Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дознание в Вооруженных силах Республики Армения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертации и ее апробация. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены сущность, значение и особенности дознания в Вооруженных силах Республики Армения, развитие дознания в Вооруженных силах, полномочия военной полиции как органа дознания при производстве по уголовным делам, права и обязанности дознавателей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Правовая природа дознания в Вооруженных силах Республики Армения
    • 1. Сущность, значение и особенности производства дознания в Вооруженных силах Республики Армении
    • 2. Правовое регулирование производства дознания в Вооруженных силах Республики Армения
  • Глава II. Полномочия органа дознания при расследовании преступлений, совершаемых в Вооруженных силах Республики Армении
    • 1. Полномочия органа дознания Вооруженных сил Республики Армения при производстве по уголовному делу
    • 2. Процессуальные права и обязанности дознавателей в Вооруженных силах Республики Армения
    • 3. Особенности дознания в районе вооруженного конфликта и организация взаимодействия с правоохранительными органами
  • Глава III. Основные направления совершенствования дознания в Вооруженных силах Республики Армении
    • 1. Развитие процессуальных гарантий производства дознания в Вооруженных силах Республики Армения
    • 2. Надзор военного прокурора за исполнением законов при расследовании уголовных дел органами дознания
    • 3. Перспективы развития военной полиции Вооруженных сил Республики Армения

Дознание в Вооруженных силах Республики Армения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Президент и правительство Республики Армения проявляют постоянную заботу об укреплении государства, совершенствовании правовых средств регулирования общественных отношений, улучшении деятельности правоохранительных органов. Укрепление законности и правопорядка в стране является общегосударственной задачей. Сознательное и беспрекословное соблюдение законов составляет основу нормальной жизни общества, его граждан.

Первоочередной задачей является обеспечение строжайшего соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов, соблюдение конституционных прав граждан, всех процессуальных гарантий при производстве предварительного следствия и дознания.

Требование президента и правительства о дальнейшем укреплении законности и правопорядка имеет непосредственное отношение к укреплению оборонного могущества Республики Армения, ее Вооруженных сил. В современных условиях, когда армия оснащена коллективными видами оружия и боевой техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умелых и согласованных действий многих людей, исключительное значение приобретают высокая организованность, собранность и безупречная исполнительность каждого воина. Даже единичные случаи беспечности и недисциплинированности могут привести к тяжелым последствиям. Руководство Вооруженных сил Республики Армения (далее — ВС РА) ведет планомерную и целенаправленную работу по предупреждению правонарушений в армии. Главное внимание при этом обращается на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Преступность, как социальное явление, проникает во все сферы жизнедеятельности общества, в том числе в Вооруженных силах. На сегодняшний день уровень преступлений, совершаемых военнослужащими, растет. Наряду с этим в армии прослеживается тенденция роста латентной преступности, которая обуславливается неукомплектованностью достаточно подготовленных кадров, низким уровнем проведения дознания.

Одним из средств борьбы с правонарушениями в войсках является уголовное законодательство. Его правильное и единообразное применение в борьбе с преступными проявлениями и другими нарушениями установленного порядка несения воинской службы представляет собой одно из необходимых условий поддержания твердой воинской дисциплины и уставного порядка в Вооруженных силах Республики Армения.

В ВС РА производство по уголовным делам осуществляется на основе демократических принципов армянского уголовного процесса, в строгом соответствии с предписаниями норм уголовно-процессуального права, устанавливающего единый для всех правоохранительных органов Республики Армения порядок уголовного судопроизводства.

Однако специфика воинских отношений, воинской дисциплины, задач, стоящих перед Вооруженными силами оказывает существенное влияние на конкретные формы работы по предупреждению и искоренению правонарушений и вызывает некоторые особенности в применении законодательства при производстве по уголовным делам. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает глубокая разработка вопросов организации и деятельности органов дознания в условиях как мирного, так и военного времени.

Дознание в армии, построенное на принципах армянского уголовного процесса и нормах военного законодательства, имеет свои особенности, обусловленные назначением Вооруженных сил, своеобразием правового статуса военнослужащих по сравнению с другими гражданами Республики Армения, а также спецификой правового регулирования, существующих в армии.

Важная роль в борьбе с преступлениями в Вооруженных силах Республики Армения принадлежит военной полиции, которая является активным участником уголовного судопроизводства. Приказом Министерства обороны Республики.

Армения (далее — МО РА) от 5 мая 1992 г. создано Управление военной полиции1. В данное управление вошли следующие подразделения: отдел дознания, отдел защиты военного имущества, отдел уголовного розыска, отдел экспертизы, отдел комендатуры, военная автоинспекция, следственный изолятор, приемник-распределитель, разведывательный отдел, дежурная часть, штаб, батальон р специального назначения, дисциплинарный батальон, а также тыловые подразделения.

