Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Составление грузового плана

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Судно следует через Кольский залив в Баренцево море. Затем в Норвежское море вдоль побережья Норвегии, далее в Северное море. Затем через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш — в Бискайский залив. После этого через Гибралтарский пролив в Средиземное море и затем через пролив Босфор в п. Стамбул. Диаграмму статической остойчивости судна в полном грузу с 10% запасов с учетом вертикальной составляющей… Читать ещё >

Составление грузового плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТЕТ»

Кафедра Управления судном и промышленного рыболовства Курсовой проект По дисциплине: «Технология перевозки грузов морем»

Тема: Составление грузового плана Курсант Иванов И.И.

Мурманск

2012 г.

1. Техническое задание Рассчитать морские качества судна на выход из порта погрузки и на приход в порт выгрузки, используя «Информацию об остойчивости капитана». Расчет сделать в соответствии с требованиями Морского регистра судоходства РФ.

Характеристики судна:

Длина расчетная (между перпендикулярами) L = 116 м Ширина наибольшая по ГВЛ B = 19,2 м Высота борта при миделе H= 10,4 м Осадка на ровный киль по ЛГВЛ d0 = 7,5 м Элементы подводного объема при осадке по ЛГВЛ:

Водоизмещение объемное V=11 260 м2

Водоизмещение (р= 1,025 т/м3) D0= 11 550 т Коэффициент общей полноты б = 0,674

Коэффициент полноты площади ватерлинии б = 0,752

Коэффициент полноты площади миделя в = 0,970

Водоизмещение порожнего судна Dп = 4585 т

(с командой, провизией и снабжением) Условный максимальный дедвейт DW= 7015 т

(без команды, провизии и снабжения) Площадь боковой парусности при осадке по ЛГВЛ: Sпо = 985 м²

Абсцисса центра парусности при осадке по ЛГВЛ: Хпо = 15,0 м Аппликата ц.т. порожнего судна Zgп = 8,22 м Груз :

зерно 1200 т УПО = мз3 = 1,25 м3/т (3-й трюм).

зерно 1000 т УПО = мз4 = 1,30 м3/т (4-й трюм).

Обязательный груз:

Олифа — Ролифа= 700 т УПО — молифа = 1,75 м3/т Олово — Ролово = 600 т УПО — молово = 0,25 м3/т Факультативный груз:

Ткань — Рткань УПО — мткань = 3,03 м3/т Проволока — Рпров УПО — мпров = 0,70 м3/т Палубный груз: — Рпалуба=35 т; V = 4×4×4 м = 64 м³

Порт погрузки: Мурманск (Россия).

Порт выгрузки: Стамбул (Турция).

Судно следует через Кольский залив в Баренцево море. Затем в Норвежское море вдоль побережья Норвегии, далее в Северное море. Затем через проливы Па-де-Кале и Ла-Манш — в Бискайский залив. После этого через Гибралтарский пролив в Средиземное море и затем через пролив Босфор в п. Стамбул.

Узкости и их протяженность:

— Кольский залив = 37 мм;

— пролив Па-де-Кале = 20 мм;

— Пролив Ла-Манш = 312 мм;

— Гибралтарский пролив = 32 мм;

— Пролив Босфор =16 мм.

Sуз = 417 мм.

2. Расчет чистой грузоподъемности

2.1 Расчет расстояния на переход

Используя «Таблицы морских расстояний» находим расстояние между портами:

Lп = 4689 морских мили.

2.2 Находим ходовое время по формуле

tх = (S-Sуз) / (24 * Vгр) + (Sуз / (24 * Vуз)) (2.1)

где Vгр — скорость судна в грузу

Vгр = 13,5 узлов

Sуз — протяженность узкостей

Vуз — скорость в узкостях

Vуз = 7,0 узлов

tх = (4689 — 417) / (24 * 13,5) + (417 / (24*7,0)) = 4272 / 324 + 417 / 168 = 13,18+ 2,48 = 15,66 = 16 суток.

2.3 Рассчитываем запасы на рейс

Исходя из полученного времени, рассчитываем количество топлива, воды и провизии на рейс:

Рт = Кшт qxт tх (2.2)

Pв = Кшт qxв tх

где qxт, qxв — суточный расход топлива и воды на ходу, т/сут;

Кшт — штормовой запас Кшт = 1,2

qxт = 21,5 т/сут Рт = 1,2 * 21,5 * 16 = 412,8 т

qxв = 6,0 т/сут Pв = 1,2 * 6,0 * 16 = 115,2 т

Мзап = Рт + Pв = 412,8 + 115,2 = 528,0 т

2.4 Рассчитываем чистую грузоподъемность

?ч = ?w — Мзап (2.3)

где ?ч — чистая грузоподъемность; ?w = 7015 т — дедвейт

?ч = 7015 — 528 = 6487,0 т

Принимаем чистую грузоподъемность? ч =6487 т.

