Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Составление основного бюджета компании

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

График поступлений денежных средств от проданной продукции необходим для более точного составления бюджета движения денежных средств, поскольку окончательное решение о том, какую дебиторскую задолженность может позволить себе предприятие, будет принято только после составления этого бюджета. В России предстоит определять не только сроки и размеры оплаты отгруженной продукции, но и структуру… Читать ещё >

Составление основного бюджета компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие коммерческой организации. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов и без контроля за их выполнением. В развитых странах планирование выступает одним из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

Бюджетное планирование — процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в формате бюджетов в разрезе финансовой структуры предприятия (по центрам финансовой ответственности).

Цель бюджетного планирования — описать будущее состояние предприятия в экономических показателях таким образом, чтобы оптимально обеспечить достижение стоимостных (или иных, выражающихся через финансово-экономические показатели) целей предприятия.

Задача планирования — разработать бюджет предприятия, обеспечивающий получение оптимального результата для данного объема хозяйственной деятельности в планируемом периоде.

Результат планирования — согласованный и утвержденный бюджет предприятия на планируемый период. Бюджетное планирование относится к оперативному планированию и для большинства предприятий его горизонт равен одному году. По существу бюджетное планирование представляет собой прогноз достижения целевых стоимостных показателей, строится с опорой на результаты стратегического планирования и, как правило, осуществляется синхронно с планированием программ и мероприятий по реализации стратегии в рамках оперативного периода деятельности.

Вследствие назревшей необходимости в коммерческих организациях постепенно внедряется планирование и контроль по центрам финансовой ответственности. Вместе с тем этот способ позволяет осуществлять эффективный контроль путем делегирования ответственности на уровень отдельных структурных подразделений, проводить оперативный анализ производственных результатов и определять слабые места производства. Кроме того, этот способ дает возможность держать руководство коммерческой организации в курсе того, на каких участках производства не удается достигнуть плановых показателей.

В первом разделе данной работы приводятся исходные данные для составления основного бюджета компании. Во втором разделе составляется операционный бюджет компании. В третьем разделе планируется финансовый бюджет, включающий бюджет доходов и расходов и бюджет движения денежных средств.

В четвертом разделе выполняется операционный анализ. На основании выполненного операционного анализа в пятом разделе производится расчет нижней границы цены по отдельным видам продукции.

1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ СОСТАВЕНИЯ ОСНОВНОГО БЮДЖЕТА КОМПАНИИ Предполагается, что на предприятии производятся три вида продукции: А, В и С, каждый из которых характеризуется определенной долей продаж на внутреннем и внешнем рынках. Таким образом, продукция хозяйствующего субъекта ориентирована как на внутренний рынок, так и на экспорт. Продолжительность бюджетного периода равна 6 месяцам — с октября 2013 года по март 2014 года.

Таблица 1 — Исходные данные для составления основного бюджета компании

Показатель

Вид продукции

А

В

С

Объем продаж в месяц, шт.

Цена на внутреннем рынке, руб.

Цена на внешнем рынке, долл.

12,5

Отгрузка:

— внутренний рынок

1 раз в 10 дней

— внешний рынок

2 раза в месяц

Дебиторская задолженность на начало бюджетного периода

50% объема продаж на внутренний рынок, гасится в течение 2 первых месяцев бюджетного периода

Отсрочка платежа:

— по внутреннему рынку

от 21 дня до 45 дней

— по внешнему рынку

от 48 до 60 дней (40% оплачивается сразу, 60% по истечении отсрочки)

Стоимость основных средств на единицу продукции, руб.

Поправочный коэффициент

Заработная плата одного рабочего в месяц, тыс. руб.

7,5

Авансовые выплаты в месяц (на одного работника), тыс. руб.

Цены на продукцию предприятия принимаются к расчету с учетом инфляции и динамики курса валюты — евро.

Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2- Прогнозные данные об инфляции и курсах валют

Показатель

Значение показателя по периодам

октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Темп инфляции по месяцам, %

0,55

0,55

0,55

0,55

0,55

0,55

Курс евро по отношению к валюте РФ, руб.

43,8

43,6

45,1

45,1

45,2

45,2

2. РАЗРАБОТКА ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА

2.1 Бюджет продаж Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга предприятия.

Первым показателем, с которого следует начинать любое планирование в условиях рынка, является прогноз продаж, поэтому и бюджетирование лучше начинать с составления бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта, отражающего динамику общего оборота предприятия в предстоящем бюджетном периоде.

Бюджет продаж формируется на базе заключенных договоров организации, показателей бизнес-плана, анализа производственной деятельности предыдущих лет. Бюджет продаж рассчитывается в натуральных единицах и в стоимостных показателях в разрезе основных видов продукции. Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:

где — выручка от продажи, в стоимостном выражении;

— количество реализуемой продукции в натуральных единицах;

— прогнозные цены.

Бюджет продаж может составляться различными способами в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия. Общим при любом подходе к составлению бюджета продаж является определение в стоимостном выражении объема реализованной продукции или прогноза выручки от реализации.

Следует отметить, что натуральные показатели объема продаж, отражаемые в бюджете продаж, нужны, во-первых, для того, чтобы отразить сезонные или иные колебания в сбыте отдельных видов продукции, во-вторых, создать основу для составления бюджета производства, который разрабатывается в натуральных показателях. Бюджет продаж представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Бюджет продаж компании

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1 Объем продаж в натуральном выражении

1.1 Внутренний рынок, шт.

А

В

105 705,6

92 637,6

С

154 192,5

95 287,5

149 242,5

110 412,5

145 942,5

1.2 Внешний рынок, шт.