Так, многолетний опыт иностранных армий показывает, что военная полиция выступает как основной орган дознания в Вооруженных силах. Военная полиция, как орган дознания, играет важную роль в проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, совершаемых военнослужащими. А также обеспечивает охрану и этапирование заключенных.

Актуальность темы

диссертационного исследования заключается в объективной потребности теоретического осмысления и практическом * разрешении многих правовых вопросов, касающихся деятельности военных органов дознания при производстве по уголовным делам в современных условиях.

Социальные потребности искоренения преступности в ВС РА, повышение эффективности деятельности военных органов дознания, необходимость тщательного изучения и обобщения опыта работы командиров воинских частей как органов дознания в годы вооруженного конфликта в целях его эффективного использования в современных условиях обусловливают актуальность и научно-практическое значение диссертационного исследования.

1 См.: Приказ министра обороны Республики Армения от 5 мая 1992 г. Kg 226 «О создании органов военной полиции в Вооруженных силах Республики Армения».

Проведенный дессертантом анализа статистических данных генеральной прокуратуры РА показал, что в 1993 г. с 7% упал до 3% в 1994 г.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧТЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ВС РА ЗА 1993;1994 ГОДА.

Тенденция снижения производства дознания в ВС РА привела к тому, что в на стоя шее время дознавателями собираются только материалы, не производятся следственные действия и уголовные дела не возбуждаются.

ВС РА стоят на страже мирного труда армянского народа и призваны быть готовыми в любой момент дать решительный отпор агрессорам. «Защита Родины, охрана интересов государства, укрепление его независимости, безопасности и оборонной мощи — священный долг гражданина РА.», -говорится в ст, 47 Конституции РА1. Выполнение этого высокого долга возможно лишь при условии твердой воинской дисциплины и строжайшего соблюдения установленного в армии правопорядка.

Одним из направлений укрепления законности, дисциплины и порядка в армии является борьба с преступностью, которую в условиях ВС РА ведут суды, органы военной прокуратуры, военной полиции и командиры воинских частей как органы дознания. предарительное дознани.

1 См.: Конституция Республики Армения. Ереван. 1993. С. 47.

В то же время специфика воинских отношений, воинской дисциплины, задач, стоящих перед Вооруженными силами, оказывает существенное влияние на конкретные формы работы по предупреждению и искоренению правонарушений и обусловливает некоторые особенности в применении законодательства при производстве по уголовным делам. В связи с этим важное теоретическое и практическое значение приобретает глубокая разработка вопросов организации и деятельности органов дознания в условиях как мирного, так и военного времени.

В дальнейшем полностью было обновлено законодательство Республики Армения, определяющее задачи, устройство и принципы деятельности суда и прокуратуры.

После принятия Конституции РА уголовно-процессуальное законодательство претерпело существенные изменения и дополнения. Нормативные акты Республики Армения об организации, устройстве и функциях правоохранительных органов и некоторые связанные с ними законы регулируют порядок уголовного судопроизводства. Принятие их потребовало внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство или его дополнения.

Происходит также постоянное совершенствование всего военного законодательства. Принят новый закон о прокуратуре РА, регламинтирующий существенные изменения и дополнения в УК РА об уголовной ответственности за воинские преступления и т. д.

Эти изменения в военном законодательстве коснулись всех сторон деятельности органов дознания в Вооруженных силах Республики Армения. В последние годы уголовно-процессуальное законодательство существенно расширило полномочия и определило последовательность работы органов дознания по уголовным делам.

В соответствии с требованиями Президента Республики АрменияВерховного Главнокомандующего Вооруженными силами страны о повышении ответственности правоохранительных и других органов необходимо совершенствовать деятельность военных органов дознания. Этому должна служить и разработка новой инструкции органов дознания, действующая в Вооруженных силах Республики Армения.

Необходимость совершенствования деятельности военных органов дознания обусловлена также и объемом той работы, которую они выполняют в сфере борьбы с преступностью.

До настоящего времени не обобщался должным образом опыт работы военных органов дознания в условиях военного времени и боевой обстановки, который во многих отношениях поучителен и сегодня.

Анализ этого опыта может способствовать выработке научно обоснованных предложений по производству дознания в условиях военного времени и в боевой обстановке. Он может быть использован и в современных условиях при решении вопросов о совершенствовании деятельности военных органов дознания.

Проблеме дознания в целом уделялось определенное внимание. Отдельные вопросы, касающиеся производства дознания, рассматривались в кандидатских диссертациях, монографиях, методических пособиях и научных статьях.

Однако исследование вопросов, возникающих при производстве дознания, проводилось применительно к деятельности общих органов дознания и почти не касалось органов дознания в ВС РА. Достаточно сказать, что вопросы производства дознания в Вооруженных силах не раскрыты ни в одной научной работе.

