Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие коммуникативных навыков общения творчески одаренных младших школьников со сверстниками

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Любознательность ранг стремление к общению в больших группах детей ранг стремление к доминированию или лидерству в группе детей ранг конфликтность, агрессивность ранг реакция на фрустрацию ранг стремление к уединению, отгороженность ранг 1 4 14 3 22,5 4 6,5 4 15 5 2 2 24,5 2 4 14 2 36 3 19,5 5 4 3 22,5 3 6,5 3 3 30 2 36 2 33 5 4 4 8,5 2 24,5 4 4 14 3 22,5 1 38,5 3 30,5 4 8,5 3 6,5 5 2 39 3 22,5 2… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития коммуникативных навыков у творчески одаренных младших школьников со сверстниками
    • 1. 1. Роль общения в развитии детей младшего школьного возраста
    • 1. 3. Формирование сферы общения детей к младшему школьному возрасту
  • Глава 2. Эмпирическое исследования развития коммуникативных навыков у творчески одаренных младших школьников со сверстниками
    • 2. 1. Этапы и методы исследования
    • 2. 2. коррекционно — развивающих занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков у творчески одаренных младших школьников со сверстниками
    • 2. 3. Проверка результатов эксперимента
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4

Развитие коммуникативных навыков общения творчески одаренных младших школьников со сверстниками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прощай!≫

Упражнение «Подарок»

Детям предлагается по кругу подарить воображаемый подарок друг другу — ≪Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее зато, что она замешкалась у источника.

— Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала. Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

— Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления.

— Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.) Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст≫.

Упражнение «Украшения»

≪Ребята, как вы думаете, что можно сделать из жемчуга и алмазов?≫

Детям предлагается выбрать по три геометрические фигуры и совместно сделать ≪бусы≫ на разложенной на полу веревочке (психолог обращает внимание детей на правила поведения во время совместной деятельности).

≪Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку… А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

— Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.

— А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать. — И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме≫.

Тренинг эмоций «Упрямая девочка»

Дети по очереди изображают упрямого ребенка, который топает ногой и кричит: ≪Не хочу!≫, ≪Не пойду!≫.

≪Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

— Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого! Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите…

— Однако вы не очень-то любезны, — сказала спокойно фея. — Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!≫

Телесно-ориентированное упражнение Детям предлагается по сигналу психолога ≪превратиться≫ в змею или жабу (ползать либо прыгать). Один хлопок — в змею; два хлопка — в жабу.

≪Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

— Это ты, доченька? Ну как?

— А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

— Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?

… А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу≫.

Релаксационное упражнение «Звуки природы»

Дети в течение 2—3 минут слушают аудиозапись со звуками природы. ≪Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны. Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем-то горько плачет.

— Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала всю историю. Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней≫

Упражнение «Мой хороший попугай»

Упражнение способствует развитию эмпатии, умения работать в группе. Дети стоят в кругу. Затем психолог говорит: ≪Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова?≫

Дети предлагают: ≪Говорить с ним ласково≫, ≪Научить его играть≫ и т. д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать другому ребенку.

Упражнение «Фея Доброты»

Дети встают в круг и вытягивают перед собой руки. Психолог незаметно кладет в ладошки одного из детей колечко и громко говорит: ≪Кто сегодня всех добрей, выходи ко мне скорей≫. Тот, у кого колечко, должен выбежать в центр круга. Этот человек становится феей доброты. Фея доброты дотрагивается до кого-либо из детей колечком и говорит о нем что-то доброе. Тот, до кого дотронулась фея, должен сказать что-нибудь доброе о своем соседе, который, в свою очередь, говорит что-то доброе следующему по кругу человеку и т. д. Последний человек в круге вместе с феей повторяет все доброе, что дети сказали друг о друге.

Упражнение «Найди добрые руки»

Детям завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти к другим детям и найти с закрытыми глазами добрые руки и в ответ тоже подарить руками доброту. После этого дети снимают повязки и делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Когда приходит доброта»

Психолог просит детей представить, что фея доброты подарила им ларец с дарами доброты. Затем дети перечисляют, что может быть добрым. Например, добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд, доброе слово, добрая душа, доброе сердце, добрый день и т. д.

≪Чтобы помочь фее оживить дары, нужно сделать следующее:

• посмотреть друг на друга добрыми глазами;

• улыбнуться друг другу доброй улыбкой;

• подарить друг другу добрый взгляд;

• сказать друг другу доброе слово;

• рассказать о добром дне≫.

Упражнение «Добрый мир»

Каждому ребенку психолог раздает карточки с разными картинками. Например: самолет, поезд, дом, лес, река, солнце, цветок и т. д. Дети должны придумать и рассказать сказку о добром самолете (поезде, доме, реке и т. д.)

Коммуникативное упражнение «Принц-на-цыпочках»

Дети садятся в круг. ≪Принц-на-цыпочках≫ (≪принцесса-на-цыпочках≫) тихими неслышными шагами подходит к одному из участников

группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся ≪принц≫, должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения. В этот момент принц оборачивается к своей свите, раскрывает руки и говорит: ≪Благодарю вас, господа!≫ После чего все возвращаются на свои места.

Этюд «Поссорились и помирились»

Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой (руки на поясе или за спиной). Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Функциональное упражнение «Тух-диби-дух»

В этом ритуале заложен комичный парадокс. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они не разговаривая, хаотично двигаются по комнате и, останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово ≪Тух-диби-дух≫. Другой участник может промолчать или трижды произнести волшебное слово ≪Тух-диби-дух≫. После этого продолжать движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться.

