Транспортная система Республики Беларусь
Автомобильный транспорт транспорт беларусь автомобильный речной Наибольшую протяженность в Беларуси имеют автомобильные дороги общего пользования, длина которых превышает 63 тыс. км, в том числе 61 тыс. км — дороги с твердым покрытием — по их густоте среди государств СНГ республика занимает третье место после Азербайджана и Молдовы (292 км/ 1000 км2), однако значительно уступает странам Балтии… Читать ещё >
Транспортная система Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ГУО «Белорусский государственный экономический университет»
Сообщение
по дисциплине Транспортная система
на тему «Транспортная система Республики Беларусь»
Подготовили: студентки ФМк группы 13 ДМЛ-2
Н.Г. Козлова, А. И. Билецкая Проверил: ассистент кафедры логистики и ценовой политики Г. С. Новик Минск 2014/2015
Транспортный комплекс Республики Беларусь включает в себя автомобильную, железнодорожную, воздушную, речную, трубопроводную и городскую транспортную системы.
Железнодорожная система Оператор белорусской сети железных дорог — государственное объединение Белорусская железная дорога. Белорусская железная дорога осуществляет около 75% всех выполняемых в стране грузовых и более 50% пассажирских перевозок. На БЖД работают около 110 тыс. человекhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 — cite_note-news.tut.by-1.
На железных дорогах Беларуси используется колея 1520 мм, эксплуатационная длина путей — 5512 км. БЖД обслуживает 21 вокзал, 320 станций, более пятисот пассажирских остановочных пунктовhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 — cite_note-4.
Дорога граничит с железными дорогами Украины (Українські залізниці), железными дорогами Польши (Polskie Koleje Paсstwowe), железными дорогами Литвы (Lietuvos Geleћinkeliai), железными дорогами Латвии (Latvijas dzelzceпр), железными дорогами России (РЖД).
С 1992 г. железные дороги взяли на себя основную часть пассажирских перевозок, а в настоящее время на долю железнодорожного транспорта уже приходится 47,5% пассажирооборота транспорта общего пользования республики (2 место).
Беларусь имеет довольно высокую плотность железных дорог (27 км/1000 км2 территории), уступая в СНГ только Украине, Молдове и Армении. Однако по сравнению с развитыми странами она значительно уступает им как по плотности, так и по качеству железных дорог. В Беларуси только 16% дорог электрифицировано.
Территорию страны пересекают два панъевропейских транспортных коридора, обозначенные в международной классификации номерами 2 (Запад-Восток) и 9 (Север-Юг) с ответвлением 9b.
· Транспортный коридор № 2 Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, проходит через Германию, Польшу, Белоруссию и Россию.
· Транспортный коридор № 9 проходит через Финляндию, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Грецию.
Автомобильный транспорт транспорт беларусь автомобильный речной Наибольшую протяженность в Беларуси имеют автомобильные дороги общего пользования, длина которых превышает 63 тыс. км, в том числе 61 тыс. км — дороги с твердым покрытием — по их густоте среди государств СНГ республика занимает третье место после Азербайджана и Молдовы (292 км/ 1000 км2), однако значительно уступает странам Балтии (в каждой из них этот показатель приближается к 400 км).
На автомобильные дороги республики ложится основная нагрузка по перевозке товаров и пассажиров на близкое и среднее расстояния. Автотранспортом перевозится более 80% всех грузов и пассажиров.
В общем грузообороте транспорта общего пользования доля автотранспорта составила 24% и по этому показателю он уступает только железнодорожному транспорту. В пассажирообороте автомобильный транспорт лидирует, его доля 47,6% (2007).
Особенности: основная часть автомобильных дорог республики характеризуется:
— относительно невысоким качеством (только 70% имеют асфальтои цементобетонное покрытие, а около 30% приходится на гравийные дороги);
— дороги имеют высокую степень износа (более 28 тыс. км автодорог (это составляет почти 45% их общей протяженности) все еще находятся в эксплуатации, хотя установленный для них нормативный срок службы без капитального ремонта уже превышен;
— свыше 10% автомобильных дорог республиканского значения имеют пропускную способность, не отвечающую интенсивности движения транспортных средств;
— 50% дорог характеризуются способностью нести нагрузку не более 6 т на ось;
— 70% дорожных знаков не имеют покрытия для темного времени суток;
— около 36% протяженности мостов и путепроводов не соответствуют нормативным требованиям по габаритам проезда и 24% - по грузоподъемности;
— в неудовлетворительном состоянии находится техническое состояние парка подвижного состава: свыше 40% автобусов имеют полный физический износ, количество грузовых автомобилей в системе транспорта общего пользования со сроком эксплуатации свыше 8 лет составляет 35%.
География:
— главная трасса Беларуси — М1/Е30 Брест-Минск-граница России. Это единственная белорусская магистраль, которая отвечает европейскому уровню.
К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное международное значение относятся автомобильные дороги:
— Гомель-Жлобин-Минск-граница Литвы;
— Гомель-Могилев-Витебск-граница России.
Речной транспорт Речной транспорт в современных условиях играет значительно меньшую роль в хозяйственной жизни республики, чем другие виды. Его удельный вес в грузои пассажирообороте за последние годы значительно сократился и составил менее 1%. Между тем, до строительства железных дорог, речному транспорту принадлежало ведущее место в экономике. Водными путями на Беларуси пользовались издавна: по Днепру и Западной Двине проходил знаменитый путь «из варяг в греки», по Припяти и Западному Бугу осуществлялись связи с Польшей и Чехией. В конце XVIII — начале XIX в. в связи с развитием торговли были построены Днепровско-Бугский канал, который действует по сегодняшний день, канал Агинского (соединил бассейн Немана и Днепра), Августовская система каналов (Неман-Висла), Березинская водная система, связывавшая бассейны Днепра и Западной Двины.
Общая протяженность судоходных путей республики составляет около 1798 км. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров принадлежит Днепру с его притоками (более 90% всего грузооборота), Западной Двине и небольшому участку Немана (ниже г. Мосты).
В пределах республики по рекам перевозятся преимущественно строительные материалы и минеральные удобрения. Межгосударственные перевозки за последние годы значительно сократились и, вероятно, из-за конкуренции с другими видами транспорта никогда не займут того места, которое занимали ранее. Исключение составляют калийные удобрения, вывоз которых в последние годы за пределы республики речным транспортом увеличился (от ст. Калий через Барановичи, Лунинец до Мозыря они поступают железной дорогой, а затем по Припяти направляются в порты Черного моря).
Менее эффективны речные перевозки и внутри республики, что связано не только с высокими тарифами и низкой маневренностью, но и с изолированностью речных бассейнов, отсутствием между ними искусственных водных соединений.
Актуальным для Беларуси является использование морского торгового флота и портов сопредельных государств (России, Украины, Польши, стран Балтии), имеющих выход к морю. Около 70% всего белорусского экспорта и импорта в страны вне СНГ осуществляется морским транспортом. Значительные затраты на фрахт зарубежных судов тяжелым грузом ложатся на бюджет республики.
Воздушный транспорт Воздушный транспорт Беларуси используется главным образом для перевозок пассажиров, срочных и скоропортящихся грузов, почты. В общем пассажирообороте он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту.
Имеется семь международных аэропортов:
· Национальный аэропорт Минск (Минск-2)
· Аэропорт Минск-1
· Аэропорт Брест
· Аэропорт Витебск
· Аэропорт Гомель
· Аэропорт Гродно
· Аэропорт Могилёв Национальный аэропорт Минск и аэропорт Минск-1 функционируют в качестве самостоятельныхпредприятий. Аэропорты Брест, Витебск, Могилёв, Гомель и Гродно входят в состав Государственного предприятия «Белаэронавигация» и являются его филиалами.
Национальный авиаперевозчик страны — компания Белавиа, кроме того белорусскую регистрацию имеют авиакомпании Гомельавиа и Трансавиаэкспорт.
Беларусь насчитывает сеть аэропортов, из которых проложены авиарейсы более чем в 20 городов СНГ, а из аэропорта «Минск-2» выполняются рейсы в ряд городов Европы, Азии, а через аэропорт «Шэннон» — в Бостон, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. Осуществляются также чартерные рейсы в Европу, Азию, Африку и Америку. Предусматривается организация движения самолетов и в другие страны. Однако для завоевания надлежащего места на рынке необходимо создать мировой уровень сервисных услуг, как в аэропортах, так и по сопровождению самолетов в воздушном пространстве. Это необходимо еще и потому, что через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95% полетов в воздушном пространстве республики выполняются транзитом и примерно 5% с посадкой в аэропорту «Минск-2»).
Трубопроводный транспорт Через территорию Белоруссии осуществляются поставки российского газа и нефти в Польшу, Германию, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, на Украину, а также в российскую Калининградскую область.
Через Беларусь проложен основной для российского экспорта нефтепровод «Дружба», а также менее значимый нефтепровод Ярославль — Полоцк — к прибалтийским портам и НПЗ.
Через Беларусь проходит участок магистрального газопровода «Ямал — Европа». Он принадлежит «Газпрому», однако находится в оперативном управлении белорусского «Белтрансгаза».
Кроме того на территории республики создана сеть нефтепродуктопроводов связанная с Российскими продуктопроводами и имеющая выход на Западную Украину и в порт Вентспилс.
Городской транспорт Городской транспорт Республики Беларусь включает
1) метрополитен (единственный город, где существует сеть метро — Минск):
2) трамвайная система (функционирует в 4х городах: Минске, Витебске, Мозыре и Новополоцке;
3) троллейбусная система;
4) автобусная система;
5) маршрутное такси.