А

В

83 054,4

117 902,4

С

90 557,5

116 462,5

73 507,5

90 337,5

93 307,5

2 Цена реализации без НДС, тыс. руб. (тыс. евро по внешнему рынку)

2.1 Внутренний рынок

А

0,200

0,202

0,203

0,204

0,206

0,207

В

0,300

0,303

0,305

0,307

0,308

0,310

С

0,340

0,344

0,346

0,347

0,349

0,351

2.2 Внешний рынок

А

0,0125

0,0126

0,0129

0,0125

0,0125

0,0125

В

0,0150

0,0151

0,0154

0,0150

0,0150

0,0150

С

0,0200

0,0201

0,0206

0,0200

0,0200

0,0200

3 Объем продаж в стоимостном выражении

3.1 Внутренний рынок, тыс. руб.

А

23 100,0

19 484,0

17 313,4

24 705,4

25 824,0

20 798,8

В

33 686,4

26 423,5

32 234,9

28 402,7

21 483,8

48 597,3

С

52 425,5

32 754,1

51 579,7

38 366,1

37 179,6

51 257,9

3.2 Внешний рынок, тыс. евро

А

481,3

799,4

1145,3

745,0

740,0

1162,9

В

1219,7

1409,4

1287,8

1770,5

1569,9

915,8

С

1811,2

2318,9

1519,7

1808,8

2824,6

1868,2

3.3 Валютный курс, руб.

43,80

43,60

45,09

45,14

45,19

45,24

3.4 Объем продаж на экспорт, тыс. руб.

153 872,8

197 491,2

178 226,5

195 187,8

232 020,7

178 549,4

А

21 084,7

34 869,7

51 640,6

33 626,8

33 440,1

52 606,8

В

53 437,1

61 475,7

58 065,1

79 917,1

70 940,8

41 427,9

С

79 350,9

101 145,9

68 520,8

81 643,9

127 639,7

84 514,7

4 Итого объем продаж, тыс. руб.

263 084,6

276 152,9

279 354,5

286 662,0

316 508,0

299 203,4

График поступлений денежных средств от проданной продукции необходим для более точного составления бюджета движения денежных средств, поскольку окончательное решение о том, какую дебиторскую задолженность может позволить себе предприятие, будет принято только после составления этого бюджета. В России предстоит определять не только сроки и размеры оплаты отгруженной продукции, но и структуру денежных средств или их аналогов — финансовых суррогатов (взаимозачеты, векселя, освобождения от уплаты налогов различного рода).

Поскольку условия функционирования конкретного бизнеса в каждой компании различные, то и форматы графика поступлений у них также будут разные.

Так, в формате графика поступлений могут быть дополнительно детализированы отдельные строки, например, отдельной строкой показаны поступления «живыми» деньгами и отдельно — в виде финансовых суррогатов. Также можно разбить поступления по потребителям, чтобы строже контролировать платежи наиболее важных (крупных) из них.

Период, в течение которого ожидается полное поступление денежных средств (за вычетом безнадежной задолженности) за ранее отгруженную продукцию, называют сроком сверки счетов.

Следует отметить, что предприятия, обычно, при планировании поступления выручки за реализованную продукцию выделяют некоторый процент из нее в виде безнадежной дебиторской задолженности, то есть ту часть отгруженной продукции, которая никогда, ни при каких обстоятельствах не будет оплачена.

Одной из важных проблем, решение которой необходимо при составлении графика поступления денежных средств, является оптимизация дебиторской задолженности.

Сам по себе рост дебиторской задолженности не является плохим при условии роста объема продаж более быстрыми темпами, то есть при условии снижения доли дебиторской задолженности в объеме реализованной продукции. Считается, что рост объемов продаж компании на 20% и более за год (в реальном исчислении, в твердой валюте, например) свидетельствует о том, что ее бизнес является быстро растущим.

Составленный бюджет продаж — проект, проформа, которую, возможно, придется корректировать после составления других операционных бюджетов, а возможно, и позднее — после составления бюджета доходов и расходов и бюджета движения денежных средств, или всех трех основных бюджетов.

График поступлений выручки от реализации продукции предприятия на внешний рынок первоначально составляется в валюте контракта, а затем переводится в валюту РФ согласно срокам отгрузки, получения выручки и динамике курса валюты.

В таблицах 4 — 15 приведены графики поступлений выручки от продажи продукции предприятия по ее видам и по рынкам сбыта и общий график поступления.

Таблица 4 — График поступления выручки от продажи продукции, А на внутреннем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

18 095,00

4935,94

7271,64

19 023,17

9038,38

9567,46

2. График гашения ДЗ

5775,00

5775,00

3. Оплата текущего периода

Октябрь

10 780,00

12 320,00

Ноябрь

14 548,05

4935,94

Декабрь

10 041,79

7271,64

Январь

5682,25

19 023,17

Февраль

16 785,57

9038,38

Март

11 231,37

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

16 555,00

32 643,05

14 977,74

12 953,89

35 808,74

20 269,75

Таблица 5 — График поступления выручки от продажи продукции B на внутреннем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

18 190,66

14 268,69

15 472,76

11 077,05

13 105,11

12 635,29

2. График гашения ДЗ

8421,60

8421,60

3. Оплата текущего периода

Октябрь

23 917,34

9769,06

Ноябрь

12 154,81

14 268,69

Декабрь

16 762,16

15 472,76

Январь

17 325,64

11 077,05

Февраль

8378,68

13 105,11

Март

35 961,99

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

32 338,94

30 345,46

31 030,85

32 798,40

19 455,73

49 067,10

Таблица 6 — График поступления выручки от продажи продукции C на внутреннем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

40 367,60

31 603,35

25 974,10

32 146,40

26 199,72

26 204,04

2. График гашения ДЗ

13 106,36

13 106,36

3. Оплата текущего периода

Октябрь

25 164,22

9087,08

18 174,16

Ноябрь

19 324,93

4476,40

8952,79

Декабрь

34 558,40

11 347,53

5673,77

Январь

11 893,50

8824,21

17 648,42

Февраль

28 628,27

2850,43

Март

30 754,75

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

38 270,58

41 518,37

57 208,95

32 193,83

43 126,25

51 253,61

Таблица 7 — График поступления выручки от продажи продукции А, B, C на внутреннем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

Ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

76 653,25

50 807,98

48 718,50

62 246,62

48 343,22

48 406,79

2. График гашения ДЗ

27 302,96

27 302,96

3. Оплата текущего периода

Октябрь

59 861,56

31 176,13

18 174,16

Ноябрь

46 027,79

23 681,03

8952,79

Декабрь

61 362,35

34 091,94

5673,77

Январь

34 901,39

38 924,43

17 648,42

Февраль

53 792,52

24 993,93

Март

77 948,11

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

87 164,52

104 506,89

103 217,54

77 946,12

98 390,72

120 590,46

Таблица 8 — График поступления выручки от продажи продукции, А на внешнем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

505,31

688,79

1025,34

1295,18

832,64

1061,4

2. График гашения ДЗ

120,31

120,31

3. Оплата текущего периода

Октябрь

96,25

385,00

Ноябрь

495,65

303,79

Декабрь

423,77

721,55

Январь

171,34

573,63

Февраль

481,01

Март

360,49

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

216,56

615,96

808,77

475,13

1202,57

934,13

Таблица 9 — График поступления выручки от продажи продукции B на внешнем рынке тыс. евро

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

658,63

1114,79

1379,23

1308,64

1648,13

1195,74

2. График гашения ДЗ

304,92

304,92

3. Оплата текущего периода

Октябрь

865,97

353,71

Ноябрь

648,33

761,08

Декабрь

669,66

618,15

Январь

1080,00

690,49

Февраль

612,26

Март

677,67

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

1170,89

953,25

1023,37

1841,09

1230,41

1368,17

Таблица 10 — График поступления выручки от продажи продукции C на внешнем рынке тыс. евро

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

1394,59

1384,79

1743,70

1751,94

884,23

1339,88

2. График гашения ДЗ

452,79

452,79

3. Оплата текущего периода

Октябрь

869,35

941,80

Ноябрь

1368,16

950,75

Декабрь

1018,20

501,50

Январь

560,71

1248,04

Февраль

2174,96

Март

1120,93

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

1322,14

1820,94

1960,00

1511,47

2676,46

2368,97

Таблица 11 — График поступления выручки от продажи продукции A, B, C на внешнем рынке тыс. евро

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

2558,53

3188,37

4148,27

4355,77

3365,00

3597,02

2. График гашения ДЗ

878,02

878,02

3. Оплата текущего периода

Октябрь

1831,57

1680,51

Ноябрь

2512,14

2015,62

Декабрь

2111,63

1841,21

Январь

1812,06

2512,16

Февраль

3268,23

Март

2159,09

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

2709,59

3390,16

3792,14

3827,68

5109,44

4671,26

Таблица 12 — График поступления выручки от продажи продукции A на внешнем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

22 630,14

30 609,43

45 784,03

57 964,38

37 062,71

47 411,40

2. График гашения ДЗ

5271,18

5271,18

3. Оплата текущего периода

Октябрь

4216,95

17 358,96

Ноябрь

21 619,19

13 712,32

Декабрь

19 107,01

32 605,71

Январь

7734,17

25 950,03

Февраль

21 736,08

Март

16 308,12

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

9488,13

26 890,37

36 465,97

21 446,49

54 341,79

42 258,15

Таблица 13 — График поступления выручки от продажи продукции B на внешнем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

29 247,99

49 144,89

61 068,10

57 881,81

73 222,66

52 757,21

2. График гашения ДЗ

13 359,29

13 299,97

3. Оплата текущего периода

Октябрь

37 940,37

15 948,02

Ноябрь

28 278,82

34 353,95

Декабрь

30 193,84

27 933,05

Январь

48 749,40

31 236,70

Февраль

27 666,92

Март

30 656,63

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

51 299,66

41 578,79

46 141,86

83 103,35

55 599,97

61 893,34

Таблица 14 — График поступления выручки от продажи продукции C на внешнем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

62 213,62

83 933,79

64 081,70

77 500,73

84 195,84

61 542,63

2. График гашения ДЗ

19 837,72

19 749,64

3. Оплата текущего периода

Октябрь

38 088,42

42 463,98

Ноябрь

59 676,08

42 915,25

Декабрь

45 908,96

22 662,03

Январь

25 309,60

56 459,08

Февраль

98 282,60

Март

50 708,81

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

57 926,14

79 425,72

88 372,94

68 224,85

120 944,63

107 167,89

Таблица 15 — График поступления выручки от продажи продукции A, B, C на внешнем рынке тыс. руб.

Показатели

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. ДЗ на конец периода

114 091,75

163 688,11

170 933,83

193 346,92

194 481,21

161 711,24

2. График гашения ДЗ

38 468,19

38 320,79

3. Оплата текущего периода

октябрь

80 245,74

75 770,95

ноябрь

109 574,08

90 981,51

декабрь

95 209,81

83 200,79

январь

81 793,18

113 645,81

февраль

147 685,60

март

97 673,56

4. Поступление денежных средств в текущем периоде

118 713,93

147 894,88

170 980,76

172 774,69

230 886,38

211 319,37

Представленная форма графика позволяет видеть, сколько всего денег от продаж получит предприятие в каждом периоде, а также, сколько всего денег будет получено от продаж, произведенных в конкретном периоде.

Кроме этого, в графике отдельно показывается состояние дебиторской задолженности на конец каждого периода, вычисляемой следующим образом:

ДЗ на конец периода = ДЗ на начало периода + Стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции — Поступления денежных средств за ранее отгруженную продукцию. (1)

Остаток дебиторской задолженности на конец года представлен с учетом переходящих остатков предыдущего периода. Безнадежные долги отсутствуют. Денежные поступления от продаж, запланированные в бюджете продаж, включаются в притоки по операционной деятельности бюджета движения денежных средств. Следует отметить, что отгрузка продукции производится по факту осуществления предоплаты.

Между итоговыми показателями бюджета продаж и данными из общего графика получения выручки возникают различия. Эти расхождения вызваны различиями в курсах валют на момент отгрузки (предоплата) и на момент получения денежных средств (отсрочка, аккредитив).