3. Расчет крепления палубного груза

Для расчета креплений палубного груза используются гибкие средства крепления: стальные тросы, цепи, проволока, такелажные скобы, талрепы. В нашем случае будем использовать скобы, талрепы, зажимы и стальные тросы.

Гибкие крепления должны удовлетворять условию:

Qн = qFнmax, (3.1)

где Qн — разрывное усилие найтова;

q — коэффициент запаса прочности для стального троса (q = 3, если груз установлен на верхней открытой палубе);

Fнmax — наибольшее растягивающее усилие от бортовой или килевой качки.

Поскольку груз закреплён на палубе и троса натянуты под углом 30є к палубе, Fнmax найдём по формуле:

Fнmax = Fy/cos30є. (3.2)

Составляющая Fy есть сумма сил, действующих на палубный груз:

Fy = Py + Py' + Py'', (3.3)

где Py — сила, действующая на груз при качке (и = 30є);

Py' - сила давления на боковую поверхность груза;

Py'' - усилие от удара волн (гидравлические удары волн).

Py найдём по формуле:

Py = 0,5m[9,8 + (39,5(z + r0)/T12)] (3.4)

Z — расстояние от главной поалубы до ц.т. судна:

z = 5+ 0,5hгр (3.5)

Зная, что hгр = 4 м, получим:

z = 5 + 0,5 * 4 = 5 + 2= 7,0 м

r0 — полувысота волны:

r0 = (¼)hгр (3.6)

r0 = 4/4 = 1,0 м

Период качки T1 выразим из формулы метацентрической высоты судна

h0 = (KB/T1) 2:

T1 = КВ/v h0 (3.7)

Зная, что B = 19,2 м, К = 0,78 (для нашего судна) и h0 = 1,6 м, получим:

T1 = 0,78*19,2/v1,6 = 11,8 с.

Зная r0 = 1,0 м, z = 7,0 м, T1 = 11,8 с, и m = 35 т, найдём Py:

Py = 0,5*35*[9,8 + (39,5*(7 + 1)/11,82)] = 211,2 кН

Найдём Py' по формуле:

Py' = 1,5 * Sy (3.8)

где Sy = hгр2 — площадь подветренной стороны груза.

Получаем:

Py' = 1,5 * 42 = 24 кН

Py'' найдём по формуле:

Py'' = p * S’y, (3.9)

где S’y — половина площади подветренной стороны груза:

S’y = Sy /2, (3.10)

S’y = 16 /2 = 8 м²

p — сила удара волны, которая зависит от высоты заливания hв:

hв = hгр /2 (3.11)

hв = 4/2 = 2 м

При hв = 2 м, p = 17,6 кН/м. Зная S’y = 8 м² находим Py''.

Py'' = 17,6 * 8 = 140,8 кН

Найдём Fy по формуле (9.3):

Fy = Py + Py' + Py'' = 211,2 + 24 + 140,8 = 376,0 кН

Найдём Fнmax по формуле (3.2):

Fнmax = 376,0/cos30є = 434,2 кН

Для подбора тросов, скоб, зажимов и талрепов найдём Qн по формуле (3.1):

Qн = qFнmax = 3*434,2 = 1302,6 кН

3.2 Исходя из полученных данных о разрывных усилиях найтова подходящие гибкие крепления по правилам 4-М.

3.2.1 Талрепы

Берём 8 талрепа. Тогда каждый из выбранных талрепов должен иметь допустимую нагрузку не менее полученного разрывного усилия.

Qн тал = 1302,6/8 = 162,83 кН

По таблице 13.3 выбираем талрепы:

Талреп 200-ОС-ВВ. Допустимая нагрузка 200 кН (20 тс). Основные размеры:

B = 150 мм, b = 68 мм, d = 60 мм, Lmax = 1247 мм, Lmin = 939 мм, L2 = 1239 мм,

l = 120,0 мм.

3.2.2 Канаты

Берём 8 канатов. Тогда каждый из выбранных канатов должен иметь разрывное усилие не менее полученного разрывного усилия.

Qн трос = 1302,6/8 = 162,83 кН

По таблице 13.1 выбираем канаты:

Канат типа ТЛК-О. Маркировочная группа 1666 МПа (170 кгс/мм2). Разрывное усилие не менее 376 500 Н. Основные параметры: диаметр каната dk = 27 мм.

3.2.3 Скобы

Берём 16 скоб для 8 канатов. Тогда каждая выбранная скоба должна иметь допустимую нагрузку не менее полученной допустимой нагрузки.

Qн скоба = 1302,6/16 = 81,4 кН

По таблице 13.2 выбираем скобы:

Скоба СА-100. Допускаемая нагрузка 100 кН (10 тс). Основные размеры:

L = 268 мм, D = 130 мм, Hl = 362 мм, B = 90 мм, dl = 72 мм.

3.2.4 Зажимы тросовые

Берём 16 зажима для 8 канатов. Тогда каждый зажим должен соответствовать диаметру каната dk.

По таблице 13.4 выбираем зажимы:

Зажим марки 28. Диаметр каната dk = 25−28 мм. Основные размеры: А = 50 мм,

В = 42 мм, L = 86 мм, H = 110 мм, В = 30 мм, dl = М20, h = 35 мм.

4. Расчет факультативного груза

4.1 Определяем количество факультативного груза

Рф = ?ч — Роб (4.1)

где Роб — вес обязательного груза

Роб = Ролифа + Ролово + Рз + Pпалуб. (4.2)

где Ролифа — вес перевозимой олифы;

Ролово — вес перевозимого олова;

Рз — вес перевозимого зерна;

Роб = 700 + 600 + 1200 + 1000 + 35 = 3535 т Рф = 6487 — 3535 = 2952 т

4.2 Определяем объем обязательного груза

Vоб = м * Роб (4.3)

V1об = молифа * Роб1 = 1,75 * 700 = 1225 мі

V2об = молово * Роб2 = 0,25 * 600 = 150 мі

Vоб = V1об + V2об (4.4)

Vоб = 1225 + 150 = 1375 мі

4.3 Определяем объем трюмов для факультативного груза

Vф = V — Vоб (4.5)

где V — суммарный объем трюмов № 1, № 2, № 5

V = V1 + V2 + V5

Где V1 — объем трюма № 1 V1 = 1600 мі;

V2 — объем трюма № 2 V2 = 2400 мі;

V5 — объем трюма № 5 V5 = 2560 мі;

V = 1600 + 2400 + 2560 = 6560 мі;

VФ = 6560 — 1375 = 5185 мі;

4.4 Определяем вес факультативного груза

Рф = Рткань + Рпров (4.6)

Vф = мткань * Рткань + мпров * Рпров (4.7)

Для полного и рационального использования грузоподъемности и грузовместимости судна решаем данную систему уравнений:

2952 = Рткань + Рпров

5185 = 3,03* Рткань + 0,70 * Рпров

Получаем:

Вес ткани — Рткань = 1338,5 т;

Вес проволоки — Рпров = 1613,5 т;

Vткань = 4055,6 мі;

Vпров = 1129,4 мі.

5. Расчет аппликаты центра тяжести разнородного груза

Трюм № 1

Олово Олифа Ткань молово = 0,25 мі/т; молифа = 1,75 мі/т; мткань = 3,03 мі/т;

Ролово = 600 т; Ролифа = 700 т; Рткань = 74,2 т;

Vолово = 150 мі; Vолифа = 1225 мі; Vткань = 225 мі;

Zолово = 1,8 м; Zолифа = 4,5 м; Zткань = 8,3 м.

Объем трюма № 1 = 1600 мі;

Аппликата ЦТ разнородного груза в трюме № 1 находится по формуле:

Z1 = (Ролово *Zолово + Ролифа* Zолифа + Рткань* Zткань) / (Ролово + Ролифа + Рткань) (5.1)

Z1 = (600 * 1,8 + 700 * 4,5 + 74,2 * 8,3) / (600 + 700 + 74,2) = 3,53 м.

Трюм № 2

Ткань мткань = 3,03 мі/т;

Рткань = 792,1 т;

Vткань = 2400 мі;

Zткань = 4,5 м;

Объем трюма № 2 = 2400 мі.

Аппликата ЦТ ткани в трюме № 2 Z2 = 4,5 м;

Трюм № 5

Проволока Ткань мпров = 0,70 мі/т; мткань = 3,03 мі/т;

Рпров = 1613,5 т; Рткань = 472,2 т;

Vпров = 1129,4 мі; Vткань = 1430,6 мі;

Zпров = 3,2 м; Zткань = 5,1 м;

Объем трюма № 5 = 2560 мі.

