Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-236
Для построения расчетной индикаторной диаграммы определяем относительную высоту камеры сгорания hс и hz: Райков И. Я., Рытвинский Г. Н. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. — М.: Высш. шк., 1986. — 282 с. Выполним также расчет среднего индикаторного давления методом гармонического анализа (см. § 1, глава 3). Средняя молярная теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия без учета… Читать ещё >
Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-236 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра «Подъемно-транспортные машины и оборудование»
Курсовая работа по теме
«Тепловой расчет двигателя ЯМЗ-236»
Выполнил студент ____________Грачев А.В.
группы 621 951
Проверил ____________Воротынцев А.Ю.
Тула 2008 г.
Содержание Параметры рабочего тела Параметры окружающей среды и остаточные газы Процесс впуска Процесс сжатия Процесс сгорания Процесс расширения Список литературы
Тепловой расчёт двигателя ЯМЗ — 236
Тип двигателя — четырехтактный, шестицилиндровый, v — образный, без наддува. Номинальная мощность дизеля кВт; номинальная частота вращении; степень сжатия; коэффициент тактности; коэффициент избытка воздуха. Дизельное топливо «Л» (ГОСТ 305−82); низшая удельная теплота сгорания топлива; средний элементный состав: С = 85,7%; Н = 13,3%; О = 1%.
Расчет ведем для условий сгорания 1 кг топлива. При выполнении расчета задаемся рядом параметров с учетом пределов их изменения и значений, характерных для двигателя прототипа.
Параметры рабочего тела Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива:
Или
Количество свежего заряда:
Общее количество продуктов сгорания:
Параметры окружающей среды и остаточные газы Атмосферные условия принимаем следующие: МПа; К. Давление окружающей среды МПа; температура окружающей среды. Давление и температура остаточных газов: МПа; принимаем .
Процесс впуска Принимаем температуру подогрева свежего заряда ?. Плотность заряда на впуске:
где Дж/(кг*град) — удельная газовая постоянная для воздуха.
Принимаем:
и .
Тогда потери давления на впуске в двигатель:
Давление в конце впуска:
Коэффициент остаточных газов:
Температура в конце впуска:
Коэффициент наполнения
Процесс сжатия двигатель впуск сжатие четырехтактный Показатель политропы сжатия можно определить по формуле :
Тогда давление в конце сжатия:
Температура в конце сжатия:
Средняя молярная теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия без учета влияния остаточных газов:
Число молей остаточных газов:
Число молей газов в конце сжатия до сгорания:
Процесс сгорания Средняя молярная теплоемкость при постоянном давлении для продуктов сгорания жидкого топлива в дизеле:
Число молей газов после сгорания:
кмоль.
Расчетный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
Принимаем коэффициент использования теплоты. Тогда количество теплоты, передаваемой газам при сгорании 1 кг топлива:
кДж/кг.
Принимаем степень повышения давления. Температуру в конце сгорания определяем из уравнения:
Решаем уравнение относительно ТZ находим
.
Степени, предварительного расширения:
Процесс расширения Степень последующего расширения:
Принимаем. Тогда
Проверяем правильность ранее принятой температуры остаточных газов (принята 900 К).
(допустимое значение).
Индикаторные параметры рабочего цикла дизеля:
Принимаем коэффициент полноты индикаторной диаграммы .
Тогда среднее индикаторное давление цикла для скругленной индикаторной диаграммы:
Индикаторный КПД:
Индикаторный удельный расход топлива:
Эффективные показатели дизеля. Принимаем предварительно среднюю скорость поршня .
Среднее давление механических потерь:
.
Среднее эффективное давление:
Механический КПД:
Эффективный КПД:
Эффективный удельный расход топлива:
Основные размеры цилиндра и удельные параметры дизеля. Литраж двигателя:
л Рабочий объем цилиндра:
л Задаемся
Тогода диаметр цилиндра:
мм Ход поршня: мм Разница составляет 6,4% (допустимо до 10%).
Площадь поршня:
Средняя скорость поршня:
(Wп.ср соответствует принятой при определении среднего давления механических потерь). Эффективный крутящий момент дизеля:
Часовой расход топлива:
Литровая мощность:
Удельная поршневая мощность:
Если принять массу сухого (не заправленного) дизеля без вспомогательного оборудования по прототипу дизеля ЯМЗ — 236, то литровая масса:
и удельная масса:
В соответствии с техническими данными дизеля принимаем:
В результате теплового расчета получены давления в характерных точках диаграммы: значения политроп сжатия и расширения: степень предварительного расширения степень последующего расширения среднее индикаторное давление по нескругленной индикаторной диаграмме
Для построения расчетной индикаторной диаграммы определяем относительную высоту камеры сгорания hс и hz:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
;
1)
2)
3) 15)
4) 16)
5) 17)
6) 18)
7) 19)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
14)
1) 15)
2) 16)
3) 17)
4) 18)
5) 19)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
1) 14)
2) 15)
3) 16)
4) 17)
5) 18)
6) 19)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)
14)
15)
16)
17)
18)
19)
Выполним также расчет среднего индикаторного давления методом гармонического анализа (см. § 1, глава 3).
Значения ординат давления и принимаем из табл. 2, записываем в принятом порядке и определяем их разность d:
Ординаты давления y, МПа | y1 7,3 y23 3,294 | y2 6,46 y22 2,124 | y3 4,18 y21 1,278 | y4 2,79 y20 0,81 | y5 1,97 y19 0,54 | y6 1.46 y18 0,383 | y7 1,13 y17 0,287 | y8 0,92 y16 0,225 | y9 0,77 y15 0,183 | y10 0,66 y14 0,154 | y11 0,59 y13 0,133 | |
Разность d | d1 4,01 | d2 4,34 | d3 2,89 | d4 1,98 | d5 1,43 | d6 1,08 | d7 0,84 | d8 0,69 | d9 0,59 | d10 0,51 | d11 0,46 | |
Записываем значения разности d в принятом порядке и вычисляем их сумму у и разность д:
Разность d | d1 4,01 d11 0,46 | d2 4,34 d10 0,51 | d3 2,89 d9 0,59 | d4 1,98 d8 0,69 | d5 1,43 d7 0,84 | d6 1,08 | |
Сумма у | у1 4,47 | у2 4,85 | у3 3,48 | у4 2,67 | у5 2,27 | у6 1,08 | |
Разность д | д1 3,55 | д2 3,83 | д3 2,3 | д4 1,29 | д5 0,59 | ||
Определяем коэффициенты В2 и В4:
Определяем среднее индикаторное давление:
При этом различие между средними индикаторными давлениями, полученными в результате обработки индикаторной диаграммы по приведенной методике и в результате теплового расчета, составило:
%.
Результаты расчета точек политроп расчетной диаграммы дизеля ЯМЗ — 236 | ||||||||||
Политропа расширения | Политропа сжатия | |||||||||
0,129 | ; | ; | ; | 16,5 | 3,96 | |||||
0,019 | 0,148 | ; | ; | 7,3 | 14,4 | 36,6 | 3,294 | |||
0,075 | 0,204 | 1,109 | 1,129 | 6,46 | 10,4 | 23,6 | 2,124 | |||
0,167 | 0,296 | 1,609 | 1,744 | 4,18 | 7,19 | 14,3 | 1,287 | |||
0.289 | 0,418 | 2,272 | 2,612 | 2,79 | 5,1 | 0,81 | ||||
0,434 | 0,563 | 3,06 | 3,701 | 1,97 | 3,78 | 0,54 | ||||
0,599 | 0,728 | 3,957 | 1,46 | 2,92 | 4,25 | 0,383 | ||||
0,775 | 0,904 | 4,913 | 6,440 | 1,13 | 2,36 | 3,19 | 0,287 | |||
0,954 | 1,083 | 5,886 | 7,956 | 0,92 | 1,97 | 2,5 | 0,225 | |||
1,132 | 1,261 | 6,853 | 9,506 | 0,77 | 1,69 | 2,03 | 0,183 | |||
1,302 | 1,431 | 7,777 | 11,022 | 0,66 | 1,49 | 1,71 | 0,154 | |||
1,459 | 1,588 | 8,630 | 12,449 | 0,59 | 1,34 | 1,48 | 0,133 | |||
1,599 | 1,728 | 9,391 | 13,743 | 0,53 | 1,23 | 1,32 | 0,119 | |||
1,72 | 1,894 | 10,293 | 15,299 | 0,48 | 1,12 | 1,17 | 0,105 | |||
1,821 | 1,951 | 10,598 | 15,831 | 0,46 | 1,09 | 1,12 | 0,101 | |||
1,899 | 2,028 | 11,022 | 16,575 | 0,44 | 1,05 | 1,07 | 0,096 | |||
1,955 | 2,084 | 11,326 | 17,111 | 0,43 | 1,02 | 1,03 | 0,093 | |||
1,989 | 2,118 | 11,511 | 17,438 | 0,418 | 1,01 | 1,01 | 0,091 | |||
2,129 | 11,571 | 17,545 | 0,416 | 0,09 | ||||||
1. Богатырев А. В., Лехтер В. Р. Тракторы и автомобили. — М.: КолосС, 2005. — 400с.
2. Гуревич А. М., Болотов А. К., Судницын В. И. Тракторы и автомобили. — М.: Агропромиздат, 1989. — 368 с.
3. Мелиоративные, строительные и лесные тракторы / А. В. Жуков, Ю. И. Провоторов, В. А. Скотников и др. — Мн.: Урожай, 1989. — 335 с.
4. Николаенко А. В. Теория, конструкция и расчет автотракторных двигателей. — М.: Колос, 1992. — 331 с.
5. Райков И. Я., Рытвинский Г. Н. Конструкция автомобильных и тракторных двигателей. — М.: Высш. шк., 1986. — 282 с.
6. Скотников В. А., Мащенский А. А., Солонский А. С. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. — М.: Агропромиздат, 1986. — 383 с.