Оценка технического состояния и прогнозирование функциональной надежности насосов систем судовых дизелей
Одним из направлений повышения эффективности ТЭ СД является переход от существующей системы централизованного планирования профилактических ремонтно-восстановительных работ на менее затратную систему технического обслуживания (ТО) и ремонта по фактическому ТС оборудования обслуживающих систем, основывающихся на контроле уровня ФН и заключающемся в накоплении и анализе информации о повреждениях… Читать ещё >
Содержание
- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
- ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАДЕЖНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК
- 1. 1. Общая характеристика состояния вопроса надежности
- 1. 2. Оценка технического состояния и прогнозирование его изменения
- 1. 3. Аналитический обзор научных работ, посвященных надежности насосов
- 1. 4. Постановка задачи исследования
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДЫ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ, ЕЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
- 2. 1. Обоснование выбора объекта исследования
- 2. 2. «Жизненный» цикл и терминология надежности
- 2. 3. Методы оценки функциональной надежности
- 2. 4. Методика оценки характеристик функциональной надежности на основе эксплуатационной информации
- 2. 5. Потоки отказов и их модели
- 2. 6. Методы прогнозирования функциональной надежности
- 2. 7. Методы статистической оценки числовых характеристик функциональной надежности
- 2. 8. Сравнительный анализ методов обработки статистических данных на основе малого числа наблюдений
- 2. 9. Построение эмпирической функции распределения методом прямоугольных вкладов
- 2. 10. Выводы по главе
- ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ НАСОСОВ СИСТЕМ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 3. 1. Причины отказов насосов
- 3. 2. Показатели функциональной надежности насосов систем смазки и охлаждения
- 3. 3. Показатели функциональной надежности насосов системы утилизации тепла вторичных энергоресурсов
- 3. 4. Критерий оценки потенциального ресурса насосов
- 3. 5. Оценка функциональной надежности насосов систем с использованием обобщенного показателя и критериев работоспособности
- 3. 6. Прогнозирование функциональной надежности насосов систем на основе вероятностных моделей безотказной работы
- 3. 7. Прогнозирование функциональной надежности насосов систем с использованием обобщенных функций
- 3. 8. Математические модели прогнозирования безотказной работы насосов систем
- 3. 9. Выводы по главе
- ГЛАВА 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ НАСОСОВ СИСТЕМ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ «ЖИЗНЕННОГО» ЦИКЛА
- 4. 1. Обеспечение надежности на этапах проектирования и технологического изготовления
- 4. 2. Обеспечение надежности на стадии эксплуатации
- 4. 3. Оценка технического состояния на основе нормативной базы диагностических показателей
- 4. 4. Обоснование выбора стратегии технического состояния и ремонта
- 4. 5. Мониторинг отказов при эксплуатации
- 4. 6. Основные направления повышения функциональной надежности насосов
- 4. 7. Выводы по главе
Оценка технического состояния и прогнозирование функциональной надежности насосов систем судовых дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Структура системного подхода к решению проблемных вопросов технической эксплуатации (ТЭ) судовых дизельных установок (СДУ) предполагает ряд иерархических уровней, один из которых объединяет большой класс эксплуатационных задач, связанных с эффективностью, качеством работы, обеспечением функциональной надежности (ФН) и управления ею.
Обобщение опыта ТЭ показывает, что основным элементом дизельных установок, в значительной степени определяющим энергетическую безопасность судна, экологическую безопасность окружающей воздушной среды и водного пространства, является главный двигатель (ГД) с обслуживающими его системами, при этом существенное значение имеет их уровень ФН. В количественном выражении распределение отказов между ГД и оборудованием обслуживающих систем примерно одинаковое.
Проблема обеспечения ФН на всех стадиях «жизненного» цикла (проектирование, производство, ТЭ) имеет одно из первостепенных значений. В этом отношении важная роль отводится оценке технического состояния (ТС), техническому диагностированию (ТД) и прогнозированию, являющимися основополагающими элементами экспертизы состояния ФН.
К наиболее трудным задачам обеспечения управления ФН оборудования обслуживающих систем ГД относится прогнозирование изменения ТС в процессе ТЭ, базирующиеся на информации о развивающихся отказах, количественных значениях диагностических показателей (ДП) и их динамики. Решение задачи в такой постановке позволяет произвести расчет тренда (зависимости ДП от времени ТЭ), построение которого дает возможность выявить неисправность на ранней стадии ее развития, установить момент отказа, произвести оценку потенциального ресурса и определить сроки профилактических мероприятий.
Применительно к судовым дизелям (СД) в настоящее время накоплен богатый опыт по их управлению. Разработаны методы и технические средства, позволяющие оптимизировать отдельные технологические процессы по различным категориям оптимальности. Созданы эффективные системы управления процессами горения. Однако на судах морского и речного флота остаются еще не использованными значительные резервы повышения эффективности ТЭ СД с точки зрения возможности решения проблемы, связанной с информационным и алгоритмическим обеспечением управления ФН оборудования обслуживающих систем. Потеря ходового времени судна вследствие остановки ГД из-за отказа оборудования обслуживающих систем может существенно превосходить экономические выгоды, полученные от форсирования мощности и скорости хода.
Одним из направлений повышения эффективности ТЭ СД является переход от существующей системы централизованного планирования профилактических ремонтно-восстановительных работ на менее затратную систему технического обслуживания (ТО) и ремонта по фактическому ТС оборудования обслуживающих систем, основывающихся на контроле уровня ФН и заключающемся в накоплении и анализе информации о повреждениях и отказах. Решение задачи в такой постановке связано с оценкой текущего ТС, разработкой нормативной базы ДП, созданием и исследованием моделей ТЭ, позволяющих производить прогнозирование безотказной работы в пределах межремонтного эксплуатационного периода.
Основным связующим элементом комплекса СД — обслуживающие системы являются насосы, относящиеся к особо ответственному оборудованию. Их ТС и уровень ФН оказывают существенное влияние на изменение параметров СД и, соответственно, эффективность его работы. Особенно это касается комплексов: система охлаждения—>насос—*СДмасляная система—>насос—>СДтопливная система—>насос—>СД. Выход из строя насосов этих комплексов может привести к ухудшению условий смазки СД, изменению частоты вращения, повышению теплонапряженности и, в конечном итоге, снижению эффективности работы СД, а в целом эксплуатационных качеств энергетической установки и экономических показателей работы судна.
В связи с этим диссертация посвящена одному из аспектов проблемы совершенствования технической эксплуатации СДУ путем повышения эффективности работы главных двигателей на основе оценки технического состояния и прогнозирования функциональной надежности насосов обслуживающих систем.
Объект исследования — насосы обслуживающих систем судовых дизелей.
Предмет исследования — функциональная надежность насосов систем смазки, топливной, охлаждения судовых дизелей и механизм ее обеспечения при эксплуатации.
Цель исследования — повышение эффективности эксплуатации судовых дизелей путем создания информационно-статического банка данных по оценке и прогнозированию функциональной надежности насосов обслуживающих систем в виде нормативной базы ДП, комплекса критериев математических моделей и мониторингу отказов.
Задачи исследования:
1. Проведение экспертно — статистических исследований функциональной надежности на основе систематизации и обобщения фактологических эксплуатационных данных с использованием различных информационных источников.
2. Проведение натурных испытаний, анализ результатов и обобщение опыта эксплуатации в реальных условиях.
3. Получение качественных и количественных показателей функциональной надежности.
4. Разработка критериев сравнительной оценки уровня функциональной надежности при работе в различных режимах.
5. Разработка нормативной базы диагностических показателей на основе результатов натурных испытаний и оценка фактического технического состояния.
6. Разработка математических моделей прогнозирования функциональной надежности и критерия оценки расходования потенциального ресурса в процессе эксплуатации.
7. Разработка практических рекомендаций по обеспечению функциональной надежности в межремонтном эксплуатационном периоде.
Методы решения поставленных задач основываются на: экспертной оценке функциональной надежности насосов систем, обслуживающих СД, с использованием информации в виде аргументированных мнений специалистов эксплуатационного профиля и различного квалификационного уровня, ее формализацией, статистической обработкой, анализом полученных результатов и их интерпретациейприменении общего закона надежности технических изделийиспользовании принципов системного анализа, математического моделирования, потенциального ресурса, регрессивных функций.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1. Создан информационно — статистический банк данных, основывающийся на полученной нормативной базе диагностических показателей, позволяющий оценивать фактическое состояние насосов при их работе в составе систем, обслуживающих судовые дизели.
2. Разработан комплекс критериев и математических моделей по оценке функциональной надежности, ее прогнозирования и расходования потенциального ресурса в процессе эксплуатации, базирующийся на использовании обобщенных показателей, функций, вероятностного подхода, аппроксимации с помощью метода наименьших квадратов и интерполирования сплайнами данных статических исследований.
3. Предложен механизм обеспечения функциональной надежности на различных стадиях «жизненного» цикла, включающий обоснование выбора определяющих факторов, стратегии технического обслуживания и ремонта, комплекс мероприятий по мониторингу отказов и снижению расходования потенциального ресурса в межремонтном эксплуатационном периоде.
Теоретическое значение результатов диссертации заключается в получении обобщающих показателей, критериев и математических моделей, позволяющих производить оценку функциональной надежности и ее прогнозирование при работе насосов в составе систем, обслуживающих судовые дизели.
Практическая значимость результатов диссертации состоит в разработке механизма по обеспечению функциональной надежности насосов обслуживающих систем, реализация которого при переводе их на техническое обслуживание и ремонт по фактическому состоянию, базирующегося на созданном информационно — статистическом банке данных, позволяет повысить эффективность эксплуатации судовых дизелей.
Достоверность научных результатов обеспечивается использованием комплекса методов и методик исследования, включающего: экспертные оценкирегрессионный и корреляционный анализклассическое построение математических моделейнатурные испытания с использованием современных методов и средствсистемный анализ взаимодействия элементов с обслуживающим объектом, обработку статистической информации и оценку погрешностейрепрезентативность опытных данных и их сходимость при реализации математических моделей в допустимых для практики пределах.
На защиту выносится:
— информационно — статистический банк данных в виде систематизированной обобщенной и классифицированной информации по отказам и нормативной базы диагностических показателей по оценке фактического состояния насосов систем, обслуживающих судовые дизели;
— комплекс критериев и математических моделей по оценке функциональной надежности насосов и ее прогнозирования на стадии эксплуатации в виде обобщенных показателей, функций, аппроксимационных зависимостей параметра потока отказов от наработки;
— комплекс мероприятий по контролю, учету фактического технического состояния, мониторингу отказов и снижению расходования потенциального ресурса насосов при эксплуатации в составе систем судовых дизелей.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Содержание диссертации обсуждалось и получило одобрение в СанктПетербурге государственном университете водных коммуникаций и Морской государственной академии имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Основные положения и результаты опубликованы в виде тезисов докладов и статей в материалах международных научно — технических конференций. Материалы диссертации прошли внешнее рецензирование и опубликованы в виде научных статей в изданиях по перечню ВАК Минобрнауки РФ: Труды Института системного анализа Российской академии наук «Динамика неоднородных систем», «Двигателестроение», «Судостроение».
