Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роль морали в развитии и реализации прав человека: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны практика российской действительности в области реализации прав человека также способствует актуализации исследуемой проблемы. Системный (цивилизационный) кризис, который в настоящее время переживают народы России, отнюдь не способствует развитию механизмов и гарантий обеспечения прав человека. Кризисные процессы охватили не только социально-экономическую, политическую, правовую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОРАЛИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. Взаимосвязь морали и представлений о правах человека в их генезисе и эволюции
    • 2. Конкретно-исторические формы влияния морали на становление идей о правах человека
  • Глава II. ЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
    • 1. Нравственная культура общества как основа соблюдения и развития прав граждан России
    • 2. Роль этического просвещения и нравственного воспитания в реализации прав человека

Роль морали в развитии и реализации прав человека: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Права человека как социально-духовное образование относятся к категории общечеловеческих ценностей. Первые представления о понятиях равенства, свободы, достоинства, справедливости, лежащих в основе доктрины прав человека, — ровесники древнейших цивилизаций. На протяжении всей истории человеческой культуры данный институт становился предметом осмысления как правоведов, общественных и политических деятелей, так и философов, этиков, религиоведов и теологов.

Глобальные проблемы, вставшие перед лицом человечества к концу XX — началу XXI века, привели к началу новой эры развития естественных прав человека. Первая, а затем вторая мировые войны, обострение международных отношений, «холодная война», социальные и демографические катаклизмы, ухудшение экологической обстановки во всем мире и многие другие проблемы способствовали актуализации вопросов, связанных с теоретическим осмыслением и практическим обеспечением прав человека как в международном масштабе, так и в рамках Российской Федерации.

Неотъемлемой составляющей прав человека выступают нормы общечеловеческой нравственности. В XX веке в концепции прав человека особенно усилились акценты, связанные с борьбой прежде всего за сохранение и защиту человеческого достоинства, которое, согласно международным документам о правах человека, имманентно присуще личности.1 Как в международных, так и в национальных документах подчеркивается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, которые особенно сегодня, в условиях неустойчивого мира, активизации международного терроризма, всплеска национализма, роста.

1 См.: Международная защита прав и свобод человека: Соорник документов. — М., 1990. С. 32. 4 фактов нарушения прав не только отдельной личности, а целых народов, требуют особой «заботы».

С другой стороны практика российской действительности в области реализации прав человека также способствует актуализации исследуемой проблемы. Системный (цивилизационный) кризис, который в настоящее время переживают народы России, отнюдь не способствует развитию механизмов и гарантий обеспечения прав человека. Кризисные процессы охватили не только социально-экономическую, политическую, правовую и другие сферы общественной жизни, систему образования и здравоохранения, область культуры, но и самое глубинное — сферу духовности и нравственности. В настоящее время падение нравов, снижение уровня как правовой, так и нравственной культуры, осложнение ситуации в области этического просвещения и нравственного воспитания стали неизменными спутниками национального бытия, наглядно демонстрируя то, что «все символы неудач российских реформ», в том числе и нарушения элементарных прав человека, «носят этический характер"2.

Развитие и реализация на должном уровне прав человека заключают в себе огромный духовно-нравственный потенциал для гармонизации межличностных и общественных отношений, являются гарантом спокойствия, гражданского согласия, устойчивого и надежного личного и общественного бытия, благополучия граждан, а также сохранения самой главной ценности — человеческой жизни в современном неустойчивом мире. Уважение к правам человека, всестороннее содействие их реализации, как на государственном, так и на личностном уровне во многом зависят от состояния нравственной культуры и моральности как отдельного индивида, ответственного за себя и за других, так и общества в целом.

Объект исследования: мораль и право как социокультурные феномены. 5.

Предмет исследования: взаимодействие и взаимообусловленность морали и прав человека в личном и общественном бытии.

Степень разработанности темы исследования. В имеющейся сегодня философской литературе можно выделить ряд исследований, освещающих роль морали в поведении и деятельности индивида, среди которых можно назвать работы С. Ф. Анисимова, Р. Г. Апресяна, Е. В. Беляевой, В. А. Блюмкина, В. И. Букреева, Д. Ж. Валеева, Ю. Д. Воробья, Г. Н. Гумницкого,.

A.А.Гусейнова, О. Г. Дробницкого, И. Л. Зеленковой, Е.В.Золотухиной-Аболиной, И. М. Орешникова, И. Н. Римской, М. Н. Росенко, А. А. Скворцова и др.3.

Осмысление проблемы прав индивида, реализации человека как творческой, свободной личности имеет давние традиции в этико-философской и общественно-правовой мысли. Идеи о человеке и его достоинстве, о связи личности, общества и государства, о взаимосвязанности права и морали, о естественном равенстве, свободе, справедливости были высказаны еще в Древней Греции. Софисты одними из первых поставили человека в центр мироздания, осмыслили его самоценность и суверенность.