Мирная считалка Психолог разучивает с детьми ≪Мирную считалку≫ М. Д. Яснова:

На пороге, у развилки, Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились, Не сдержались — и сцепились!

Прибежали разнималки —

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке Прискакали две мирилки.

Прекратилась перепалка, И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять —

Хорошо друзей считать!

Упражнение «Фея вежливости»

Психолог приносит шкатулку и говорит, что фея вежливости прислала детям свои дары. Получит их тот, кто назовет больше всего вежливых слов. За каждое вежливое слово дети получают фишку (звездочку, цветочек и т. д.). Выбирается самый вежливый ребенок.

Беседа «Кого мы называем вежливым»

Психолог обсуждает с детьми некоторые человеческие качества, способствующие человеческому общению, после этого они вырабатывают правила развития в себе этих качеств.

Правила вежливости:

Вежливость — умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя — попрощайся.

Не заставляй о себе волноваться, уходишь — скажи, куда идешь и когда вернешься.

Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

Розовое слово «Привет»

Психолог читает отрывок из рассказа Дж. Родари. ≪ Один мальчик растерял все хорошие слова.

Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: «Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки». Потом велел мальчику поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово «у-у-у-ф», тоже нехорошее слово, затем слово ≪отстань≫, тоже плохое. Наконец он обнаружил розовое слово «привет» .

Положил его в карман и отнес домой, после этого научился говорить хорошие слова и стал хорошим, добрым мальчиком≫. Дети получают роли мамы, врача и мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.

Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

≪ Сядьте поудобнее… Сделайте глубокий вдох… и выдох… Почувствуйте, как с каждым вдохом и с каждым выдохом волна спокойствия окутывает ваше тело… Представьте…

К вам подплывает белое пушистое облако. Вот оно все ближе и ближе. Вот оно подошло настолько близко, что вы погружаетесь в него, словно в мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши руки… ноги… спина уютно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо.

Все выше и выше… Тем, кто остался на земле, оно кажется все меньше и меньше… Легкий ветерок овевает ваши лица, руки, ноги. Вам спокойно и хорошо. Ваше облако плывет в удивительное и необыкновенное место. Рассмотрите его сверху внимательно. А теперь вы можете медленно приземлиться и посмотреть на него вблизи. В этом месте с вами могут произойти какие-то чудеса, что-то очень важное и нужное для вас…

Я не знаю, что это будет. Это может быть все, что угодно… (30 секунд). Теперь вы снова на своем облаке плывете по небесному океану. Оно везет вас назад, в то место, откуда вы начали свое путешествие. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно подарило вам приятные минуты.

Понаблюдайте за ним еще немного. Посмотрите, как оно медленно растает в воздухе… И вернитесь сюда, в нашу комнату…≫

Коммуникативное упражнение «Сороконожка»

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора ≪Сороконожка≫ начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить ≪Сороконожку≫.

Релаксация по представлению Все дети удобно располагаются на ковре. Ведущий тихим, спокойным голосом зачитывает текст: ≪Закройте глазки и представьте, что вы лежите на мягком, теплом облаке. Кажется, что это вовсе и не облако, а большая гора ваты. Оно с радостью обнимает каждого из нас и приглашает отдохнуть. Облако плавно поднимается с земли и медленно, баюкая, несет нас по воздуху. Небо такое синее и спокойное, что похоже на нарисованное. Сверху на нас глядит доброе, ласковое солнышко, каждый лучик которого согревает нас. Нежный ветерок обдувает нас.

Откуда-то издалека доносится пение птиц. Нам так хорошо, приятно, тепло и спокойно. Кажется, что мы попали в сказочную страну. Мы открываем глазки и видим, что так оно и есть на самом деле — мы в сказочной стране≫.

Психолог начинает рассказывать ≪Сказку о том, как птички-сестрички в беду попали≫. ≪Давным-давно жили в одном лесу три маленькие птички —зеленая, красная и желтая. Было им весело, целыми днями они порхали с ветки на ветку, играли да плясали≫.

танцевальная терапия «Веселые птички»

≪Но вот однажды все небо заволокло тучами и пошел проливной дождь. Промокли птички и стали искать, где бы им укрыться≫.

Упражнение «Солнышко и дождик»

≪Прилетели птички к елочке и говорят: — Укрой нас, елочка, под своими ветвями.

А елочка отвечает: — Я укрою только зеленую птичку, а вы ищите себе другое укрытие.

Тут зеленая птичка говорит: — Раз ты моих сестричек не хочешь укрыть, то и я не останусь у тебя. И полетели они дальше≫.

Когнитивное упражнение «Визуализация перемещений»

И. п. — сидя на полу. Детям предлагается представить себя в любом месте земного шара. Для этого необходимо ощутить себя легко плывущим над землей, почувствовать тепло солнечных лучей и дуновение ветерка, замечать запахи и звуки.

≪А дождь льет и льет. Промокли перышки у птичек. Наконец подлетели они к грибу-мухомору и говорят: — Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.

Гриб — мухомор им в ответ: — Хорошо, но я укрою только красную птичку, мне только этот цвет нравится, а зеленая и желтая пусть себе ищут другое место.