Отсутствие глубокой теоретической разработки вопросов деятельности военных органов дознания в современных условиях и основанных на них практических рекомендаций не может не сказываться на качестве расследования уголовных дел, а следовательно, и на эффективности борьбы с преступностью и правонарушениями в войсках.

Таким образом, возникла необходимость в теоретическом осмыслении и разрешении многих правовых вопросов, касающихся деятельности военных органов дознания при производстве по уголовным делам в современных условиях. Социальные потребности искоренения преступности в Вооруженных силах Республики Армения, повышение эффективности деятельности военных органов дознания, необходимость тщательного изучения и обобщения опыта работы военной полиции как органа дознания в целях эффективного использования его в современных условиях обусловили выбор темы диссертации и определяют ее актуальность и научно-практическое значение.

Цель и задачи диссертационного исследования. В диссертации ставится цель провести научный анализ законодательства, регулирующего организацию и производство дознания в Вооруженных силах Республики Армения, обобщить практику его применения и разработать научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности дознания при расследовании преступлений в Вооруженных силах. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

— проанализировать юридическую природу института дознания в Вооруженных силах Республики Армения, раскрыть его сущность и содержание;

— рассмотреть развитие законодательства о порядке производства дознания в Вооруженных силах;

— исследовать полномочия военной полиции как органа дознания и компетенцию дознавателей при расследовании уголовных дел;

— показать основные направления повышения эффективности дознания в борьбе с преступностью в Вооруженных силах;

— обобщить опыт работы военных органов дознания в условиях военного времени и боевой обстановки;

— внести научно обоснованные предложения по совершенствованию нормативного регулирования и существующей практики применения законов, регламентирующих производство дознания в Вооруженных силах.

Вопросы производства дознания в ВС РА освещались до настоящего времени главным образом в порядке комментирования соответствующих статьей Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения (далее — УПК РА) и Инструкцией о порядке производства дознания в Вооруженных силах Республики Армения. Самостоятельного комплексного исследования организационных и процессуальных проблем, возникающих при производстве дознания в Вооруженных силах, вообще не проводилось. Между тем деятельность органов дознания по раскрытию и расследованию преступлений в ВС РА имеет настолько существенные особенности, что их самостоятельный комплексный анализ весьма актуален.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые будет предпринята попытка проанализировать деятельность органов дознания в Вооруженных силах Республики Армения. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии института военной полиции, в частности, формировании уголовно-процессуального подхода к военной полиции в системе органов дознания.

Правовая природа дознания в Вооруженных силах Республики Армения базируется на основополагающих принципах армянского уголовного процесса. Дознание в Вооруженных силах является процессуальной деятельностью, осуществляемой военной полицией и направленной на раскрытие преступлений и изобличение преступников.

Результаты диссертационного исследования позволят выдвинуть и обосновать следующие существенные выводы и предложения, направленные на совершенствование деятельности органов дознания в Вооруженных силах Республики Армения:

1. Правовая природа дознания в Вооруженных силах Республики Армения определяется едиными основополагающими принципами армянского уголовного процесса. Дознание в ВС РА является процессуальной деятельностью, осуществляемой командованием и направленной на раскрытие преступлений и изобличение преступников. Процессуальная деятельность органов военной полиции по производству дознания является самостоятельной, специфической сферой их деятельности в области укрепления порядка и дисциплины в армии. Дознание производится в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства и инструкциями.

2. Дознание в Вооруженных силах Республики Армения представляет собой деятельность, регламентируемую нормами уголовно-процессуального законодательства, которая осуществляется уполномоченными воинскими должностными лицами в отношении подчиненных им лиц, совершивших преступление.

Основные положения, выносимые на защиту.

В целях повышения эффективности деятельности органов дознания, укрепления воинской дисциплины и усиления его позитивного влияния на воинский правопорядок предлагается: увеличить срок дознания с момента возбуждения уголовного дела с 10-ти суток до 20-тисоздать следственно-оперативные группы быстрого реагирования, укомплектованные следователями военной прокуратуры, дознавателями и оперативными сотрудниками военной полиции;

— создать информационно-аналитический подразделение в системе Военной полиции, которое даст возможность более глубоко и детально анализировать правонарушения и преступления, при помощи созданной этим отделом базы данных о совершенных правонарушениях и преступлениях для каждого военнослужащего в отдельности, а также выработать и предложить наиболее оптимальные формы предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в Вооруженных силах Республики Армения;

— внести дополнения в действующую Инструкцию и предусмотреть в ней специальную главу «Производство дознания в боевой обстановке»;

— целесообразно расширить полномочия военной полиции как органов дознания, закрепив в УПК РА их право расследования некоторых воинских преступлений до составления обвинительного заключения, с последующих направлением уголовного дела в военную прокуратуры для составления обвинительного заключения, проверке законности и передачи дела в суд. К таким преступлениям автор относит: неисполнение приказасопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностейнасильственные действия в отношении начальникаоскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности или старшинстваоскорбление военнослужащегосамовольное оставление частидезертирствонарушение правил несения боевого дежурства или боевой службынарушение уставных правил караульной и гарнизонной службынарушение уставных правил внутренней службы. Данные изменения дадут возможность военной прокуратуре акцентировать внимание на более тяжких и особо тяжких преступлениях;

— упразднить дознание, производимое командирами воинских частей, создать единый орган дознания в системе Вооруженных сил Республики Армения и передать все функции дознания в войсках в ведение военной полиции Министерства обороны Республики Армения.

