Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Технология и организация строительства лесовозной дороги в огу «Донское лесничество» с обоснованием применения в качестве ведущей машины экскаватора ЭО-512

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2009;2010 гг. (таблица 1.15) показывает, что по ряду показателей имеется тенденция к росту. Снижение товарооборота на 27,5% связано с увеличением доли безналичных расчетов. Увеличение объема произведенной продукции в 2010 году на 29,2% привело не к увеличению суммы прибыли, а, наоборот, от производственной деятельности получен убыток… Читать ещё >

Технология и организация строительства лесовозной дороги в огу «Донское лесничество» с обоснованием применения в качестве ведущей машины экскаватора ЭО-512 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежская государственная лесотехническая академия»

Кафедра транспорта леса и инженерной геодезии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ В ОГУ „ДОНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО“ С ОБОСНОВАНИЕМ ПРИМЕНЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ВЕДУЩЕЙ МАШИНЫ ЭКСКАВАТОРА ЭО-5124, ОСНАЩЕННОГО СИСТЕМОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ»

Студент 353 группы

__________

Савицкий М.А.

Руководитель, к. тех. наук, профессор

__________

Макеев В.Н.

Консультанты:

— по безопасности жизнедеятельности к. тех. наук, профессор

__________

Репринцев Д.Д.

— по экономическим вопросам к. экон. наук, доцент

__________

Штондин А.А.

Воронеж 2011

РЕФЕРАТ Пояснительная записка __ с., 28 рис., 42 табл., 11 источников.

Ключевые слова: леспромхоз, продольный профиль, план трассы, поперечный профиль, производительность, машино-смена, количество машин, технология выполнения работ, календарный график строительства, экскаватор, конструкция.

Цель работы — анализ технологического процесса в ОГУ «Донское лесничество», на основании которого будет разработана технология строительства лесовозной дороги с ведущей машиной экскаватор ЭО-5124, оснащенного системой безопасности производства работ.

Дано обоснование необходимости строительства лесовозной дороги Ольховатка — ур. Ножки. Разработаны последовательность, организация и технология производств дорожно-строительных работ с расчетом необходимых ресурсов и количества машин. Определена эффективность использования в качестве ведущей машины на строительстве лесовозной дороги гидравлического одноковшового экскаватора ЭО-5124, оснащенного системой безопасности производства работ.

Экскаватор ЭО-5124 может применяться, как в дорожном строительстве, так и в добывающей промышленности.

Внедрение проекта экономически выгодно.

СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Анализ природно-климатических условий производственно-хозяйственной деятельности ОГУ «Донское лесничество»

1.1 Местонахождения и площадь лесного предприятия

1.2 Организация территории. Объем и характер выполняемых лесоустроительных работ

1.3 Лесорастительная зона и климат

1.4 Рельеф, почвы

1.5 Гидрография и гидрологические условия

1.6 Производственная структура предприятия и структура управления им

1.7 Характеристика лесосырьевой базы предприятия

1.8 Анализ технологического процесса по фазам производства

1.8.1 Виды рубок и их организация

1.8.2 Анализ лесосечных работ

1.8.3 Анализ транспорта леса

1.8.4 Анализ лесоскладских работ

1.9 Техническая оснащенность предприятия и анализ использования основных средств

1.10 Анализ состояния безопасности жизнедеятельности

1.10.1 Безопасность жизнедеятельности в процессе производства

1.10.2 Охрана окружающей среды

1.10.3 Готовность к защите рабочих и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях

1.11 Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности перспективы их улучшения

1.12 Общие выводы и рекомендации по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности

2. Обоснование необходимости строительства дороги, технические показатели и основные проектные решения

2.1 Намечаемая транспортная сеть

2.2 Основные проектные решения

2.2.1 План и продольный профиль

2.2.2 Подготовительные работы

2.2.3 Земляное полотно

2.2.4 Искусственные сооружения

2.2.5 Дорожная одежда

2.2.6. Безопасность движения, обстановка и принадлежности дороги

3 Выбор и обоснование ведущей машины комплекта

3.1 Назначение и классификация одноковшовых экскаваторов

3.2 Анализ конструкции одноковшовых экскаваторов зарубежного производства ведущих фирм

3.2.1 Анализ конструкции экскаватора Caterpillar 325D

3.2.2 Анализ конструкции экскаватора Komatsu PC400/LC-7

3.2.3 Анализ конструкции экскаватора Volvo EC360B

3.2.4 Анализ конструкции экскаватора Hitachi ZX500 LC

3.3 Анализ конструкций одноковшовых экскаваторов отечественного производства

3.3.1 Анализ конструкции экскаватора ЭО-4121А

3.3.2 Анализ конструкции экскаватора ЭО-4124

3.3.3 Анализ конструкции экскаватора ЭО-4125

3.3.4 Анализ конструкции экскаватора ЭО-5122

3.3.5 Анализ конструкции экскаватора ЭО-5123

3.3.6 Анализ конструкции экскаватора ЭО-5124

3.4 Техническая характеристика экскаваторов

3.5 Направления совершенствования конструкций одноковшовых экскаваторов

3.6 Патентные исследования (поиск) конструкций рабочего оборудования и систем контроля за положением его элементов

3.6.1 Патентные исследования рабочего оборудования

3.6.2 Патентные исследования устройств контроля за положением элементов рабочего оборудования

3.7 Общий вывод по результатам анализа конструкций и патентного исследования (поиска) одноковшовых экскаваторов, рабочего оборудования и устройств контроля за положением рабочего оборудования. Цель и задачи усовершенствования конструкции рабочего оборудования гидравлического одноковшового экскаватора ЭО-5124

4 Безопасность жизнедеятельности

4.1 Мероприятия по улучшению условий труда повышению уровня безопасности жизнедеятельности

4.2 Безопасность дорожно-строительных работ

4.2.1 Анализ потенциальных опасностей и вредностей при дорожно-строительных работах

4.2.2 Меры обеспечения безопасности труда при дорожно-строительных работах

4.3 Безопасность движения по проектируемой автодороге

5 Экономическое обоснование эффективности модернизации экскаватора

5.1 Определение производительности базовой и проектируемой модели экскаватора

5.2 Определение капитальных вложений по экскаватору

5.3 Определение текущих затрат (для базовой и проектируемой модели)

5.4 Определение основных показателей экономической эффективности Заключение Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Лесной комплекс России обладает развитой инфраструктурой и имеет мощную лесосырьевую базу. На площади 770 млн. га леса сосредоточено 80 млн. м3 древесины, на долю спелых и перестойных насаждений приходится 48 млн. м3, большая часть из которых представлена ценными хвойными породами. Лесозаготовительная промышленность является одной из важнейших индустриальных отраслей народного хозяйства. На современном этапе развития научно-технического прогресса и российской нации в период рыночной экономике еще в большей степени решающими показателями хозяйственной деятельности предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности становится рост производительности труда, совершенствование технического уровня производства и управления им на основе научных методов.

Значительное место на предприятиях этой отрасли в общем комплексе работ занимают транспортно-грузовые процессы, трудоемкость которых в среднем составляет около 25% общих затрат труда.

Перед лесозаготовительными предприятиями, в том числе ОГУ «Донское лесничество», в современных условиях стоят следующие задачи: рациональное использование лесосырьевых ресурсов, улучшение качества выпускаемой продукции, максимальное использование отходов и низкокачественной древесины, внедрение современных технологий и оборудования, повышение производительности труда.

Одним из основных факторов повышения производительности труда является совершенствование производительности производственного процесса и, в первую очередь, организации строительства лесовозных дорог. Настоящим проектом предусмотрена разработка технологии и организация строительства лесовозной дороги Ольховатка — ур. Ножки в ОГУ «Донское лесничество» с использованием в качестве ведущей машины экскаватора ЭО-5124, оснащенного устройством для контроля за положением элементов рабочего оборудования одноковшового гидравлического экскаватора.

1 Анализ природно-климатических условий производственно-хозяйственной деятельности ОГУ «Донское лесничество»

1.1 Место нахождения и площадь лесного предприятия ОГУ «Донское лесничество» (в прошедшем именуемый лесхоз) Воронежского управления лесами расположен в южной части Воронежской области на территории Верхнемамонского административного района.

Почтовый адрес: 396 460 с. Верхний Мамон Воронежской области ул. Правды, 21. В таблице 1.1 представлена административно-хозяйственная структура в ОГУ «Донское лесничество».

Таблица 1.1 — Административно-хозяйственная структура и общая площадь

Наименование лесничеств

Общая площадь, га

%

Местонахождение конторы лесничества

Расстояние в км

До конторы лесхоза

До ближайшей ж.д. станции (пристани)

Ольховатское

46,6

с. Ольховатка

Верхнемамонское

36,6

с. В. Мамон

Нижнемамонское

16,7

с. Н. Мамон

ИТОГО:

;

;

;

Границы лесничества, лесничеств, пункты расположения контр, лесных кордонов показаны на прилагаемой карте-схеме транспортного освоения лесосырьевой базы (см. графическая часть лист 1).

1.2 Организация территории. Объем и характер выполняемых лесоустроительных работ Донской лесхоз организован в 1960 году на основании приказа по Главному управлению лесного хозяйства и охраны леса при СМ РСФСР от 26 февраля 1960 года № 29 на базе части лесов ликвидированного Ново-Калитвенского лесхоза.

При переходе на новую систему оплаты труда произошло уменьшение, как отдельных звеньев управления, так и лесной охраны. Штат лесной охраны сократился на 4 единицы — 2 техника и 2 лесника. В настоящее время организация территории лесничества отвечает современным требованиям ведения лесного хозяйства.

Первое лесоустройство лесов проведено в 1929;1931 гг.

Последующие лесоустроительные работы проводились в 1935 г., 1939;1940 гг., 1950 г., 1960 г., 1969 г. и 1979 г.

Последнее лесоустройство было проведено в 1979 году 1-й Воронежской экспедицией Юго-Восточного предприятия В/О «Леспроект». Все материалы лесоустройства сохранились в хорошем состоянии и были использованы текущим лесоустройством. Лесоустройство проведено по 1 разряду точности в соответствии с требованиями лесоустроительной инструкции по устройству Гослесфонда СССР 1964 года.

По данным последнего лесоустройства общая площадь объекта составляла 15 931 га. За прошедший ревизионный период, на основании соответствующих распоряжений, было исключено из состава гослесфонда 2 га. Таким образом, к моменту проведения настоящих лесоустроительных работ общая площадь составила 15 929 га (см. таблицы 1.2; 1.3).

Таблица 1.2 — Сравнение общей площади лесхоза, определенной лесоустройством, с данными учета лесного фонда и земельного баланса районов

Наименование административных районов

Наименование лесничеств

Площадь в га по данным:

Предыдущего лесоустройства.

Учета лесного фонда на

1.01.1990г.

Земельного баланса на

1.11.1989 г.

Настоящего лесоустройства

Верхнемамонский

Ольховатское

Верхнемамонское

Нижнемамонское

Таблица 1.3 — Основные элементы организации территории (числитель — по данным предыдущего лесоустройства; знаменатель — по данным настоящего лесоустройства)

Наименование лесничества

Разряд

К-во планшетов

Масштаб

К-во кварталов

Площадь квартала в га

К-во выделов. т. шт

Средняя площадь выдела, га

К-во отельных контуров

Максимальная

Минимальная

Средняя

Ольховатское

1/1

7/7

1:10 000

2.3

1:10 000

2.4

;

Верхнмамонское

1/1

8/8

1:10 000

2.1

1:10 000

2.2

;

Нижнемамонское

1/1

5/5

1:10 000

2.5

1:10 000

1.9

;

ИТОГО:

1/1

;

2.2

;

2.2

;

1.3 Лесорастительная зона и климат По лесорастительному районированию занимаемая лесничеством территория относится к северной части степной зоны.

Климатическая характеристика представлена в таблице 1.4.

Таблица 1.4 — Климатическая характеристика по данным метеостанции г. Павловска

Месяцы

Температура воздуха в градусах, °С

Кол-во осадков, мм

Снежный покров, см

Относит. влажность воздуха, %

Ветры

Направление

Скорость, м/сек

Среднегодовая многолетняя

Абсолютные

Макс.

Миним.

Январь

— 8.2

+8.2

— 35.1

ЮВ

5.6

Февраль

— 7.9

+9.1

— 37.4

В

4.7

Март

— 3.0

+20.7

— 38.8

ЮВ

5.3

Апрель

+7.8

+29.8

— 18.9

;

ЮВ

4.1

Май

+15.7

+34.9

— 2.7

;

ЮВ

3.7

Июнь

+19.4

+40.9

— 0.2

;

ЮВ

3.4

Июль

+21.9

+39.9

+4.6

;

СВ

3.3

Август

+21.1

+39.8

+4.0

;

ЮВ

3.1

Сентябрь

+13.6

+34.3

— 4.1

;

СЗ

2.4

Октябрь

+6.3

+27.4

— 15.2

;

С

3.1

Ноябрь

— 0.1

+17.7

— 28.2

ЮВ

5.2

Декабрь

— 4.8

+11.5

— 33.1

ЮЗ

4.6

Средняя за год

+6.8

+40.9

— 38.8

;

;

4.0

Продолжительность вегетационного периода составляет 198 дней.

Глубина промерзания почвы 153 см. Средняя дата полного оттаивания почвы 4 апреля. Средняя дата первых осенних заморозков 2 октября. Средняя дата последних весенних заморозков 23 апрели.

В пойме Дона под влиянием большой испаряющей водной поверхности сложился свой микроклимат. Большое количество водяных паров в воздухе делает его более влажным, колебания температуры менее резкими.

Климат района умеренно-континентальный с недостаточным увлажнением. Климатические факторы, отрицательно влияющие на рост и развитие древесной растительности: ранние осенние и поздние весенние заморозки; периодически повторяющиеся засухи.

В целом же климат выше указанного лесорастительного района благоприятен для успешного произрастания следующих древесных и кустарниковых пород: дуба, сосны, ветлы, тополя, ильмовых, ясеня, кленов, терна и некоторых других пород. Это подтверждает наличие насаждений относительно высоких бонитетов (1а-11): сосны — 3374 га или 64,7%, дуба — 326 га или 9,1%, ольхи черной — 556 га или 84,7%, осины — 218 га или 68,8%.

1.4 Рельеф, почвы Территория расположения лесхоза по характеру рельефа разделяется на пойменную прирусловую, пойменную центральную и притеррасную части, вторую и третью надлуговую террасы левого берега Дона и нагорную часть. Центральная пойма является основной, характеризующей местоположение лесхоза. Ей присущ слабоволнистый рельеф, пересеченный узкими протоками, наличие озер и болот. Притеррасовая часть характерна ровным рельефом с наличием ольшаников, обычно заливаемых во время паводков. Вторая надлуговая терраса занимает возвышенное над поймой положение, отличается волнистым до всхолмления рельефом. На третьей надлуговой террасе всхолмления затухают и рельеф переходит в равнинный.

Правый берег представляет повышенное плато, изрезанное оврагами и балками. В зависимости от местоположения и рельефа на территории лесхоза встречаются следующие почвы:

— в пойме — аллювиальные иловато-песчаные (слоистые), аллювиальные темно-серые (черноземовидные) суглинки, дерново-луговые, торфяно-болотные.

— на надлуговых террасах — светло-серые и серые пески, супеси, темно-серые и черноземовидные супеси.

— в нагорной части — обыкновенный или южный деградированный чернозем, лесостепные суглинки разной степени гумусирования, реже солонцеватые и т. д.

Эрозионные процессы по всей площади лесхоза выражены не так сильно, как на территории окружающих полей, однако они имеют место и особенно в нагорно-байрачной части.

Размывы в период таяния снегов и после сильных ливней, развеивание ветром пахотных площадей приводит к заилению рек, в том числе и Дона, ухудшению гидрологического режима местности, уменьшению содержания влаги в почве.

В предотвращении всех этих пагубных явлений, леса лесхоза играют неоценимую роль. Пойменные насаждения являются фильтрами для поступающей в Дон воды, предохраняя ее от заиливания и обмеления.

Почвозащитная и водоохранная роль насаждений, располагающихся по склонам и в вершинах балок и оврагов, в пойме и по берегам рек, по всей территории лесхоза проявляются в весьма большой степени.

В таблице 1.5. дается распределение почв по механическому свойству и влажности.

Таблица 1.5 — Распределение почв по механическому свойству и влажности

Почвенно-типологическая группа

Название почвы.

Механический состав

Занимаемая площадь, га

%от общей площади

Распределение по влажности, га

Сухие

Свежие

Влажные

Сырые

Мокрые

Очень сухие

Покрытые лесом земли

Пески

10,1

;

;

;

;

;

Слабо-дерновые подзолистые песчаные

28,2

;

;

;

;

;

Слабо-дерновые супесчаные

0,6

;

;

;

;

;

Слабо и средне-подзоленные супесчаные

1,0

;

;

;

;

;

Маломощные черноземы на карбонатах и глинах

7,7

;

;

;

;

Деградированные глубоко гумусированные черноземные почвы

3,5

;

;

;

;

;

Подзолистые аллювиальные суглинистые и супесчаные

3,9

;

;

;

;

;

Подзолистые аллювиальные суглинистые и супесчаные

26,8

;

;

;

;

;

Глубокие песчаные с прослойкой ила

3,5

;

;

;

;

;

Иловато-супесчаные или иловато-суглинистые

5,0

;

;

;

;

;

Торфяно-болотные почвы

4,0

;

;

;

;

;

Песчаные наносы

1,5

;

;

;

;

;

Иловато-болотные, молодые илистые наносы

4,2

;

;

;

;

;

ИТОГО

Непокрытые лесом земли и несомкнувшиеся культуры

Пески

7,5

;

;

;

;

;

Слабо-дерновые подзолистые песчаные

5,1

;

;

;

;

;

Слабо-дерновые супесчаные

0,5

;

;

;

;

;

Маломощные черноземы на карбонатах и глинах

8,7

;

;

;

;

;

Деградированные глубоко гумусированные черноземные почвы

3,0

;

;

;

;

;

Подзолистые аллювиальные суглинистые и супесчаные

1,5

;

;

;

;

;

Подзолистые аллювиальные суглинистые и супесчаные

41,8

;

;

;

;

;

Глубокие песчаные с прослойками ила

7,8

;

;

;

;

;

Песчаные наносные

1,1

;

;

;

;

;

Торфяно-болотные почвы

2,1

;

;

;

;

;

Иловато-болотные, молодые илистые наносы

1,6

;

;

;

;

;

Иловато-супесчаные или иловато-суглинистые

19,3

;

;

;

;

;

Итого

ВСЕГО

;

В %%

;

33,3

11,9

34,2

5,3

11,3

1.5 Гидрография и гидрологические условия Основная территория расположения лесничества находится в бассейне реки Дон. Ниже приводится характеристика рек, протекающих по территории лесничества (см. таблицу 1.6.)

Таблица 1.6 — Характеристика рек, протекающих по территории лесничества

Наименование рек и водоемов

Куда впадает река

Протяженность, км (по территории лесхоза)

Коэффициент извилистости

Скорость течения

Ширина, м

Глубина, м

Пригодность для водного транспорта

р. Дон

Азовское море

1,7

0,5

120−210

2−5

пригодна для транспорта и сплава

р. Мамоновка

Р. Дон

1,9

0,3

2−7

0,5

непригодна

Река Дон имеет большое значение в народнохозяйственном отношении, так как она определяет водный баланс и качество Азовского моря и водохранилищ; используется как местные источники для водоснабжения и орошения, развития рыбного хозяйства и т. д.

Малые реки, а именно р. Мамоновка как и многочисленные озера поймы р. Дон, наиболее сильно подвержены заилению и загрязнению.

В настоящее время охрана водных объектов от загрязнения агрохимикатами и продуктами эрозии почв осуществляется преимущественно путем запретов и ограничений, однако, эти мероприятия не обеспечивают надежной защиты водных объектов от загрязнения.

Сложившаяся ситуация требуют разработки и внедрения комплекса водоохранных мероприятий, одним из которых, является создание лесных насаждений по берегам рек, водоемов и тальвегам оврагов — балок.

Степень дренированности района гидрологической сетью в целом следует считать достаточной. Уровень грунтовых вод колеблется от 0,5 м в пойме до 20 м и глубже на плато. По своей влажности большая часть почв относится к категории сухих (34,3%) и влажных (33,5%). На долю почв избыточного увлажнения приходится 9,4%. На территории лесничества процессы заболачивания не наблюдаются.

Гидромелиоративные работы в гослесфонде не проводились и прошлым лесоустройством не проектировались.

Гидромелиоративная сеть на соседних с лесничеством площадях представленная простейшими гидротехническими сооружениями платинами с целью создания искусственных водоемов и предотвращения дальнейшего распространения водной эрозии почв.

1.6 Производственная структура предприятия и структура управления им В состав ОГУ «Донское лесничество» входят 3 лесничества: Верхнемамонское, Нижнемамонское и Ольховатское. Административно-хозяйственная структура Донского лесхоза представлена в таблице 1.7, а структура управления на рисунке 1.1.

Таблица 1.7 — Административно-хозяйственная структура

Наименование составляющих лесничеств

Общая площадь, га

%

Местонахождение конторы составляющих лесничеств

Расстояние, км

Наименование станции

До основной конторы Донского лесничества

До ближайшей ж/д станции

Верхнемамонское

с. Верхний Мамон

Станция Калач

Нижнемамонское

с. Нижний Мамон

Ольховатское

с. Ольховатка

Управление осуществляется централизованно, что означает подчинение нижестоящих структур вышестоящим. Такой вид управления обеспечивает эффективное осуществление производственно-хозяйственной деятельности.

Рисунок 1.1 — Структура управления ОГУ «Донское лесничество»

Штатное расписание ОГУ «Донское лесничество» представлено в таблице 1.8.

Таблица 1.8 — Штатное расписание

Наименование должности

Количество единиц

1 Руководитель филиала (лесничий)

2 Заместитель руководителя филиала

3 Главный бухгалтер

4 Участковый лесничий

5 Помощник участкового лесничего

6 Начальник ПХС

7 Водитель

3,5

Дежурный пожарный (по договору)

0,5

Пожарный (по договору)

Заведующий хозяйством (по договору)

Всё управление предприятием осуществляет директор, производственную часть управления осуществляет главный лесничий, экономическую часть управления осуществляет главный бухгалтер, техническим обеспечением производства занимается главный механик. За безопасность работ отвечает инженер по технике безопасности. Главный лесничий осуществляет управление всеми составляющими лесничествами в районе. В структурных подразделениях управление осуществляют лесничие. За помощниками лесничих закреплены участки леса. Поквартально управление хозяйственной деятельностью осуществляется мастерами и лесниками.

1.7 Характеристика лесосырьевой базы предприятия Лесосырьевая база характеризуется следующим основным составом древостоя: С7Д2Л1. Карта-схема лесосырьевой базы предприятия представлена на листе 1 (графическая часть). Из этой схемы видно, что основные лесные массивы расположены южнее и западнее центральной конторы предприятия. Это основной массив с запада (Ольховатское лесничество), южнее Верхнего Мамона расположен меньший массив (Верхнемамонское лесничество) и южнее Нижнего Мамона самый маленький лесной массив (Нижнемамонское лесничество).

1.8 Анализ технологического процесса по фазам производства Для правильного ведения лесного хозяйства проводится лесоустройство — система мероприятий, технических действий и экономических расчетов, производимых с целью инвентаризации лесного фонда и разработки плана ведения лесного хозяйства (см. подраздел 1.2).

1.8.1 Виды рубок и их организация Всякая заготовка древесины той или иной мере связана с рубками в лесу. Вследствие этого рубку часто отождествляют с заготовкой леса, его эксплуатацией. Объектом рубки могут быть отдельные деревья и целые древостои. Но применяется и такие рубки, при которых не получают древесину (например, при уходе за молодняком).

С помощью рубок главного пользования, промежуточного пользования, рубок ухода, проходных рубок, рубок обновления и переформирования, выборочных санитарных, ландшафтных рубок, рубок реконструкции и прочих лесохозяйственных рубок обеспечивается одновременно получения древесины, сохранения и повышение защитных свойств леса и его восстановление, повышение продуктивности.

Рубка — это форма активного воздействия на лес. Выбор способа рубки леса определяется народнохозяйственной целесообразностью, характером леса, природными, экономическими и социальными условиями, должен способствовать неистощимому пользованию лесом, его рациональному использованию, обеспечивать воспроизводство леса.

Применяемые в лесном хозяйстве рубки можно объединить в три системы: рубки главного пользования (главные рубки), рубки ухода (промежуточные) и комплексные.

Рубки главного пользования проводят с наступлением спелости леса, когда древесина становится полноценным сырьем для использования в определенной отрасли производства. Сущность рубки главного пользования — это не только получение древесины и другой продукции, но и возобновление леса и решение экологических задач.

Рубки ухода проводят в лесу, начиная с молодого возраста (рубки прореживания) и до возраста готовности древостоя к главной рубке. Цель этих рубок — уход за лесом, его выращивание для повышения полезности в будущем.

Рубки, проводимые одновременно на одном и том же участке, сочетающие элементы рубок главного пользования и рубок ухода, называются комплексными.

Рубки в лесоводственном, лесохозяйственном и общегосударственном понимании — это не просто добыча древесины, а средство воссоздания и выращивания (воспитания) лесов.

Каждая из систем рубок осуществляется одним из способов: выборочный, сплошной, постепенный. Любой способ рубки, применяемый на практике, определяется производственно-экономическими условиями и возможностями, зависит от целевого назначения лесов и соответствия природным условиям.

Ежегодный размер рубок, установленный лесоустройством Донского лесничества, составляет: хвойные — 5760 м³ твердолиственные породы — 4630 м³, мягколиственные породы — 14 270 м³ итого — 24 660 м³.

1.8.2 Анализ лесосечных работ К лесосечным работам относятся: лесосырьевая, технологическая и транспортная подготовка, подготовка территории лесосек, лесопогрузочных пунктов и трелевочных вагонов.

На территории Донского лесничества рубок главного пользования не ведется, поэтому вся заготовленная древесина поступает от рубок ухода, санитарных рубок и пр. Лесосырьевая подготовка заключается в приемке лесосек, от которой зависит производственная деятельность предприятия. Отвод лесосек производится за 1 год до их разработки, в весенне-летний период, чтобы создать необходимые условия для своевременного выполнения подготовительных работ. При отводе лесосек их ограничивают визирами, определяют запас леса, средний объем хлыста, производят товарную и денежную оценку лесосеки. В лесосечный фонд, прежде всего, включают перестойные и поврежденные насаждения, недорубы и не начатые рубкой лесосеки прошлых лет, а также произрастающие на площади, подлежащие передаче для использования в других целях. Основными документами на право рубки, в отведенной лесосеке, является ордер.

Основной задачей при подготовке технологии является выбор рациональных схем разработки лесосеки и ее транспортное освоение. На основании материалов, отведенного лесосечного фонда для каждой лесосеки составляется технологическая карта. В них приводятся характеристики и схемы разработки лесосеки, технические указания, а также число бригад и их составов. Транспортная подготовка заключается в том, что до начала разработки лесосеки, к ней подводится ус лесовозной дороги. В качестве лесовозных используются проселочные, а также дороги общего назначения, по которым осуществляется вывозка древесины. После завершения подготовительных работ выполняются основные работы, а именно: валка леса, очистка деревьев от сучьев, трелевка, создание запаса хлестов, погрузка древесины на лесовозы.

Валка леса в лесничестве осуществляется механизированным способом при помощи бензопил «Дружба-4М» или МП-5 «Урал-2» и «Хускварна», с помощником вальщика оснащенного валочной вилкой. В условиях небольших площадей делянок, определенного способа и схемы разработки лесосек нет, также как и нет определенного направления валки деревьев. Обрубка сучьев и вершин производится на лесосеке двумя обрубщиками, топорами общего назначения. Сучья затем собираются и укладываются в пучки, для сжигания в осенний период.

Трелевка хлыстов осуществляется тракторами общего назначения Т-40 и МТЗ-82 непосредственно к дороге, на которой осуществляется погрузка на подвижной состав (ЗИЛ-130 + ТМЗ-803Л). Операция эта при проведении рубок ухода, санитарных рубок и т. д., очень затруднена из-за неудобства подтрелёвки хлыстов. Погрузка хлыстов на автопоезда осуществляется челюстным погрузчиком ПЛ-2. Заготовка древесины ведется малыми комплексными бригадами, в состав которых входят: вальщик, помощник вальщика, обрубщик сучьев.

1.8.3 Анализ транспорта леса Транспорт леса наиболее важная связующая часть производственного процесса лесозаготовок. В Донском лесничестве древесина вывозится автомобильными автопоездами устаревшей конструкции типа ЗИЛ-130 + ТМЗ-803Л, по лесовозным дорогам и дорогам общего пользования, вплоть до магистрали М4. После погрузки на погрузочной площадке, размещенной на лесовозной дороге, автолесовозы направляются на нижний склад. Древесина вывозится в хлыстах, главным образом, автопоездами ЛТ-25 состоящего из автомобиля ЗИЛ-130 и роспуска ТМЗ-803Л. Применяемый транспорт на вывозке вполне обеспечивает выполнение плана работ.

1.8.4 Анализ лесоскладских работ Древесина доставляется автотранспортом на нижний склад. Существующий в Донском лесничестве нижний склад рассчитан на годовой грузооборот 20−25тыс.м3. В настоящее время, этот расчетный грузооборот используется на 50%. Нижний склад осуществляет следующие операции: разгрузку, дообрубку сучьев, разделку, сортировку, штабелевку, а также переработку древесины и ее хранение. В основной технологический процесс нижнего склада включены: разгрузка, раскряжевка, сортировка, штабелевка, переработка в цехах.

Хлысты, доставленные на нижний склад автопоездами ЛТ-25, выгружаются на раскряжевочную эстакаду с помощью канатной лебедочной установки. Раскряжевка хлыстов включает в себя следующие операции: осмотр и разметку хлыстов с учетом максимального выхода деловых сортиментов и раскряжевку. После раскряжевки сортименты подаются вручную на цепной продольный транспортер Б-22-У. Вдоль транспортера располагаются 10 лесонакопителей, в которые сортименты сортируются по породам, диаметру и качеству. Сортировка производится рабочими сортировщиками вручную.

Для выполнения штабелевочно-погрузочно-разгрузочных работ на лесном складе применяется кран-балка. Этот участок обслуживают 8 человек, это 4 раскряжевщика, 3 штабелевщика и 1 крановщик, руководит ими мастер.

В Верхнемамонском лесничестве имеется цех по распиловке низкосортной древесины. Ранее занимались производством сувенирных изделий, но в связи с устарением поточной линии и оборудования с 1993 года производство было прекращено.

В настоящее время в ассортименте производимой продукции следующие изделия: столбики для изгороди, наличники, плинтус, дрань штукатурная, дощечка облицовочная, черенки для лопат, граблей, оконные и дверные блоки с коробками, штакетник, пиломатериал, брус 4-х кантный, брус 2-х кантный, саженцы деревьев и кустарников, дрова, новогодние елки.

Продукция лесничества производится для нужд населения, предприятий и организаций района, а также для Воронежской области. Район расположения лесничества характеризуется довольно развитой сетью путей транспорта общего пользования.

По территории лесхоза проходят асфальтированные дороги: Ростов-Воронеж, В. Мамон-Калач, В. Мамон — Н. Мамон, В. Мамон — Россошь, В. Мамон — Лозовое, В. Мамон-Ольховатка. Кроме перечисленных дорог с усовершенствованным покрытием имеется сеть проселочных и лесных грунтовых дорог, связывающий между собой населенные пункты и лесные массивы.

По территории лесничества с севера-запада на юго-восток протекает река Дон. Сплав древесины не производится.

Общая протяженность механизированных путей транспорта на 1000 га площади лесничества составляет 14,9 км, в том числе автомобильных — 14,9 км, из них улучшенных, грунтовых — 0,8 км. Минимальные нормы дорог для лесов I группы следует считать 10 — 12 км на 1000 га.

Исходя из нормативов, обеспеченность транспортной сетью следует считать достаточной. Однако, лесное хозяйство обеспеченно не полностью.

В некоторые участки леса доступ вследствие отсутствия дорог, почти невозможен. Специальных лесовозных дорог на территории лесхоза не имеется.

Для вывозки древесины из лесных урочищ используются обычные грунтовые дороги, которые бывают проезжими большую часть года (кроме весенней и осенней распутицы). Это один из самых больших недостатков предприятия.

1.9 Техническая оснащенность предприятия и анализ использования основных средств Наличие всех необходимых средств механизации производственного процесса предприятия представлена в таблице 1.9.

Анализируя данную таблицу видим, что машины и оборудование для строительства не только лесовозных, но и просто лесных дорог различного назначения практически нет (один бульдозер неизвестно какого типа). Также отсутствует практически погрузочная техника и не велик парк автопоездов для транспортировки лесоматериалов.

Так, коэффициент физического износа автотранспортных и других технических средств — 87%. На списании находятся — 15 единиц техники, не исправных и в ремонте — 5единиц и всего тракторов — 23 единицы.

Кроме техники машино-транпортного парка, на балансе предприятия имеется различное оборудование: электросварочные агрегаты, сеялки, культиваторы, плуги, косилки, разбрасыватели удобрений, лесопосадочные машины, рейсмусовые, токарные, деревообрабатывающие станки, пилорамы. А также производственные помещения: 5 кордонов (Белянский, Ольховатский, Гороховский, Барканов, Нижнемамонский), ремонтно-механическая мастерская, 8 складов, 4 гаража, 4 административных здания и котельная.

Среднегодовая балансовая стоимость основных фондов 17 226 тыс. руб.

Таблица 1.9 — Техническая оснащенность предприятия

Наименование транспортного средства

Инвентар.

номер

Место нахождения

Год выпуска

Гос. номер

Тех. паспорт

Техническое состояние

Автомобиль ГАЗ-САЗ-3507

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

2174 ВВТ

ВХ739 972

исправен

Автомобиль ЗИЛ-130

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

04−24 ВВС

ВХ736 063

на списание

Автокран КС-2571Б

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

20−49 ВВР

ВХ739 846

на списание

Автомобиль ЗИЛ-130

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

21−73 ВВТ

36ЕК694 209

на списание

Автомобиль САЗ-35 071

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

51−44 ВВС

36ЕЕ548 494

исправен

Пожарная машина ЗИЛ-130

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

01−85 ВВП

ВУ№ 645 189

исправен

Автомобиль УАЗ-31 514

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

У 518 АУ

73ЕТ961 333

исправен

Автомобиль УАЗ-31 512

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

83−52 ВВХ

36ЕТ844 235

исправен

Автомобиль УАЗ-315 195

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

Н 929 НЕ

73МК14 838

исправен

Автомобиль Урал-4320

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

В 412 АА

36АА420 999

исправен

Мотоцикл Урал М-63

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

54−27 ВВП

Бщ582 013

на списание

Челюстной погрузчик ПЛ-2

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

б/н

отсутствует

исправен

Мотоцикл ИЖ Юпитер-5

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

4708 ВВХС

ВФ421 117

на списание

Мотоцикл ИЖ Юпитер-5

с. В-Мамон, ул. Правды, 21

40−20

ВВ303 384

на списании

Автомобиль ГАЗ-53

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

07−80 ВВТ

ВХ739 777

на списание

Автобус ГАЗ-53

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

36ХА967 816

исправен

Мотоцикл Днепр МТ-11

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

на списание

Пожарная машина ЗИЛ-131

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

52−48 ВВС

ВЦ953 263

исправен

Трактор МТЗ-80

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

ВГ 28−86

исправен

Трактор ДТ-75

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

на списание

Трактор ДТ-75

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

не исправен

Трактор Т-25

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

на списание

Трактор МТЗ-82

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

не исправен

Трактор ДТ-75

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/и

отсутствует

на списание

Трактор Т-16

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

ВГ 2889

ВА990 692

на списание

Трактор Т-40

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

б/н

отсутствует

на списание

Трактор Т-30

с. Ольховатка, ул. Свободы, 44

ВГ2888

ВА990 695

исправен

Автомастерская ЗИЛ-131

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

4370 ВВР

36ЕК694 325

исправен

Автобус КАВЗ-3270

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

04−97 ВВС

ВХ736 133

исправен

Мотоцикл Урал ИМЗ-8.1037

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

8664 ВВД

ВЦ953 364

на списание

Трактор МТЗ-80

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

ВГ 28−90

ВА990 705

исправен

Трактор Т-40

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

б/н

отсутствует

не исправен

Трактор МТЗ-82

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

б/н

б/н

исправен

Трактор бульдозер ДТ-75

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

ВГ2893

ВА990 702

исправен

Трактор ДТ-75

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

б/н

отсутствует

требует ремонта

Трактор МТЗ-80

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

ВГ2892

ВА990 703

исправен

Трактор Т-25с

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

ВГ 2894

ВА990 701

исправен

Трактор МТЗ-80

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

ВГ2891

ВА990 704

требует ремонта

Трактор Т-25

с. В-Мамон, ул. Первомайская, 1

б/н

отсутствует

требует ремонта

Автобус КАВЗ-685

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

69−17 ВВМ

ВМ642 530

исправен

Автомобиль УАЗ-3303

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

б/н

отсутствует

исправен

Автомобиль УАЗ-469Б

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

Р 421 АР

36EK694422

исправен

Трактор Т-25

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

б/н

отсутствует

на списание

Трактор ЮМЗ 6 АКЛ

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

ВГ 2894

ВА990 701

исправен

Трактор МТЗ-80

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

ВГ2895

ВА990 699

исправен

Трактор МТЗ-80

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

ВГ2897

ВА990 698

исправен

Трактор МТЗ-80

с. Н-Мамон, ул. 8 марта, 69

ВГ2898

ВА990 697

исправен

Ниже в таблице 1.10 дается анализ использования основных средств предприятия.

Таблица 1.10 — Анализ использования основных средств

Наименование показателей

Ед.изм.

2009 год

2010 год

2010 в %

к 2009

Балансовая стоимость основных средств

тыс. р.

Износ основных средств

тыс. р.

10 265,5

Коэффициент изношенности

%

Введено в эксплуатацию

тыс. р.

;

Фондоотдача

тыс. р.

0,4

0,7

Фондоемкость

тыс. р.

2,3

1,5

Фондовооруженность труда

тыс. р./чел

Фондоотдача (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных фондов) показывает, какова общая отдача от использования каждого рубля, затраченного на основные фонда, на сколько эффективно они используются на предприятии. В нашем случае наблюдается рост 175%.

Фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости к стоимости произведенной продукции) — показатель обратный фондоотдачепоказывает долю затрат на основные фонды, приходящиеся на выпуск 1 руб. произведенной продукции. В 2010 году этот показатель спустился и составил 65% к уровню прошлого года.

Фондовооруженность труда (отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников) показывает, сколько основных фондов приходится на одного работника. Из таблицы 1.10 видно, что показатель этот уменьшается.

В целом, проведенный анализ использования основных фондов показывает, что износ их достаточно высок, обновление практически не ведется из-за отсутствия финансовых возможностей, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.

1.10 Анализ состояния безопасности жизнедеятельности

1.10.1 Безопасность жизнедеятельности в процессе производства Контроль за состоянием жизнедеятельности Донского лесничества ведет служба охраны труда, во главе которой стоит инженер по технике безопасности. Во всех лесничествах, входящих в состав Донского лесничества, органами системы управления охраны труда является мастер леса и общественный инспектор по охране труда. На предприятии имеется кабинет «Охрана труда», в котором имеются учебные пособия по технике безопасности, настенные плакаты и необходимое оборудование.

Анализ состояния безопасности жизнедеятельности в Донском лесничестве позволил выявить наиболее опасные участки производства, на которых человек подвергся травмированию за период 2009;2010 гг. Данные представлены в таблице 1.11.

Таблица 1.11 — Показатели производственного травматизма за 2009;2010 гг.

Наименование показателей

Един. изм.

2009 год

2010 год

Среднесписочная численность работников

чел.

Число несчастных случаев

шт.

Число дней нетрудоспособности

дн.

Показатель частоты травматизма

;

8,3

Показатель тяжести травматизма

;

7,5

Данные таблицы 1.11 позволяют сказать, что потеря времени по нетрудоспособности в 2010 году на 20 дней уменьшилась на 2 по сравнению с 2009 годом. Численность работников в 2010 году уменьшилась на 10 человек. В результате этого число несчастных случаев уменьшилось на 50%. Показатель частоты травматизма уменьшился, а показатель тяжести увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Поэтому сложно сделать вывод, что снижение одних показателей травматизма и увеличение других, говорит о том, что были созданы более благоприятные условия работы.

В процесс производства на рабочем месте или в быту, человек подвергается опасности, но все участки деятельности человека мы рассмотреть не можем, и поэтому выделим наиболее опасные из них. Данные о классификации травматизма представлены в таблице 1.12.

Таблица 1.12 — Классификация травматизма по видам работ за 2009;2010 гг.

Наименование показателей

2009 год

2010 год

Лесосечные работы:

— деревья и сучья

;

Транспорт:

— подвижной состав

;

Лесоскладские работы:

— падение с высоты

;

ИТОГО

Как видно и таблицы 1.12 в прошлом году источником травмы является участок лесосечных работ. Все несчастные случаи произошли по вине пострадавших.

Наиболее частые причины возникновения несчастных случаев приведены в таблице 1.13.

Таблица 1.13 — Распределение несчастных случаев по причинам

Наименование причин

2009 год

2010 год

Нарушение техники безопасности — вальщик леса не успел выйти из опасной зоны после сталкивания дерева

;

Неисправность трактора по вине слесаря-наладчика

;

Разделение хлыстов на эстакаде вручную, без специального инструмента

;

Итого

Выполним распределение производственного травматизма по профессиям, а данные сведены в таблицу 1.14.

Таблица 1.14 — Распределение производственного травматизма по профессиям

Наименование профессии

2009 год

2010 год

Моторист бензопилы

;

Слесарь-наладчик

;

Раскряжевщик

;

Итого

Исходя из данных таблицы 1.14. можно сделать вывод, что наиболее опасными профессиями является моторист бензопилы, слесарь-наладчик, раскряжевщик, за 2009;2010 гг., но выявить самую опасную профессию нельзя, в виду их равного количества несчастных случаев.

В целом за 2009;2010 гг в Донском лесничестве произошло незначительное количество несчастных случаев, все они были легкой степени тяжести, о чем свидетельствуют данные таблица 1.13.

1.10.2 Охрана окружающей среды За отчетный 2010 год на территории Донского лесничества нарушений природоохранного законодательства при проверке государственными органами контроля не обнаружено.

Лесозаготовительные работы ведутся без серьезных отклонений от принятой технологии, лесосечные работы ведутся в максимально возможном сохранением подроста на лесосеке.

Технологический процесс работы лесничества практически не оказывает сильного влияния на водный режим водоемов, находящихся на его территории.

Вредными выбросами на лесосеке являются: древесная пыль, выхлопные газы бензопил и лесозаготовительных машин, дым, возникающий при сжигании порубочных остатков в пожаробезопасные периоды.

В цехах, на территории нижнего склада, вредными являются: древесная пыль, образующаяся при обработке древесины, выхлопные газы автопогрузчиков.

В процессе работы нижнего склада образуются несколько видов твердых отходов: опилки, стружка, обрубка. Мелкие отходы сжигаются в котельной, расположенной на территории лесничества.

Донским лесничеством намечен ряд мер по снижению влияния вредных выбросов в окружающую среду: использование исправных машин и механизмов при работе в лесу, меры содействия естественному восстановлению путем повышения коэффициента сохранности подроста, возведения минеральных полос.

1.10.3 Готовность к защите рабочих и материальных ценностей в чрезвычайных ситуациях В настоящее время наибольшую опасность на территории, занимаемой Донским лесничеством, представляют пожары. Основной причиной пожаров является неосторожное и невнимательное обращение с огнем.

В 2010 от лесных пожаров в ОГУ «Донское лесничество» погибло 3546,1 га лесных насаждение: из них — 3517,9 га это хвойные, а лиственных — 28,2 га. Потери древесины на корню составили 456 079 м³ стоимостью 74 269,6 тыс. руб. На тушение лесных пожаров затрачено 1225,7 тыс. руб. Ущерб, нанесенный лесными пожарами, составил 101 897,7 тыс. руб. Средняя площадь пожара составляла 669,7 га.

В пожаротушении в 2010 году участвовали работники Донского лесничества, МУП «Верхнемамонский лесхоз», все населенные пункты района и все организации — всего порядка 700 человек с ручным инструментом, 15 единиц пожарной техники, 10 тракторов с плугами, 10 единиц подвоза воды, 30 автобусов и автомашин для подвоза людей. Было организовано горячее питание и питьевая вода. Организована заправка ГСМ, дежурство скорой помощи.

Для предотвращения и тушения лесных пожаров лесничество располагает различными средствами тушения пожаров. Эти средства тушения пожаров используется как на территории лесного массива, так и в случае необходимости для ликвидации огня в помещениях лесничества и лесного склада. В случае сильного по масштабу пожара вводится план «Искра». Лесничество располагает в своем составе такое оборудование как: цистерны — 2 шт., пожарные рукава — 14 шт., тракторные плуги — 2 шт., мотопомпы — 2 шт. и другое оборудование. Также в распоряжении лесничества имеется в наличии средства медицинской защиты: противогазы ИП-5, респираторы.

На место пожара кроме техники и пожарной бригады доставляются люди из подразделения лесничества.

В целом Донское лесничество подготовлено к защите работающих и магистральных ценностей удовлетворительно.

Основными задачами по предотвращению негативного влияния технологического процесса на организм человека и окружающую среду, а также по защите работников в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий на предприятии ОГУ «Донское лесничество» являются:

— анализ потенциальных опасностей и вредностей;

— разработка и принятия мер по исключению и предотвращению производственного травматизма, а также сокращению времени пребывания человека в травмоопасной зоне;

— разработка техники безопасности, специфичной для наших конкретных производственных условий;

— принятие мер по защите окружающей среда;

— разработка и принятие мер по защита работников, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций и участвующих в ликвидации их последствий.

1.11 Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности перспективы их улучшения Финансирование деятельности предприятия осуществляется из федерального бюджета в части лесной охраны, остальная деятельность ведется хозрасчетным способом.

Донское лесничество является одним из немногих прибыльных предприятий района. Имеется тенденция к росту объемных показателей.

Но моральный и физический износ техники и оборудования не позволяет выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке сбыта, и увеличивать ее ассортимент. Необходимо дополнительное финансирование.

Донское лесничество при привлечении инвестиций в производство сможет занять одно из лидирующих мест в экономике района.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОГУ «Донское лесничество» представлено в таблице 1.15.

Таблица 1.15 — Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Наименование показателей

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2010 год в %

к 2009 г

Объем произведенной продукции в сопоставимых ценах

тыс. руб.

3440,1

4445,7

129,2

Товарооборот

1011,2

730,5

72,5

Выручка от реализации

4356,8

116,5

Внереализационные доходы

4,0

Затраты

144,3

Финансовый результат

+833,8

+8

;

Фонд оплаты труда

2615,6

3454,1

120,6

Среднесписочная численность

чел.

92,5

Среднемесячная заработная плата

руб.

130,3

Дебиторская задолженность

тыс. руб.

233,0

445,7

191,3

Кредиторская задолженность

690,6

762,6

110,4

В том числе по зарплате

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2009;2010 гг. (таблица 1.15) показывает, что по ряду показателей имеется тенденция к росту. Снижение товарооборота на 27,5% связано с увеличением доли безналичных расчетов. Увеличение объема произведенной продукции в 2010 году на 29,2% привело не к увеличению суммы прибыли, а, наоборот, от производственной деятельности получен убыток 13 тыс. Руб. и только полученные внереализационные доходы в сумме 21 тыс. руб. позволили перекрывать его и обеспечить безубыточную деятельность. Связано это, прежде всего, с низкой конкурентоспособностью продукции, отсутствием рынков сбыта, диспаритета цен.

Несмотря на значительный рост среднемесячной заработной платы (30,3%) она остается довольно низкой. Размер ее на 18,2% ниже среднерайонного уровня (2610 руб.) и более чем в 2 раза ниже среднеобластного (4656 руб.). Рост дебиторской задолженности на 91,3% получен по причине отпуска лесопродукции без предоплаты, кредиторского недофинансирования из бюджета по уплате налогов.

Ниже приводятся сведения о заготовке древесины при выполнении договоров купли-продажи лесных насаждений и размещения заказов на выполнение лесохозяйственных работ за 2010 год (см. таблицу 1.16.). Из данной таблицы видно, что заготовка древесины была произведена за счет проведения сплошных рубок на площади 56,3 га, а установленный объем 9,4 тыс. м3 выполнен только на 87,2%.

Таблица 1.16 — Сведения о заготовке древесины за 2010 год

Вид договора

Ед.изм.

объема

Код строки

Кол-во заключенных договоров, ед.

Площадь, га

Установлен-ный объем, т. мЗ

Фактический объем, Т. мЗ

Договор купли-продажи

тыс. м3

;

;

;

;

Заготовка древесины

— всего

;

;

;

;

;

в том числе:

— сплошные рубки

;

;

;

;

— выборочные рубки

;

;

;

;

Договор купли-продажи для собственных нужд

;

;

;

;

Заготовка древесины

— всего

;

;

;

;

;

в том числе:

— сплошные рубки

;

;

;

;

— выборочные рубки

;

;

;

;

Договор на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов без купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины

;

;

;

;

Рубка древесины

— всего

тыс. м3

;

;

;

;

;

в том числе:

— сплошные рубки

;

;

;

;

— выборочные рубки

;

;

;

;

Договор на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины

56,3

9,4

8,2

Рубка древесины — всего

;

;

;

;

;

в том числе:

— сплошные рубки

56,3

9,4

8,2

— выборочные рубки

;

;

;

;

Всего по разделу 2:

;

56,3

9,4

8,2

Заготовка/рубка древесины — всего

;

56,3

9,4

8,2

в том числе:

— сплошные рубки

56,3

9,4

8,2

— выборочные рубки

;

;

;

;

Итого:

;

56,3

9,4

8,2

1.12 Общие выводы и рекомендации по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности На основании анализа технологического процесса по фазам производства и производственно-хозяйственной деятельности Донского лесничества, можно сделать следующие выводы.

План по основным показателям по лесохозяйственным работам, мероприятиям и услугам: по рубкам ухода и промежуточного пользования по плану 3980 м³, к фактически — 4174 м³, план превышения на 105%. Проходные рубки — по плану 1200 м³, фактически — 1406 м³, план перевыполнен на 117%. Рубки обновления и переформирования, по плану — 2400 м³, фактически — 2381 м³, план недовыполнен на 99%.

Прочие лесохозяйственные рубки — по плану 8300 м³, фактически — 8731 м³, план перевыполнен на 105%.

Общий объем рубок составляет — 16 692 м³.

Несмотря на выполнение плана по заготовке и вывозке лесоматериалов от различных рубок на 105% в производственно-хозяйственной деятельности предприятия имеют место существенные следующие недоработки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой