Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Современные историки об эпохе Петра Великого

Реферат Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Во главе этой веселой компании пребывали «князь-папа» («патриарх») и «князь-кесарь». Сам же его венценосный юморист пребывал на задворках и числился «протодиаконом Петром Михайловым». «Князем-кесарем» был изначально поставлен Федор Юрьевич Ромодановский (могущественный царедворец князь). Петр I звал его также «пресветлым царским величеством» и «королем», себя же он именовал «последним рабом… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Пивоварение в эпоху Петра I
  • 2. Братья Орловы
  • 3. Налог на бороду
  • 4. «Палач взялся за топор»
  • 5. «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор»
  • Заключение
  • Список литературы

Современные историки об эпохе Петра Великого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Столь грозный и бескомпромиссный в восприятии современников и особенно потомков царь Петр Алексеевич был в реальности не таким уж беспощадным к лихоимцам и казнокрадам из рядов собственного окружения.

Кого не успел простить Петр I, миловала Екатерина I.

Поэтому затруднительно согласиться с мнением уважаемого исследователя о том, что «буквально все „новопризванные“ Петром люди были мошенниками и подлецами безотносительно к любому времени». В самом деле, ведь 51 сановник (62% высших администраторов России первой четверти XVIII века) — несмотря на бесперебойную работу вездесущей фискальной службы — никак не соприкасалась с органами уголовной юстиции.

Выходит, большинство руководящих лиц в тогдашних коридорах власти служили все-таки честно. [4]

5. «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор»

«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» — это полуофициальный орган для увеселения государя в часы его досуга, во время торжеств праздников и был создан Петром в начале 1690-х гг. Вначале он взбудоражил умы современников, а позже и историков, интерес которых не угасает к царским забавам до сих пор. Что интересно — фактическая база для суждений о «соборе» остается в основном такой же, что и 100 лет назад. А вот документы о повседневной жизни «соборян» мирно пылятся в архивах…

По традиции до сих пор описывается только внешняя сторона «собора» — та, которая была видна уличным зевакам во время масленицы и святок, а царским гостям — на аудиенциях, званых обедах, маскарадах и ассамблеях. Мемуары современников Петра Великого не оставляют сомнений в том, что главной целью публичных акций «соборян» был эпатаж столичных жителей (причем русских и иноземцев в равной мере). Царь и его соратники любили пародировать обряды христианской церкви (и католической, и православной), а также гос. символы Западной Европы и России.

Во главе этой веселой компании пребывали «князь-папа» («патриарх») и «князь-кесарь». Сам же его венценосный юморист пребывал на задворках и числился «протодиаконом Петром Михайловым». «Князем-кесарем» был изначально поставлен Федор Юрьевич Ромодановский (могущественный царедворец князь). Петр I звал его также «пресветлым царским величеством» и «королем», себя же он именовал «последним рабом и холопом» князя, в конце писем к нему подписывался «Петрушка Алексеев» или Pieter, а в потешных церемониях целовал ему руку. В сентябре 1717 г. после смерти шутовского монарха титул «кесаря» перешел к Ивану Федоровичу, его сыну.

Внутренняя же жизнь потешного «собора» от посторонних глаз по большей части была скрыта. Если обратиться к чудом сохранившимся бума;

гам и письмам «соборян», то можно увидеть, что в среде «сумасброднейших» соратников Петра Великого бытовал своеобразный жаргон. К примеру, пьянство именовалось просто «Ивашкой» или «Ивашкой Хмельницким», а распутство — «Еремкой». Широко использовали и русский мат — как в живом общении и переписке, так и во время различных «соборных» заседаний.

У «соборян» была постоянная обслуга (в первую очередь из домочадцев «князя-папы»), а также целый штат профессиональных смехачей — «грозных заик 12 человек, папиных поддьяков плешивых 12 человек, весны 24 человека» (последние подражали голосам птиц). Активно привлекались к увеселениям также певчие, музыканты (с бубнами и другими скоморошьими инструментами), шуты, «дуракови» и лица, которые изображали Бахуса.

Некоторые из штатных смехачей пользовались почетом.

Естественно, учреждение «всепьянейшего собора» было составной частью петровских реформ, которые были направлены на «обмирщение культуры». Однако вряд ли правы авторы, которые в петровской затее видят лишь средство борьбы с церковью. И дело здесь не только в том, что институты парламентаризма и монархии также подвергались «соборному» пародированию. Главное, что эта пародия, если она не скатывается к гротеску и абсурду, вообще не может быть средством борьбы с чем-либо — не нужно путать ее с сатирой и кощунством. Пародист не стремится изжить объект своего внимания, он наоборот — парадоксальным образом утверждает его в наличной системе мироздания. Однако, нельзя закрывать глаза также и на то, что пародийное начало, которое было присуще «собору», нередко растворялось и тонуло в стихии чревоугодия, пьяного разгула, грубого юмора и сквернословия — в общем, всего того, что до сих пор составляет не лучшую часть мужской субкультуры.

Но у этих забав была и другая сторона. Для царя Петра Великого «собор» стал механизмом сплочения и отбора наиболее преданных лиц. Во время «шумства» они проходили проверку на послушание, демонстрировали фантазию и свои творческие способности, привыкали к мысли, что преодолимы сословные перегородки.

Помимо этого, они учились видеть в самоуничижении («терпении» и «смирении») величие, т. е. примеряли к себе то, что в православной традиции считается и считалось доступным лишь праведникам и Христу.

В массовое сознание благодаря «сумасброднейшему собору» исподволь внедрялась такая важная идея, которая отличала менталитет Нового времени от средневекового, — т. е. убеждение в том, что «природа» (сущность) человека не зависит от его «чина» — статуса, происхождения, предписанной манеры поведения, образа жизни … [5]

Заключение

Согласно многим социологическим опросам, самым «питерским» напитком жители Северной столицы считают пиво. Именно здесь проходят самые крупные в России пивные праздники и производятся многие известные в стране марки пенного напитка. Эта традиция имеет глубокие исторические корни и восходит к основателю «града Петрова», великому императору…

История о том, как Петр I, во выражению Василия Осиповича Ключевского, «стриг бороды до крови, а кафтаны до непотребства», стала одной из первых в истории государства, когда власть попыталась регламентировать самые незначительные мелочи личной жизни.

Пётр Великий в целом относился к чиновникам, которые преступили закон, непримиримо. Всеми силами он стремился выжечь издревле разъедавшие отечественный госаппарат язвы злоупотребления должностными полномочиями, казнокрадства, взяточничества. По воле монарха-преобразователя были созданы органы уголовного преследования и надзора — прокуратура и фискальская служба, специализированные органы предварительного следствия и суда. Были приняты защищавшие интересы гос. службы строгие законодательные акты.

«Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» — это полуофициальный орган для увеселения государя в часы его досуга, во время торжеств праздников и был создан Петром в начале 1690-х гг. Вначале он взбудоражил умы современников, а позже и историков, интерес которых не угасает к царским забавам до сих пор. Что интересно — фактическая база для суждений о «соборе» остается в основном такой же, что и 100 лет назад. А вот документы о повседневной жизни «соборян» мирно пылятся в архивах…

Список литературы

Акишин М. «Налог на бороду», Родина № 2, 2005 г.

Выскочков Л. «Большой бокал на маленьком подносе», Родина № 4, 2000 г.

Петрухинцев Н. «В тени «Орлиного гнезда», Родина № 6, 2005 г.

Серов Д. «Палач взялся за топор», Родина № 8, 2006 г.

Усенко О. «Сумасброднейший собор», Родина № 2, 2005 г.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. «Налог на бороду», Родина № 2, 2005 г.
  2. Л. «Большой бокал на маленьком подносе», Родина № 4, 2000 г.
  3. Н. «В тени «Орлиного гнезда», Родина № 6, 2005 г.
  4. Д. «Палач взялся за топор», Родина № 8, 2006 г.
  5. О. «Сумасброднейший собор», Родина № 2, 2005 г.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