Методологическая основа и методика исследования. Для решения поставленных задач предполагается использовать методологическую основу исследования, которую составляют общенаучные философские работы, труды отечественных и зарубежных ученых в областях социологии, теории государства и права, педагогики и психологии уголовного и уголовно-исполнительного права, уголовного процесса, криминологии, военного права.

Планируется широкое использование различных приемов научного исследования на основе диалектического метода: сравнительно-правового, исторического, системно-структурного, конкретно-социологического и других.

Одновременно предполагается разносторонний анализ практики органов дознания, военного управления и уголовно-исполнительной системы.

Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, основаны на данных, полученных в результате изучения и анализа деятельности органов дознания Вооруженных сил за 1991;2003 гг.

Фактические данные о деятельности органов дознания в военное время и боевой обстановке изучались по архивным материалам Военной прокуратуры РА и НКР.

Практическая значимость диссертации и ее апробация. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены сущность, значение и особенности дознания в Вооруженных силах Республики Армения, развитие дознания в Вооруженных силах, полномочия военной полиции как органа дознания при производстве по уголовным делам, права и обязанности дознавателей и их взаимоотношения со следователями военных прокуратур и военными прокурорами, основные направления повышения эффективности деятельности органов дознания, а также ряд других вопросов, которые ставит перед собой практика применения законов, регулирующих дознание в Вооруженных силах.

Диссертационное исследование проведено по одному из важных направлений деятельности военного командования. Содержащиеся в диссертации выводы и практические рекомендации направлены на совершенствование деятельности органов дознания, на дальнейшее расширение полномочий органов дознания и усиление прокурорского надзора за их деятельностью. Сформулированные в работе предложения по этим вопросам могут быть использованы при подготовке нормативных актов, направленных на совершенствование деятельности командиров воинских частей как органов дознания.

Результаты проведенных исследований в области деятельности органов дознания в условиях военного времени и боевой обстановки могут быть учтены при проведении мобилизационной работы, а также при подготовке сотрудников военной полиции, военных прокуроров и следователей военных прокуратур.

Положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин «Уголовный процесс РА» и «Прокурорский надзор в Республике Армения» на военно-юридическом факультете при подготовке слушателей курсов усовершенствования следователей военной полиции, следователей военных прокуратур, военных прокуроров и судей, а также для повышения юридической квалификации военных юристов в системе специальной учебы.

Диссертация подготовлена на кафедре уголовного процесса Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, где проводилось ее обсуждение в целом и отдельных проблем, рассматриваемых в диссертационном исследовании, в частности.

Основные тезисы по теме исследования, сформулированные диссертантом, обсуждались на кафедре уголовного процесса военно-юридического факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерациина научно-практической конференции «Активные методы обучения в системе подготовки офицерских кадров в специальном вузе" — в Военном институте ВС РАна сборах работников военной полиции и Военной прокуратуры РАна научно-практическом семинаре работников военной полиции и военной прокуратуры гарнизонов «Пути повышения эффективности расследования уголовных дел органами дознания».

Важнейшие положения диссертации апробированы в процессе преподавания на военно-юридическом факультете и на курсах усовершенствования офицеров-юристов при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации.

Автор в диссертации на основе проведенного исследования разработал проект новой редакции инструкции органам дознания ВС РА.

Структура работы и ее содержание. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Выводы по главе.

1. Совершенствование правового регулирования дознания в ВС РА непосредственно связано с процессуальными гарантиями при производстве дознания и их соблюдением.

На государство, в лице его органов и должностных лиц, возлагается обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод военнослужащих и других граждан.

Реализация и защита военнослужащими установленных и гарантированных государством прав и свобод от незаконных посягательств органов исполнительной власти и их должностных лиц, приобретает особое значение, которое должно получить воплощение в системе правовых норм и институтов, обеспечивающих эффективную реализацию и защиту конституционных и иных прав и свобод военнослужащих и их гарантийравенство военнослужащих и государства в лице его органов и должностных лиц перед законом и судомреальную возможность военнослужащих влиять не только на формирование, но и на деятельность органов государственной власти.