Красная птичка ему говорит: — Я никогда не останусь одна без своих любимых сестриц. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть≫.

Игра-шутка «Сиамские близнецы»

Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары ≪наоборот≫. Они должны сплясать ≪барыню≫. Пробежать десять метров туда и обратно, как ≪сиамские≫ близнецы. ≪Обиделись маленькие птички на лесных жителей и полетели в поле. И тут они увидели целое поле желтых подсолнухов. Обрадовались птички и все дружно обратились к подсолнухам: — Укройте нас от дождя, мы уже совсем не можем летать, наши крылышки совершенно промокли и сами мы очень продрогли.

Закивали подсолнухи и спрятали птичек под свои большие желтые головки, напоминающие маленькие солнышки≫.

Коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»

Участники садятся в круг и получают восковые мелки и подписанный лист бумаги. По команде инструктора дети начинают рисовать какую-нибудь картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева, недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат картинку, которую начали рисовать. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку. Игру можно оживить музыкальным сопровождением. ≪Увидело это солнышко, что за тучами скрывалось и обрадовалось: есть же на свете такая верная и бескорыстная дружба. И решило солнышко птичкам помочь: прогнало дождь, разогнало тучи, и снова кругом все засияло≫.

Этюд «Солнечный зайчик»

Дети сидят в кругу. Психолог говорит: ≪Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему≫.

≪Высушили свои крылышки птички, согрелись, стали опять играть и плясать. Высоко в небе раздавались веселые песни — это подружкисестрички благодарили подсолнухи за помощь в беде. Так они веселились и кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, не знаю. Только знаю, что дружба — в любой беде опора≫.

Рисунок «Я + Ты»

Психолог раскладывает на полу лист обоев в рост ребенка и предлагает детям разбиться на пары. Затем предлагает одному ребенку из пары лечь на лист обоев и обводит одну сторону. Затем на то же место ложится второй ребенок из пары и психолог обводит другую сторону. В результате получается один общий портрет. После этого дети самостоятельно разукрашивают свою половину и дают получившемуся на портрете ребенку имя, состоящее из частей своих имен (например, Арден — Артур + Денис)

Упражнение «Сказочная шкатулка»

Психолог говорит детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Психолог открывает шкатулку и раскладывает перед детьми карточки с изображением сказочных героев.

Затем предлагает рассмотреть их, выбрать своих любимых персонажей и рассказать: какие они, чем они нравятся, как они выглядят, какой у них характер, что общего у детей с ними. ≪А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется, веселится≫.

Упражнение «Встреча сказочных героев»

Психолог подбирает для каждого ребенка сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик-с-пальчик); ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребенку с двигательной расторможенностью — роль, предусматривающая ограничения активности (стеклянный человек, часовой на посту) и т. п. Дети разбиваются на пары и разыгрывают встречу сказочных героев. Каждому ребенку волшебник дает потри ≪жизни≫, которых они лишаются, если изменят поведение своих героев.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — ≪голова дракона≫, последний — ≪хвост≫. ≪Голова≫ пытается поймать ≪хвост≫, а тот уворачивается. ≪Тело≫ дракона неразрывно, как только ≪голова≫ схватила ≪хвост≫, она становится ≪хвостом≫. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они переходят воображаемые препятствия. ≪ Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья…

Вдруг на тропинке появились лужи… Одна… Вторая… Третья… Снова спокойно идем по тропинке…

Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке…

Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз…

два… три… четыре… Перешли болото, снова идем спокойно… Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно.

Переходим овраг по бревну… осторожно идем! … Ух! Наконец-то перешли… Идем спокойно… Что это? Тропика вдруг стала липкая от мокрой раскисшей глины.

Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… А теперь через тропинку упало дерево. Да такое огромное! Ветки во все стороны!..

Перелезаем через упавшее дерево… Вот и пришли! Молодцы!≫

Игра «Отгадай, кто рядом»

Дети ходят по комнате, стараясь не задевать друг друга. Услышав команду психолога ≪Глаза закрыть≫, дети закрывают глаза и медленно идут к центру комнаты. Когда дети приближаются друг к другу, психолог произносит: ≪Раз-два-три, того, кто рядом, за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это, отгадай≫. Дети на ощупь определяют, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаза.

Рисование «Волшебный лес»

Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому они шли по тропинке, и ответить: какое время года было, какая погода стояла в лесу, какое время суток, какое настроение было у каждого во время прогулки по лесу (надо дать слово каждому ребенку и затем попросить детей нарисовать индивидуальные картины ≪Волшебный лес≫).

Упражнение «Танец»

Психолог предлагает детям потанцевать, причем каждый танцует, как хочет. Ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении психолог предлагает следующие темы: станцуй ≪бабочку≫, ≪зайчика≫, ≪веселого ежика≫, ≪лошадку≫, ≪дерево≫, цветок≫, птичку.

Игровое упражнение «Сотворение чуда»

Дети берут ≪волшебный фонарик≫, идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают: ≪Чем я могу тебе помочь? Что для тебя сделать?≫. Ответы могут быть ситуативные: ≪Улыбнись≫, ≪Станцуй≫, ≪Спой≫ или перспективные — тогда дети договариваются о месте, времени ≪сотворения чуда≫.