Аппликата ЦТ разнородного груза в трюме № 5 находится по формуле:

Z5 = (Рпров * Zпров + Рткань * Zткань) / (Рпров + Рткань) (5.2)

Z5 = (1613,5 * 3,2 + 472,2 * 5,1) / (1129,4 + 472,2) = 4,73 м.

6. Расчет посадки, остойчивости к составлению грузового плана

Судно в полном грузу со 100% запасов.

Распределяем генеральный груз по трюмам с таким расчетом, чтобы обеспечить продольную прочность судна и дифферент наиболее близкий к оптимальному d= -0,5 -1,0 м на корму. Объем, занимаемый принятым грузом, в каждом трюме определяется по формуле:

V = м P (6.1)

где м — удельный погрузочный объем груза, мі/т, Р — вес груза, т

Распределение груза показано в табл.№ 1

Таблица 1 — Распределение грузов

№ п/п

Принятый груз

P, т

м, мі/т

V = м P

Олифа

0,34

Олово

1,98

Ткань

1338,5

1,27

Проволока

1613,5

2,55

Трюм № 3 (зерно)

1,25

Трюм № 4 (зерно)

1,35

Палубный груз

;

Всего

Координаты центра тяжести (ЦТ) генерального груза в трюмах № 1,2,5 определяем по чертежу размещения грузов (Приложение 2) в зависимости от объема груза в каждом трюме

Трюм № 1 при V = 1600 мі Z = 3,53 м, X = 44,0 м;

Трюм № 2 при V = 2400 мі Z = 4,5 м, X = 26 м;

Трюм № 5 при V = 2560 мі Z = 4,73 м, X = -16м;

Палубный груз: V=64 мі; Z = 12,5 м; Х = -10 м.

Абсцисса Х ЦТ зерна в трюмах даны на стр 5 М9, а аппликата Z находится по графику Приложение 1 в зависимости от объема зерна в каждом трюме:

Трюм № 3 при V = 1200 мі Z = 3,70 м Х = 12 м;

Трюм № 4 при V = 1000 мі Z = 3,20 м X = -2м;

Найденные координаты (X, Z) ЦТ груза в трюмах заносим в таблицу 2.

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Z0 = 6,0м)

?Мz =11 570,00 * 6 = 69 420,00 тм;

Исправленный момент М0z =? Мz —? Мz = 66 044,72- 69 420,00 = -3375,28 тм;

Таблица 2 — Суда в полном грузу с 100% запасов

Статья нагрузки

Р, т

Х, м

Z, м

Мх, тм

Мz, тм

1. Судно порожнем

— 10,10

8,23

— 45 248,00

36 870,40

2. Команда, снабжение, провизия

— 51,50

9,25

— 2832,50

508,75

3. Трюм № 1

1374,2

44,0

3,53

60 464,80

4850,90

Трюм № 2

792,1

26,00

4,5

20 594,60

3564,45

Трюм № 3 (зерно)

12,00

3,70

14 400,00

4440,00

Трюм № 4 (зерно)

— 2,00

3,20

— 2000,00

3200,00

Трюм № 5

2085,7

— 16,00

4,73

— 33 371,20

9865,36

Палубный груз

— 10,0

12,5

— 350,00

437,5

Итого п.3

9,21

4,06

59 745,27

26 337,22

4. Судовые запасы

— 29,40

4,37

— 15 523,2

2307,36

5.Судно без балласта

0,58

6,20

— 3866,10

66 044,72

По данным табл.2 рассчитываем координаты ЦТ судна без балласта

Xg =? Мхi / ?Pi = -3866,10 / 11 570,00 = -0,33 м;

Zg =? Мzi / ?Pi = 66 044,72/ 11 570,00= 5,71 м;

6.2 Проверяем дифферент судна по формуле

d = (?* (Xg — Xс)) / М (6.2)

где? — весовое водоизмещение судна, т;

Xg — абсцисса ЦТ судна, м

Xс — абсцисса центра величины судна, м;

М — момент, дифферентующий судно на 1 м, тм/м;

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при? = 11 570,00 имеем: Xс = 0,66 м, М = 12 750 тм/м

Дифферент судна в полном грузу со 100% запасов без балласта:

d = (11 570,00* (-0,33 — 0,66)) / 12 750 = -0,90 м

Знак «минус» означает, что дифферент на корму. Так как -0,5 < d = -0,9 < -1,0 м, то дифферент судна находится в допустимых пределах, т. е. судно дифферентовано без балласта.