Результаты исследования используются при разработке учебных программ судовых специальностей эксплуатационной направленности в МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова и ее филиалах, курсов повышения квалификации специалистов морского, речного и рыбопромыслового флота, внедрены в практическую деятельность ряда судоходных компаний.
Структура и объем. Диссертация состоит из: списка сокращенийвведениячетырех главзаключениясписка использованных источниковсписка опубликованных работ автора по разделам диссертацииприложенияактов внедрения результатов в эксплуатационную практику судоходных компаний и учебный процесс морских ВУЗов.
2.10 Выводы по главе.
1. Среди элементов, входящих в состав систем судовых дизелей с точки зрения обеспечения их работоспособности приоритетная роль принадлежит насосам, в значительной степени определяющим эксплуатационные качества комплекса система — судовой дизель в целом.
2. Из существующей терминологии надежности, используемой на различных этапах «жизненного» цикла, на его заключительной стадии целесообразно оперировать термином «функциональная» надежность, как в большей степени отражающей сущность назначения насоса в составе системы с точки зрения взаимной связи по обслуживанию судового дизеля.
3. Концепция оценки и прогнозирования функциональной надежности с методической точки зрения основывается на следующем: объект статистического исследования (насосы) рассматривается с позиций восстанавливаемости, отказы являются случайными и независимыми событиями, их поток — простейший, удовлетворяющий одновременно свойствам стационарности, отсутствия последействия и ординарностииспользуются классические понятия измерителей и показателей.
4. По сравнению с классическими методами обработки статистической информации с использованием малого числа наблюдений более предпочтителен метод прямоугольных вкладов, как обладающий максимальной эффективностью и позволяющий (в их отличие) получать лучший результат.
5. Основным источником создания информационной базы функциональной надежности является проведение широкомасштабных экспертно-статистических исследований.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ НАСОСОВ СИСТЕМ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНО-СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
3.1 Причины отказов насосов.
Проведение экспертно-статистических исследований осуществлялось в два этапа. Цель первого (экспертная оценка) заключалась в определении степени значимости насосов по влиянию их работоспособности на ФН СД и сравнении с другим оборудованием обслуживающих систем. В качестве экспертов принимали участие специалисты эксплуатационного профиля двух квалификационных уровней (четвертые и третьи инженеры-механикивторые и старшие инженеры-механики), работающие на судах различных фирм и функционального назначения (отечественных и зарубежных). В качестве экспертной оценки использовался критерий (показатель существенности) в виде:
АПс = 1 / Хранэ (3.1) где Хран — сумма нормированных рангов с учетом их совпадения по каждому исследуемому фактору. Результаты представлены на рис. 3.1, 3.2. Апс — показатель существенностиз к—" с—^—^—^—.
— четвертые инженеры-механики третьи инженеры-механики.
Оборудование систем СД Рис. 3.1 К вопросу оценки степени значимости влияния работоспособности оборудования топливной, системы охлаждения и наддува на функциональную надежность СД первой квалификационной группой экспертов: 1 — теплообменные аппараты- 2 — насосы охлаждения- 3 -топливная аппаратура- 4 — газотурбонагнетатели.
Из анализа полученной информации следует, что работоспособность насосов системы охлаждения по степени ее влияния на ФН СД в сравнении с теплообменными аппаратами (ТА) и газотурбонагнетателями (ГТН) находится примерно на одном уровне, уступая только топливной аппаратуре.
Апс — показатель существенности 0,05 'уу^ 3.
0,04.
— старшие инженеры-механики.
0,03.
0,02 вторые инженеры-механики.
0,01.
Оборудование систем СД Рис. 3.2 К вопросу оценки степени значимости влияния работоспособности оборудования топливной, системы охлаждения и наддува на функциональную надежность СД второй квалификационной группой экспертов: 1 — теплообменные аппараты- 2 — насосы охлаждения- 3 -топливная аппаратура- 4 — газотурбонагнетатели.
В этом случае (с точки зрения степени значимости влияния на ФН СД) приоритетная роль отводится насосам системы охлаждения.
Цель второго этапа заключалась в получении количественной информации по причинам отказов насосов систем СД. Результаты исследований приведены ниже. На рис. 3.3 представлена информация по причинам отказов центробежных насосов (ЦН) в виде диаграммы Парето. Видно, что основная причина отказов ЦН — это износ деталей (более 50%) — в меньшей степени отказы связаны с коррозией (более 20%) и кавитацией (~.
20%) — возникающие в процессе ТЭ кавитационные явления в наибольшей степени способствуют разрушению внутренних поверхностей корпуса ЦН.
Рис. 3.3 Диаграмма Парето причин отказов центробежных насосов систем СД: 1 — износ- 2 — коррозионное разрушение- 3 — кавитационные разрушения- 4 — прочие отказы.
Обобщенная количественная информация по причинам отказов основных узлов ЦН приведена в таблице 3.1.
Заключение
.
На основе выполненных аналитических и статистических исследований функциональной надежности насосов систем судовых дизелей сделаны выводы и получены следующие научные и практические результаты:
1. В повышении эффективности эксплуатации судовых дизелей одна из приоритетных ролей принадлежит функциональной надежности насосов обслуживающих систем.
2. Из существующих стратегий технического обслуживания и ремонта насосов наименее затратной с точки зрения расходования материальных средств является система контроля и оценки функциональной надежности в эксплуатационных условиях по фактическому состоянию.