2.2 Бюджет производства После составления бюджета продаж разрабатывается бюджет производства. Рассматриваемое в данной работе предприятие является коммерческой организацией по выпуску трех видов продукции, имеющих непрерывный технологический процесс и непродолжительный производственный цикл.

Производственный бюджет — это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

Готовая продукция относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного цикла, а также законченными обработкой (комплектацией) активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов.

В качестве исходных данных для составления производственного бюджета используются показатели бюджета продаж, графика отгрузки, размеры запасов, имеющиеся производственные мощности.

Объем производства в периоде зависит от множества факторов, среди которых можно выделить следующие:

— объем продаж;

— имеющиеся запасы готовой продукции на начало периода;

— график отгрузки продукции;

— размеры отгружаемой партии;

— внешние закупки.

При составлении производственного бюджета, прежде всего, необходимо установить доступные мощности, то есть способность производственной системы выпускать определенное количество продукции в течение планового периода. Доступная мощность зависит от таких факторов, как спецификация изделий, график работы, наличие машин и оборудования, эффективность рабочего центра.

Далее рассчитывается требуемая мощность, то есть мощность, необходимая для выполнения производственного бюджета.

Затем сопоставляются требуемые мощности с доступными, выявляется возможный дисбаланс и принимаются меры по обеспечению необходимого соответствия. Соответствие требуемой и доступной мощностей может быть достигнуто двумя путями — изменением загрузки оборудования либо наращиванием доступной мощности.

Информация о производственных мощностях устанавливается технологическими отделами организации.

После определения требуемой мощности рассчитывается необходимый объем выпуска готовой продукции, который составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается по следующей формуле:

V производства = V продаж + З на кон. пер. — З на нач. пер.- Внеш. зак.

где З на кон пер, З на нач пер — запасы продукции предприятия на конец и начало периода соответственно;

Внеш зак — объем внешних закупок.

Предприятие может использовать внешние закупки в тех случаях, когда есть возможность купить аналогичную продукцию у субподрядчиков для выполнения своих контрактных обязательств. Исходя из графика отгрузки продукции предприятия, производится расчет остатков готовой продукции предприятия на конец периода:

З на кон. пер. = V продаж ср/суточн. * Nдн. до кон. мес. после отгрузки где V продаж ср/суточн. — среднесуточный объем продаж;

Nдн. до кон. мес. после отгрузки — количество рабочих дней, которое осталось с момента последней отгрузки до конца соответствующего месяца, дн.

Запас готовой продукции предприятия на начало следующего месяца равен запасу готовой продукции на конец предыдущего месяца.

Запас готовой продукции на начало периода равен 3-дневному объему производства в соответствии с среднесуточным объемом в первом месяце бюджетного периода.

На основе бюджета производства рассчитывается производственная себестоимость продукции предприятия и бюджет запасов в части готовой продукции и незавершенного производства.

Следует отметить, что в данной работе не предусматриваются внешние закупки продукции предприятием. Бюджет производства продукции предприятия представлен в таблице 16.

Таблица 16 — Бюджет производства продукции предприятия

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. Объем продаж

1.1. Внутренний рынок

А

В

105 705,6

92 637,6

С

154 192,5

95 287,5

149 242,5

110 412,5

145 942,5

1.2. Внешний рынок

А

В

83 054,4

117 902,4

С

90 557,5

116 462,5

73 507,5

90 337,5

93 307,5

2. Запас ГП на конец периода

1.1. Внутренний рынок

А

В

С

1.2. Внешний рынок

А

В

С

3. Среднесуточный объем производства

1.1. Внутренний рынок

А

В

С

1.2. Внешний рынок

А

В

С

4. Запас ГП на начало периода

1.1. Внутренний рынок

А

Следует отметить, что объем производства готовой продукции предприятия в плановом периоде может колебаться (периодичность, общий рост или спад продаж), поэтому на этапе разработки производственного бюджета целесообразно выработать стратегию использования ресурсов предприятия для реализации необходимого уровня продаж.

В данном случае объем производства напрямую зависит от объема продаж продукции, а точнее от спроса на продукцию предприятия. Таким образом, планирование производства осуществляется в зависимости от наличия и изменения существующего или потенциального спроса на продукцию со стороны покупателей, хозяйствующий субъект ориентируется на потребителей своей продукции.

Расчетные значения объема производства соответствуют производственным мощностям предприятия, при этом экономически нерационально используемые мощности (простаивающие) отсутствуют.

3 Бюджет коммерческих расходов Этот бюджет предназначен для более точного определения затрат на мероприятия по стимулированию сбыта. Коммерческие расходы — затраты, связанные с продвижением продукции на рынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например, комиссионные. Как правило, чем больше объем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта, соответственно, растет величина коммерческих расходов.

К коммерческим расходам относятся:

— комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии с договорами сбытовым и посредническим организациям;

— заработная плата персонала, занятого сбытом;

— маркетинговые исследования;

— транспортные услуги;

— расходы на тару и упаковку;

— расходы на рекламу;

— представительские расходы;

— прочие расходы по сбыту (затраты на хранение, складирование).

Решение об уровне коммерческих расходов должно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинство расходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж (размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпы роста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж. Традиционно коммерческие расходы принято разделять на условно-переменные и условно-постоянные. Принцип разделения основан на зависимости тех или иных коммерческих расходов от объемов продаж.

К переменным коммерческим расходам предприятия в работе относятся:

— комиссионные вознаграждения сбытовым агентам, приняты в размере 3% от объема реализации продукции на внешний рынок;

— транспортировка и погрузочно-разгрузочные работы в порту, приняты в размере 0,1 доллар за шт.;

— прочие переменные расходы, 0,2% от выручки, поступающей от продажи продукции на внутреннем рынке.