2 Костюк К. Н. Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 34.

3 Анисимов С. Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. № 1. С.26−36- Анисимов С. Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». 1981. № 3- Апресян Р. Г. Мораль // Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова — M., 2001. С: 275- Букреев.

B.И., Римская Г. Р. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. — М., 2000; Валеев Д. Ж.

Введение

в этику. О нравственном потенциале культуры. — Уфа, 1998; Воробей Ю. Д. Как жить: по закону, по совести?//Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. № 1. С. 28−43- Гусейнов А. А. Великие моралисты. -М., 1995. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. — М., 1974. Гусейнов А. А. Этика и мораль в современном мире//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. № 1. С. 18−26- Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир / Философия и ценностные формы сознания / Под ред. Б. Т. Григорьян, О. Г. Дробницкого, В. П. Желтова и др. — М., 1978. С. 98−105- Золотухина — Аболина E.B. Современная этика. -Ростов-на-Дону, 2000; Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. — С-Пб., 1998; Скворцов А. А. Нравственные проблемы войны//Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. № 1. С. 74−84 и др. 6.

Платоновское учение впервые охарактеризовало справедливость в идеальном государстве, которое было распространено также и на право. Аристотель определил естественные права человека, как существующие в виде прав гражданина полиса. В основе трудов древнеримских авторов Марка Аврелия и Марка Туллия Цицерона лежали естественноправовые взгляды как на право, так и на государство. В период средневековья представления о правах человека были связаны с жестким делением общества на сословия, отношениями личной зависимости.

Современные представления о правах человека основаны на философско-этических концепциях Нового времени, квинтэссенцией которых стало провозглашение автономии и свободы отдельной личности. В XVIIXIX веках многие великие мыслители и философы посвятили свои труды проблемам прав человека: Г. Гегель, Т. Гоббс, Г. Гроций, Т. Джефферсон, И. Кант, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Пейн, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Фихте и др.

В России, на протяжении веков жившей идеалами «Мымировоззрения», проблемы прав человека по сравнению с европейской философско-правовой традицией, не получили серьезного концептуального оформления. В то же время философские взгляды на природу, сущность, происхождение прав человека нашли отражение в трудах русских философов конца XIX — начала XX века: Н. Алексеева, Н. А. Бердяева, И. Ильина, Н. А. Новгородцева, В. С. Соловьева, Б. Н. Чичерина и др.

Для разработок отечественных ученых советского периода в области философии прав и свобод человека характерно господство идеи примата государства над личностью, а отсюда, как следствие, теории о дарованности, «октроировании» основных прав и свобод личности государством.

В современной отечественной литературе права человека определяются либо в качестве атрибута правового статуса личности (Н.В.Витрук, В. С. Иваненко, В. А. Кучинский, Н. И. Матузов, Р. А. Мюллерсона, 7.

М.М.Утяшев и др.4), либо в виде рассмотрения международно-правовых аспектов концепции естественных прав и свобод человека (М.И.Абдулаев, Г. К. Дмитриева, В. А. Карташкин, Ю. И. Малевич и др5).

Современные концепции прав человека своим появлением вызвали не только научный интерес, но и критические замечания со стороны, в частности, некоторых отечественных исследователей, которые были направлены против индивидуализма и ставили целью: «подвести теоретическую основу под «обобществление» человека, его слияние с государством и различными общественными объединениями"6. Также концепция прав человека была подвергнута критике со стороны как зарубежных, так и отечественных адептов цивилизационной интерпретации концепции прав человека (Л.С.Васильева, А. Милна, С. Рогожина, С. Хантингтона, И. Л. Честнова и др.), утверждающих, что различия между цивилизациями настолько глубоки, что единое, унифицированное толкование прав человека невозможно.

Вступление России в Совет Европы, признание на конституционном уровне человека, его прав и свобод высшей ценностью привели к повышению интереса не только к правовым, но и философско-этическим.

4 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979; Иваненко B.C. Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации // Правоведение. 1998. № 4. С.12−22- Кучинский В. А. Личность, свобода, право. — М., 1978; Лукашева Е. А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. — М., 1997; Матузов Н. И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 22 -35- Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1991; Павлова Л. В. Современная концепция прав и свобод человека и ее трактовка Всеобщей декларацией прав человека 1948 года.// www.un.minsk.by/ publication / youmal/ yournal 5/ pavlova. htmУтяшев M.M., Утяшева Л. М. Права человека в России: состояние и перспективы. — Уфа, 1997 и др.