Игровое упражнение «В гостях у сказки»

В комнате в свободном порядке расставляются стулья. Психолог предлагает детям следующую игру: ≪У меня в руках волшебный платочек. Я взмахну им, и мы окажемся на зеленой поляне в лесу. Будем ходить по поляне, рвать цветы и ягоды, а как только я захлопаю в ладоши — вы спрячетесь за свои стульчики, — опасность близка: гуси-лебеди летят, унести вас всех хотят≫. Дети прячутся за спинки своих стульчиков. ≪ Никого нет! Можно облегченно растянуться на ковре≫. Дети ложатся на живот, а голову кладут на ладони согнутых в локтях рук.

≪ Снова прячемся за стульчики, выглядываем — нет ли гусей? Шейку вытягиваем в одну сторону, в другую, вниз≫. Опять улетели гуси. Снова можно отдохнуть≫. Дети снова ложатся на живот, сгибают руки в локтях, ладони кладут одну на другую и совершают головой вращательные движения, ≪катают≫ голову, как яблочко по блюдечку. ≪ Пока мы отдыхали, гуси-лебеди наш платочек унесли. Вон они полетели. Давайте погрозим им кулачками: крепко руки в кулачки зажали≫. Дети демонстрируют друг другу, какие сильные у них кулачки.

≪ Погрозим одним кулачком гусям, другим. Теперь грозно-грозно помашем обоими кулачками. Быстро-быстро, сильно-сильно потрясем кулачками над головой, пусть знают гуси-лебеди, мы им покажем!

Смотрите, воробушек сюда летит, от гусей отбивается. Позовем его одной рукой, плавно позовем, нежно, чтобы не испугать воробушка: ≪К нам, к нам! Лети к нам!≫ Другой рукой позовем. Теперь понял воробушек, полетел к нам. Воробушек прилетел к нам сказать, что сюда Баба-Яга в ступе летит.

Давайте притворимся цветком, чтобы она нас не заметила. Станем по кругу, возьмемся за руки, наклонимся, руки вытянем в круг, вниз и вперед — вот мы и цветочный бутон. Будем раскрываться: ручки — лепестки, спинки — стебелек. Медленно выпрямляемся, плавно, легко поднимаем руки вверх, наклоняем спинку назад, руки отводим в стороны. Спинка красивая, ручки нежные. Ветерок подул — мы покачались влево, вправо, ручками влево-вправо. Только ноги твердо стоят.

Вот летит Баба-Яга. Опять бутон закрывается, медленно наклоняемся вперед и вниз. Не найти нас Бабе-Яге≫.

Упражнение «Подари цветочек»

Одному из участников игры дают цветок. Владелец цветка может подарить его тому, кому захочет. Все остальные обращаются к хозяину цветка с соответствующей просьбой. Каждый участник игры может произнести только одну просьбу. Владелец выслушивает все просьбы, а потом делает свой выбор и отдает цветок. После того как цветок обретет нового владельца, проводится обсуждение. Тот, кто отдал цветок, объясняет свой выбор, говорит, чем именно тронула его, подкупила эта просьба.

тренинг эмоций «Удивление»

≪ Ребята, вы помните, что все мы в волшебной стране. Это веселая, удивительная страна, там все не так, как на самом деле. Нам очень интересно все там рассмотреть и разузнать, поэтому мы отправимся в путь через это поле из ромашек. А что это за комочек скачет нам на встречу? Он так высоко подскакивает, что никак нельзя понять, кто же это.

Что за удивление! Как мы удивляемся? Давайте покажем. Ну-ка, ну-ка, дайте мне посмотреть, как каждый удивляется. А вот и он, наконец-то подскакал поближе. Да это же Трямка из мультика! Вот он на рисунке. Он говорит нам: «Здравствуйте!» Но он такой непоседа и уже ускакал дальше≫.

Психологическая медитация «Заколдованная фигура»

≪ Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и тот, кто попадает на нее, — застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (можно показать детям — как).

И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой — и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не «деревянные» .

Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными. Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд)≫. Можно попросить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.

Минутка шалости В течение 5 минут детям разрешается бегать прыгать, кричать, шалить.

Изотерапия «Рисуем облака»

Для рисования можно использовать лист ватмана или рулон обоев длиной около двух метров. ≪Займите место около листа ватмана. Вы можете свободно передвигаться вокруг листа и работать на любой территории. Нарисуйте облачко желаемого размера понравившимся цветом. Соедините линиями свое облако с теми облаками, которые вам особенно понравились. Представьте, что вы прокладываете дороги. Нарисуйте на своем облачке, что захотите≫.

Релаксация «Ковер-самолет»

«Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно коверсамолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся≫.

Приложение 4

Расчет статистических показателей наличия значимых различий между результатами первичного и повторного замеров особенностей развития коммуникативных навыков творчески одаренных детей младшего школьного возраста по методике Р. Жиля