К постоянным коммерческим расходам предприятия относятся:

— реклама и продвижение продукции, 0,1% от выручки от продажи продукции на внутреннем рынке;

— заработная плата персонала, обслуживающего процесс реализации. При этом количество человек такого персонала принято равным 10 чел., а заработная плата одного работника дана в исходных данных;

— амортизационные отчисления, связанные с собственным складским хозяйством. При этом стоимость собственного складского хозяйства составляет 20% от общей стоимости основных фондов предприятия, срок полезного использования равен 5 лет;

— аренда складского помещения, размер арендных платежей составляет 50 тыс. руб. ежемесячно;

— прочие постоянные расходы, приняты в размере 10% от величины амортизационных отчислений, рассчитываемых в данном бюджете.

Бюджет коммерческих расходов предприятия представлен в таблице 17.

Таблица 17 — Бюджет коммерческих расходов тыс.руб.

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

Март

Выручка по внутреннему рынку

Выручка по внешнему рынку

Переменные коммерческие расходы, всего:

в том числе:

Комиссионные вознаграждения сбытовым агентам

Транспортные расходы (доставка и погрузка)

Прочие

Постоянные коммерческие расходы, всего:

в том числе:

Аренда склада

Амортизация оборудования

Зарплата обслуживающего персонала

Реклама

Прочие

Общая величина коммерческих расходов

7561,0

Из них подлежит выплате

График выплаты коммерческих расходов предприятия составляется аналогично графику поступления выручки от реализации продукции. Только вместо величины дебиторской задолженности определяется кредиторская задолженность предприятия по коммерческим расходам, а также общая сумма платежей в периоде.

При этом кредиторская задолженность предприятия на начало бюджетного периода отсутствует. Итоговые показатели графика выплат используются при построении бюджета движения денежных средств.

График выплаты коммерческих расходов представлен в таблице 18.

Таблица 18 — График выплаты коммерческих расходов тыс.руб.

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. Кредиторская задолженность на конец периода

2318,13

5047,57

5270,47

5950,40

5987,23

5004,13

2. Оплата в текущем периоде

Октябрь

2537,83

45,00

2273,13

Ноябрь

4827,53

45,00

2729,45

Декабрь

4399,71

45,00

2496,02

Январь

4071,36

45,00

3409,37

Февраль

6195,63

45,00

Март

4545,01

3. Общие выплаты в текущем периоде

2537,83

4872,53

6717,84

6845,80

8736,65

7999,39

Некоторые статьи коммерческих расходов оплачиваются непосредственно в том периоде, в котором они возникли, а остальные статьи в следующем месяце.

Так, в месяц возникновения осуществляются выплаты следующих категорий коммерческих расходов предприятия:

— расходы на транспортировку, а также погрузочно-разгрузочные работы;

— расходы на рекламу и продвижение продукции;

— прочие переменные и постоянные коммерческие расходы предприятия.

В последующем месяце за периодом возникновения (то есть в результате получения полной оплаты за отгруженную продукцию) выплачиваются такие коммерческие расходы:

— комиссионные вознаграждения сбытовым агентам;

— заработная плата персонала, обслуживающего процесс реализации.

2.4 Бюджет прямых затрат на материалы Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

Следует отметить, что материальные оборотные ресурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основные материалы могут обслуживать производственные потребности и использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара). В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановые величины материальных оборотных средств, относящихся к стадии производства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность в разрезе отдельных видов продукции.

В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планировать расход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.

Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонт здания заводоуправления. Такие материалы считаются вспомогательными, которые делятся на:

— относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расходам;

— относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходам.

Косвенные расходы (топливо и ГСМ транспортных служб, производственный инвентарь) включаются в бюджет общепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией плановой базе распределения общепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов (пропорционально заработной плате производственных рабочих). Как правило, за базу распределения принимается тот показатель, на основе которого происходило распределение общепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде.

Вспомогательные материалы, относящиеся к общехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт здания заводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательные материалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например, представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческих расходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходов рассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовой ответственности.

Потребность в материалах рассчитывается исходя из объема производства продукции предприятия. В работе принято, что для производства 1 единицы продукции каждого вида требуется одна единица материала (запчастей). Поэтому величина потребности в материалах совпадает с объемом производства продукции предприятия.

Запасы материалов на конец периода рассчитывается как произведение среднедневной потребности в материалах и числа дней, включающего количество дней страхового запаса (принято 5 дней) и количества дней, оставшихся до приобретения очередной партии материалов с конца соответствующего месяца. Покупка материалов осуществляется 5 числа каждого месяца бюджетного периода.

Запасы материалов на начало бюджетного периода рассчитываются как произведение среднедневной потребности в материалах и числа дней страхового запаса. При этом среднедневная потребность в материалах определяется как частное от деления общей величины потребности в материалах на число рабочих дней в соответствующем месяце.

Для производства продукции используется 3 вида материалов — А, В и С соответственно и электроэнергия. Цены на материалы и нормы расхода представлены в таблице 19.

Таблица 19 — Цены и нормы расхода материалов для производства продукции

Вид материала

Норма расхода по видам продукции

Цена, руб.

А

В

С

А, шт.

В, шт.

С, шт.

Электроэнергия, кВт/час

2,1

В бюджете прямых затрат на материалы затраты на электроэнергию рассчитаны отдельно, при этом запасы по этому виду вспомогательных материалов не определяются.

После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов).

Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена по следующей формуле:

Vзакупок=Расход матерпер.+Зк.п.-Зн.п., (4)

В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Следует отметить, что для точного определения прямых затрат на производство продукции (производственной себестоимости) предприятия необходимы три бюджета, первым из которых является бюджет прямых затрат на материалы, или бюджет закупок сырья и материалов, вторым выступает бюджет прямых затрат на оплату труда, а третьим — бюджет общепроизводственных расходов. В данном бюджете присутствует ряд контрольных показателей, которые отслеживаются и фиксируются до начала разработки бюджета.

Так, норма расхода является одним из них. Этот показатель может быть установлен исходя из технологических параметров производства продукции.