2. Надзор военного прокурора за исполнением законов органами дознания призван обеспечить полное, всестороннее, объективное и оперативное расследование уголовных дел. Эффективность надзора состоит в своевременном устранении и предупреждении нарушений законности в деятельности органов дознания и дознавателей. Это достигается путем изучения военным прокурором уголовных дел в ходе производства дознания, письменных указаний, личного участия в производстве следственных действий, разрешении заявленных по делу ходатайств и проверки непосредственно на месте наиболее серьезных сигналов о нарушении законности в процессе дознания.

3. Существует необходимость создания единого органа дознания в системе ВС РА и передачи всех функций органа дознания в войсках в ведение военной полиции ВС РА.

Нами также предлагаются внесения следующих изменений в организационно-штатную структуру военной полиции:

Данная необходимость обусловливается для более быстрого и оперативного обнаружения и пресечения как в мирное, так и в военное время дознавателем правонарушений и преступлений, совершаемых в прикрепленным к ним войсковых частях, а также даст возможность офицерам уголовного розыска (УР) создать эффективную сеть агентов, которая бы собирала вскрытую командирами войсковых частей информацию о совершенных правонарушений и преступлений. Данная информация помогла бы быстро раскрыть преступление и правонарушения, применять решение о дальнейшем ходе уголовного дела.

Необходимость создания информационно-аналитического отделения в горнизонных отделах Военной полиции даст возможность более глубоко и детально анализировать правонарушения и преступления, совершенные военнослужащими, при помощи созданной этим отделением базы данных о совершенных правонарушениях и преступлениях для каждого военнослужащего в отдельности.

Необходимость прикрепления нескольких эксперт-кримиралистов к горнизонному отделу Военной полиции даст возможность быстро и оперативно собрать необходимые вещественные доказательства со взаимодействием с дознавателем, проводящим дознания.

А также, мы считаем, что во время ведения боевых действий и других миссий подразделениями, частями и соеденениями, прикрепленные к этим подразделениям, частям и соединениям, дознаватели должны сопровождать их.

Отложенная структура, организация деятельности и высокий профессионализм сотрудников военной полиции Вооруженных сил позволят эффективно решить задачи органов дознания в ВС РА. Поэтому создание единого органа дознания в системе ВС РА в лице Военной полиции с передачей всех функций дознания в войсках в ее ведение позволит освободить командиров воинских частей от несвойственных им функций органов дознания и заниматься непосредственно поддержанием боевой готовности войск, обеспечением жизнедеятельности частей на требуемом уровне.

Институт военной полиции способен обеспечить государственную безопасность и законность в ВС РА и мог бы выступать гарантом мирного проведения в армии преобразований и реформ на основе действующей Конституции РА.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы и предложения:

1. В ВС РА последовательно и целеустремленно берется курс на дальнейшее укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины как важнейших условий повышения боевой готовности войск.

В успешном решении задач, стоящих перед ВС РА, немаловажная роль принадлежит органам дознания, которые непосредственно ведут борьбу с преступлениями и правонарушениями в войсках. От уровня правовой подготовки органов дознания и дознавателей, от правильного использования ими своих прав и своевременного выполнения возложенных на них обязанностей, в значительной мере зависит эффективность борьбы с преступностью в армии.

2. Дознание в ВС РА имеет свои особенности, обусловленные тем, что важнейшим принципом жизни и деятельности ВС РА является единоначалие.

Дознание в ВС РА ставит перед собой задачу оказания помощи командованию в деятельности по укреплению боеспособности вверенных ему воинских частей, за поддержание воинской дисциплины и обеспечение уставного порядка.

3. Дознанием в ВС РА называется расследование преступлений, производимое по постановлению командира воинской части или военного прокурора офицером-дознавателем с соблюдением уголовно-процессуального закона. Оно представляет собой одну из форм предварительного расследования, регулируется уголовно-процессуальным законодательством и процессуальной деятельностью.

4. На развитие института дознания в ВС РА оказывали влияние исторические условия деятельности военных органов дознания в определенные периоды. Однако военные органы дознания постоянно руководствовались действующими правовыми нормами и всегда осуществляли расследование уголовных дел на основе строжайшего соблюдения законности, что способствовало успешной борьбе с преступлениями в армии и соблюдению гарантий прав и законных интересов военнослужащих.

Развитие законодательства Республики Армения характеризуется постоянным стремлением к более четкой регламентации деятельности органов дознания, усилением процессуальных гарантий законности принимаемых ими решений,.

5. В годы Великой Отечественной войны дознание явилось эффективным средством борьбы с правонарушениями и преступлениями в войсках, служило поддержанию крепкой воинской дисциплины, порядка и организованности в условиях военного времени и в боевой обстановке.

В условиях войны к производству дознания привлекаются не только назначенные приказом по части дознаватели, но и иные офицеры. Опыт дознавателей Советской Армии в период Великой Отечественной войны, ведения боевых действий в Чечне показал, что дознавателями необходимо назначать офицеров из нестроевых подразделений (служб), которые не выполняют непосредственно боевых задач и могут быть привлечены к производству дознания без особого ущерба для выполнения задач воинской части.

Сроки производства дознания в военное время, особенно в боевой обстановке, должны исчисляться часами и не превышать одного — трех дней с момента совершения или обнаружения преступления.

Эффективность борьбы с преступлениями в военное время способствует улучшению организации следственной работы, усилению связи следователей и военных прокуроров с командирами воинских частей, расширению компетенции военных органов дознания.

6. В настоящее время целесообразно расширять полномочия Военной полиции как органов дознания, закрепив в УПК РА, их право расследования в полном объеме воинских преступлений1, как ст.356-Неисполнение приказа, ст, 357-Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, ст.358-Насильственные действия в отношении начальника, ст.359-Оскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности или старшинства, ст. ЗбО-Оскорбление военнослужащего, ст. 361 -Самовольное отлучение части, ст.362-Дезертирство, ст.365-Нарушение правил несения боевого дежурства или боевой службы, ст.367-Нарушение уставных правил караульной и гарнизонной службы, ст.368-Нарушение уставных правил внутренней службы. Кроме того, желательно внести изменения в ст. 57 УПК РА с тем, чтобы не ограничивать органы дознания узким перечнем неотложных следственных действий, предоставив им право производить все следственные действия, не терпящие отлагательств в зависимости от обстоятельств конкретного уголовного дела, кроме привлечения в качестве обвиняемого.

8. Внести дополнения в действующую инструкцию органам дознания ВС РА. При внесении дополнений необходимо учесть все изменения, касающиеся дознания, происшедшие в законодательстве.

В инструкции должен быть более точно определен круг должностных лиц в ВС РА, обладающих правами органов дознания, их полномочия при расследовании уголовных дел.

В инструкции органов дознания важно дополнить статью о праве сотрудника Военной полиции как органа дознания, вносить в государственный орган, общественную организацию и должностному лицу представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления и письменному оповещению о принятии соответствующих мер.

1 См: Уголовный кодекс РА глава 32,.

11. Целесообразно в нормативном порядке закрепить правило, согласно которому длительное участие дознавателя в работе следственной группы (бригады) при расследовании сложных уголовных дел должно процессуально оформляться не периодическими поручениями, а постановлением следователя военной прокуратуры, в производстве которого находится уголовное дело.

12. Одним из основных условий успешного решения задач по борьбе с преступностью в войсках является взаимодействие следователя военной прокуратуры и органа дознания, которое позволяет в кратчайшие сроки и с минимальными затратами сил и средств целенаправленно и согласованно расследовать уголовные дела и принимать эффективные меры для предупреждения и искоренения преступлений.

13. Существует необходимость создания единого органа дознания в системе ВС РА и передачи всех функций дознания в войсках в ведение военной полиции ВС РА.

Отложенная структура, организация деятельности и высокий профессионализм сотрудников военной полиции позволяет эффективно решать задачи органов дознания ВС РА. Поэтому создание единого органа дознания в системе ВС РА в лице военной полиции с передачей всех функций дознания в войсках в ее ведение позволит освободить командиров воинских частей от несвойственных им функций органов дознания и заниматься непосредственно поддержанием боевой готовности войск, обеспечением жизнедеятельности частей на требуемом уровне.

Институт военной полиции способен обеспечить государственную безопасность и законность в ВС РА и мог бы выступать гарантом мирного проведения в армии преобразований и реформ на основе действующей Конституции РА.

14. Надзор военного прокурора за исполнением законов органами дознания призван обеспечить полное, всестороннее, объективное и оперативное расследование уголовных дел. Эффективность надзора состоит в своевременном устранении и главным образом предупреждении нарушений законности. Это достигается путем изучения военным прокурором уголовных дел в ходе производства дознания, дачи письменных указаний, личного участия военного прокурора в производстве отдельных следственных действий и разрешении заявленных по делу ходатайств. При осуществлении надзора за ^ исполнением законов органами дознания военный прокурор принимает меры к своевременному предупреждению и устранению нарушений законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.

15. Разработанный автором проект дополнений к действующей инструкции органам дознания в Вооруженных силах Республики Армения в соответствии с новой УПК РА прилагается к настоящей диссертации.

16. Внести статью в действующей инструкции органам дознания о проведении дознания в боевой обстановке.