груз крепление прочность палубный

6.3 Определяем среднюю осадку и начальную остойчивость

Для весового водоизмещения судна? = 11 570,00 т с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) снимаем: среднюю осадку судна Т = 7,5 м и аппликату метацентра Zм = 7,30 м.

Так как критерием остойчивости является метацентрическая высота hо > 0, то определяем метацентрическую высоту по формуле:

hо = Zм — Zg = 7,30 — 5,71 = 1,59 м.

6.4 Проверяем остойчивость судна по предельному моменту (без учета смещения зерна)

Предельный момент (Мєz)пред при определении по диаграмме предельных моментов (Приложение 4) при? = 11 570,00: (Мє)пред = 20 000 тм.

Момент относительно плоскости отсчета Мєz = -3375,28 тм.

Так как Мєz = -3375,28 тм < (Мєz) пред = 20 000 тм, то судно остойчиво.

Судно в полном грузу с 10% запасов

6.5 Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов представлена в табл.3

Таблица 3 — Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов

Статьи нагрузки

Р, т

Х, м

Z, м

Мх, тм

Мz, тм

1. Судно порожнем

— 10,10

8,23

— 45 248,00

36 870,40

2. Команда, снабжение,

— 51,50

9,25

— 2832,50

508,75

Итого п.3

9,21

4,06

59 745,27

26 337,22

4. Судовые запасы 10%

52,8

— 29,40

4,37

— 1552,32

230,74

5.Судно без балласта

11 094,8

0,91

5,76

10 112,45

63 947,11

6. Балласт

;

;

;

;

;

7. Судно с балластом

11 094,8

0,91

5,76

10 112,45

63 947,11

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Zo = 6,0м)

?Мz = 11 094,8 * 6 = 66 568,8тм

Исправленный момент Мєz =? Мz —? Мz = 63 947,11 — 66 568,8 = -2621,69 тм

Координаты ЦТ судна без балласта

Xg = ?Мхi / ?Pi = 10 112,45 / 11 094,8= 0,91 м

Zg = ?Мzi / ?Pi = 63 947,11 / 11 094,8 = 5,76 м

6.6 Дифферент судна в полном грузу с 10% запасов без балласта

d = (?*(Xg — Xc)) / М

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при? = 11 094,8 т имеем: Xc = 0,8, М = 12 550 тм/м

d = (11 094,8 * (0,91 — 0,9)) / 12 550 = 0,01 м;

Судно не имеет оптимального дифферента и нуждается в приеме дополнительного балласта.

6.7 Расчет принятого балласта

Для изменения дифферента судна принимаем балласт в цистерну ахтерпик

№ 46: М = 11 320 тм; Х= - 56,6 м.

Мх бал= М*(dd0) = 11 320*(0,01−0,7) = - 7810,8 тм

Весовая нагрузка судна в полном грузу с использованием балласта представлена в табл.4

Таблица 4- Весовая нагрузка судна в полном грузу с 10% запасов с балластом

Статьи нагрузки

Р, т

Х, м

Z, м

Мх, тм

Мz, тм

1. Судно порожнем

— 10,10

8,23

— 45 248,00

36 870,40

2. Команда, снабжение,

— 51,50

9,25

— 2832,50

508,75

Итого п.3

9,21

4,06

59 745,27

26 337,22

4. Судовые запасы 10%

52,8

— 29,40

4,37

— 1552,32

230,74

5.Судно без балласта

11 094,8

0,91

5,76

10 112,45

63 947,11

6. Балласт

138,0

— 56,6

7,64

— 7810,80

1054,32

7. Судно с балластом

11 144,8

0,21

5,83

2301,65

65 001,42

Поправочный момент для перехода к плоскости отсчета (Zo = 6,0м)

?Мz = 11 144,8* 6 = 66 868,8тм

Исправленный момент Мєz =? Мz —? Мz = 65 001,42 — 66 868,8 = -1867,4 тм

Координаты ЦТ судна с балластом

Xg = ?Мхi / ?Pi = 2301,65/ 11 144,8= 0,21 м

Zg = ?Мzi / ?Pi = 65 001,42/ 11 144,8= 5,83 м

6.8 Дифферент судна в полном грузу с 10% запасов без балласта

d = (?*(Xg — Xc)) / М

Значения Хс и М определяется по кривой элементов теоретического чертежа (Приложение 3) при? = 11 144,8 т имеем: Xc = 1,0, М = 11 480 тм/м

d = (11 144,8 * (0,21- 1,0)) / 11 480 = -0,77 м;

Проверяем остойчивость судна по предельному моменту (без учета смещения зерна). Предельный момент (Мє)пред при определении по диаграмме предельных моментов (Приложение 4) при? = 11 144,8 т: (Мє)пред = 18 500 тм.