№ отношение к матери ранг отношение к отцу ранг отношение к матери и отцу вместе ранг отношение к братьям и сестрам ранг отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам ранг отношение к другу, подруге ранг 1 5 34 0 39 2 34 0 40 2 11 3 12,5 2 6 22,5 0 39 2 34 1 37 2 11 3 12,5 3 8 4,5 2 28 2 34 2 31 1 30 3 12,5 4 7 10,5 5 7,5 4 15,5 7 1,5 1 30 2 27 5 6 22,5 4 10,5 2 34 3 23 0 39,5 2 27 6 4 39 1 34,5 3 24 6 9,5 2 11 3 12,5 7 7 10,5 3 18,5 4 15,5 6 9,5 1 30 0 40 8 9 1,5 6 4,5 5 5,5 2 31 2 11 2 27 9 8 4,5 7 1,5 5 5,5 3 23 0 39,5 1 37 10 6 22,5 7 1,5 5 5,5 6 9,5 2 11 1 37 11 6 22,5 0 39 2 34 1 37 2 11 3 12,5 12 8 4,5 2 28 2 34 2 31 1 30 3 12,5 13 4 39 1 34,5 3 24 6 9,5 2 11 3 12,5 14 7 10,5 3 18,5 4 15,5 6 9,5 1 30 2 27 15 7 10,5 3 18,5 5 5,5 3 23 1 30 2 27 16 6 22,5 3 18,5 5 5,5 6 9,5 2 11 2 27 17 5 34 3 18,5 4 15,5 5 17,5 1 30 1 37 18 5 34 4 10,5 3 24 3 23 2 11 1 37 19 6 22,5 3 18,5 3 24 6 9,5 2 11 1 37 20 6 22,5 2 28 2 34 1 37 1 30 3 12,5 1 5 34 1 34,5 2 34 2 31 2 11 4 3,5 2 6 22,5 1 34,5 2 34 1 37 2 11 4 3,5 3 7 10,5 2 28 2 34 2 31 1 30 3 12,5 4 7 10,5 5 7,5 4 15,5 7 1,5 1 30 3 12,5 5 6 22,5 4 10,5 2 34 3 23 1 30 2 27 6 4 39 1 34,5 3 24 6 9,5 2 11 3 12,5 7 7 10,5 3 18,5 4 15,5 6 9,5 1 30 2 27 8 9 1,5 6 4,5 5 5,5 2 31 2 11 2 27 9 7 10,5 6 4,5 5 5,5 3 23 1 30 2 27 10 6 22,5 6 4,5 5 5,5 6 9,5 2 11 2 27 11 6 22,5 2 28 2 34 1 37 2 11 3 12,5 12 8 4,5 2 28 2 34 2 31 1 30 5 1 13 5 34 1 34,5 3 24 6 9,5 2 11 3 12,5 14 6 22,5 3 18,5 4 15,5 6 9,5 1 30 3 12,5 15 6 22,5 3 18,5 5 5,5 3 23 1 30 4 3,5 16 6 22,5 3 18,5 5 5,5 6 9,5 2 11 2 27 17 5 34 3 18,5 4 15,5 5 17,5 1 30 2 27 18 5 34 4 10,5 3 24 3 23 2 11 2 27 19 6 22,5 3 18,5 4 15,5 6 9,5 2 11 2 27 20 6 22,5 2 28 4 15,5 3 23 2 11 4 3,5 127 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 394,5 417 423,5 421,5 429 487 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 425,5 403 396,5 398,5 391 333 U1 U1 U1 U1 U1 U1 215,5 193 186,5 188,5 181 123 U2 U2 U2 U2 U2 U2 184,5 207 213,5 211,5 219 277

№ любознательность ранг стремление к общению в больших группах детей ранг стремление к доминированию или лидерству в группе детей ранг конфликтность, агрессивность ранг реакция на фрустрацию ранг стремление к уединению, отгороженность ранг 1 6 13 2 21 3 5,5 4 12,5 6 7 4 15 2 7 3,5 2 21 3 5,5 4 12,5 5 14,5 4 15 3 7 3,5 1 35,5 2 22,5 4 12,5 7 2,5 5 6 4 5 27,5 3 6 1 37,5 4 12,5 4 25 5 6 5 5 27,5 1 35,5 2 22,5 4 12,5 6 7 5 6 6 4 38 3 6 1 37,5 3 28 3 35,5 3 27,5 7 4 38 1 35,5 2 22,5 3 28 7 2,5 6 1,5 8 6 13 1 35,5 1 37,5 5 4 5 14,5 4 15 9 7 3,5 1 35,5 2 22,5 6 1,5 5 14,5 4 15 10 6 13 1 35,5 2 22,5 4 12,5 5 14,5 4 15 11 5 27,5 2 21 3 5,5 4 12,5 5 14,5 4 15 12 6 13 1 35,5 2 22,5 6 1,5 7 2,5 5 6 13 4 38 3 6 1 37,5 3 28 3 35,5 3 27,5 14 4 38 1 35,5 2 22,5 4 12,5 6 7 6 1,5 15 5 27,5 2 21 2 22,5 4 12,5 7 2,5 4 15 16 6 13 1 35,5 2 22,5 4 12,5 5 14,5 4 15 17 5 27,5 3 6 1 37,5 3 28 4 25 5 6 18 5 27,5 2 21 1 37,5 5 4 6 7 5 6 19 4 38 1 35,5 2 22,5 5 4 6 7 5 6 20 5 27,5 2 21 3 5,5 3 28 5 14,5 4 15 1 6 13 2 21 3 5,5 3 28 4 25 2 37,5 2 7 3,5 2 21 3 5,5 3 28 4 25 2 37,5 3 7 3,5 2 21 2 22,5 3 28 4 25 3 27,5 4 5 27,5 3 6 3 5,5 3 28 3 35,5 3 27,5 5 5 27,5 2 21 2 22,5 4 12,5 5 14,5 3 27,5 6 5 27,5 3 6 2 22,5 3 28 3 35,5 3 27,5 7 5 27,5 2 21 3 5,5 3 28 4 25 3 27,5 8 6 13 2 21 2 22,5 4 12,5 3 35,5 3 27,5 9 7 3,5 3 6 2 22,5 4 12,5 3 35,5 3 27,5 10 6 13 3 6 2 22,5 3 28 5 14,5 3 27,5 11 5 27,5 2 21 3 5,5 3 28 5 14,5 3 27,5 12 6 13 2 21 2 22,5 4 12,5 3 35,5 2 37,5 13 5 27,5 3 6 2 22,5 2 38,5 3 35,5 3 27,5 14 6 13 2 21 2 22,5 3 28 3 35,5 2 37,5 15 5 27,5 3 6 2 22,5 2 38,5 4 25 3 27,5 16 6 13 2 21 2 22,5 2 38,5 4 25 3 27,5 17 5 27,5 3 6 2 22,5 3 28 4 25 4 15 18 5 27,5 2 21 2 22,5 3 28 4 25 4 15 19 6 13 2 21 2 22,5 3 28 4 25 2 37,5 20 6 13 2 21 3 5,5 2 38,5 3 35,5 2 37,5 127 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 458 505 472 280 267,5 235 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 362 315 348 540 552,5 585 U1 U1 U1 U1 U1 U1 152 105 138 330 342,5 375 U2 U2 U2 U2 U2 U2 248 295 262 70 57,5 25

Расчет статистических показателей наличия значимых различий между результатами первичного и повторного замеров особенностей развития коммуникативных навыков творчески одаренных детей младшего школьного возраста по методике Е.О. Смирновой

№ инициативность ранг чувствительность к воздействию сверстника ранг преобладающий эмоциональный фон ранг 1 1 32 1 30 1 29,5 2 1 32 1 30 1 29,5 3 1 32 1 30 0 38,5 4 1 32 0 39,5 0 38,5 5 0 39,5 0 39,5 1 29,5 6 1 32 1 30 1 29,5 7 2 18 1 30 1 29,5 8 1 32 1 30 1 29,5 9 3 5,5 2 13,5 2 14,5 10 1 32 2 13,5 1 29,5 11 2 18 1 30 1 29,5 12 0 39,5 1 30 1 29,5 13 1 32 1 30 1 29,5 14 3 5,5 2 13,5 2 14,5 15 2 18 1 30 1 29,5 16 2 18 1 30 1 29,5 17 2 18 1 30 0 38,5 18 1 32 1 30 0 38,5 19 1 32 1 30 1 29,5 20 1 32 1 30 1 29,5 1 2 18 2 13,5 3 3,5 2 2 18 2 13,5 3 3,5 3 3 5,5 2 13,5 2 14,5 4 3 5,5 1 30 2 14,5 5 2 18 1 30 2 14,5 6 2 18 2 13,5 2 14,5 7 2 18 2 13,5 2 14,5 8 2 18 2 13,5 2 14,5 9 3 5,5 3 3 3 3,5 10 2 18 3 3 3 3,5 11 3 5,5 3 3 2 14,5 12 1 32 2 13,5 2 14,5 13 1 32 2 13,5 2 14,5 14 3 5,5 2 13,5 3 3,5 15 3 5,5 2 13,5 3 3,5 16 3 5,5 2 13,5 2 14,5 17 3 5,5 2 13,5 2 14,5 18 2 18 2 13,5 2 14,5 19 2 18 3 3 2 14,5 20 2 18 3 3 2 14,5 127 сумма R1 сумма R1 сумма R1 532 569,5 596 сумма R2 сумма R2 сумма R2 288 250,5 224 U1 U1 U1 78 40,5 14 U2 U2 U2 322 359,5 386

Расчет статистических показателей наличия значимых различий между результатами первичного и повторного замеров особенностей развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста из контрольной группы по методике Р. Жиля

№ отношение к матери ранг отношение к отцу ранг отношение к матери и отцу вместе ранг отношение к братьям и сестрам ранг отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам ранг отношение к другу, подруге ранг 1 5 32,5 0 39,5 1 38,5 0 40 2 11 4 7,5 2 6 22,5 0 39,5 1 38,5 1 36,5 2 11 4 7,5 3 8 3,5 2 30,5 2 32,5 2 31 1 29 3 23 4 7 11 5 5,5 4 16,5 7 3 1 29 2 37 5 6 22,5 4 12 2 32,5 3 22,5 0 39,5 3 23 6 4 38,5 1 37 3 26,5 6 7,5 2 11 3 23 7 7 11 3 20,5 4 16,5 8 1 1 29 3 23 8 9 1 6 1,5 5 4,5 1 36,5 2 11 2 37 9 8 3,5 5 5,5 5 4,5 3 22,5 3 1,5 3 23 10 6 22,5 5 5,5 5 4,5 6 7,5 2 11 2 37 11 5 32,5 4 12 5 4,5 6 7,5 2 11 3 23 12 6 22,5 4 12 4 16,5 5 11,5 2 11 4 7,5 13 5 32,5 3 20,5 4 16,5 4 14,5 1 29 4 7,5 14 8 3,5 2 30,5 4 16,5 4 14,5 1 29 5 1,5 15 7 11 3 20,5 5 4,5 3 22,5 1 29 4 7,5 16 6 22,5 3 20,5 4 16,5 3 22,5 2 11 3 23 17 5 32,5 4 12 3 26,5 2 31 2 11 3 23 18 7 11 2 30,5 3 26,5 3 22,5 1 29 2 37 19 4 38,5 2 30,5 2 32,5 3 22,5 0 39,5 2 37 20 6 22,5 2 30,5 2 32,5 1 36,5 1 29 3 23 1 5 32,5 1 37 1 38,5 1 36,5 2 11 4 7,5 2 6 22,5 1 37 1 38,5 1 36,5 2 11 4 7,5 3 7 11 2 30,5 2 32,5 2 31 1 29 3 23 4 7 11 5 5,5 4 16,5 7 3 1 29 2 37 5 6 22,5 4 12 2 32,5 3 22,5 1 29 3 23 6 4 38,5 2 30,5 3 26,5 6 7,5 2 11 3 23 7 7 11 3 20,5 4 16,5 7 3 1 29 3 23 8 7 11 6 1,5 4 16,5 1 36,5 2 11 3 23 9 7 11 5 5,5 4 16,5 3 22,5 3 1,5 3 23 10 6 22,5 5 5,5 5 4,5 6 7,5 2 11 2 37 11 5 32,5 4 12 5 4,5 6 7,5 1 29 3 23 12 6 22,5 4 12 4 16,5 5 11,5 2 11 4 7,5 13 5 32,5 3 20,5 4 16,5 4 14,5 1 29 4 7,5 14 8 3,5 2 30,5 4 16,5 4 14,5 1 29 5 1,5 15 7 11 3 20,5 5 4,5 3 22,5 1 29 4 7,5 16 6 22,5 3 20,5 4 16,5 3 22,5 2 11 3 23 17 5 32,5 3 20,5 4 16,5 2 31 2 11 3 23 18 7 11 3 20,5 4 16,5 3 22,5 1 29 3 23 19 4 38,5 2 30,5 2 32,5 3 22,5 1 29 3 23 20 6 22,5 2 30,5 2 32,5 2 31 1 29 3 23 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 397,5 416,5 408 413,5 411,5 431 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 422,5 403,5 412 406,5 408,5 389 U1 U1 U1 U1 U1 U1 212,5 193,5 202 196,5 198,5 179 U2 U2 U2 U2 U2 U2 187,5 206,5 198 203,5 201,5 221

№ любознательность ранг стремление к общению в больших группах детей ранг стремление к доминированию или лидерству в группе детей ранг конфликтность, агрессивность ранг реакция на фрустрацию ранг стремление к уединению, отгороженность ранг 1 4 14 3 22,5 4 6,5 4 15 5 2 2 24,5 2 4 14 2 36 3 19,5 5 4 3 22,5 3 6,5 3 3 30 2 36 2 33 5 4 4 8,5 2 24,5 4 4 14 3 22,5 1 38,5 3 30,5 4 8,5 3 6,5 5 2 39 3 22,5 2 33 1 40 5 2 2 24,5 6 4 14 3 22,5 1 38,5 3 30,5 3 22,5 3 6,5 7 4 14 2 36 2 33 3 30,5 3 22,5 3 6,5 8 3 30 4 10 1 38,5 5 4 4 8,5 2 24,5 9 5 3 2 36 3 19,5 5 4 1 39,5 1 38,5 10 2 39 2 36 3 19,5 4 15 2 35 1 38,5 11 3 30 3 22,5 3 19,5 4 15 3 22,5 3 6,5 12 4 14 5 3,5 4 6,5 3 30,5 3 22,5 3 6,5 13 4 14 5 3,5 4 6,5 3 30,5 4 8,5 2 24,5 14 3 30 4 10 3 19,5 4 15 2 35 2 24,5 15 3 30 5 3,5 4 6,5 5 4 3 22,5 3 6,5 16 4 14 3 22,5 3 19,5 4 15 3 22,5 2 24,5 17 4 14 3 22,5 4 6,5 3 30,5 3 22,5 2 24,5 18 5 3 3 22,5 5 2 3 30,5 4 8,5 2 24,5 19 4 14 4 10 3 19,5 4 15 4 8,5 3 6,5 20 5 3 5 3,5 3 19,5 3 30,5 3 22,5 2 24,5 1 4 14 3 22,5 3 19,5 4 15 4 8,5 2 24,5 2 4 14 2 36 3 19,5 5 4 3 22,5 2 24,5 3 3 30 2 36 2 33 5 4 4 8,5 2 24,5 4 4 14 3 22,5 2 33 3 30,5 4 8,5 3 6,5 5 3 30 3 22,5 2 33 2 39 3 22,5 2 24,5 6 4 14 3 22,5 3 19,5 3 30,5 3 22,5 3 6,5 7 4 14 2 36 2 33 3 30,5 3 22,5 2 24,5 8 3 30 4 10 1 38,5 4 15 3 22,5 2 24,5 9 5 3 3 22,5 3 19,5 4 15 1 39,5 1 38,5 10 2 39 2 36 3 19,5 4 15 2 35 1 38,5 11 3 30 3 22,5 3 19,5 4 15 2 35 2 24,5 12 3 30 3 22,5 3 19,5 3 30,5 2 35 3 6,5 13 3 30 3 22,5 3 19,5 3 30,5 4 8,5 2 24,5 14 3 30 4 10 3 19,5 4 15 2 35 2 24,5 15 3 30 5 3,5 4 6,5 4 15 2 35 2 24,5 16 4 14 4 10 3 19,5 4 15 3 22,5 2 24,5 17 3 30 3 22,5 5 2 3 30,5 3 22,5 2 24,5 18 3 30 3 22,5 5 2 3 30,5 3 22,5 2 24,5 19 4 14 4 10 3 19,5 4 15 5 2 3 6,5 20 5 3 5 3,5 3 19,5 3 30,5 3 22,5 2 24,5 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 сумма R1 377 404 405 394 367 374 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 сумма R2 443 416 415 426 453 446 U1 U1 U1 U1 U1 U1 233 206 205 216 243 236 U2 U2 U2 U2 U2 U2 167 194 195 184 157 164

