Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идея судьбы в истории философии и культуры

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в истории философии и культуры судьба выступает в качестве совокупности всего сущего, что оказывает значимое влияние на жизнь и деятельность человека, народа, общества. Вместе с тем, судьба связана со свободой субъективного выбора. На идею судьбы, её содержание оказывали влияние разные факторы, в частности, речь идет о категориях диалектики исторического процесса. Человек… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Идея судьбы в философии и культуре античного мира
  • Глава 2. Идея судьбы в культуре и философии последующих эпох
  • Заключение
  • Список литературы

Идея судьбы в истории философии и культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несомненно, цель психоанализа гораздо шире и многоаспектнее. В частности, в философии психоанализа не только была разработана динамическая концепция психики человека, методы лечения неврозов, но и весьма подробно рассматривались вопросы, связанные с проблемами философской антропологии, обществом и культурой. Как результат, повилось множество интересных оригинальных философских концепций культуры и философии жизни в рамках философии психоанализа.

Если рассматривать творчество З. Фрейда в философском аспекте, то в нем возможно выделить два основных этапа. Первый этап связан с созданием концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных Фрейдом был сделан вывод о том, что в психике каждого человека существуют четко выраженные структурные образования, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное.

На втором этапе творчества (1920;1939) концепция бессознательного в психике человека была значительно уточнена и дополнена. В частности, в сферу инстинктивных импульсов Фрейд включил первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенной разработкой этого периода стало появление динамической концепции психики человека, куда включены следующие структуры: Оно, Я и сверх-Я. Оно, как полагал Фрейд, представляет собой «кипящий котел инстинктов», являющийся источником всех последующих противоречий и трудностей, возникающих в процессе человеческой жизни.

Последователем идей З. Фрейда стал К. Г. Юнг. Стоит заметить, что во многих моментах Юнг выражал свое несогласие с теми концепциями, которые были разработаны Фрейдом.

Карл Густав Юнг (1875−1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач. В процессе анализа бессознательного Юнг пришел к выводу, что неправомерно сводить все психические импульсы Оно только лишь к сексуальности, рассматривать либидо исключительно как энергию влечений, а тем более заниматься выведением всей европейской культуры из сублимаций индивида. В своем труде «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг охарактеризовал либидо как совокупность проявлений жизненной энергии, которые человек воспринимает в качестве бессознательного стремления или желания.

Культурологическая концепция Юнга также основала на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Архетипы культуры — это своеобразные проявления коллективного бессознательного. Эти архетипы невозможно описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле «Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму».

Юнг исследовал то, каким образом соотносятся индивидуальное и социальное бытие человека, и пришел к выводу, что в истории человечества возможно найти различные выражения данной проблематики. Все зависит от специфики как восточной, так и западной культур. Для востока характерен мистический характер, в восточной культуре сильны идеи мистического колеса жизни, реинкарнации, переселения душ. В условиях восточной культуры человек формируется при абсолютизации коллективного бессознательного, соответственно, всякое личностное начало в человеке нивелируется и даже принижается. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отличается пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Европейская культура обращена к достижению, успеху, к личностной победе, за счет чего в психике человека происходят серьезные изменения, сама психика серьезно ломается.

Что касается аспектов взаимоотношений личности и культурной среды, то в психоаналитической культурологии они раскрываются через противостояние индивида, которого одолевают могучие инстинкты, и культуры, которая накладывает на индивида определенные запреты.

Как уже отмечалось ранее, идея судьбы может быть рассмотрена и в качестве культурной универсалии, которая находит свое отражение в разного рода формах духовной культуры — это мифология, религия, философия, искусство. Она связана с обыденным сознанием людей — национальное и индивидуальное.

Достаточно точно данный аспект был рассмотрен О. Шпенглером, который отмечал следующее: «Каждой культуре свойствен строго индивидуальный способ видеть и познавать природу, или, что-то же, у каждой есть ее собственная своеобразная природа, каковой в том же самом виде не может обладать никакой другой вид людей. Точно так же у каждой культуры, а в пределах отдельной культуры, с меньшими отличиями, у каждого отдельного человека, есть свой совершенно особый вид истории, в картине и стиле которого он созерцает, чувствует и переживает общее и личное, внутреннее и внешнее, общеисторическое и биографическое становление… Из смысла культуры, как некоторого первоначального феномена, и судьбы, как органической логики бытия, следует, что каждая культура неизбежно должна иметь свою собственную идею судьбы, даже более того, этот вывод заложен уже в ощущении, что всякая большая культура есть не что иное, как осуществление и образ одной определенной души. Мы называем это предопределением, случаем, роком, судьбой, античный человек — Немезидой, ананке, тюхе, фатум, арабыкисмет и другие — другими именами, причем ни один не может переживать ощущения другого, чья жизнь является выражением собственной, принадлежащей тому, другому, идеи, а слова оказываются бессильны точнее передать содержание — во всем этом именно и выражается тот единственный склад души, относительно которого каждый для себя обладает полной достоверностью».

Заключение

Таким образом, в истории философии и культуры судьба выступает в качестве совокупности всего сущего, что оказывает значимое влияние на жизнь и деятельность человека, народа, общества. Вместе с тем, судьба связана со свободой субъективного выбора. На идею судьбы, её содержание оказывали влияние разные факторы, в частности, речь идет о категориях диалектики исторического процесса. Человек в процессе решения определенных вопросов невольно вынужден считаться с объективными обстоятельствами, законами эпохи, её культурными и социальными реалиями. Этим возможно объяснить, почему идея судьбы столь неоднозначно репрезентована в истории мировой философии и культуры. В целом же, в различных философских и культурных системах идея судьбы выступает в качестве противоположности идее свободы. Этим объясняется социально-исторический характер идеи судьбы. Несомненно то, что идея судьбы всегда связана с осознанием человеком самого себя, это некая внешняя сила, в которой преобразуется жизненный опыт.

Список литературы

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

http://www.ecat.francis.ru/index.html

Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/

Введение

в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И. Т. Фролов и др. — М., 2005./Электронный ресурс//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986. [Ресурс локального доступа]

История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 2003.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Под ред. К. А. Свасьяна. — М., 1990./Электронный ресурс//

http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt

Сенека Л.А. О блаженной жизни.//

http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txt

Сергиенкова Л. А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]

Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978.

Шпенглер О. Закат Европы.//

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php

Юнг К. Г. Метаморфозы и символы либидо. — М., 1989. [Ресурс локального доступа]

Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Там же.

Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976.//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/

Там же.

Сенека Л.А. О блаженной жизни.//

http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txt

Цит. по: Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986. [Ресурс локального доступа]

Цит. по: Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986. [Ресурс локального доступа]

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

http://www.ecat.francis.ru/index.html

Августин Аврелий // Католическая энциклопедия//

http://www.ecat.francis.ru/index.html

Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Там же.

Цит. по: Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Там же.

История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 2003. С. 651−652.

Скрипник А. П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978. С. 63.

Цит. по: Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Там же.

Там же.

Сергиенкова Л. А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]

Там же.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Под ред. К. А. Свасьяна. — М., 1990./Электронный ресурс//

http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt

Там же.

Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

Цит. по: Силэм Ю. А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]

См.: Юнг К. Г. Метаморфозы и символы либидо. — М., 1989. [Ресурс локального доступа]

Введение

в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И. Т. Фролов и др. — М., 2005./Электронный ресурс//

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

Шпенглер О. Закат Европы.//

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.html
  2. В.Ф. Античная философия. — М., 1976.// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Asmus/
  3. Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт. коллектив: И. Т. Фролов и др. — М., 2005./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php
  4. Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1986. [Ресурс локального доступа]
  5. История этических учений: Учебник / Под ред. А. А. Гусейнова. — М., 2003.
  6. Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Под ред. К. А. Свасьяна. — М., 1990./Электронный ресурс// http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
  7. Л.А. О блаженной жизни.// http://lib.ru/POEEAST/SENEKA/creation.txt
  8. Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]
  9. Ю.А. Идея судьбы: социально-философский анализ: автореф. дисс. канд. фил. наук. — М., 2007. [Ресурс локального доступа]
  10. А.П. Категорический императив Иммануила Канта. — М., 1978.
  11. О. Закат Европы.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng/index.php
  12. Юнг К. Г. Метаморфозы и символы либидо. — М., 1989. [Ресурс локального доступа]
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