5 Абдулаев М. И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека // Правоведение. 1999. № 1. С.99−105- Абдулаев М. И. Права человека и закон (историко-теоретический анализ): Дисс.. докт. юр. наук. — СПб., 1998; Дмитриева Т. К. Мораль и международное право. — М., 1991; Карташкин В. А. Всеобщая декларация и Год прав человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 41−43- Малевич Ю. И. Незападная концепция прав человека // un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5 / malevich. htm и др. 8 аспектам данной проблемы. В частности, некоторые аспекты роли моральных факторов нашли отражение в работах С. С. Алексеева, В. Ю. Бельского, Д. Ж. Валеева, А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко, Е. А. Лукашевой, B.C. Нерсесянца, И. Д. Осипова, А. Д. Сахарова, А. К. Черненко и др7.

Некоторые аспекты роли моральных факторов в осуществлении правовых отношений в обществе затрагивались в работах В. Ю. Бельского, Д. Ж. Валеева, Г. К. Дмитриевой, Ю. В. Ирхина, И. Кучуради, Е. А. Лукашевой, Р. Х. Хажипова, У. Черони и др. В то же время проблема выявления роли и места морали в развитии и реализации прав человека не становилась предметом философского осмысления.

В целом же обзор имеющейся литературы по данной теме свидетельствует о ее малоразработанности, недостаточно полном теоретическом освещении. Современные жизненные реалии российского общества, находящегося в условиях радикальных социокультурных преобразований, актуализируют проблему этического измерения реализации прав человека и перемещают в некоторой степени акценты в ее теоретическом исследовании в сторону более широкого рассмотрения, в частности выявления коррелятивной связи состояния нравственной культуры общества с правовой.

Методология и источники работы. Основания исследования заданы прежде всего социокультурным подходом, осмыслением принципов.

6 Лукашева Е. А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. -М., 1997. С. 80.

7 Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — M., 1999. Алексеев С. С. Философия права. — М., 1999; Вельский В. Ю. Философско-этический аспект прав человека // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. — М., 1999; Валеев Д. Ж. Место феномена свободы в понимании права и морали в условиях перестройки // Мораль, право, перестройка: Тезисы научной конференции. -Уфа, 1989. С. 5−6- Валеев Д. Ж. Права человека и правовая культура // Ватандаш. 2000. № 1. С.23−25- Этика / Под общ. ред.

A.А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М., 2000; Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. — М., 1986; Нерсесянц.

B.C. Философия права. — М., 1999; Осипов И. Д. Философия права: конспект лекций. — СПб., 2000; Сахаров А. Д. Воспоминания. В двух томах. Т.1. — М., 1996; Сахаров А. Д. Воспоминания. В двух томах. Т.2. — М., 1996; Черненко А. К. Философия права. — Новосибирск, 1998 и др. 9 объективности, системности, историзма. Одним из принципов, руководящих общей стратегией исследования, является также использование междисциплинарного метода при анализе морали и прав человека как социокультурных феноменов.

Автор опирается на труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной философии, этики, культурологии и теории права и т. д. В диссертации использованы правовые акты, относящиеся к международному и российскому праву — пакты, декларации, конвенции, также Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан, документы юридической практики.

Привлечение данных социологических исследований позволило иллюстрировать и аргументировать теоретические положения и выводы автора.

Цель данной работы. На основе философского анализа определить роль и место морали в развитии и реализации прав человека в становлении института прав человека в России, выяснить нравственно-этические причины, как тормозящие, так и способствующие реализации основных прав и свобод индивида в современном нестабильном обществе.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

— создать концептуальную модель взаимосвязи морали и представлений о правах человека;

— показать моральные источники и основания зарождения идей о правах человека и выявить конкретно-исторические формы влияния морали на становление концепций прав человека в этико-философской и правовой мысли;

— выявить потенциальные возможности нравственной культуры в реализации прав человека и рассмотреть специфику моральных факторов преодоления их нарушений в современном российском обществе;

— установить место нравственного воспитания и этического просвещения в процессе развития и реализации прав человека и обозначить круг требований к их организации в современных условиях.

Научная новизна диссертационного исследования: исходя из существа произведенного анализа, обоснована возможность выделения моральных оснований зарождения и развития идей и концепций прав человека;

— обнаружены конкретно-исторические формы влияния морали на актуализацию представлений о правах человека и движения за их реализацию в личном и общественном бытии;

— выявлены потенциальные возможности нравственной культуры общества и личности в создании цивилизованного правового пространства и в преодолении нарушений прав человека;

— определены роль и место нравственного воспитания и этического просвещения в реализации прав человека и предложен новый подход к пониманию их сущности, целей и задач с учетом совокупности качественных изменений в духовной, социальной, политико-правовой сферах современной общественной жизни в условиях радикальных преобразований.

