Философские термины
Рационализм — в онтологии — учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии — учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы. Гипотеза — хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном… Читать ещё >
Философские термины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Абсолют — первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.
Абстракция — процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.
Агностицизм — учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.
Аксиология — учение о ценностях.
Акциденция — несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.
Анализ и синтез — Анализ — процедура мысленного расчленения целого на части
Синтез — процедура мысленного сознания целого из частей.
Аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.
Архетип — прообраз, первичная форма, образец.
Атрибут — признак, примета, существенное свойство.
Бессознательность — психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.
Бытие — философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.
Вера — принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость.
Вероятность — возможность, взятая с ее количественной стороны.
Возможность и действительность — возможность — это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность — весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. — конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия.
Время — универсальная форма материи… субъект времени — основано на осознании времени. Объект времени — измеряется определенными отрезками.
Гедонизм — этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.
Гилозоизм — философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир — универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи.
Гипотеза — хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.
Гносеология — учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической.
Движение — процесс изменения, не имеющий определенного направления.
— форма существования материи и духа.
Дедукция и индукция — дедукция — форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция — форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.
Деизм — форма веры, в основе лежит признание, что Бог — первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.
Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
Диалектика — искусство аргументации, наука логики.
Догма — философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы.
Дуализм — сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов.
Дух — выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному.
Душа — понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.
Жизнь — особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого.
Закон — тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах.
Знак — чувственно — воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет.
Знание — результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия.
Идеальное — субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека.
Идеология — социально-философская категория, определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых сознается и оценивается отношения общества к социальной действительности.
Имманентно — внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.
Инстинкт — совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных.
Интерпретация — истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.
Интроспекция — самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью.
Истина — адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Историческое и логическое — понятия теоретической философии 1. В онтологической истории — процесс становления и развития объекта. Логическое — результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии — историческое — метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Лметод познания в статике, когда системы сформированы.
Качество — это система важнейших, необходимых свойств предметов — внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.
Количество — совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
Логос — глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие.
— посредник между внеприродным Богом и творимым им миром.
Материя — то, из чего все происходит, телесное первоначало.
Метафизика — важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания.
Методология — учение о научном методе познания.
— совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности.
Мировоззрение — система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире.
Мистика — практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.
— философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику.
Монизм — понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции — первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.
Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.
Наблюдение — познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.
Необходимость и случайность — необходимость — то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность — то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе.
Нигилизм — отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.
Общество — совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.
Онтология — учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.
Опредмечивание — философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.
Пантеизм — философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.
Парадигма — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
Понятие — мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.
Практика — целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.
Пространство — философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность.
Психика — способность организма к отражению внешней и внутренне среды.
Разум — обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства.
Рационализм и иррационализм — Иррационализм — в онтологии — учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии — учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки
Рационализм — в онтологии — учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии — учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы.
Редукция — возвращение к прежнему состоянию, связей сложного к более простому.
Релятивизм — философское учение, развернутое принципа «все относительно» (отрицание абсолютного, норм. Вещи — совокупность отношений, изменений).
Рефлексия — принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.
Самосознание — познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.
Свобода — способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями.
Сенсуализм — направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.
Синкретизм — фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.
Система — упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.
Сознание — философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности.
Солипсизм — фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.
Структура — совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.
Субстанция — первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
Субъект и объект — субъект — источник познавательной активности. Объект — то, на что направлена познавательная активность субъекта.
Сущее — категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.
Существование — категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.
Сущность и явление — сущность — отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления — свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.
Творчество — деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности.
Теодицея — «оправдание Бога» стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.
Теория — высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.
Традиция — универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека.
Трансцендентный — понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.
Утилитаризм — жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.
Утопия — образ идеального общественного устройства литературный жанр стиль мышления Факт — общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью.
Фатализм — мировоззрения, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.
Форма и содержание — содержание — все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма — внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования материи.
Целесообразность — соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель.
Целое и частное — то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям.
Эволюция — философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа.
Эклектизм — бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.
— тенденция в философии, направленная на то, чтобы взять «лучшее» из разных философских учений.
Эксперимент — термин, обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий, соответствующих целям исследования.
Элемент — далее неделимый компонент системы при данном способе ее различения.
— объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый.
Эмпиризм — направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.
Эсхатология — учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.
Язык — система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции: информативная, коммуникативная.