Цена за единицу закупаемых ресурсов также является контрольным показателем, отслеживаемым при бюджетном методе управления. Это особенно важно, если компания использует разных поставщиков одного и того же вида материальных ресурсов.

Бюджет прямых затрат на производство продукции приведен в таблице 20.

Таблица 20 — Бюджет прямых затрат на производство продукции

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1 Объем производства (потребность в материалах), шт.

1.1 Внутренний рынок

А

120 521,7

100 363,0

76 556,0

133 823,5

116 074,1

101 956,8

В

117 170,1

80 659,7

102 247,2

104 825,1

51 383,7

169 012,8

С

160 896,5

87 528,9

150 536,3

116 040,7

91 088,1

157 191,4

1.2 Внешний рынок

А

46 869,6

70 120,7

93 540,0

63 373,1

45 904,9

106 022,4

В

113 129,7

99 146,3

77 391,6

159 600,4

68 363,6

44 431,2

С

94 494,8

112 359,6

68 543,8

104 910,9

126 872,9

95 584,5

2 Прямые затраты на материалы всего исходя из потребности, т.р.

2.1 Внутренний рынок

67 732,5

44 310,5

58 334,9

59 100,0

42 313,8

76 155,6

А

14 462,6

12 109,8

9288,1

16 325,3

14 237,9

12 575,0

В

21 090,6

14 598,6

18 607,5

19 181,6

9454,2

31 268,2

С

32 179,3

17 602,1

30 439,3

23 593,2

18 621,7

32 312,4

2.1 Внешний рынок

44 886,7

49 000,8

39 292,7

58 265,9

44 146,6

40 944,8

А

5624,3

8460,8

11 348,6

7730,9

5630,8

13 076,4

В

20 363,4

17 944,5

14 084,1

29 204,7

12 578,4

8220,0

С

18 899,0

22 595,5

13 860,0

21 330,3

25 937,4

19 648,4

Итого

112 619,2

93 311,2

97 627,6

117 365,9

86 460,4

117 100,4

Запчасти (вид основного материала)

3 Запас материалов на конец периода, шт.

3.1 Внутренний рынок

А

50 217,4

48 180,0

38 710,0

71 098,8

62 832,0

50 336,0

В

48 820,9

43 560,0

48 048,0

54 492,7

34 848,0

78 408,0

С

67 040,2

47 643,8

67 837,5

64 948,5

53 212,5

72 971,3

3.2 Внешний рынок

А

16 739,1

32 120,0

40 290,0

35 018,8

29 568,0

46 464,0

В

35 353,0

47 190,0

37 752,0

69 354,4

52 272,0

30 492,0

С

39 372,8

58 231,3

33 412,5

53 139,7

70 537,5

46 653,8

4 Запас материалов на начало периода, шт.

4.1 Внутренний рынок

А

25 108,7

24 090,0

19 355,0

35 549,4

31 416,0

25 168,0

В

24 410,4

21 780,0

24 024,0

27 246,4

17 424,0

39 204,0

С

33 520,1

23 821,9

33 918,8

32 474,3

26 606,3

36 485,6

4.2 Внешний рынок

А

8369,6

16 060,0

20 145,0

17 509,4

14 784,0

23 232,0

В

17 676,5

23 595,0

18 876,0

34 677,2

26 136,0

15 246,0

С

19 686,4

29 115,6

16 706,3

26 569,9

35 268,8

23 326,9

5 Объем закупок, шт.

5.1 Внутренний рынок

А

145 630,4

124 453,0

95 911,0

169 372,9

147 490,1

127 124,8

В

141 580,5

102 439,7

126 271,2

132 071,4

68 807,7

208 216,8

С

194 416,6

111 350,8

184 455,0

148 514,9

117 694,3

193 677,0

5.2 Внешний рынок

А

55 239,1

86 180,7

113 685,0

80 882,5

60 688,9

129 254,4

В

130 806,3

122 741,3

96 267,6

194 277,6

94 499,6

59 677,2

С

114 181,2

141 475,2

85 250,0

131 480,7

162 141,6

118 911,4

6 Цена материалов, тыс. руб.

А

0,120

0,121

0,121

0,122

0,123

0,123

В

0,180

0,181

0,182

0,183

0,184

0,185

С

0,200

0,201

0,202

0,203

0,204

0,206

7 Затраты на закупку в текущем периоде, тыс. руб.

134 853,5

117 013,9

120 463,8

147 174,5

112 791,7

145 438,5

7.1 Внутренний рынок

А

17 475,7

15 016,5

11 636,3

20 662,0

18 091,4

15 679,1

В

25 484,5

18 540,6

22 979,5

24 167,3

12 660,1

38 521,1

С

38 883,3

22 392,6

37 297,9

30 195,8

24 061,0

39 812,4

7.2 Внешний рынок

А

6628,7

10 398,6

13 792,7

9866,9

7444,2

15 941,8

В

23 545,1

22 215,0

17 519,3

35 550,2

17 387,2

11 040,6

С

22 836,2

28 450,7

17 238,1

26 732,4

33 147,7

24 443,5

Электроэнергия

8 Норма расхода электроэнергии на единицу продукции

А

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

20,0

В

25,0

25,0

25,0

25,0

25,0

25,0

С

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

9 Общие затраты электроэнергии в периоде

Внутренний рынок:

21 349,8

14 041,0

18 366,3

19 049,0

14 057,6

25 020,9

А

5061,9

4238,4

3268,6

5807,9

5148,4

4646,6

В

6151,4

4257,9

5456,9

5686,8

2848,9

9628,4

С

10 136,5

5544,7

9640,8

7554,3

6060,3

10 745,9

Внешний рынок:

13 861,0

15 312,7

12 513,9

18 238,4

14 267,6

13 897,4

А

1968,5

2961,3

3993,7

2750,4

2036,1

4831,9

В

5939,3

5233,8

4130,3

8658,3

3790,3

2531,2

С

5953,2

7117,6

4389,8

6829,7

8441,1

6534,3

Итого

35 210,8

29 353,7

30 880,2

37 287,4

28 325,2

38 918,3

10 Общие затраты на материалы

170 064,4

146 367,6

151 343,9

184 461,9

141 116,8

184 356,8

Внутренний рынок :

А

22 537,6

19 254,9

14 904,9

26 469,9

23 239,9

20 325,8

В

31 635,9

22 798,5

28 436,4

29 854,0

15 509,0

48 149,5

С

49 019,8

27 937,3

46 938,8

37 750,0

30 121,3

50 558,3

Внешний рынок:

А

8597,2

13 359,8

17 786,4

12 617,3

9480,3

20 773,7

В

29 484,4

27 448,8

21 649,6

44 208,5

21 177,6

13 571,7

С

28 789,4

35 568,3

21 627,8

33 562,1

41 588,8

30 977,9

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы. В таблице 20 представлен такой график. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лаг между моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальных ресурсов.