3. Основу практической реализации такой системы составляет механизм управления функциональной надежностью, базирующийся на информационно-статистическом банке данных, включающем: и нормативную базу диагностических показателей- ¦ критерии расходования потенциального ресурса в межремонтном эксплуатационном периодематематические модели прогнозирования функциональной надежности при эксплуатации.
4. Получены качественные и количественные показатели функциональной надежности, обобщен опыт эксплуатации, определены зависимости, установлены закономерности изменения параметра потока отказов и вероятности безотказной работы от наработки, классифицированы причины отказов с позиций физического происхождения, дана оценка их количественного соотношения.
5. Разработана нормативная база диагностических показателей на основе полученных результатов при проведении натурных испытаний и дана оценка фактического технического состояния.
6. Разработаны критерии сравнительной оценки уровня функциональной надежности при работе насосов в составе систем в различных режимах.
7. Разработаны математические модели прогнозирования функциональной надежности насосов и критерии оценки расходования потенциального ресурса в процессе их эксплуатации.
8. Даны практические рекомендации по обеспечению функциональной надежности насосов в составе систем судовых дизелей в межремонтном эксплуатационном периоде.
Список литературы
- Агеев Б.С., Чурсин В. В. Повышение эксплуатационной надежности топливовпрыскивающей аппаратуры дизелей ДВС.- Тр. ЦНИИТЭИ -Тяж. маш, 1981-Вып.34.- с.50−55.
- Астахов C.B., Ватипко Б.А, Холявко Л. П. Оценка надежности судовых механизмов при проектировании и эксплуатации.- Л.: Судостроение, 1979.- 200 с.
- Атанасов А.Н., Павлюченков A.M., Шегалов И. Л. Диагностика судовых дизельных установок с помощью ЭЦВМ // сб. научн. Тр. ЦНКИМФ.-Л., 1976.- Вып. 214 Судовые энергетические установки. с. 38−53.
- Базовский И. Надежность. Теория и практика. М., изд-во «Мир», 1965.
- Барлоу Р., Прошан Ф. Математическая теория надежности / Пер. с анг. -М.: Сов. радио, 1969.
- Башта Т.М. Объемные насосы и гидравлические двигатели гидросистем.-М.: Машиностроение, 1974.- 606 с.
- Беляев Ю.К. Об упрощенных методах построения доверительных границ для надежности систем по результатам испытаний компонентов // Изв. АН СССР. Техническая кибернетика.-1968.-№ 5.
- Бердичевский В.Е. Оценка надежности аппаратуры автоматики. М.: Машиностроение, 1966, — 275 с.
- Бессонов A.A. Прогнозирование характеристик надежности автоматических систем. Л.: Энергия, 1971.- 150 с.
- Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М.: Статистика, 1980.- 263 с.
- Биргер И.А. Основы технической диагностики. М.: Машиностроение, 1978.- 240 с.
- Блинов Э.К., Розенберг Г. Ш. Техническое обслуживания и ремонт судов по состоянию: Справочник СПБ. Судостроение, 1992.- 192 с.
- Бокс Дж., Дженкис Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление (пер. с анг.). вып. 1. М.: «Мир», 1974.- 380 с.
- Большаков В.Ф., Кобринский Г. А., Полянцев Ю. Д. Пути повышения эффективности использования топливо энергетических ресурсов на морском транспорте.- М.: Мортехинформреклама, 1986.- 184 с.
- Болотин В. В Прогнозирование ресурса машин и конструкций.- М.: Машиностроения, 1984.
- Бородюк В.П., Вощинкин А. П., Иванов А. З. и др. Статистические методы в инженерных исследованиях.- М.: Высшая школа, 1983.- 216 с.
- Будов В.М. Судовые насосы. Справочник. Д.: Судостроение, 1988.- 432 с.
- Бусурин В.Н., Биржаков М. Б. Процедуры для аппроксимации кубическими сплайнами функций, заданных таблично. // МЦНТИ. 1974, № 988−74, с. 1−3.
- Быстров В.А., Хруцкий О. В. Идентификация диагностических функций и опыт их применения в задачах технического диагностирования судовых энергетических установок. Тезисы докладов НТК. Д.: Судостроение, 1991. с. 64−65.
- Васильев Б.В., Ханин С. М. Надежность судовых дизелей. М.: Транспорт. 1989.- 184 с.
- Ван дер Варден Б. Л. Математическая статистика. М.: иностр. лит., 1960.
- Васильев Б.В. и др. Диагностирование технического состояния судовых дизелей / Б. В. Васильев, Д. И. Кофман, С.Г. Эренбург- Под ред. Б. В. Васильева М.: Транспорт, 1982.- 144 с.
- Васильев Б.В. Прогнозирование надежности и эффективности радиоэлектронных устройств. М.: Сов. Радио, 1970. — 334 с.
- Ватипко Б.А., Кузьмин Р. В., Трунин С. Ф. Отказы судовых механизмов и их предупреждение. М.: Транспорт, 1975. — 168 с.
- Варжапетян А.Г. Техническая эффективность и надежность судовых систем управления. М.: Наука, 1969. 267 с.
- Васильев А.Г., Ивашинцов Д. А., Федоров М. П., Шульман С. Г. Современные методы оценки надежности и экологической безопасности объектов энергетики // Известия ВННИГ им. Б. Е. Веденеева: Сб. Научных трудов. 1997. — Т. 233. — с. 3−10.
- Венсель В.В. Интегральная регрессия и корреляция: Статистическое моделирование рядов динамики. М.: Финансы и статистика, 1983. — 223 с. (Мат. статистика для экономистов).
- Виноградов А.Н., Калошин A.B. Основные задачи проектирования систем диагностики машин и механизмов. Изв. вузов. Машиностроение, 1984, № 6.