Апробация исследования. Результаты и основные положения диссертационного исследования обсуждались на следующих научных и научно-практических конференциях: «Философская и общественно-политическая мысль Башкортостана в XX столетии» (Уфа, 2001), «Стратегия социально-экономического развития регионов» (Уфа, 2001), «Нормативные основы культуры» (Уфа, 2001), IV республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и студентов (Уфа, 2002), «Социальные факторы развития человеческого потенциала на региональном уровне» (Уфа, 2002) и др.

Материалы исследования используются в преподавании этики и культурологии на факультете философии и социологии и в Институте права Башкирского государственного университета.

Диссертация обсуждена на кафедре этики, эстетики и культурологии Башкирского государственного университета 7 декабря 2002 года.

Теоретическая и практическая значимость работы. Предложенное в диссертации этико-философское осмысление морально-этических оснований прав человека дает возможность выработать новые, отвечающие современным реалиям концептуальные положения о роли морали в формировании правовой культуры, в развитии и реализации прав человека в обществе.

Материалы диссертации могут быть использованы в более углубленном изучении различных аспектов, касающихся соотношения морали, права, прав человека, роли морального фактора в реализации прав человекав учебном процессе в преподавании курсов этики, культурологии, социальной философии, теории государства и права, в разработке спецкурсов, посвященных проблемам формирования нравственной и правовой культуры общества и личности.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы (222 наименования). Объем диссертации -157 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, подводя итоги исследования данной проблемы, можно подчеркнуть следующее.

Осмысление концепции прав человека и проблем ее реализации сквозь призму нравственности в реалиях современного этапа развития Российской Федерации позволяет определить роль и место данного феномена в гармонизации личной и общественной жизни, в реализации человека как творческой, активной, деятельной и свободной личности.

Институт прав человека, как известно, является сферой взаимодополнения права и морали, точкой соприкосновения нравственной и правовой культуры и пересечения нравственных и правовых отношений. Этико-философское осмысление прав человека предостерегает от упрощенного подхода в их изучении и постижении проблем их развития и реализации в современном обществе.

Концепция прав человека есть закономерный продукт не только юридической регламентации, но и длительной философско-этической и правовой рефлексии мыслителей о месте человека в мире и о характере его нравственно-правовой практики. Двойственная сущность природы прав человека способствовала появлению естественно-правовой и позитивистской теорий происхождения данного института. Естественно-правовая доктрина основана на постулатах общечеловеческой нравственности, объективном нравственном законе, в то время как позитивистские теории преподносят права человека как дар государства — законодателя индивиду. Исходя из естественно-правовых позиций, мы считаем, что естественное право обязательно для всех людей и выступает в качестве критерия при оценке всех видов человеческой деятельности.

Взаимосвязь морали (морального сознания и нравственной практики) и представлений о правах человека, конкретно-исторические формы материализации взаимообусловленности морали и идей о правах человека.

136 подчеркивают тот факт, что ценности общечеловеческой морали — исходный пункт, основания и факторы зарождения, развития и обогащения концепции прав человека. В определенном смысле можно утверждать, что нравственная история развития человечества — это история борьбы за провозглашение и реализацию неотъемлемых прав человека. Концепция прав человека обусловлена общечеловеческими моральными ценностями и потребностями в реализации сущностных сил человека как добродетельного, свободного, активно-творческого существа.

Особую значимость, на наш взгляд, в настоящее время приобретает не только провозглашение, теоретическое закрепление прав и свобод человека в нормативно-правовых актах (что также является немаловажным моментом) а их нравственное обоснование и конкретная реализация, осуществление, претворение в жизнь. В современной России существуют определенные проблемы с реализацией прав и свобод человека. Особенно тяжелое положение сложилось в сфере осуществления социально-экономических прав. Не выплачиваются разнообразные социальные льготы, охватывающие около двух третей населения, не реализуются на должном уровне провозглашенные в Конституции РФ права человека на труд, пенсионное обеспечение, бесплатное образование, здравоохранение, предоставление жилья. Повсеместное ухудшение социального положения населения, молодежи, серьезные проблемы, связанные с трудовым и жилищным обустройством и т. д., подрывают авторитет концепции прав человека, ее гуманистический смысл. Существующее противоречие между декларациями и реальностью ставит под сомнение также и конституционную фразу о Российской Федерации как о социальном государстве.

В настоящее время общественными деятелями и правозащитниками ведется огромная работа: провозглашаются права и свободы личности, гарантии осуществления прав человека в российском государстве, вырабатываются конкретные правовые механизмы их реализации и т. д.

Однако для полной и должной реализации прав личности в нашем обществе этого недостаточно. Состояние прав человека, их признание, законодательное оформление, гарантированность и социальная защищенность, возможность реализации, правовая культура человека зависят также в немаловажной степени от уровня нравственной культуры общества. Среди прочих для правовой самореализации российского гражданина не достает элемента нравственности, этического восприятия своего места в мире, взаимоотношений с другими, как раз и призванных способствовать гуманизации и гармонизации личной и общественной жизни.

В целях успешного развития и реализации концепции прав человека в России необходимо формирование «нового человека», «новой морали», «нового мировоззрения», «новой культуры». Индивид прежде всего должен осознать свою самоценность, а также нерасторжимую взаимосвязь с миром природы и окружающим людьми (А.Миголатьев).

Российскому обществу предстоит сегодня «долгий» путь к правовому, социальному государству, гарантирующему соблюдение и уважение прав любого человека. Права российского гражданина закреплены в основном законе, его Конституции, и их реализация на должном уровне, с одной стороны, зависит прежде всего от организации таких условий существования, при которых организационно-хозяйственная, социально-экономическая, политико-правовая деятельность и культурно-духовная политика государства направлены на удовлетворение реальных запросов и потребностей индивида, на создание возможностей для раскрытия его творческих потенций. С другой стороны, концепция прав человека представляет огромный нравственный потенциал для гармоничного развития общественных отношений, является гарантом мира, благополучия, а также возвышения и сохранения самой главной ценности — человеческой жизни. Уважение к правам человека, гарантированность их и реализация в современном российском обществе, переживающем сложный период либерально-демократического.

138 реформирования всех сторон общественной жизни, во многом зависят и от уровня нравственной культуры как отдельного индивида, так и всего социального организма в целом.

Сегодня, в условиях радикальных общественных преобразований, обостривших многие социальные вопросы и проблемы духовности личности (общества), осуществление правовых отношений и прежде всего реализация прав человека, практическое претворение их в жизнь во многом зависят также от этической грамотности и нравственной состоятельности субъектов данных отношений. Этическое просвещение и нравственное воспитание оказывают специфическое влияние на создание положительного морального климата в обществе, нравственную организацию управления процессом правовых отношений, уменьшение социальной напряженности путем трансформации моральных коллизий в приемлемые обществом формы, снижение риска деструктирующего воздействия нравственных противоречий на правовую самореализацию личности.

Бесспорно, что данное диссертационное исследование не претендует на полное и всестороннее осмысление поставленной проблемы и не исчерпывает всей ее сложности и многоаспектности. В работе основной акцент сделан на рассмотрение воздействия морали на развитие и реализацию прав человека.

Углубление анализа намеченных проблем позволит обрисовать более полную картину взаимообусловленности морали и прав человека. Накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в совершенствовании этического просвещения и нравственного воспитания, для выявления направленности изменения нравственно-правового мышления, повышения нравственной и правовой культур личности и общества в современных условиях.

Предлагаемое исследование выявления этического измерения феномена прав человека имеет не только социально-практическое значение.

139 для качественного улучшения состояния правовой культуры в современном российском обществе, но и определенную теоретическую ценность. В то же время, на наш взгляд, есть некоторые аспекты данной темы, требующие дальнейшего, более углубленного их рассмотрения, в частности, проблемы нравственно-правовых оснований приспособления концепции прав человека к российским традициям и обычаям. Требует также серьезного осмысления этико-правовой механизм реализации прав человека. Актуально дальнейшее изучение влияния нравственно-этической составляющей личностного аспекта на реализацию прав человека как одному из факторов устранения морально-правовой неподготовленности человека к «новой» жизни в условиях радикальных преобразований российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Переосмысление прав человека // Полис. 1995. № 2. С. 183−186.
  2. М.И. Международно-правовой контроль в области защиты прав человека//Правоведение. 1999. № 1. С.99−105.
  3. М.И. Права человека и закон (историко-теоретический анализ): Дисс.. докт. юр. наук. СПб., 1998. — 342 с.
  4. Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.: Славянский диалог, 1994. -286 с.
  5. Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (социально-философский анализ): Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 2000. — 18 с.
  6. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 2000. — 640 с.
  7. С.С. Право: азбука теория — философия: Опыт комплексного исследования. -М.: Статут, 1999. — 712 с.
  8. С.С. Философия права. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1999. -329 с.
  9. А.П. Русская мораль как важнейший цивилизационный ресурс возрождения России // Философская мысль. 2001. № 1. С.53−65.
  10. С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. № 1. С.26−36.
  11. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности // Новое в жизни, науке, технике. Серия «Этика». 1981. № 3. 47 с.
  12. Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1. 4.1. М.: Мысль, 1969. — 576 с.
  13. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1984. — 830 с.
  14. А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: Дисс.. канд. юр. наук. -СПб., 1996.-179 с.
  15. М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1997. — 741 с.
  16. В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика. 1979. 64 с. Бахин С. В. Всеобщая декларация 1948 года // Правоведение. 1998. № 4. С.3−11.
  17. В.А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. -СПб.: Лань, 2000. 400с.
  18. В.Ю. Философско-этический аспект прав человека // Защита прав человека и соблюдение законности органами внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Щит-М, 1999. — 208 с.
  19. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и Царство Кесаря. -М.: Республика, 1995.-382 с.
  20. В.Г. Европейский суд по правам человека, Совет Европы и Российская Федерация // Философские науки. 2002. № 1. С. 11−23. Бессарабов В. Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина // Философские науки. 2002. № 4. С.71−87.
  21. В.И., Римская Г. Р. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М.: Юрайт, 2000. — 336 с.
  22. JI. Революция, культура и постмодернизм // Свободная мысль. 1999. № 3. С.56−68.
  23. С.Г. Смертная казнь: все «за» и «против» // Общественные науки и современность. 2000. № 5. С .62 73.
  24. Д.Ж. Место феномена свободы в понимании права и морали в условиях перестройки // Мораль, право, перестройка: Тезисы научной конференции. -Уфа: Изд-во Башкирского госуниверситета, 1989. С. 5−6.
  25. Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: Изд-во БГУ, 1998. -148 с.
  26. Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 256 с. Валеев Д. Ж. Права человека и правовая культура // Ватандаш. 2000. № 1. С.23−25.
  27. Д.Ж. Правовая культура и права человека. // В сб.: Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир. Уфа: Изд-во БашГУ, 1999. С.136−138.
  28. Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Саратов, унта, 1981. -168 с.
  29. З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема: Дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 1998. — 131 с. Васильев JI.C. История Востока. В 2 т. Т.1. — М.: Высшая школа, 1998.- 495 с.
  30. С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Мн.: Наука и техника, 1988. 110 с.
  31. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1979. — 229 с. Воробей Ю. Д. Как жить: по закону, по совести? // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. № 1. С. 28−43.
  32. .Н. Феномен массовой культуры: этико-философскийанализ//Философские науки. 2002. № 3. С. 110- 122.
  33. Всеобщая декларация прав человека // Московский журналмеждународного права. 1998. Декабрь. С. 3−12.
  34. Ч.Б. Права и свободы человека высшая ценность //
  35. Ватандаш. 2000. № 10. С. 70 77.
  36. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.-336 с.
  37. .С., Ганцева Л. М. Права человека в правовом пространстве России // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 133−136.
  38. А.Ю. Защита прав человека и окружающая среда // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 198 201.
  39. З.Т., Игитханян Е. Д. Средние слои в современной России (опыт анализа проблемы) // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 44−53.
  40. В.А. Процесс воспитания и структура нравственной культуры личности // Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения / Под ред. Е. Я. Зазерского Д.: Изд-во ЛГИК, 1983. С.50−58.
  41. В.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в этическом воспитании школьников // Этическое воспитание. 2002. № 2. С.15−16.
  42. А.И. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа // ОНС. 2001. № 5. С. 58−65.
  43. А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. — 351 с. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. — М.: Мол. гвардия, 1988.-271 с.
  44. А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974. — 160 с.
  45. А.А. Этика и мораль в современном мире // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001. № 1. С. 18−26.
  46. В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х тт. Т.2.-М.: Русский язык, 2000.-779 с.
  47. В.В. Диалектика свободы: критерии и приоритеты (Проблема иерархии прав человека) // Философия и общество. 2000. № 4. С.48−64.
  48. Ю.А. Защита конституционных прав граждан в уголовной и конституционной юстиции // Государство и право. 1999. № 6. С. 38−43.
  49. Г. К. Мораль и международное право. М.: Международные отношения, 1991.- 168 с.
  50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.- 572 с.
  51. Л.Ф. Проблемы международной идеологии прав человека: принципы и императивы // www. un.minsk.by/' publication/yournal/ yournal 5.
  52. В.В., Никитин П. С. Философская культура молодого специалиста. М.: Высшая школа, 1987. — 135 с. Еремеев А. Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура. Курс лекций: В 2 ч. 4.1. — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1996.-160 с.
  53. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества // Социологические исследования. 2001. № 8. С.3−12.
  54. А.К. Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества: Дисс.. канд. филос. наук. Л., 1984. — 180 с.
  55. Золотухина Аболина Е. В. Современная этика. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2000. — 448 с.
  56. В.М. Два типа ценностных изменений // Философские науки. 2000. № 4. С.69−75.
  57. Р.З. Всеобщая декларация прав человека как философская основа нравственного воспитания школьников // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. -Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 333−335.
  58. В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974. — 126 с.
  59. И. Собрание сочинений: В 10 т. Т.4. М.: Русская книга, 1994. -624 с.
  60. Кант. Собрание соч.: В 8 т. Т.6. М: Чоро, 1994. — 613 с.
  61. Кант. Соч.: В 6 т. Т.4 (1) М.: Мысль, 1965. — 544 с.
  62. .Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознаниироссиян//Полис. 1994. № 2. С. 39−76.
  63. Кара-Мурза С. Г. Истмат и проблема Восток- Запад. М.: Алгоритм, 2001.-256 с.
  64. В.А. Всеобщая декларация и Год прав человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 41−43.
  65. В.А. Механизмы защиты прав человека // Журнал российского права. 1999. №¾. С.3−8.
  66. .А. Философия и социология права. СПб.: Изд-во Русского Христ. Гум. Ин-та, 1998. — 800 с.
  67. М.В., Милн А. Права человека и человеческое многообразие // Международное сотрудничество и права человека.
  68. Реферативный сборник / Под ред.В. Н. Софинского М.: ИНИОН, 1989.- 162 с.
  69. А.С. Юридическая этика. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1999.-168 с.
  70. К.Н. «Политическая мораль и политическая этика в России (к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 31 -36.
  71. Л.Д. Современное общество и нравственность. М.: Наука, 2000. — 64 с.
  72. Э.В. Философия права в России. М.: Юрид.лит., 1989. -208 с.
  73. В.А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. № 6. С. 170−190.
  74. В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит., 1978. -207 с.
  75. Кучуради И. jraiSeia, как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. № 8 С.29−35.
  76. Т.С. Социально-конструктивная роль разрешения противоречий между правом и моралью // Мораль, право, 149перестройка: Тезисы научной конференции. Уфа: Изд-е Башкирского госуниверситета, 1989. — 236 с.
  77. Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. — 571 с.
  78. Е.А. Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство? // ОНС. 2000. № 4. С.58−68.
  79. В.И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т.1. М.: Политиздат, 1967. -662 с.
  80. В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.35. М.: Политиздат, 1962. -599 с.
  81. В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.41. М.: Политиздат, 1963. -695 с.
  82. Д. Избранные философские произведения: В 2 т. Т.2. М.: изд-во соц. — экон. лит — ры, 1960. — 529 с.
  83. В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. 1998. № 4. С.86−94.
  84. Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. — 264 с.
  85. Е.А. Человек и государство // Правовое государство, личность, законность. М.: Изд-во НИИ прав, политики и проблем правоприменения Рос. прав, академии Минюста РФ, 1997. — 138 с.
  86. А.В. Собр. соч. В 8-ми тт. Т.7. М.: Худож. лит., 1967. — 734 с.
  87. Ю.И. Незападная концепция прав человека // un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5 / malevich. htm
  88. Г. В. Новое мышление и современная философия прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире. М.: Изд-во ин-та государства и права АН СССР, 1989. С. ЗЗ-46.
  89. Марк Аврелий. Размышления. Магнитогорск: Амрита -Урал, 1994. — 294 с.
  90. .В., Солонин Ю. Н., Шилков Ю. М. Жизненный мир личности // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1997. № 2. С. 80−93.
  91. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. М.: Госполитиздат, 1955. -652 с.
  92. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955. -630 с.
  93. Н.И. Теория и практика прав человека в России // Правоведение. 1998. № 4. С. 22 -35.
  94. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. — 627 с.
  95. А.А. Социальная философия. Человек и время // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. С. 46−56. Миронов О. О. У нас защита прав человека существует на деле (интервью) // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 43−50.
  96. Ш. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. -799 с.
  97. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М.: Юрид. лит., 1991.-156 с.
  98. А.А. Экономические права человека в России и в Европейском сообществе: сравнительный анализ // Философские науки. 1999. № 3−4. С.5−12.
  99. Н. Новые реальности в мире и права человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: Изд-во ин-та государства и права АН ССР, 1989. С. 39−43.
  100. B.C. Философия права. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -652 с.
  101. П.И. Ведение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996. — 269 с. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. — М.: Пресса, 1991. -639 с.
  102. Новый завет. Восстановительный перевод. Под ред. отдела «Живой поток» и У.Ли. Анахайм: Живой поток, 1998. — 1458 с. Нравственное воспитание: поиски новых подходов // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика. 1989. № 9. — 35 с.
  103. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
  104. И.Д. Философия права: конспект лекций. СПб., 2000. — 44с. Основы этических знаний / Под ред. М. Н. Росенко. — СПб.: Лань, 1998. -256 с.
  105. В. Введение в концепцию прав человека // www. hro. org/ ngo/discus/os.htm
  106. Т. Избранные сочинения.- М.: Изд-во академии наук СССР, 1959.-421 с.
  107. Ю. Лекции по философии права: Учебное пособие. -Самара, 1995. 120с.
  108. Л.П., Упоров И. В. Естественные права человека. -Краснодар: Изд-во юрид. ин-та МВД России, 2000. 126 с. Рахимов А. З. Нравственная психология. Учебное пособие. — Уфа: НОК, 1995. — 104 с.153
  109. А.З. Словарь-справочник по нравологии. -Уфа: Творчество, 2000. -239 с.
  110. З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-е Башк. ун-та, 2000. — 304 с.
  111. З.Я. Роль морали в формировании атеистических взглядов личности: Дисс.. канд. филос. наук. Уфа., 1991. — 171с.
  112. З.Я. Культура общения и взаимопонимания: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — 162 с.
  113. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 320 с.
  114. СЛ. Права человека или новая тоталитарная идеология Запада в России // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 309−317.
  115. А. Я не верю в права человека // Права человека. Механизмы реализации. М.: Учительская газета, 1999. -160 с.
  116. Ф. Права человека в современном мире (марксистская оценка) (марксистская трактовка) // Право и жизнь. 2000. № 25. С. 36−43.
  117. Русская философия права (Антология) / Авт. сост. ст. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, М. В. Сальников. СПб.: Алетейя, 1999. — 435 с.
  118. .Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: «Канон -Пресс», «Кучково поле», 1998. 416 с.
  119. Н. Всеобщая декларация прав человека: все права человека для всех // www.un.minsk.by/ publication/yournal/ yournal 5.
  120. И.К. Права человека и пенитенциарная система России (историко-теоретический аспект): Автореф. дисс.. канд. юрид. наук-СПб., 1995. -18 с.
  121. В.П., Цмай В. В. Современная система защиты прав человека// Правоведение. 1999. № 4. С.82−98.154
  122. В.К. Некоторые вопросы реализации прав человека // Идеалы Всеобщей Декларации прав человека и современный мир. -Уфа: РИЦ БашГУ, 1999. С. 118−121.
  123. А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т. 1. М.: Права человека, 1996. — 912 с.
  124. А.Д. Воспоминания. В двух томах. Т.2. М.: Права человека, 1996. — 864 с.
  125. А.А. Нравственные проблемы войны // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 2001. № 1. С. 74−84.
  126. В. Философское начало цельного знания. Мн: Харвест, 1999.-912 с.
  127. B.C. Соч. В 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1988. — 892 с.
  128. B.C. Спор о справедливости: Сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Фолио, 1999. — 864 с.
  129. В.Н. Всеобщей декларации прав человека 50 лет // Московский журнал международного права. 1998. Декабрь. С. 12−41.
  130. Социальная энциклопедия / Редкол. А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. -438 с.
  131. . Избранные произведения: В 2 т. Т.2. М.: Госполитиздат, 1957. — 727 с.
  132. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова М.: ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 570 с.
  133. В.В. Нравственная культура в эволюции постсоциалистического общества: Дисс.. канд. филос. наук. -СПб., 1995.- 160 с.
  134. А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М.: Политиздат, 1984. — 399 с.155
  135. Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С.30−41.
  136. Н.Е., Шкаратан О. И. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социологические исследования. 2001. № 3. С.21−32.
  137. Третья Всероссийская конференция «Воспитание этической культуры детей и молодежи» // Этическое воспитание. 2002. № 2. С.2−9.
  138. М.М., Утяшева Л. М. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа: Восточный университет, 1997. — 111 с.
  139. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -584с.
  140. И.Г. Сочинения. Работы 1792−1801 г. г. М.: Ладомир., 1995. -654 с.
  141. Р.Х. Роль права и морали в реализации сущностных сил человека: Дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 1990. — 186 с.
  142. С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С.32−43.
  143. Цицерон Марк Туллий. Диалоги. М.: Наука, 1966. — 224 с.
  144. Цицерон Марк Туллий. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма. М.: Мысль, 1999. — 782 с.
  145. Человек в контексте культуры. Славянский мир / Отв. Ред. И. И. Свирида. М.: Индрик, 1995. -240 с.
  146. Человек. Философско энциклопедический словарь. — М.: Наука, 2000.-516 с.
  147. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.- 463 с.
  148. А.К. Философия права. Новосибирск: Наука, 1998. -123с.
  149. С.А. Критицизм и мистицизм (обзор кантианства в журнале «Вопросы философии и психологии») // Кант и философия в России.-М.: Наука, 1994.-271 с.
  150. В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // ОНС.2001. № 2. С. 64−76.
  151. Ю.А. Лекции по этике. Учебное пособие. М: «Тетра-системс», 1994. — 136 с.
  152. Ю.А. Принцип сочувствия // Знание-сила. 1993. Декабрь. С.23−28.
  153. Этика. Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. -М.: Гардарики, 2001. 671 с.
Заполнить форму текущей работой