Подводя итоги диссертационного иследования, диссертант пришел к # выводу, что функция дознания у командиров войсковых частей является не основной, а второстепенной, а для Военной полиции данная функция является основной, и что полная передача функций дознания Военной полиции послужила бы наиболее эффективному проведению дознания в ВС РА, а также плодотворному взаимодействию с Военной прокуратурой для достижения общей цели, что привело бы к снижению и искоренению преступности в войсках, своевременному обнаружению, пресечению и проведению профилактических мероприятий, которые в свою очередь повлияли бы на повышение оборонной мощи и высокой боеготовности нашей Родины. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты и другие официальные материалы
  2. Конституция Республики Армения. Ереван, 1993.
  3. Закон Республики Армения «О прокуратуре». Ереван, 1998.
  4. Закон Республики Армения «Об оперативно-розыскной деятельности».
  5. Закон Республики Армения «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей». Ереван, 1999.
  6. Постановление Парламента Республики Армения от 8 февраля 1995 г. № 182 «Об утверждении Устава внутренней службы Вооруженных сил Республики Армения».
  7. Постановление Парламента Республики Армения от 11 марта 1995 г. № 575 «Об утверждении Дисциплинарного Устава Вооруженных сил Республики Армения».
  8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 30 января 1929 г. «Об изменении и дополнении Положения о Военных Трибуналах и Военной прокуратуре» // СЗ СССР. 1929. № 13.
  9. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения. Ереван, 1999.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 1 февраля 2002 г. М.: Локид-Пресс, 2002.
  11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Под ред. А. М. Рекункова и А. К. Орлова. М.: Юрид. лит., 1985.
  12. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под ред. Н. А. Петухова, Г. И. Загорского. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002.
  13. Приказ министра обороны Республики Армения от 11 декабря 1992 г. № 226 «О создании органов военной полиции в Вооруженных силах Республики Армения».
  14. Приказ МО РА от 10 декабря 1994 г. № 451 «О введении в действие перечней преступлений, происшествий и порядка предоставления донесений и докладов о них».
  15. Приказ МО РА от 9 августа 1995 г. № 254 «О содействии следственным действиям и оперативным разведывательным мероприятиям, выполняемыми военными правоохранительными органами».
  16. Приказ МО РА от 20 января 1997 г. № 20 «О приведении в действие Инструкции органов дознания и о производстве дознания в Вооруженных силах Республики Армения».
  17. Приказ МО РА от 15 сентября 1997 г. № 510 (совместный с приказом Военного прокурора РА) «О необходимых мероприятиях, выполняемых в случаях смерти военнослужащих».
  18. Приказ МО РА от 15 сентября 1997 г. № 276 «О выяснении служебных взаимоотношений начальников гарнизонов и территориальных (гарнизонных)отделов Управления военной полиции Министерства обороны Республики Армения» 15 мая 1998 г.
  19. Приказ МО РА от 17 ноября 1999 г. № 682 «О порядке приведения военными правоохранительными органами военнослужащих Вооруженных сил Республики Армения».
  20. Приказ МО РА от 27 февраля 2001 г. «О регламентировании учета военных преступлений, происшествий, случаев гибели и ранения военнослужащих в частях и объединениях Министерства обороны Республики Армения».
  21. Инструкция органам дознания и о производстве дознания в Вооруженных силах Республики Армения (введена Приказом МО РА от 20 января 1997 г. № 20).
  22. Приказ РВСР от 10 сентября 1923 г. № 2024 // Сб. документов по истории советской военной юстиции. М.: РИО ВЮА, 1954.
  23. Приказ РСВР № 2285, 1921. // Сб. приказов РВСР. 1921. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Республики Армения. Ереван, 1995.
  24. Устав внутренней службы Вооруженных сил Республики Армения. Ереван, 1995.
  25. Положение о военной полиции
  26. Устав военной полиции МО РА.29. СУ 1917. № 4. Ст. 50.
  27. СУ РСФСР. 1919. № 31−32. Ст. 326.
  28. СУ РСФСР. 1919. № 65. Ст. 588.
  29. СУ РСФСР. 1922. № 20−21. Ст. 230.
  30. СУ РСФСР. 1923. № 7. Ст. 106.
  31. Инструкция органам дознания Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба. М, 2002.
  32. Инструкция по розыску военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть или место службы. Введена в действие Директивой министра обороны Республики Армения от 12 мая 1996 г. № 3.
  33. Временное наставление по работе военных прокуроров РККА М., 1941.
  34. Информационный бюллетень ГВП. 1978. № 3 (102).
  35. Информационный бюллетень ГВП. 1984. № 3 (120).
  36. Информационный бюллетень ГВП. 1982. № 1/112 /2/113.1. Монографии, научные и учебные пособия
  37. Н.С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.
  38. . А. Общие условия предварительного расследования. М., 1997.
  39. В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. М.: Изд-во «ЗЕРЦАЛО», 1998.
  40. Военное право: Учебник для вузов Вооруженных сил Российской Федерации / Под ред. Н. И. Кузнецова. М., 1996.
  41. Военно-энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.
  42. . А Советский уголовно-процессуальный закон. М., 1962.
  43. В.Н. Роль военного прокурора в обеспечении исполнение законов на предварительном следствии // Вопросы военного законодательства и практики его применения. М.: ВПА, 1974.
  44. Н.А., Понамаренков В. А., Францифиров Ю. В. Уголовный процесс России: Учебник. М.: Юрайт-М, 2001.
  45. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Астрель-Аст, 2001.
  46. М.С. Надзор прокурора за исполнением законов при производстве предварительного расследования // Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П. А. Лупинской. М., 1997.
  47. Н.В. Прокурорский надзор за предварительным расследованием уголовных дел. М.: Юрид. лит., 1968.
  48. Г. И. Создание и развитие революционных военных трибуналов// 40 лет военно-юридического образования в СССР. М.: ВПРА, 1977.
  49. В.А. Дознание в советском уголовном процессе. Л., 1966.
  50. В.И. Виды и содержание полномочий командования в советском уголовном процессе // Вопросы теории военного законодательства и практики его применения: Сборник научных статей. № 2. М.: ВПА, 1974.
  51. АС. Полномочия военного командования в советском уголовном процессе. М.: ВПА, 1965.
  52. В.И. Развитие прав граждан в СССР. Саратов, 1962.
  53. Н.И., Старое Б. Ф. Военная администрация: Учебник. М.: ВУ, 1998.
  54. А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М.: Юрид. лит, 1986.
  55. Н.С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс России: Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Юраит-Издат, 2002.
  56. Е.Г. Развитие уголовно-процессуального законодательства. Кишинев: Изд-во Кишиневского ун-та, 1977.
  57. А.И. Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования преступлений // Вопросы совершенствования предварительного следствия. М., 1983.
  58. Н.А. Настольная книга дознавателя воинской части и иных участников уголовного процесса (для военнослужащих). М.: За право военнослужащих, 2001.
  59. Организация работы военной прокуратуры гарнизона, объединения: Методическое пособие. Введено в действие Приказом Главного военного прокурора от 28 июля 1977 г. № 66. М.: Воениздат, 1978.
  60. Органы дознания и предварительного следствия системы МВД и их взаимодействие. М.: ВШ МВД СССР, 1973.
  61. А.Ф. Вопросы соотношения уголовно- процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Взаимодействие следователя с органами дознания. М., 1976.
  62. Правовая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Н. К. Кузнецова. М.: ВУ, 1995.
  63. Прокурорский надзор в СССР. М. ВКИ, 1981.
  64. Прокурорский надзор в СССР. М.: Юрид. лит., 1982.
  65. Н.Н. Уголовное судопроизводство. СПб, 1914.
  66. Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: РИО ВЮА, 1954.
  67. СЗ СССР. 1926. № 57. Ст. 413.
  68. Стремовский В. А Участники предварительного следствия. Ростов-н/Д, 1966.
  69. М.С. Курс советского уголовного процесса: В 2 т. М., 1970.
  70. М.С. Процессуальные гарантии // Избранные труды: В 3 т. М.: Наука, 1992.
  71. Толковый словарь русского языка // Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935.
  72. B.C. Предварительное расследование. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации / Под ред. П. А. Лупинской. М., 1997.
  73. А. А. Взаимодействие следователя органа внутренних дел с милицией. М.: МВШМ МВД СССР, 1981.
  74. I. Статьи газет и журналов
  75. В. Протокольная форма досудебной подготовки материалов // Социалистическая законность. 1985. № 12.
  76. А. Вопросы прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием // Социалистическая законность. 1953. № 9.
  77. Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации //Государство и право. 1997. № 10.
  78. Н. Прокурорский надзор за соблюдением уголовно-процессуальных сроков // Социалистическая законность. 1984. № 8.
  79. VI. Диссертации и авторефераты
  80. А.И. Дознание в Советской армии // Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВПА, 1963.
  81. С.Э. Расследование преступлений, совершаемых военнослужащими в условиях вооруженного конфликта // Дис,. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1999.
  82. P.M. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания органами милиции // Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Л., 1970.
  83. И.И. Дознание в Вооруженных силах СССР // Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1986.
  84. А.Б. Правовое регулирование расследования преступлений в Вооруженных силах Российской Федерации // Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  85. С.В. Расследование преступлений в боевой обстановке (правовое обеспечение, организация, методика) // Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1999.
  86. Д.К. Проблемы обеспечения законности в деятельности подразделений военной юстиции // Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Караганда, 2001.
  87. .Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации средствами прокурорского надзора // Дис.. докг. юрид. наук. М.: Военная академия экономики, финансов и права, 1993.
  88. И.В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации // Дис.. канд. юрид. наук. М: ВУ, 1998.
  89. И.Б. Рассмотрение судом жалоб военнослужащих на неправомерные действия и решения воинских должностных лиц и органов военного управления // Дис.. канд. юрид. наук М.: ВУ, 1998.
Заполнить форму текущей работой