- Возницкий И.В. Контроль и диагностика технического состояния судовых дизелей. М.: «Морфлот», 1978. — 48 с.
- Волик Б.Г., Рябинин И. А. Эффективность, надежность и живучесть управляющих систем // Автоматика и телемеханика. 1984. — № 12. — с. 152- 160.
- Гаскаров Д.В., Голинкевич Т. А., Мозголевский A.B. Прогнозирование технического состояния и надежности радиоэлектронной аппаратуры. -М.: Сов. радио, 1974. 220 с.
- Гафт Я.З., Иткин Б. А. Исследование изнашивания пары трения сальниковая набивка вал. Насосы для технологических линий. — М.: 1987.-с. 82−88.
- Генкин М.Д., Соколова А. Г. Виброакустическая диагностика машин и механизмов. -М.: Машиностроение. 1987. 288 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2001. — 479 с.
- Гнеденко Б.В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М.: «Наука», 1965.
- Герцбах И.Б., Кордонский Х. Б. Модели отказов. М., изд во «Советское радио», 1966.
- Голуб Е.С., Мадорский Е. З., Розенберг Г. Ш. Диагностирование судовых технических средств: Справочник. М.: Транспорт, 1993. — 150 с.
- Голинкевич Т.А. Прикладная теория надежности. Учебник для ВУЗов. М.: Высшая школа, 1977.
- Громаковский Д.Г. Система понятий и структура моделей изнашивания. // Трение и износ. 1997. — Т. 18. — № 1. — с. 53 — 62.
- Громаковский Д.Г., Ибатуллин И. Д. и др. Новый способ оценки пластичности конструкционных материалов и прогнозирование ресурсных характеристик деталей машин и конструкций. Тяжелое машиностроение, 2004, № 10.-с. 2−6.
- Двейрис JI.И. Способ построения диагностической модели ДВС по результатам пассивных экспериментов // Двигателестроение. 1982. № 9.
- Дедков В.К., Голубев A.A., Тихон Н. К. Управление надежностью технических систем. Управление и информационные технологии на транспорте: Тезисы докладов международной научно технической конференции «ТРАНСКОМ — 99». — СПб.: СПГУВК, 1999, — с. 43 — 46.
- Демиденко Е.П. Решение задач эксплуатации главных двигателей с помощью интегральных диагностических моделей. Судостроение, № 6, 1985.
- Джон Г. Мэтьюз, Куртис Д. Финк. Численные методы использования Matlab- 3-е издание. / Пер. с англ. М.: Вильяме, 2001. — 720 с.
- Диллон Б., Сингх Ч. Инженерные методы обеспечения надежности систем. М.: Мир, 1984.
- Донин Э.И., Махонин В. Н., Михайлов В. А. Практические методы решения задач технического диагностирования гидроприводных насосов. Сб. научных трудов. «Насосы для технологических линий». 1987. с. 63 -81.
- Доценко Б.И. Диагностирование динамических систем. К: Техника, 1983.- 159 с.
- Дружинин Г. В. Надежность систем автоматики. М.: Энергия, 1967 -526 с.
- Дулесов A.C. Определение показателей надежности электрических систем на основе методов планирования эксперимента. Изв. ВУЗов «Энергетика», 1990, № 11. с. 56 — 58.
- Дунин Барковский И. В., Смирнов Н. В. Теория вероятностей и математическая статистика в технике (Общая часть). — М.: Гостехиздат, 1955.
- Жегалкин И.И. Арифметизация символической логики // Математический сборник. Т. 35. — Вып. — 3 — 4. — 1928.
- Жмуть А.Е. Винтовые насосы с циклоидальным зацеплением. М.: — Л.: Маш. гиз, 1963.
- Закузтаев А.И., Попов H.H. Проблемы формирования информационно -справочных диагностических комплексов судового электрооборудования. Тезисы докладов международной НТК «ТРАНСКОМ — 97». СПБ.: СПГУВК, 1997. с. 173 — 175.
- Зеленцов В.А., Гачин A.A. Надежность, живучесть и техническое обслуживание сетей связи. М.: МО СССР, 1991 — 169 с.
- Залитис В.А., Порталимов С. А., Комаров И. В. Статистический метод расчета эталонных характеристик в задачах технического диагностирования // Сб. научн. тр. / ЦНИИМФ. Л., 1984. — Вып. 288: Автоматизация судовых производственных процессов. — с. 62 — 66.
- Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. М.: Машиностроение, 1973.-431 с.
- Ефремов Л.В. Определение показателей долговечности и безотказности оборудования судов. «Надежность и контроль качества», 1977, № 9.
- Ефремов Л.В. Практика инженерного анализа надежности судовой техники. Л.: Судостроение, 1980.
- Калявин В.П. Основы теории надежности и диагностики: Учебник. -СПб.: Элмор, 1998. 172 с.
- Кендэл М. Ранговые корелляции. М.: статистика, 1975.
- Калявин В.П., Мозгалевский A.B., Галка В. Л. Надежность и техническая диагностика судового электрооборудования и автоматики. СПб.: ЭЛМОР, 1996.-295 с.
- Карибский В.В., Пархоменко П. П., Согомонян Е. С. Техническая диагностика объектов контроля. М.: Энергия, 1967. — 80 с.
- Карпов Л.Н., Титов Е. А. Выбор объема контролируемых параметров судового дизеля для безразмерной диагностики его технического состояния // Сб. научн. тр. / ЦНИИМФ. Л., 1973. — Вып. 174. — с. 19 — 40.
