 247 с.
  18. Ю.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2009. — 156 с.
  19. Р.Б. Менеджмент: Учебник. — М.: РОССПЭН, 2009. — 231 с.
  20. А.П. Менеджмент: Учебник. — М.: ИМПЭ, 2009. — 398с.
  21. Г. В. Экономический анализ: учебник.- М.: Новое знание, 2012.- 640 с.
  22. .А. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2009. — 170 с.
  23. Справочник товароведа: непродовольственные товары. — 3-е изд., перераб. и доп. — Т. 1. — М.: Экономика, 2008. — 387 с.
  24. С.А. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011.- 200 с.
  25. Стратегическое планирование: Учебник / Э. А. Уткин и др. — М.: ЭКМОС, 2009. — 438 с.
  26. Л.С., Сергеева Е. А. Безопасность жизнедеятельности. Тамбов, 2011. — 64 с.
  27. П.Д., Поснов В. Г. Экономико-математическое моделирование производственных систем / ЛИЭИ. Л., 2009. — 345 с.
  28. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 5-е изд., испр. И доп. — М.: Дело, 2008. — 448 с.
  29. Г. В. Учет и анализ банкротств: учебное пособие.- 2-е изд. стер.- М.: Омега-Л, 2008.- 364с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