Момент относительно плоскости отсчета Мєz = -1393,7 тм

Так как Мєz = -1867,4 тм < (Мє)пред = 18 500 тм, то судно остойчиво.

7. Построение ДСО, ДДО и графика плеч кренящего момента

Диаграмму статической остойчивости судна в полном грузу с 10% запасов с учетом вертикальной составляющей момента Mgz от смещения зерна строим с использованием универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5). При этом начальную метацентрическую высоту h судна находим по формуле:

h = Zм — Zg — (1/?) * [?Mж + Mgz * (1/м3 + 1/м4)] (7.1)

где ?Mж = 350 — поправка на влияние свободных поверхностей жидких грузов, тм

м3, м4 — удельный погрузочный объем зерна в трюмах № 3 и № 4.

Значение аппликаты метацентра Zм снимаем с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) для найденного водоизмещения судна в полном грузу с 10% запасов, а значение аппликаты ЦТ судна Zg берем из таблицы весовой нагрузки (табл. 3). Для ?=11 094,8 т, Zм = 7,73 м, Zg = 5,76 м. При Mgz = 224 (из методических указаний), м3 = 1,25, м4 = 1,30, метацентрическая высота судна:

h = 7,73 — 5,76 — (1/11 094,8) * [350 + 224*(1/1,25 + 1/1,30)] = 1,5 м

На универсальной диаграмме (Приложение 5) через точку на правой вертикальной шкале соответствующей h=1,5 м из начала координат проводим прямую линию. Расстояние по вертикали между этой прямой и кривой соответствующего водоизмещению судна равно плечам статической остойчивости для данного состояния нагрузки. Плечо статической остойчивости снимаем с универсальной диаграммы для водоизмещений ?1=11 000 т и ?2=12 000 т. Расчет плеча остойчивости с использованием универсальной диаграммы остойчивости производим в табличной форме (табл.4)

Таблица 4 — Расчет плеч остойчивости

иє

L, м

0,29

0,59

0,95

1,25

1,36

1,26

1,02

0,41

По найденному плечу L строим диаграмму статической остойчивости (рис.1)

Рисунок 1 — Диаграмма статической остойчивости с 10% запасов

Диаграмму статической остойчивости судна в полном грузу со 100% запасов с учетом вертикальной составляющей момента Mgz от смещения зерна строим с использованием универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5).

Значение аппликаты метацентра Zм снимаем с кривых элементов теоретического чертежа (Приложение 3) для найденного водоизмещения судна в полном грузу с 100% запасов, а значение аппликаты ЦТ судна Zg берем из таблицы весовой нагрузки (табл.2).

Для? = 11 570,00 т, Zм = 7,90 м, Zg = 6,20 м. При Mgz = 224 (из методических указаний), м3 = 1,25, м4 = 1,30, метацентрическая высота судна:

h = 7,90 — 6,20 — (1/11 570,00) * [350+224*(1/1,25 + 1/1,30)] = 1,63 м

На универсальной диаграмме (Приложение 5) через точку на правой вертикальной шкале соответствующей h=1,63 м из начала координат проводим прямую линию.

Расстояние по вертикали между этой прямой и кривой соответствующего водоизмещению судна равно плечам статической остойчивости для данного состояния нагрузки. Плечо статической остойчивости снимаем с универсальной диаграммы для водоизмещений ?1=11 000т и ?2=12 000т. Расчет плеча остойчивости с использованием универсальной диаграммы остойчивости производим в табличной форме (табл.5)

Таблица 5 — Расчет плеч остойчивости

иє

L, м

0,31

0,62

0,99

1,28

1,38

1,29

1,04

0,53

По найденному плечу L строим диаграмму статической остойчивости (рис.2)

Рисунок 2 — Диаграмма статической остойчивости со 100% запасов

8 Проверка общей продольной прочности

8.1 Судно в полном грузу со 100% запасов Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз от грузов, входящих в дедвейт выполнен в таблице 6.