- Карницкий В.А., Маслаков М. Д., Орлов A.A. Определение технического состояния судового обслуживания. JI., В/Ч 27 177, НИР, арх. № 40 835, 1983,-23 с.
- Карпов J1.H. Методика прогнозирования надежности судовых дизелей. «Судовая энергетика и топливоиспользование»: Сб. науч. трудов. JL, Транспорт, 1980. Вып. 260 (ЦНИИМФ). — с. 26 — 30.
- Карпов JI.H. Надежность и качество судовых дизелей. JI. Судостроения, 1975−232 с.
- Касандрова О.Н., Лебедь В. В. Обработка результатов наблюдений. -М. :Наука, 1970.-104 с.
- Киселев Г. Ф., Резанов С. Д. Техническое обслуживание и ремонт насосных установок М.: Химия, 1985. — 87 с.
- Климов E.H., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностика судовых технических средств. Л.: Судостроение, 1978. — 175 с.
- Климов E.H. Основы технической диагностики судовых энергетических установок. М.: Транспорта, 1980. — 148 с.
- Климов E.H. Управление техническим состоянием судовой техники. -М.: Транспорт. 1985. 199 с.
- Коллакот Р. Диагностика повреждений. М.: Мир, 1989. — 512 с.
- Коллакот В.А. Диагностирование механического оборудования: Пер. с англ. Л.: Судостроения, 1980 296 с.
- Кондратов В.А., Макаров С. В., Осипов В. А., Филатов A.B. Логико-вероятностный метод расчета надежности судовых энергетических установок. Сборник трудов института математики СО АН СССР, вып. 13, 1964.
- Крагельский И.В. и др. Основы расчетов на трение и износ, изд во «Машиностроение», М., 1977.
- Кофман Д. И. Васильев Б.В., Эренбург С. Г. Диагностирование технического состояния судовых дизелей. М.: Транспорт, 1982. — 144 с.
- Коузен Д. Статистические методы контроля качества. М.: Физмат гиз, 1961.
- Крамер Г. Математические методы статистики. М.: Инстр. Лит., 1948.
- Креденцер Б.П. Прогнозирование надежности систем с временной избыточностью. Киев: Наукова думка, 1978. — 233 с.
- Кривощеков В.Е., Фадеев В.И.Техническое диагностирование судовых вспомогательных дизелей по параметру потока отказов. Морской транспорт. Сер. «Техническая эксплуатация флота». Экспресс -информация. М.: ЦБНТИ. Вып. 18 (710), 1989.
- Кубарев А.И. Надежность в машиностроении. Изд — во стандартов, 1989.-224 с.
- Кузнецов Н.Ю. Об оценке влияния надежности различных элементов на надежность системы в целом // Кибернетика. № 5. — 1989. — с. -110−119.
- Кузьмин Р.В. Техническое состояние и надежность судовых механизмов. Л.: Судостроение, 1974.
- Кузьмин Р.В., Гром В. П. Расчет надежности судового оборудования по малым выборкам. Л.: Судостроение, 1976.
- Курочкин Ю.А., Смирнов A.C., Степанов В. А. Надежность и диагностирование цифровых устройств и систем. СПб.: СПбГТУ, 1993. -317с.
- Лаханин В.В., Бирилко Ю. Н. Прогнозирование потоков отказов судовых двигателей на основе обобщенных функций. Судостроение, 1984, № 11.
- Левин М.И. Автоматическая техническая диагностика, ее аспекты, проблемы и место в комплексной системе автоматизации дизелей. / Двигателестроение, 1979, № 11. с. 27 -32.
- Левин М.И. Автоматическая безразборная диагностика дизелей. Информационные аспекты. / Двигателестроение, 1986, № 3. с. 25 — 27.
- Леонтьев А.П. Надежность технических систем. Рига: Зинатне, 1969. -265 с.
- Логвинов А.Н., Трегуб В. И., Ибатуллин И. Д. Методика оценки энергии активации методом микротвердости материалов // Актуальные проблемы трибологии: Тез. докладов Российского симпозиума по трибологии, Самара: Сам ГТУ, 1994. с. 16.
- Логинавас А.К. Долговечность подвижных уплотнений судовых механизмов, изд во «Судостроление», Л., 1976.
- Ллойд Д., Липатов М. Надежность. Организация, исследования, методы, математический аппарат. М., изд во «Советское радио», 1964.
- Лучанский Т.А., Романовский В. В. Исследование вопросов надежности элементов судовой электроавтоматики по малым выборкам. Сб. научн. трудов, «Совершенствование эксплуатации энергетических установок судов.» М.: Москва, ЦРИА. Морфлот, 1981.
- Мандрик В.В., Чистяков В. Л. Статистическая обработка данных об отказах в отраслевой информационной системе по надежности СТС и К. «Судовые энергетические установки и топливоиспользование» Сб. Научн. трудов. Л., Транспорт, 1988. (ЦНИИМФ). С. 49 — 55.
- Меламедов И.М. Физические основы надежности. Л.: ЛО «Энергия», 1970.
- Методика выбора показателей для оценки надежности сложных технических систем. М., изд во стандартов, 1972. — 43 с. (Всесоюзный научно — исследовательский институт стандартов).
- Методические указания по сбору, обработке и использованию эксплуатационной информации о надежности судовых средств и конструкций в пароходствах. РД. 31. 22. 02. 83 — М.: В/О «Мортех-информреклама», 1984. — 60 с.
- Метод построения диагностической модели объекта / Карпенко Ю.С.- Пруссаков А. В., Ленинг. высш. инж. морск. училеще. Л.: 1985. Деп. в В/О «Мортехинформреклама», 02. 09. 85, № 487 — МФ — 85 деп.
- Методика статистической обработки экспериментальных данных / Под ред. Р. В. Кузьмина, В. П. Гром. Л.: Судостроение, 1977.
- Методика статистической обработки информации о надежности технических изделий на ЭЦВМ. М.: Изд — во стандартов, 1978.
- Миликов И.М., Половко A.M. и др. Основы теории и расчета надежности. Л., изд во «Судостроения», 1960.
- Моек Е., Штрикерт X. Техническая диагностика судовых машин. Л.: Судостроение, 1986 — 232 с.
- Мозгалевский A.B., Гаскаров Д. В. Техническая диагностика. М.: Высшая школа, 1975. — 208 с.
- Мозгалевский A.B., Калявин В. П. Системы диагностирования судового оборудования. JL: Судостроения, 1987. — 221 с.
- Мясников Ю.Н., Равин A.A., Чекалов Ю. Н. Проблемы технического диагностирования судового оборудования энергетических установок. Судостроение, № 9, 1978.
- Надежность технических систем: / Справочник. Ю. К. Беляев, В. А. Богатырев, Е. В. Болотин и др.- Под ред. И. А. Ушакова. М.: Радио и связь. 1985.-608 с.
- Нейман Ю. Вводный курс теории вероятностей и математической статистики. М.: Наука, 1968.
- Нечипоренко В.И. Структурный анализ и методы построения надежных систем. М.: Сов. радио, 1968. — 255 с.
- Нечипоренко В.И. Структурный анализ систем (Эффективность и надежность) М.: Сов. радио, 1977. — 214 с.
- Николаев В.И. Надежность судовых энергетических установок и оборудования систем. JL: ЛКИ, 1984.
- Никитин A.M. Категории технического состояния и оптимизация ТО. // Эксплуатация морского транспорта. СПб.: Наука, 2003. с. 223 — 230.
- Никитин A.M., Рубцов М. С. Оценка эффективности технического обслуживания по состоянию. // Эксплуатация морского транспорта. СПб: Наука, 2003-с. 230−238.
- Никитин A.M. Построение системы технического обслуживания судна на основе управления рисками. // Эксплуатация морского транспорта: 2006, Вып. 2 (46). с. 46 — 54.
- Никитин A.M. Информационные технологии в техническом обслуживании судовых технических средств. В сб. Экология и атомная энергетика. Сосновый бор, изд во ЛАЭС, 2007. — с. 26 — 35.
- Оптимальные задачи надежности. Сборник статей под ред. Ушакова И. А., изд во стандартов, 1968.
- Об использовании математических моделей в задачах диагностики технического состояния судовых дизелей / Г. А. Давыдов, С. В. Камкин, М. К. Овсянников, Л. А. Самсонов // Сб. научн. тр. // УУЗ ММФ. М., 1979. — Вып. 15.: Судовые силовые установки. — с. 67 — 75.
- Падерно И.П., Усачев В. А., Худяков А. Ю. Надежность сложных судовых систем. Л.: Судостроение, 1977. — 1191 с.
- Парфенов Ю.М. Надежность, живучесть и эффективность корабельных электроэнергетических систем. Л.: BMA, 1989. — 324 с.
- Пархоменко П.П. и др. Основы технической диагностики. М.: Энергия, 1976.
- Певзнер Б.П. Насосы судовых установок и систем. Л.: Судостроения, 1971.-384 с.
- Певзнер Б.М. Судовые центробежные и осевые насосы. -2-е изд. Л: Судостроение, 1964.
- Половко A.M. Основы теории надежности. М.: Наука, 1964. — 446 с.
- Попков В. И. Мышинский Э.Л. Попков О. И. Виброакустическая диагностика в судостроении. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: Судостроение, 1989. — 256 с.
- Проников A.C. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978.
- Пустыльник Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.
- Рабинович С.Г. Погрешность измерений. Л.: Энергия, 1978. — 261 с.
- Райншке К. Модели надежности и чувствительности систем. М.: Мир, 1979.-452 с.
- Розенберг Г. Ш., Мадорский Е. З., Голуб Е. С. Диагностирование насосов в системе обслуживания и ремонта судов по состоянию // Техническаяэксплуатация морского флота: Сб. научных тр./ ЦНИИМФ. Л.: Транспорт, 1988. — с.33−43.
- Романовский В. И Математическая статистика. Кн.2. Оперативные методы математической статистики. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1963.
- Руденко Ю.Н., Ушаков И. А. Надежность систем энергетики. М.: Наука, 1986.-252 с.
- Румшинский Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента.//М.: Наука, 1971.
- Рябинин И.А. О количественной оценке надежности судовых электроэнергетических систем // Судостроение. 1963. — № 7.
- Рябинин И.А. Логико-статистический метод исследования надежности сложных технических систем // Основные вопросы теории и практики надежности. -М.: Сов. радио, 1971.
- Рябинин И.А. Аналитические логико-вероятстные методы расчета надежности судовых электроэнергетических систем // Электрооборудование судов. Л.: Судостроение, 1969. (НТО Судпрома. Вып. 133).
- Рябинин И.А. Основы теории и расчета надежности судовых электроэнергетических систем. Л.: Судостроение, 1971. — 455 с.
- Рябинин И.А., Киреев Ю. Н. Надежность судовых энергетических систем и судового электрооборудования. Л.: Судостроение, 1974. — 263 с
- Седякин Н.М. Об одном физическом принципе теории надежности. Известия АН СССР. Сер. «Техническая кибернетика». 1966. — № 3. -с.80−87.
- Смирнов O.P. Отказы энергетических установок транспортных судов и их количественные характеристики надежности. «Судостроение», 1968, № 7, с.33−36.
- Смирнов O.P., Юдицкий Ф. А. Надежность судовых энергетических установок. Л.: Судостроение, 1974. 280 с.
- Сотсков Б.С. Основы теории и расчета надежности элементов и устройств автоматики и вычислительной техники М.: Высшая школа, 1970.-270 с.
- Статистические задачи обработки и таблицы для числовых расчетов показателей надежности / P.C. Судаков, H.A. Северцев, В. Н. Титулов, Ю. М. Чесноков. М.: Высшая школа, 1975. — 607 с.
- Соболев Л.Г., Залитис В. А., Финогенов A.A., Комаров И. В. Статистический метод расчета эталонов в задачах диагностики // Двигателестроение, 1984, № 4.
- Соболев Л.Г., Финогенов A.A. Прогнозирование тренда в системах технического диагностирования // Двигателестроение. 1983. — № 5. — с.19−21.
- Соколовский М.И., Темнов В. Н. К вопросу о разработке сценариев опасного состояния технических средств. Управление и информационные технологии на транспорте. // Материалы международной НТК «ТРАНСКОМ 2001». — СПб.: СПГУВК, 2001. — с.67−68.
- Стрельников В.П. Оценка и закономерности эмпирической интенсивности отказов. Киев: Общество «Знание», УССР, 1988. — 16 с.
- Травин С.Я., Промыслов Л. А. Оценка и обеспечение надежности судового оборудования. Л.: Судостроение. 1988. — 204 с.
- Трунин С.Ф., Промыслов Л. А., Смирнов O.P. Надежность судовых машин и механизмов. Л.: Судостроение, 1980.
- Тузов Л.В. Методы технической диагностики судовых дизелей по виброакустическим характеристикам. Труды международной научно-технической конференции «Безопасность водного транспорта», Том 3. -СПб.: ИИЦ СП ГУВК, 2003. с.28−31.
- Фишер P.A. Статистические модели для исследователей, Госстатиздат, М., 1958.
- Францев И.Р. Оценка изменения остаточного ресурса судовых технических средств с учетом видов обслуживания и режимов работы. -Тезисы докладов международной НТК «ТРАСКОМ 97». СПб.: СПГУВК, 1997, с.160−161.
- Хевиленд Р. Инженерная надежность и расчет на долговечность. М. -Д., изд-во «Энергия», 1966.
- Хенли Э.Дж., Кумамото X. Надежность технических систем и оценка риска. М.: Машиностроение, 1984. — 528 с.
- Химмльблау Д. Анализ процессов статистическими методами (перевод с англ.) М.: «Мир», 1973. 953 с.
- Хруцкий О.В., Мясников Ю. Н., Соболев Л. Г. Акустическая эмиссия -метод технического диагностирования. Судостроение, 1980, № 9.
- Хруцкий О.В. Основы комплексного решения проблемы диагностирования, прогнозирования и управления техническим состоянием судовых энергетических установок. Тезисы докладов НТК. Л.: Судостроение, 1989. с.65−66.
- Хруцкий О.В. Определение момента начала прогнозирования работоспособности типовых узлов судовых энергетических установок. -Тезисы докладов НТК. Л.: Судостроение, 1991, с.65−67.
- Хруцкий О.В. Об одном методе аналитического прогнозирования технического состояния типовых узлов судовых энергетических установок. Судостроение, 1997, № 1.
- Чавчанидзе В.В., Кумсишвили В. А. Об определении законов распределения на основе малого числа наблюдений. В Сб.: «Применение вычислительной техники для автоматизации производства». (Труды совещяния 1959). М.: Мишгиз.1961.
- Чекалов Ю.П. Методы и средства технического диагностирования судового энергетического оборудования. Л.: Судостроение. 1984, № 5.
- Черкесов Г. Н. Основы теории надежности автоматизированных систем управления. Л., ЛПК, 1975.
- Чиняев И.А. Эксплуатация насосов судовых систем и гидроприводов. М.: Транспорт, 1975. 160 с.
- Шишкин В.А. Анализ неисправностей и предотвращение повреждений судовых дизелей. М.: Транспорт. 1986. — 192 с.
- Шмелев В.П. Эрозионные разрушения топливных насосов мощных судовых дизелей. Техническое обслуживание судового оборудования и его эксплуатационная надежность. -М.: Рекламинформбюро, 1974.
- Шор Я. Б. Статистические методы анализа контроля качества и надежности. М.: Сов радио, 1962. — 552 с.
- Юдицкий Ф.Л., Смирнов О. Р. Оценка надежности элементов энергетической установки. «Судостроение», 1969, № 9, с.24−25.
- Защищаемые положения и результаты диссертации опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК Минобрнауки РФ.
- Тормашев, Д.С. Анализ причин отказов насосов систем судовых дизелей и пути повышения их функциональной надежности / Б. П. Башуров, Д. С. Тормашев // Двигателестроение, 2010, № 3 (241). С. 32 -37. (№ 719 по перечню ВАК РФ 17 июня 2011).
- Тормашев, Д.С. О критерии оценки потенциального ресурса насосов систем судовых дизелей на стадии эксплуатации / Б. П. Башуров, Д. С. Тормашев // Двигателестроение. 2011. — № 3(245). — С. 40−41. (№ 719 по перечню ВАК РФ 17 июня 2011).
- Тормашев, Д.С. Диагностирование технического состояния насосов систем судовых дизелей // Сб. научных трудов (вып 15). -Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010. С. 68 — 74.
- Тормашев, Д.С. Прогностические модели функциональной надежности насосов систем главных двигателей судовой дизельной установки /Д.С.