В нижней строке таблицы зафиксировано состояние кредиторской задолженности на конец каждого периода, определяемой по формуле:

КЗк.п.=КЗн.п.+Сумма закупокза пер.-Сумма оплатыза пер.

Эти данные автоматически попадают в прогноз баланса. Выплаты по закупкам материалов также автоматически попадают в бюджет движения денежных средств.

Материалы поставляются на предприятие при условии предоплаты, составляющей 70% стоимости и произведенной за месяц до отгрузки. Оставшаяся часть стоимости материалов и полная стоимость электроэнергии выплачивается по факту поставки.

Кредиторская задолженность на начало и конец каждого месяца равна нулю вследствие отсутствия временного лага между поставкой материалов и их оплатой. График оплаты материалов представлен в таблице 21.

Таблица 21 — График оплаты материалов тыс. руб.

Показатель

Месяцы планируемого периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

Всего

1. Авансовые платежи на конец периода

81 909,72

84 324,63

103 022,16

12 663,98

101 806,95

383 727,45

3. Оплата текущего периода

Октябрь

75 666,89

75 666,89

Ноябрь

81 909,72

64 457,84

146 367,56

Декабрь

84 324,63

67 019,29

151 343,92

Январь

103 022,16

81 439,732

184 461,89

Февраль

12 663,98

62 162,69

74 826,67

Март

101 806,95

82 549,87

184 356,82

4. Платежи в текущем периоде

157 576,61

148 782,47

170 041,46

94 103,72

163 969,64

82 549,87

817 023,76

2.5 Бюджет производственных запасов Формирование производственных запасов необходимо для обеспечения производства продукции заданного объема. Основой для расчета объема производственных запасов является производственный бюджет.

Бюджет производственных запасов необходим для формирования двух плановых документов: бюджета доходов и расходов — в части подготовки данных о себестоимости реализованной продукции; прогноза баланса — в части данных о состоянии запасов готовой продукции, незавершенного производства и материалов на конец планового периода.

Бюджет производственных запасов составляется в натуральном и стоимостном выражении и содержит плановые показатели по запасам готовой продукции, незавершенному производству и материалам.

Величина запаса собственных оборотных средств на конец периода определяется на основе следующих показателей: объема производства и реализации продукции; затрат на производство, хранение и реализацию продукции; норм запаса оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей и затрат.

Для того чтобы оценить запасы готовой продукции в денежном выражении, необходимо вычислить плановую себестоимость единицы продукции.

Себестоимость готовой продукции будет зависеть от выбранного метода калькулирования себестоимости и оценки запасов.

При оценке готовой продукции по полной производственной себестоимости используются действующие нормы затрат материальных, трудовых и иных ресурсов. При этом прямыми считаются расходы, которые прямо включаются в себестоимость продукции, и их величина будет обусловлена количеством выработанных изделий. Косвенные расходы исчисляют обычно по сметным ставкам и по общему итогу затрат цеха. При этом косвенными считаются расходы, которые возникают и формируются за отчетный (плановый) период, независимо от того, сколько и каких изделий производится, и производятся ли они вообще (арендная плата, амортизационные отчисления).

При оценке готовой продукции с использованием метода неполного включения затрат в себестоимость во внимание принимают только сумму прямых затрат (материалов, оплаты труда), относящихся к готовой продукции.

При составлении плановой калькуляции себестоимости единицы продукции используются: спецификации на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; технологические карты с операционными нормами времени и расценками; система норм и нормативов, действующая на предприятии; бюджет общепроизводственных (накладных) расходов.

Однако себестоимость готовой продукции определяется не только производственными затратами, но и величиной остатков незавершенного производства.

Плановая себестоимость выпуска готовой продукции равна плановым производственным затратам, скорректированным на величину изменения остатков незавершенного производства:

ГП=НПнп+ПСкпНПкп где ГП — плановая себестоимость выпуска готовой продукции;

ПС — производственная себестоимость продукции;

НПнп — запасы незавершенного производства на начало периода;

НПкп — запасы незавершенного производства на конец периода.

При планировании запасов незавершенного производства на конец планового периода учитывают цикл производства, который включает время: непосредственного процесса обработки (технологический запас); нахождения обрабатываемой продукции у рабочих мест (транспортный запас); пребывания обрабатываемой продукции между отдельными операциями и отдельными цехами (оборотный запас); пребывания продукции при массовом производстве в виде запаса на случай перебоев (страховой запас).

В соответствии с учетной политикой рассматриваемого предприятия применяется метод учета и калькулирования полной себестоимости. Остатки незавершенного производства отсутствуют.

После определения целевых остатков готовой продукции можно скалькулировать себестоимость реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции определяется по следующей формуле:

Себест-ть реализов. прод-ции = Запасы ГПн.п. + Себест-ть произведен. за пер. ГП — Запасы ГПк.п.

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции рассчитывается следующим образом:

Себест-ть произведен. за пер. ГП = Прям.затр.на матер. в пер. + Прям.затр.на оплату труда в пер.+ Общепр-ные (накл.) расходы в пер.

Бюджет производственных запасов приведен в таблице 22.