Моменты |РХ| для трюма № 4 рассчитаны по формуле:

|РХ| = (Р4 / 2L) * (LІн + LІк) = [1000 /(2 * 14)]*(5І + 9І) = 3785,7 тм (8.1)

Таблица 6 — Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз

Веса, входящие в дедвейт

Р, т

|X|, м

|Px|, тм

Команда, снабжение, провизия

51,5

2832,50

Балласт

;

;

;

Судовые запасы 100%

29,40

15 523,20

Трюм № 1

1374,2

44,0

60 464,80

Трюм № 2

792,1

26,00

20 594,60

Трюм № 3 (зерно)

12,00

14 400,00

Трюм № 4 (зерно)

2,00

2000,00

Трюм № 5

2085,7

16,00

33 371,20

Палубный груз

10,0

350,00

Итого

147 536,10

Мз = 0,5? |PX|

73 768,05

В результате расчета получено: Dw = 7070 т, Мз = 20 691,3 тм Нанесение соответствующей точки, А на диаграмму контроля общей прочности (Приложение 6) показывает, что существует опасность при разгрузке судна на рейде.

8.2 Судно после выгрузки зерна с трюмов № 3, № 4 и с 10% запасов Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз от грузов, входящих в дедвейт выполнен в таблице 7.

Таблица 7 — Расчет дедвейта и составляющей изгибающего момента Мз

Р, т

|X|, м

|Px|, тм

Команда, снабжение, провизия

51,5

2832,50

Балласт

;

;

;

Судовые запасы 10%

52,8

29,40

1552,32

Трюм № 1

1374,2

44,0

60 464,80

Трюм № 2

792,1

26,00

20 594,60

Трюм № 5

2085,7

16,00

33 371,20

Палубный груз

10,0

350,00

Итого

4394,8

118 865,42

Мз = 0,5?|PX|

59 432,71

В результате расчета получено: Dw = 4394,8 т, Мз = 21 476,69 тм Нанесение соответствующий точки В на диаграмму контроля общей прочности (Приложение 6) показывает, что в рассматриваемом случае имеется опасность — перегиб на волне.

9. Построение ДДО и проверка судна на критерий погоды и критерий ускорения

9.1 Судно в полном грузу со 100% запасов

? = 11 570,00 т, Т = 7,6 м, Zм = 7,90 м,

Zg = 6,20 м, ho = 1,63 м.

9.2 Проверка удовлетворения критерию погоды Судно удовлетворяет критерию погоды, если:

K = a/b? 1

Для этого необходимо найти амплитуду качки Q, которая определяется:

Q = 109 * K * X1 * X2 * vr * S (9.1)

K = 0,88.

Множитель X1 определяется по таблице 2.1.5.1−2 РМРС. Аргументом входа в таблицу является значение B/d = 19,2/7,6 = 2,53;

X1 = 1.

Множитель X2 определяется по таблице 2.1.5.1−3 РМРС. Аргументом входа в таблицу является значение коэффициента общей полноты, который определяется по формуле:

Св=(?D/1,025) / (L * B * T) (9.2)

Св = 0,67

X2 = 0,97

Величина r определяется по формуле:

r = 0,73 + 0,6(Zg — d)/d (9.3)

r = 0, 619

Коэффициент S определяется в зависимости от величины

T= 2*B * (0,373 + 0,023*B/d — 0,043*L/100)/ vh

T = 9,71

Следовательно, S = 0,1

Находим Q1r = 23,1є

Q2r = 50є

Определяем значение плеча кренящего момента от давления ветра

Lw1 = (pv * Av * Zv) / (100 * g * ?) (9.4)

pv = 504 по таблице РМРС

Av= 985 мІ

Zv = 5 м — аппликата центра парусности

Lw1= 0,22

Lw1= 1,5 * Lw2

Lw2= 0, 33

По ДСО для судна со 100% запасов строим график, по которому будем рассчитывать площади a и b.

Таблица 8.

и

Lg

0,31

0,62

0,99

1,28

1,38

1,29

1,04

0,53

По найденным плечам строим график и откладываем на нем найденные данные.

Т.к. площадь b>a, то К=b/a > 1, следовательно, судно удовлетворяет критерию погоды.

9.3 Необходимо проверить критерий ускорения Судно удовлетворяет критерию ускорения, если:

К* = 0,3/Арасч? 1

Арасч = 0,0105*(h0/c*c*B)*K* Q1r (9.5)

K = 1,02

с = 0,373 + 0,023*B/d — 0,043*L/100 (9.6)

с = 0,381

Арасч =0,1

К*=0,3/0,1 = 3, что удовлетворяет критерию ускорения.

9.4 Выполнение проверки остойчивости при смещении зерна

Необходимо проверить, удовлетворяет ли остойчивость определённым критериям при смещении зерна в трюмах № 3 и № 4

Начальная остойчивсть судна при смещении зерна будет:

hиспр = h — (Mgz / (Dn + Dw))*(1/м3 + 1/м4) (9.7)

Принимая значения h = 0,9 м (порт отхода), Mgz = 224 тм (из методических указаний), м3 = 1,25, м4 = 1,30, Dn = 4500, Dw = 11 570 метацентрическая высота судна:

hиспр = 1,63 — (224 / (4500 + 11 570))*(1/1,25 + 1/1,30) = 1,62 м.

Построим диаграмму статической остойчивости (см. Рис. 3) с помощью интерполяционных кривых универсальной диаграммы остойчивости (Приложение 5).

иє

L, м

0,31

0,62

0,99

1,28

1,38

1,29

1,04

0,53

Плечи кренящего момента определяются согласно формулам (9.8) и (9.9):

lg0 = (Mgy / (Dn + Dw))*(1/м3 + 1/м4) (9.8)

lg40 =0,8* lg0 (9.9)

Принимая значения Mgy = 963 тм (из методических указаний), м3 = 1,25,

м4 = 1,30, Dn = 4500, Dw = 11 570 получим:

lg0 = (963 / (4500 + 11 570))*(1/1,25 + 1/1,30) = 0,09 м.

lg40 =0,8* 0,09 = 0,07 м.

Угол крена от смещения зерна вычисляется по диаграмме остойчивости:

иgs = 4є < 12є

Минимальная остаточная площадь ДСО определяется углом крена 40є.

Расчет остаточной площади ДСО по правилу трапеций определяется согласно таблице 8.

Таблица 8 — Интегрирование остаточной площади ДСО

Ординаты диаграммы

Сумма

Поправка

Исправленная сумма

0,3

0,16

0,22

0,39

0,50

0,62

2,19

— 0,32

1,87

Интервал интегрирования:

Ди = (40є - 4,0є) / 6 =6 є = 0,1 рад.

Остаточная площадь диаграммы:

Lgr = 1,87 * 0,1 = 0,187 > 0,075 м • рад, что удовлетворяет критериям при смещении зерна в трюмах.

10. Вывод Произведя все необходимые расчёты по расчётам критерия остойчивости, продольной прочности и запаса плавучести на весь период рейса, а также, выполнив все необходимые операции по креплению груза, делаем вывод, что наше судно готово к эксплуатации.

В ходе выполнения работы произведен:

— расчет количество факультативных грузов

— выполнено распределение грузов по трюмам с учетом физико-химических свойств и с учетом оптимального дифферента судна D = - 0,59.

— выполнен расчет критерий погоды с учетом амплитуды качки (к = 11,74).

— сделаны выводы о соответствии остойчивости судна для данной загрузки судна с требованиями Регистра.

— произведен расчет количество необходимого балласта для получения оптимального дифферента судна.

— произведен расчет остойчивости судна с учетом смещения зерна.

— выполнен расчет прочности корпуса судна с учетом загрузки судна.

— составлен предварительный грузовой план судна.

Вывод: В результате выполнения курсового проекта установлено:

1. при 100% загрузки остойчивость удовлетворяет требованиям Регистра;

2. при 10% загрузки необходимо принять балласт для получения оптимального дифферента судна;

3. остойчивость судна при смещении зерна удовлетворяет требованиям Регистра;

4. выгрузка зерна из 3, 4 трюмов не допустима в виду опасного перегиба корпуса судна.

1. Снопков В. И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. — [3-е изд., перераб. и доп.]. — СПб.: Мир и Семья, 2001. — 560с.: ил. — ISBN 5−94 365−005−9: 607−00; 519−00: 300−00. — 382−00.

2. Российский морской регистр судоходства: Правила классификации и постройки морских судов. — [том 1-й, НД № 2−20 101−047]. — СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2007. — 309−311с.

3. Общие и специальные правила перевозки грузов: Учебник Для вузов. — [том 2-й, специальные правила]. — М.: в/о «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА», 1988. — 17с.: прил. 1., 17с., табл. 1.

4. Правила классификации и постройки морских судов. Том 1: Морской Регистр Судоходства РФ. — Л.: Транспорт, 1995. 428 с.

5. Конспект лекций по дисциплине ТОМПГ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой