Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика воспитания быстроты в детском и подростковом возрасте

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

При совершенствовании реагирования руководствуются принципом аналитического подхода, т. е. сначала хорошо усваивают технику ответа на раздражитель. Параллельно или несколько позже развивают скорость реагирования в неспецифических облегченных условиях и с применением технических устройств. Когда техника движения прочно усвоена, наступает этап, который заключается в совершенствовании… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МЕТОДИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Развитие физических качеств у детей
    • 1. 2. Особенности физического развития подростков
    • 1. 3. Общая характеристика скорости как физического качества человека
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цели, задачи и методы исследования
    • 2. 2. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Возрастные особенности развития быстроты
    • 3. 2. Методика упражнений для совершенствования скорости
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методика воспитания быстроты в детском и подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учитывая то, что элементарные проявления быстроты как физического качества относительно независимы друг от друга, то развивать их следует отдельно. Поэтому нами будут рассматриваться отдельно методики совершенствования всех компонентов скорости.

Используя игры (подвижные и спортивные) на начальном этапе совершенствования всех видов реагирования, следуйте следующим правилам:

• продолжительность игры не должна вызывать значительной усталости (10−15 мин);

• создавайте условия дефицита пространства и времени (размеры площадки, количество участников, изменения в правилах и т. п.);

• между кратковременными таймами увеличивайте продолжительность комбинированного отдыха до полного восстановления работоспособности.

При совершенствовании реагирования руководствуются принципом аналитического подхода, т. е. сначала хорошо усваивают технику ответа на раздражитель. Параллельно или несколько позже развивают скорость реагирования в неспецифических облегченных условиях и с применением технических устройств. Когда техника движения прочно усвоена, наступает этап, который заключается в совершенствовании координационного взаимодействия латентного периода реагирования и моторного компонента. В дальнейшем совершенствование скорости простой реакции осуществляют в вариативных условиях пространства, времени, величины и вида раздражителя.

Относительно режимов тренировочных нагрузок при совершенствовании простой реакции, то они должны быть такими:

• количество повторений в одной серии составляет от 4−6 до 15−20 реагирований. Они не должны приводить к снижению скорости реагирования;

• количество серий — 3−6;

• интервал активного отдыха между сериями — 2−3 мин, ориентироваться нужно на субъективные ощущения учеников, что они готовы к следующей серии;

• реагировать следует из различных исходных положений;

• в повторных реагированиях рекомендуется менять: длительность пауз между предварительной и исполнительной командами в пределах от 1 до 2−3 с (оптимальная продолжительность 1,5 с), характер сигнала (зрительный, слуховой, тактильный) и его силу;

• после выполнения упражнения ученик должен получить информацию о времени реагирования, что даст ему возможность сопоставлять ощущения более и менее удачных попыток. Это способствует развитию скорости реакции;

• упражнения по развитию скорости реакции следует выполнять после разминки, что приведет организм в состояние оптимальной оперативной работоспособности.

Совершенствованию скорости простой реакции способствует также способность человека различать микроинтервалы времени (доли секунды) и выполнять двигательные действия за оговоренное время. Эта закономерность легла в основу разработки трехэтапной методики совершенствования скорости стартовой реакции в спринте.

Ее суть заключается в том, что:

• на первом этапе учащиеся повторно выполняют бег с ускорением на 20−30 м, учитель сообщает им время, затраченное на выполнение упражнения, а исполнители сопоставляют его с собственными ощущениями;

• на втором этапе выполняются те же тренировочные задания, но ученик сам сначала определяет время, а затем получает объективную информацию от учителя и снова сопоставляет ее с собственными ощущениями;

• на третьем этапе те же задачи ученики стараются выполнять за заданное время. Когда им это в большинстве попыток удается, необходимо применять другое упражнение.

Развитие быстроты сложных двигательных реакций обеспечивается путем обучения вариативным двигательным навыкам, а средствами их усовершенствования являются упражнения и повторные реагирования с постепенным усложнением условий выполнения.

На начальном этапе совершенствования скорости основное внимание сосредотачивают на умении держать движущийся объект в поле зрения, поскольку из общего времени реагирования более 80% приходится на зрительное восприятие и передачу импульсов в ЦНС, и только около 20% - на формирование обратного сигнала.