Расчет статистических показателей наличия значимых различий между результатами первичного и повторного замеров особенностей развития коммуникативных навыков творчески одаренных детей младшего школьного возраста по методике Е.О. Смирновой

№ инициативность ранг чувствительность к воздействию сверстника ранг преобладающий эмоциональный фон ранг 1 2 22 3 8,5 3 6,5 2 2 22 3 8,5 3 6,5 3 2 22 3 8,5 2 25,5 4 2 22 2 26 2 25,5 5 1 37 2 26 2 25,5 6 1 37 1 38 1 39,5 7 2 22 2 26 2 25,5 8 1 37 2 26 2 25,5 9 3 5,5 3 8,5 3 6,5 10 1 37 3 8,5 3 6,5 11 2 22 3 8,5 3 6,5 12 3 5,5 2 26 2 25,5 13 3 5,5 2 26 2 25,5 14 3 5,5 2 26 2 25,5 15 2 22 1 38 1 39,5 16 2 22 1 38 3 6,5 17 2 22 3 8,5 3 6,5 18 2 22 3 8,5 2 25,5 19 2 22 3 8,5 2 25,5 20 2 22 1 38 2 25,5 1 2 22 3 8,5 3 6,5 2 2 22 3 8,5 3 6,5 3 2 22 3 8,5 2 25,5 4 2 22 2 26 2 25,5 5 1 37 2 26 2 25,5 6 3 5,5 2 26 2 25,5 7 2 22 2 26 2 25,5 8 1 37 2 26 2 25,5 9 3 5,5 3 8,5 2 25,5 10 3 5,5 2 26 2 25,5 11 2 22 2 26 3 6,5 12 3 5,5 2 26 2 25,5 13 3 5,5 2 26 2 25,5 14 3 5,5 2 26 2 25,5 15 2 22 2 26 2 25,5 16 2 22 2 26 3 6,5 17 1 37 3 8,5 3 6,5 18 2 22 3 8,5 2 25,5 19 2 22 3 8,5 2 25,5 20 2 22 1 38 2 25,5 сумма R1 сумма R1 сумма R1 434 410,5 405 сумма R2 сумма R2 сумма R2 386 409,5 415 U1 U1 U1 176 199,5 205 U2 U2 U2 224 200,5 195

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 672 с.
  2. П.С. Технология развития общения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 208 с.
  3. Л. Развитие ребенка. — СПб.: Питер, 2006. — 1056 с.
  4. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2001. — 352 с.
  5. .С. Психология общения в детском возрасте. — М.: Смысл, 2003. — 154 с.
  6. Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999. — 220 с.
  7. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика — пресс, 1999. — 526 с.
  8. Л.Н., Смирнов Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Интор, 1996. — 160 с.
  9. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 2007 // http://modernlib.ru/books/gippenreyter_yuliya_borisovna/obschatsya_s_rebenkom_kak/read/
  10. Л.Я. Дитя в очереди за лаской. — М.: Смысл, 1999. — 200 с.
  11. О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 568 с.
  12. Н.В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5 — 7 лет. — Ярославль, 2006. — 136 с.
  13. Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2008. — 992 с.
  14. М. И. Формирование личности ребенка в общении — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  15. Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Речь, 2008. — 186 с.
  16. О.С. Формирования культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности //Состояние и перспективы развития образования в России: Сб. научн. трудов. — М., 2006. — С.36−39.
  17. О.С. Игра как средство воспитания младших школьников //Состояние и перспективы развития образования в России: Сб. научн. трудов. — М., 2006.- С.17−21.
  18. О.С. Коллектив младших школьников как средство воспитания культуры межличностного общения //Психолого-педагогические проблемы инновационных процессов в образовании: Сб. научн. трудов. Вып.4./ Науч. ред. д. пед. н., проф. И. И. Легостаева. — М., 2010 — С.54−57.
  19. О.С., Сенатор С. С. Общение как компонент межличностных отношений. [Текст]// Психолого-педагогические проблемы инновационных процессов в образовании: Сб. научных трудов. Выпуск 5/ Науч. ред. д. пед. н., проф. И. И. Легостаева. — М.: РИЦ МГГУ, 2011. — С.47−54. (авторское участие 60%).
  20. Л. Ф. Детская психология. — М.: Академия, 2008. — 308 с.
  21. Общение детей в детском саду, школе и семье / Под ред. Т. А. Репиной. — М.: Педагогика, 1990. — 387 с.
  22. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм — еврознак, 2002. — 656 с.
  23. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  24. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 486 с.
  25. Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 158 с.
  26. Д. Ребенок бывает кусачий. — М.: Аст, 2007. — 138 с.
  27. Т.Л. Застенчивый невидимка. — СПб.: Речь, 2007. — 120 с.
  28. Д.Б. Детская психология. — М.: Академия, 2006. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