Таблица 22 — Бюджет производственных запасов

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. Запас ГП на конец периода, шт.

1.1. Внутренний рынок

А

В

С

1.2. Внешний рынок

А

В

С

2. Запас ГП на начало периода, шт.

2.1. Внутренний рынок

А

В

С

2.2. Внешний рынок

А

В

С

3. Запасы материалов (запчасти) на конец периода, шт.

3.1. Внутренний рынок

А

В

С

3.2. Внешний рынок

А

В

С

4. Запасы материалов (запчасти) на начало периода, шт.

4.1. Внутренний рынок

А

В

С

4.2. Внешний рынок

А

В

С

5. Производственная с/ст единицы ГП, т.р.

5.1. Внутренний рынок

А

0,1661

0,1669

0,1675

0,1681

0,1687

0,1693

В

0,2376

0,2493

0,1916

0,1882

0,1891

0,1899

С

0,2691

0,2702

0,2713

0,2725

0,2737

0,2748

5.2. Внешний рынок

А

0,1661

0,1669

0,1675

0,1681

0,1687

0,1693

В

0,2376

0,2388

0,2396

0,2407

0,2416

0,2424

С

0,2691

0,2705

0,2714

0,2725

0,2735

0,2745

6. Цена за единицу материала, т.р.

А

0,120

0,121

0,121

0,122

0,123

0,123

В

0,180

0,181

0,182

0,183

0,184

0,185

С

0,200

0,201

0,202

0,203

0,204

0,206

7. Стоимость запасов материалов на начало периода

7.1. Внутренний рынок

А

В

С

7.2. Внешний рынок

А

В

С

8. Стоимость запасов материалов на конец периода

8.1. Внутренний рынок

А

В

С

8.2. Внешний рынок

А

В

С

9. Стоимость запасов ГП на начало периода

9.1. Внутренний рынок

А

В

С

9.2. Внешний рынок

А

В

С

10. Стоимость запасов ГП на конец периода

10.1. Внутренний рынок

А

В

С

10.2. Внешний рынок

А

В

С

11. С/ст произведенной продукции в целом, т.р.

11.1. Внутренний рынок

А

В

С

11.2. Внешний рынок

А

В

С

12. С/ст реализованной продукции в целом, т.р.

12.1. Внутренний рынок

А

В

С

12.2. Внешний рынок

А

В

С

2.6 Бюджет прямых затрат на оплату труда Затраты на оплату труда включают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы на оплату труда включают все расходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести на определенный вид готовой продукции. Аналогично основным материалам прямые затраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов. При этом также применяют два метода составления бюджета: метод нормирования и аналитический метод.

Однако с производством связаны и подсобные рабочие, менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Их заработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку эти затраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами.

Деление расходов на оплату труда на прямые и косвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организации производится одно изделие, то заработная плата не только основного производственного, но и управленческого персонала может быть включена в бюджет прямых затрат на оплату труда.

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

Чтобы рассчитать общее время использования основного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производства в каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия и умножить полученный результат на стоимость одного человеко-часа.

Для определения среднечасовой ставки необходимо, кроме базовой оплаты (тариф), включать премиальную часть (в том случае, если она рассчитывается исходя из объема производства). При составлении графика погашения задолженности по оплате труда премиальная часть может выплачиваться по иной схеме, чем базовая (тарифная). В данной работе принято, что базовая и премиальная части выплачиваются одновременно.

При начислении затрат на оплату труда (определении этих издержек в составе себестоимости продукции) базовая и премиальная части фонда оплаты труда должны быть увязаны с объемами произведенной продукции.

Часовая повременная тарифная ставка рабочего в данной работе принимается на уровне 20 руб. Также установлены размеры надбавки к тарифной ставке за вредность работ в размере 5%, премии — 2%, а также принятые законодательством районный коэффициент — 20% и северная надбавка — 50%.

Часовая тарифная ставка с учетом всех надбавок и коэффициентов определяется по формуле:

где ТСПОВР — часовая повременная тарифная ставка, руб.;

НВРЕД — надбавка за вредность, %;

Пр — премия, %;

НСЕВ, КРАЙОН — северная надбавка и районный коэффициент соответственно, %.

В случае если к моменту составления бюджета затрат на оплату труда накопилась кредиторская задолженность по выплате заработной платы, составляется график ее погашения. Такой график составляется по той же схеме, что и график погашения задолженности за материалы.

Составление бюджета прямых затрат на оплату труда и соответствующего графика выплат необходимо, прежде всего, в том случае, когда речь идет, во-первых, о прямых затратах труда (нормируемые затраты), во-вторых, о динамичном производстве, где быстро увеличиваются объемы производства и соответственно прямые затраты на оплату труда.

При стабильных объемах производства значения показателей плана-графика (бюджета) и графика погашения задолженности перед персоналом предприятия будут совпадать.

График выплаты заработной платы в соответствии с принятыми на предприятии кассовыми днями, то есть сроками выплаты аванса и основной части заработной платы, представлен в таблице 23.

Следует отметить, что на начало бюджетного периода кредиторская задолженность предприятия перед персоналом по оплате труда составляла половину фонда оплаты труда за первый месяц бюджетного периода. Погашение остатка кредиторской задолженности предприятия перед персоналом предполагается в полном объеме в первом месяце планируемого периода.

Таблица 23 — Бюджет прямых затрат на оплату труда

Показатель

Месяцы бюджетного периода

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

1. Объем производства, шт.

Внутренний рынок

1.1 А

115 500

96 360

85 162

120 868

125 664

100 672

1.2 В

112 288

87 120

105 706

92 638

69 696

156 816

1.3 С

154 193

95 288

149 243

110 413

106 425

145 943

Внешний рынок

1.1 А

38 500

64 240

88 638

59 532

59 136

92 928

1.2 В

81 312

94 380

83 054

117 902

104 544

60 984

1.3 С

90 558

116 463

73 508

90 338

141 075

93 308

2. Трудоемкость изготовления ед. продукции, челчас

2.1 А

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой