Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административно-правовая норма. 
Понятие, структура и классификация

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Нормативно-правовой акт и его основные характеристики
    • 1. 1. Классификация и сущность источников права
    • 1. 2. Система административно-правового регулирования
  • 2. Сущность и структура административно-правовых норм
    • 2. 1. Нормы административного права
    • 2. 2. Структура административно-правовых норм
  • Заключение
  • Список литературы

Административно-правовая норма. Понятие, структура и классификация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть общефедеральными (действующими на всей территории страны), региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ), территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера), местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией), локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).

По объему регулирования административно-правовые нормы делятся на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые (распространяющиеся на нижестоящие подведомственные органы исполнительной власти, учреждения, предприятия) и общеобязательные (охватывающие всех участников управленческих отношений).

По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на срочные (введенные в действие на определенный срок) и бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).

Законную силу имеют лишь те административно-правовые нормы, которые изданы в пределах компетенции соответствующего органа управления и при этом соблюден предусмотренный законом порядок вступления их в силу в тех случаях, когда это оговорено в законодательстве.

2.

2. Структура административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения. Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т. д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Заключение

Социальное назначение норм административного права состоит в том, чтобы регулировать поведение субъектов в сфере государственного управления. Однако эти нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Реализация норм административного права, так же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т. е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Форма реализации норм права зависит от специфики общественных отношений, регулируемых нормами; от правила (содержания) правовой нормы; от характера поведения субъектов, реализующих правовую норму, и их взаимоотношений: от формы внешнего проявления правомерного поведения.

В юридической литературе принято различать несколько форм (способов) реализации правовых норм.

По характеру действий субъектов административного права, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность — оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.

В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда для обеспечения полной реализации административно-правовых норм требуется вмешательство в этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.

Под применением норм административного права следует понимать разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами.

В отличие от исполнения как формы реализации административно-правовых норм, составляющих обязанность всех, к кому она обращена, применение этих норм составляет обязанность и право лишь специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23 февраля 2013 г. №

14-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1

2. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред.: А. Н. Козырина, М. А. Штатиной.- М.: Спарк, 2003.- 464 с.

3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Зерцало-М, 2010. С 347.

4. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2009.

5. Бахрах Д. Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сборник статей. М.: Юристъ, 2009. С. 72−89.

6. Бахрах Д. Н. Россинский Б.В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр.

и доп. - М.: Норма. 2008. — 816с.

7. Василевич Г. А., Румянцев Н. В. Административное право зарубежных стран. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 431 с.

8. Григорьева Е. А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7.

9. Давыдова М. Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний // Журнал российского права. 2003. № 10.

10. Дмитриев Ю. А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - М.: Феникс. 2008. — 461с.

11. Козырин А. Н. Административное право зарубежных стран.

М., 2003. 464 c.

12. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект. 2010. — 256с.

13. Костенников М. В., Куракин А. В. Нормы административного права.// Право и политика. 2011. № 6.

14. Лазарев Б. Н. Административное право: учебник. М.: изд — во БЕК. — 2010.

15. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Проспект. 2010. — 752 с.

16. Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2010. -240с.

17. Смоленский М. Б. Административное право: учебник. Ростов на/Д: Феникс, 2005. — 346 с.

18. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2011. — 496 с.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2011. — 496 с.

Козочкин И. Д. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. Москва, Издательство «ИМП» — 2001.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2011. — 496 с.

Давыдова М. Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний // Журнал российского права. 2003. № 10.

Протасов В. Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2010. -240с.

Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред.: А. Н. Козырина, М. А. Штатиной.- М.: Спарк, 2003.- 464 с.

Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред.: А. Н. Козырина, М. А. Штатиной.- М.: Спарк, 2003.- 464 с.

Бахрах Д. Н. Россинский Б.В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр.

и доп. - М.: Норма. 2008. — 816с.

Бахрах Д. Н. Россинский Б.В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр.

и доп. - М.: Норма. 2008. — 816с.

Бахрах Д. Н. Россинский Б.В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр.

и доп. - М.: Норма. 2008. — 816с.

Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Зерцало-М, 2010. С 347.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 23 февраля 2013 г. № 14-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1
  2. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред.: А. Н. Козырина, М. А. Штатиной.- М.: Спарк, 2003.- 464 с.
  3. Административное право Российской Федерации: Учебник / Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. — 3-е изд., испр. и доп. — М.; Зерцало-М, 2010. С 347.
  4. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М., 2009.
  5. Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. Сборник статей. М.: Юристъ, 2009. С. 72−89.
  6. Д. Н. Россинский Б.В. Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма. 2008. — 816с.
  7. Г. А., Румянцев Н. В. Административное право зарубежных стран. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 с.
  8. Е.А. Эволюция развития юридических механизмов обеспечения гарантий прав и свобод граждан в науке административного права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7.
  9. М. Л. О юридической природе нормативно-правовых предписаний // Журнал российского права. 2003. № 10.
  10. Ю.А., Полянский И. А., Трофимов Е. В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. — М.: Феникс. 2008. — 461с.
  11. А.Н. Административное право зарубежных стран.- М., 2003.- 464 c.
  12. Н.М. Административное право России в вопросах и ответах : учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект. 2010. — 256с.
  13. М.В., Куракин А. В. Нормы административного права.// Право и политика. 2011. № 6.
  14. .Н. Административное право: учебник. М.: изд — во БЕК. — 2010.
  15. Л.Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Проспект. 2010. — 752 с.
  16. В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2010. -240с.
  17. М.Б. Административное право: учебник. Ростов на/Д: Феникс, 2005. — 346 с.
  18. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В. Д. Перевалов. — 4-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2011. — 496 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