На втором этапе акцент переносится на совершенствование пространственных и временных ощущений по вероятным перемещениям объекта. Для решения этих задач:

• увеличивают скорость перемещения объекта от умеренной до максимальной;

• уменьшают расстояние от того, кто реагирует, к тому, кто двигается;

• уменьшают величину объекта;

• реагируют на объекты, которые появляются неожиданно.

На третьем этапе комплексно совершенствуют восприятие, оценку параметров перемещений объекта и реакцию на него. С этой целью:

• выполняют упражнения с партнерами в условиях изменения скорости и расстояния перемещения объекта;

• выполняют групповые упражнения с большой скоростью, в высоком темпе и в условиях ограниченного пространства;

• выполняют групповые упражнения с несколькими мячами.

Упражнения на совершенствование скорости сложных реакций целесообразно выполнять в начале основной части каждого конкретного занятия.

Основными средствами развития быстроты в конкретном виде циклического упражнения являются именно те упражнения, в которых необходимо повысить скорость. Тренировочные задания выполняют методами интервальных и комбинированных упражнений, игровым и соревновательным методами. Интенсивность упражнения — 70−100% индивидуальной максимально возможной скорости в обычных условиях и — 110−120% в облегченных условиях (бег с горы), на начальных этапах — 70−90%.

Мобилизации волевых усилий в передвижении с максимальной скоростью способствует применение звуко-и светосигналов. Однако большинство тренировочных заданий нужно выполнять с оптимальной скоростью, то есть такой, которая не вызовет излишнего напряжения мышц. Следовательно, и в одном, и в смежных занятиях выполнять упражнения необходимо с вариативной скоростью. Достаточно эффективным является и поочередное выполнение скоростных упражнений в обремененных, облегченных и обычных условиях и с вариативным изменением амплитуды и частоты движений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание детей является составной частью физической культуры личности, ее деятельностной стороной. Целенаправленное развитие двигательных качеств должно начинаться в дошкольном возрасте. Только при этом условии можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка, которая предусматривает достижение оптимального развития физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, выносливости и силы.

Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма. Значительное место в интересах и жизни подростка занимает физическая культура и спорт. Но учебно-воспитательная работа с подростками приобретает довольно тяжелый характер. Нужно большое педагогическое мастерство тренера-преподавателя, которое должно быть направлено на снижение и сдержанность подростков и на воспитание у них тормозных процессов.

Главным фактором влияния на развитие физических качеств у детей и подростков является физическая нагрузка, которую получает ребенок в процессе выполнения физических упражнений. Физическая нагрузка — это определенная мера влияния двигательной активности человека на организм, что сопровождается повышением (относительно состояния покоя) его функционирования.

Для комплексного развития двигательных реакций в сочетании с другими проявлениями скорости в детском и подростковом возрасте эффективными являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам и на меньших, относительно стандартных, площадках. Хороший эффект дает также выполнение циклических упражнений с мгновенной сменой темпа, направления, вида движения и т. п., по команде. Для развития скорости, выполнение ациклических отдельных двигательных действий применяют именно такие упражнения. При этом выполнять их необходимо с вариативной скоростью и в вариативных условиях, а облегчения и осложнения не должны приводить к нарушению структуры упражнения. Положительно в этом плане влияют и упражнения на развитие взрывной силы.

Совершенствованию скорости способствуют тренировки на специальных тренажерах и игровые компьютерные программы. В методике совершенствования скорости наметились два взаимосвязанных направления.

Суть первого направления заключается в реализации дидактического правила обучения «от простого к сложному», постепенно увеличивая количество возможных изменений обстоятельств и дефицит времени на принятие решений и выполнения действий-ответов.

Второе направление заключается в формировании в учащихся способности к предвидению двигательных действий другого ученика изменением позы и тонуса, мышц в подготовительной фазе действия. В процессе тренировки сначала учат правильно реагировать на замедленные двигательные действия и в дальнейшем постепенно доводят скорость ее выполнения до уровня реальных условий двигательной деятельности.

Андрианов В. Е. Методические рекомендации к лабораторно-практических занятий по основам теории и методики физического воспитания. — Саратов, 2000. — 42 с.

Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — К.: Здоровье, 1998. — 224 с.

Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский и др. — М.: Просвещение, 1979. — 360 с.

Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер

Д А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.

Бобрицкий В. И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена. Уч. метод. посибн. — К.: Профессионал, 2004. — 80 с.

Булич Е. Г., Муравов И. В. Валеология. Теоретические основы валеологии. — М., 1997. — 224 с.

Вильчковский Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. — М.: ВНТЛ, 1998. — 336 с.

Вильчковський Э.С., Козленко М. П., Цвек С. Ф. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: ИЗМН, 1998. — 232 с.

Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеских спорта. К.: Олимпийская литература, 2002. — 294 с.

Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. — М.: Высшая школа, 1974. — 468 с.

Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. — М.: Просвещение, 1965. — 243 с.

Глазырин Л. Д Физическая культура-дошкольника: Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. — 264 с.

Грибан В. Г. Валеология. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 256 с.

Дворкин, Л. С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7−17 лет / Л. С. Дворкин, С. В. Новаковский, С. В. Степанов / / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. — 2003. — N 3. — С. 29.

Дмитренко Т. И. Двигательный режим в детском саду: учебник / Т. Дмитренко. — М.: Сов.

школа, 1980. — 96 с Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский.

— М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

— С. 238−270

Завацкий В. И. Физиологическая характеристика развития организма школьников. — М.: Знание, 1994.

Ильин А. Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. — 2003. — № 22. — С. 12−13.

Колесов Д. В. Учитель в психологи и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. — М.: Просвещение, 1986.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Юрий Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. — С. 107.

Линец Н. Н. Основы методики развития двигательных качеств. — М.: Штабар, 1997. — 207 с.

Лозинский С. Учитесь быть здоровыми. — М., 1993. — 160 с.

Лях В. И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / / Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 8. — С. 44−46.

Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.

Маруненко И. М., Неведомская Е. А., Бобрицкий В. И. Анатомия и возрастная физиология с основами школьной гигиены. — М.: ИД «Профессионал», 2004. — 479 с.

Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 248 с.

Пермяков А. А. Внешкольное физическое воспитание подростков: М.:Совет. шк., 1989.

Романенко В. А. Двигательные способности человека: учебник / В.Романенко. — СПб, 1999. — С. 51

Сухарев А. Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирования / / Гигиена и санитария.-1982. — № 5. — С.70−72.

Теория и методика физического воспитания: Уч. для высш уч. Завед. Физ. восп. и спорта / Под ред. Т. Ю. Круцевич — М.: Олимпийская литература, 2003. — 424 с.

Ульмер Г., Брюк К., Вальдек Ф., Гарт А., Тевс Г. Физиология челвека: В 4-х Томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — М.: Мир, 1986.

Физическая культура в семье. Изд. 3-е, перераб. М. «Физкультура и спорт», 1973.

Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеских спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1980.

Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: ФиС, 1991. — 224с.

Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. —М.:Просвещение, 1990. —319с.

Хрипкова А. Г., Колесов

Д В. Гигиена и здоровье школьника. — М.: Просвещение, 1988. — 212 с.

Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания школьников. Ч 1. М.: Учебная книга-, 2001. — 272 с.

Романенко В. А. Двигательные способности человека: учебник / В.Романенко. — СПб, 1999. — С. 51

Вильчковский Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. — М.: ВНТЛ, 1998. — 336 с.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Юрий Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. — С. 107.

Филин В.П., Фомин Н. А. Основы юношеских спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1980

Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: ФиС, 1991. — 224с

Романенко В. А. Двигательные способности человека: учебник / В.Романенко. — СПб, 1999. — С. 51

Маруненко И. М., Неведомская Е. А., Бобрицкий В. И. Анатомия и возрастная физиология с основами школьной гигиены. — М.: ИД «Профессионал», 2004. — 479 с

Маруненко И. М., Неведомская Е. А., Бобрицкий В. И. Анатомия и возрастная физиология с основами школьной гигиены. — М.: ИД «Профессионал», 2004. — 479 с

Линец Н. Н. Основы методики развития двигательных качеств. — М.: Штабар, 1997. — 207 с Ильин А.

Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. — 2003. — № 22. ;

С. 12−13

Ильин А. Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. — 2003. — № 22. — С. 12−13

Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер

Д. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ 'Академия*, 2002. —-416с.

Дубровский В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. — М.: Гуманист.

Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — С. 238−270

Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. —М.:Просвещение, 1990. —319с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Методические рекомендации к лабораторно-практических занятий по основам теории и методики физического воспитания. — Саратов, 2000. — 42 с.
  2. Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — К.: Здоровье, 1998. — 224 с.
  3. .А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский и др. — М.: Просвещение, 1979. — 360 с.
  4. М. М., Сонькин В. Д., ФарберД А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
  5. В.И. Анатомия, возрастная физиологии и школьная гигиена. Уч. метод. посибн. — К.: Профессионал, 2004. — 80 с.
  6. Е. Г., Муравов И. В. Валеология. Теоретические основы валеологии. — М., 1997. — 224 с.
  7. Э. С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник / Э. Вильчковский. — М.: ВНТЛ, 1998. — 336 с.
  8. Э.С., Козленко М. П., Цвек С. Ф. Система физического воспитания младших школьников. Учебно-методическое пособие. — М.: ИЗМН, 1998. — 232 с.
  9. Л.В. Теория и методика детского и юношеских спорта. К.: Олимпийская, 2002. — 294 с.
  10. С. И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. — М.: Высшая школа, 1974. — 468 с.
  11. С. И. Физиологические особенности детей. — М.: Просвещение, 1965. — 243 с.
  12. Л. Д Физическая культура-дошкольника: Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. — 264 с.
  13. В. Г. Валеология. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 256 с.
  14. , Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7−17 лет / Л. С. Дворкин, С. В. Новаковский, С. В. Степанов / / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. — 2003. — N 3. — С. 29.
  15. Т. И. Двигательный режим в детском саду: учебник / Т. Дмитренко. — М.: Сов. школа, 1980. — 96 с
  16. В. И. Спортивная медицина / В. И. Дубровский. — М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — С. 238−270
  17. В.И. Физиологическая характеристика развития организма школьников. — М.: Знание, 1994.
  18. А. Особенности подросткового возраста / / Здоровье детей. — 2003. — № 22. — С. 12−13.
  19. Д.В. Учитель в психологи и физиологии подростка / Д. В. Колесов, И. Ф. Мягков. — М.: Просвещение, 1986.
  20. Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Юрий Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. — С. 107.
  21. Н. Н. Основы методики развития двигательных качеств. — М.: Штабар, 1997. — 207 с.
  22. С. Учитесь быть здоровыми. — М., 1993. — 160 с.
  23. Лях В. И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / / Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 8. — С. 44−46.
  24. А. А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  25. И. М., Неведомская Е. А., Бобрицкий В. И. Анатомия и возрастная физиология с основами школьной гигиены. — М.: ИД «Профессионал», 2004. — 479 с.
  26. А. П. Методика физического воспитания в начальной школе. — М.: Владос-Пресс, 2003. — 248 с.
  27. А.А. Внешкольное физическое воспитание подростков: М.:Совет. шк., 1989.
  28. В. А. Двигательные способности человека: учебник / В.Романенко. — СПб, 1999. — С. 51
  29. А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирования / / Гигиена и санитария.-1982. — № 5. — С.70−72.
  30. Теория и методика физического воспитания: Уч. для высш уч. Завед. Физ. восп. и спорта / Под ред. Т. Ю. Круцевич — М.: Олимпийская, 2003. — 424 с.
  31. Г., Брюк К., Вальдек Ф., Гарт А., Тевс Г. Физиология челвека: В 4-х Томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. — М.: Мир, 1986.
  32. Физическая культура в семье. Изд. 3-е, перераб. М. «Физкультура и спорт», 1973.
  33. В.П., Фомин Н. А. Основы юношеских спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1980.
  34. , Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов. — М.: ФиС, 1991. — 224с.
  35. А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. —М.:Просвещение, 1990. —319с.
  36. А. Г., КолесовД В. Гигиена и здоровье школьника. — М.: Просвещение, 1988. — 212 с.
  37. .М. Теория и методика физического воспитания школьников. Ч 1. М.: Учебная книга-, 2001. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