Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ существующих образовательных программ свидетельствует о наличии в большинстве из них жесткой регламентации воспитательно-образовательного процесса во всех его звеньях (знания ребенку передаются путем указаний: «запомните», «сделайте», «откройте» и т. п., что не дает возможности ребенку думать и размышлять самостоятельно, а предлагает опираться лишь на чужой опыт — опыт взрослого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы построения партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования партнерских взаимоотношений у детей 5−10 лет
    • 1. 2. Характер взаимоотношений между педагогами и детьми старшего дошкольного и начального школьного возраста
    • 1. 3. Становление партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса как проблема современной теории и практики
  • Глава 2. Партнерские взаимоотношения как средство эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса в детском саду и начальной школе
    • 2. 1. Изучение причин эмоционального дискомфорта педагогов, детей и родителей как участников образовательного процесса
    • 2. 2. Специфика построения партнерских взаимоотношений взрослых и детей в педагогическом процессе
    • 2. 3. Формирование нового взгляда педагога на построение партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе
    • 2. 4. Программа построения партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса — основа положительного эмоционального общения

Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развивающемуся российскому обществу 21 века нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью и обладающие чувством ответственности за судьбу страны.

Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства России, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессии, ограничения социального неравенства.

Именно поэтому основными направлениями совершенствования работы детского сада и школы в 21 веке являются модернизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них эмоционального благополучия через построение нового типа взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Проблема формирования взаимоотношений в дошкольной педагогике не является новой, ей посвящены исследования отечественных и зарубежных ученых (Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Грузии, Франции, Чехии, Украины, Японии и др.).

По данным исследований большинство детей 5−10 лет имеют такие качества, как эгоизм, недружелюбие, замкнутость, грубость, отсутствие умения трудиться и общаться в свободной деятельности «на равных». Эти показатели не могут не вызывать серьезного беспокойства педагогов, и диктуют необходимость изучения причин данных проявлений через организацию дальнейшего исследования путем нормализации педагогического процесса. Такой процесс может быть направлен на построение партнерских взаимоотношений и исключение авторитарной модели взаимодействия педагога с ребенком в детском саду и начальной школе (Р.С.Буре, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, В. Я Лыкова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. П. Сманцер, Е. Е. Шулешко и др.).

Вместе с тем, современной школе вновь предлагают пережить состояние реформирования, которое по существу сводится к интенсификации обучения детей с предлагаемым его началом с 5 лет.

Положение это вызвано неудовлетворенностью общества результатами школьного образования. Именно поэтому предполагается, что удлинение сроков школьной жизни без дополнительного изменения программ школьного курса, а главное — методик обучения — положительно скажется на состоянии знаний учеников и результатов обучения.

Л.С.Выготский в своих работах обращал внимание на то, что «водораздел» между дошкольным и школьным детством приходится на возраст семи лет. Сокращение срока дошкольной жизни человека отрицательно скажется не только на состоянии его здоровья, но и на развитии ценностных личностных качеств.

Данное положение подтверждается результатами обследований здоровья детей 5−10 лет, проведенных врачами-гигиенистами еще в 80-е годы прошлого столетия, когда была предпринята попытка перевода школы на обучение с шести лет (Е.К.Глушкова, С. М. Громбах, Н. К. Барсукова, Л. Д. Бережков, Ю. Ф. Змановский, Н. Н. Куинджи, О. А. Лосева, М. Ю. Кистяковская, Н. М. Попова, Г. Н. Сердюковская, и др.). Известно, что здоровье населения России за эти годы не только не улучшилось, а резко ухудшилось.

Нельзя не обратить внимание на то, что по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия.

По нашему мнению возникла острая необходимость создания таких организационно-педагогических условий в учреждениях образования России, которые позволили бы укрепить здоровье детей, обеспечивая при этом высокий уровень развития.

Детский сад является первой ступенью государственной системы образования. Однако данное утверждение остается декларативным, так как школа до настоящего времени не соглашается с тем, что она — вторая ступень. Вместе с тем, общеизвестно, что от полноценности жизни, прожитой в детском саду, во многом зависит благополучие детей в начальной школе.

Анализ существующих образовательных программ свидетельствует о наличии в большинстве из них жесткой регламентации воспитательно-образовательного процесса во всех его звеньях (знания ребенку передаются путем указаний: «запомните», «сделайте», «откройте» и т. п., что не дает возможности ребенку думать и размышлять самостоятельно, а предлагает опираться лишь на чужой опыт — опыт взрослого). Педагог-практик может сделать вывод, что во многих программах преобладает учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога с детьми, разделяющая детей по уровню доступности каждому из них внедряемых представлений. Разделение это тем отчетливее, чем большее число представлений необходимо внедрить одновременно (в неделю, месяц, квартал).

Жесткая регламентация появления определенных умений после отработки определенных навыков задает меру безразличия методики к реальным детям.

Естественно возникает сопротивление детей навязываемой процедуре (кто-то из них успевает освоить материал, а кто-то — нет, кто-то ошибается достаточно часто, а кто-то может дать верный ответ с первого раза и т. п.). Однако дефективность процедуры и ее анализа выдается за дефективность самих детей, не желающих быть «втиснутыми» в чужие сроки жизни, в чужой темп усвоения материала.

Мы предположили, что доступность для детей новых форм организации их жизни в детском саду, школе и семье зависит от позиции взрослого и его стиля общения с ними. Авторитарный стиль взрослого разобщает детей, угнетает их, отрицательно влияет на их здоровье, затормаживает речевую инициативу. Желание взрослых всегда быть правильными и правыми, показывать и доказывать свое умение делать все без ошибок, приводит к тому, что взрослые всегда пребывают в лидерах.

Постоянная успешность взрослого отгораживает детей от соучастия в деятельности с ним. Вместе с тем, при новом стиле общения от взрослого не требуется спешить для достижения результатов, не требуется все сразу объяснять и показывать, допускается свободный поиск и признается возможность и даже необходимость ошибки.

Каждый ребенок открыт нарождающейся ситуации общения настолько, что подхватывает ее и структурирует тем самым изнутри.

Всем детям дается свобода в изменении своих взаимоотношений и в разнообразии темпов продвижения. Каждый движется в своем темпе общения так, что не создается разрыва между групповой и индивидуальной инициативами. Отсутствие регламентаций жизнедеятельности детей ведет к тому, что сохраняется здоровье каждого. Отказ взрослых от регламентирующего индивидуального педагогического подхода к человеку открывает возможности для групповой инициативы при общем признании личных качеств каждого.

Таким образом, актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена необходимостью переосмысления стиля отношений взрослых (сотрудников учреждения образования и родителей) с детьми и старших дошкольников и учеников начальной школы с миром взрослых с учетом новых социокультурных реалий, разработки инновационных условий и средств, внедряемых в учебный процесс, с целью построения партнерских взаимоотношений, что и определило тему исследования: «Организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе».

Объект исследования: процесс становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия становления партнерских взаимоотношений между участниками педагогического процесса в образовательно-развивающей среде детского сада и начальной школы.

Цель исследования: теоретически обосновать, методически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий и средств построения партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе.

Задачи исследования:

1.Дать методологическое обоснование процесса построения партнерских взаимоотношений как фактора модернизации образовательного процесса в детском саду и начальной школе.

2.Разработать, теоретически обосновать и практически проверить нетрадиционные формы и средства педагогического взаимодействия, влияющие на формирование равноправного взгляда педагога на взаимоотношения с детьми 5−10 лет.

3.Разработать программу игрового коммуникативного тренинга для старших дошкольников и младших школьников.

4.Опираясь на разносторонний анализ деятельности учреждений дошкольного и начального школьного образования, выявить и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих партнерские взаимоотношения всех участников образовательного процесса.

Гипотеза исследования: положительное влияние на жизнедеятельность учреждения образования, а главное на сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса могут оказать следующие организационно-педагогические условия:

— удовлетворение потребности в эмоциональной близости детей с педагогом, педагога с детьми и детей друг с другом через изменение стиля взаимоотношений;

— изменение содержания воспитательно-образовательного процесса в детском саду и начальной школе в условиях формирования нового социального статуса детей 5−10 лет как равноправных участников педагогического процесса;

— построение нового типа партнерских взаимоотношений не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеских, доверительных отношений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— идеи Л. С. Выготского и А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода детства и о ведущей роли обучения в психическом развитии детей;

— концепции социализации, рассматривающие включение ребенка в систему социальных отношений (А.А.Бодалев Л. Б. Вульфсон В.Я.Лыкова,.

A.П.Сманцер и др.);

— психологические концепции развития личности (Л.С.Выготский, И. С. Кон, А.

B. Запорожец, В. С. Мухина, В. А. Петровский и др.);

— теоретические концепции формирования нравственных качеств: дружеских взаимоотношений, качеств общественника, коллективиста (Р. С. Буре,.

C.А.Козлова, В. Г. Нечаева, А.Д.Шатова^ Е. И. Щербакова, Фролова А. Н. А. П. Усова и др.).

— теория Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии;

— научные идеи формирования эмоционального благополучия ребенка 5−10 лет в группе сверстников, ровеснического детского сообщества, эмоционально-положительного общения детей в коллективе (В.С.Букатов, А. Д. Кошелева, А. Г. Рузская, В. И. Слободчиков, А. П. Усова, А. Д. Шатова, Е. Шулешко и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы был использован комплекс взаимно дополняющих друг друга методов: теоретических — анализ философской и психолого-педагогической литературы, документаций и моделированийэмпирических — наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми участниками образовательного процесса, ранжированиеэкспериментальных — опытно-экспериментальная работа, включающая диагностический и формирующий этапыстатистических — количественный, качественный и сопоставительный анализ данных, полученных в ходе исследования и их обработка.

Этапы исследования:

Первый этап — теоретический (1997;1998 гг.) — изучение и анализ философской, и психолого-педагогической литературыобобщение научных исследований в области взаимоотношений участников образовательного процессаосмысление методологических и теоретических основ исследования, определение цели, задач, гипотезы, разработка программы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап — опытно-экспериментальный (1999 -2003 гг.) — проведение констатирующего экспериментаобоснование модели формирования партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процессаапробация программы построения партнерских взаимоотношенийпроведение формирующего эксперимента.

Третий этап — обобщающий (2004;2005 гг.) — анализ результатов опытно-экспериментальной работысистематизация, обобщение результатов исследованияформулировка выводов исследованияподготовка научно-методических рекомендаций по формированию партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процессалитературное оформление диссертации.

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальные дошкольное образовательные учреждения: «Центр развития ребенка-детский сад № 13» г. Магадан, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-санаторный детский сад № 2» г. Магадан, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58» г. Магадан, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67» г. Магадан, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 24» г. Магадан.

Научная новизна исследования: -выявлены оптимальные организационно-педагогические условия формирования партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса;

— апробированы нетрадиционные формы работы администрации дошкольного образовательного учреждения и начальной школы с педагогами для становления у них нового взгляда на детей 5−10 лет, (гостевой обмен опытомГООП — педагоговсоциоигровые семинары-практикумыСоветы педагогов с элементами социоигровой педагогикитренинги партнерских взаимоотношений между педагогамисемейные праздники для макросоциума и т. п.);

— разработаны новые (через «гостевую» форму работы) формы обмена педагогическим опытом между участниками образовательного процесса в системе отношений: педагоги — родителидети — педагогипедагоги — детиродители — дети.

Теоретическая значимость исследования: -дано обоснование необходимости построения партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе;

— выявлены причины эмоционального дискомфорта детей, педагогов и родителей как участников образовательного процесса;

— доказано, что построение партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса является важным средством преодоления эмоционального дискомфорта дошкольника и младшего школьника в общении с взрослыми и сверстниками для достижения успеха в самостоятельной и коллективной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют прямой выход в практику воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, что приводит к обновлению школы в связи с социальным заказом общества и позволяет повысить эффективность педагогического процесса, обеспечивая воспитанникам высокий уровень развития и сохраняя их здоровье.

Полученные данные легли в основу разработки и внедрения программы игрового коммуникативного тренинга «Школа партнерского общения» для формирования партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в образовательном учреждении.

Разработаны и научно обоснованы конкретные методические рекомендации по организации педагогических условий, направленных на становление нового педагогического мышления воспитателей старших групп детского сада и учителей начальной школы через построение партнерских взаимоотношений.

Опубликованные по данной проблеме научные статьи и методические материалы могут быть использованы преподавателями педагогических ВУЗов и колледжей, воспитателями, учителями и родителями.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечена комплексным использованием методов исследования, адекватных объекту, предмету и задачам исследования, глубоким теоретическим анализом достижений современной науки, обобщением большого количества эмпирических данных, систематической проверкой результатов на различных этапах исследования, их количественного и качественного анализа, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, выводами, подтверждающими правомерность выдвинутой гипотезы.

Достоверность исследования отражена в 13 диаграммах и 12 таблицах.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В качестве оптимальных организационно-педагогических условий формирования партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса выступают следующие:

— ориентация учреждений образования на формирование партнерских взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса для творческого развития личности детей 5−10 лет, а также самореализацию педагогов и родителей;

— достижение ценностно-ориентационной общности педагогического коллектива и родителей воспитанников учреждения образования.

2.Партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса позволяют поддерживать положительно-эмоциональное состояние детей 5−10 лет и предупреждают возникновение повторных ситуаций дискомфорта. Системный подход в становлении партнерских взаимоотношений на основе дружбы, делового сотрудничества, развития самосознания и стиля общения детей 5−10 лет дает возможность построить равноправные отношения между участниками образовательного процесса, основанные на диалоге, что помогает решить проблему преемственности в работе детского сада и школы.З. Педагогическими средствами становления обновленного педагогического мышления педагогов детского сада и начальной школы для построения равноправных партнерских взаимоотношений с детьми являются нетрадиционные формы работы: социоигровые тренингиобмен опытом через «гостевую» форму работы (ГООП) педагогов, детей и родителейсоциоигровые семинары-практикумысемейные праздники выходного дня для макросоциума, построенные на основе равноправного сотрудничества сотрудников учреждения образования и родителей воспитанников.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем экспертизы промежуточных итоговых результатов и выводов в практике Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад № 13» г. Магадан, Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 58», Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 67» г. Магадан, Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 24» г. Магадан, Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 29» г. Магадан.

Отдельные положения диссертационной работы были обсуждены на совещаниях и научно-практических конференциях: всероссийская научнопрактическая конференция «Базисная программа «Истоки» в практике работы дошкольных учреждений (Москва, 2003 год) — международная научная конференция «Аксиология современного воспитания в системы непрерывного образования» (Смоленск, 2004 год) — региональная научно-практическая конференция «Магадан: годы, события, люди» (Магадан, 1999 год) — 8 научная конференция молодых исследователей Северного международного университета в г. Магадан «Щей, гипотезы, поиск» (Магадан, 2001 год) — областная научно-практическая конференция дошкольных работников «О совершенствовании нравственно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения (Магадан, 2002 год) — Ш Международная научно-практическая конференция «Образование на Севере: проблемы и перспективы» (Магадан, 2002 год).

Материалы исследования использованы при подготовке курсовых и дипломных работ студентов заочной формы обучения Северного международного университета в г. Магадан.

Результаты работы заслушивались на заседаниях кафедры педагогики и психологии начального обучения и дошкольного воспитания Северного международного университета в г. Магадан.

Основные результаты данного исследования изложены в 14 научно-теоретических статьях автора.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по 2 главе. Создание равноправных взаимоотношений между детьми и взрослыми, взрослыми и детьми, педагогами и родителями в детском саду ведет к обновлению школы за счет выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Уверенность в этом создают результаты эксперимента, проведенного в детских садах и школах г. Магадана, позволившие выявить причины неблагополучного положения дел в дошкольных образовательных учреждениях Крайнего Северо-Востока России и создать организационно-педагогические условия становления новых равноправных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Были выявлены и зафиксированы новые формы организации работы с детьми: работа в малых группах, организация взаимодействия малых групп между собой, налаживание обмена мнениями между детьми, отказ от регламентации деятельности детей, налаживание общегруппового темпа работы.

В экспериментальных учреждениях образования была построена такая детская общность, где каждый ребенок чувствовал себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой (соответствующей его возрастному статусу) задачей.

Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу, что выпускники экспериментальных детских садов легко адаптируются не только в среде первоклассников, но и в любом детском коллективе. Они знают свои интеллектуальные силы, и, накопив достаточный опыт общественной жизни, осознают себя активными участниками образовательного процесса. В школе с первых же недель обучения дети делом доказывают свою работоспособность и заинтересованность в новых делах. Все сказанное справедливо относится ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности.

Новый характер общения снимает жесткие требования в достижении моментальных результатов не только с ребенка, но и со взрослого. Отсутствие регламентаций, а также то, что каждый ребенок движется в своем темпе общения, что не создает разрыва между групповой и индивидуальной инициативами. Именно такая ситуация приводит к сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

В ходе эксперимента содержание работы самих экспериментальных учреждений образования заключалось в создании условий для возникновения нового состояния ребенка — равноправного участника образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как показало, проведенное исследование, проблема организационно-педагогических условий становления партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе является значимой и актуальной для педагогики России 21 века.

Постановка и исследование проблемы формирования партнерских (равноправных) взаимоотношений между участниками образовательного процесса обусловлены потребностями современной сложившейся ситуации в образовании, а характер взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса имеет решающее значение при достижении поставленных целей.

Анализ теоретических источников по проблеме исследования позволяет утверждать, что с течением времени наблюдается все большее осознание важности построения равноправных партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в детском саду и начальной школе.

Многие исследователи, несмотря на неоднозначное отношение к отдельным положениям построения партнерских взаимоотношений, в целом отмечают необходимость изменения стиля взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми, педагогами и родителями в условиях детского сада и начальной школы.

Изучение и анализ теоретических взглядов различных ученых на построение партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса позволяет сделать следующие выводы: изменение содержания воспитательно-образовательного процесса в детском саду и начальной школе при условии формирования нового социального статуса ребенка 5−10 летравноправного участника педагогического процессапостроение нового типа взаимоотношений не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями оказывает положительное влияние на жизнедеятельность детского сада и начальной школы, а главное — помогает в решении проблемы преемственности в работе дошкольного и начального школьного звеньев образования.

Возрождение в 21 веке идеалов гуманной педагогики позволило нам подойти к решению проблемы нормализации жизнедеятельности детского сада и школы через создание реальных преемственных связей между ними, предусматривающих сохранение и укрепление здоровья детей, их полноценное (умственное, физическое и психическое) развитие и построение новых отношений между детским садом и школой, объединенных единой идеей создания гармоничного общества граждан России.

Создание новых взаимоотношений между детьми и взрослыми, взрослыми и детьми, педагогами и родителями в детском саду ведет к обновлению школы за счет выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Уверенность в этом создают результаты эксперимента, проведенного в детских садах и школах г. Магадан, позволившие выявить причины «неблагополучного положения дел в дошкольных образовательных учреждениях Крайнего Северо-Востока России и создать организационно-педагогические условия становления новых равноправных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.

Были выявлены и зафиксированы новые формы организации работы с детьми: работа в малых группах, организация взаимодействия малых групп между собой, налаживание обмена мнениями между детьми, отказ от регламентации деятельности детей, налаживание общегруппового темпа работы.

На основании материалов исследования разработаны научно-методические рекомендации для педагогов-практиков по построению партнерских взаимоотношений и программа игрового коммуникативного в тренинга «Школа партнерского общения».

Таким образом, в ходе исследования были решены его задачи, а полученные результаты и выводы подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

В экспериментальных учреждениях образования была построена такая детская общность, где каждый ребенок чувствовал себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой (соответствующей его возрастному статусу) задачей. В ходе эксперимента содержание работы самих экспериментальных учреждений образования заключалось в создании условий для возникновения нового состояния ребенка — равноправного участника образовательного процесса.

Результаты формирующего эксперимента подтверждают гипотезу, что выпускники экспериментальных детских садов легко адаптируются не только в среде первоклассников, но и в любом детском коллективе. Они знают свои интеллектуальные силы, и, накопив достаточный опыт общественной жизни, осознают себя активными участниками образовательного процесса. В школе с первых же недель обучения дети делом доказывают свою работоспособность и заинтересованность в новых делах. Все сказанное справедливо относится ко всем детям и к каждому ребенку в отдельности.

Новый характер общения снимает жесткие требования в достижении моментальных результатов не только с ребенка, но и со взрослого. Отсутствие регламентации, а также то, что каждый ребенок движется в своем темпе общения, что не создает разрыва между групповой и индивидуальной инициативами. Именно такая ситуация приводит к сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. Каждый ребенок, находясь в общегрупповой работе по освоению характера действия, обязательно в какой-то момент начинает успешно действовать и утверждаться в своей умелости. В такой жизни дети, не теряя здоровья, осваивают любую программу детского сада и начальной школы. Следовательно, в период дошкольного детства появилась возможность создания такого сообщества детей 5−7 лет, которое можно назвать началом становления группы равноправных партнеров, именно в этот период можно построить такую детскую общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей. Образование такой группы можно считать оформлением кризиса 6-ти лет. И поэтому, когда взрослый предлагает группе равных какое-либо дело, дети умеют сорганизоваться так, чтобы не было тех, у кого «не получилось», и тех, кто уже давно все сделал.

Дети, воспитанные таким образом в детском саду, приобретают способ самозащиты от непривычной для них формы жизни еще не перестроившейся школы.

По нашему мнению именно такой может быть модель перестройки школы, модель решения проблемы преемственности, когда школа становится в прямую зависимость от детей, накопивших достаточный опыт общественной жизни и сознающих себя активными участниками образовательного процесса, осознающими свои интеллектуальные силы.

Взаимодействие детского сада и школы только тогда дает результат, если оно осуществляется последовательно и целенаправленно в виде четкой системы.

Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшего изучения проблемы могут быть связаны с исследованием в большей степени макросреды, в том числе образовательного пространства других регионов России, ее роли в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса в детском саду и начальной школе через построение равноправных партнерских взаимоотношений.

Следовательно, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы и требует дальнейшего изучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М., Суслова Э., Яшина В. О педагогических средствах формирования общественных отношений// Дошкольное воспитание. — 1986.-№ 5.-С. 34−37.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Ш. А. Амонашвили, -М., 1996. -494 с.
  3. Ш. А. В школу с шести лет. — М.: Мысль, 1986. — 149 с.
  4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.СПб.:Питер,-2001.-282 с.
  5. JI. Общение с ребенком//Дошкольное воспитание. -1985. № 9.-С. 71−73.
  6. Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М.: Карапуз, 1995.-115с.
  7. Е.А. Об изучении детского коллектива/Е.А.Аркин.-М.: Педагогика, 1927.-37с.
  8. А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы// Дошкольное воспитание. 1998. -№ 6. — С. 86−89.
  9. А. Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности-М.: Смысл, 1997.- С. 3−10.
  10. Асмолов А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания/ Новое педагогическое мышление//под ред.А. В. Петровского.-М: Педагогика, 1989.220 с.
  11. Т.И. Роль развития самостоятельности в подготовке детей к школьному обучению.Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте.- СПб.: Акцидент, 1996. 128 с.
  12. Ю.К. Педагогика.Учебник /Ю.К.Бабанский.-М.:Высшая школа, 1983.-608 с.
  13. П. Коллектив детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. 1973. — № 3. С. 98−100.
  14. М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы //
  15. Гуманизация образования. 1994. -№ 1.-С. 3−11.
  16. М. Роль общения в интернациональном воспитании детей// Дошкольное воспитание. 1984. -№ 5. — С. 8−10.
  17. Е.А. Здоров ли ваш ребенок? М.:Вентана-Граф, 2004.-25 с
  18. А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-175с.
  19. Л.И. Проблемы формирования личностью,— М.: Изд. «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1997. 352 с.
  20. .С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии// Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. М., — 2000. — С. 67−91.
  21. В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения// Дошкольное воспитание. 1992. — № 7−8. — С. 3−5.
  22. Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. — 96с.
  23. Р.С., Костелова Л. Д. Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей // Ярославский педагогический вестник. -2000-№ 2.-С. 117−124.
  24. Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С. 33 -35.
  25. Вагенас Элесеос. Динамика агрессивности у дошкольников в условиях разных стилей воспитания: Автореф. дис.канд. пед. наук.- М.1995.- 18 с.
  26. К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. -М.:Сфера, 2000.-98 с.
  27. Вентцель К. Н. Нравственное воспитание и свобода// Свободное воспитание. -1908−1909. № 4. С.46−52.
  28. К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов/ сост.Л. Д. Филоненко.- М: Педагогика, 1993. 172 с.
  29. Л. Как «измерить» готовность к школе //Дошкольноевоспитание, — 1995.-№ 10.-С.70−85.
  30. Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению// Дошкольное воспитание. 1985.- № 7. — С. 43−46.
  31. Л. Трудные дети// Дошкольное воспитание. 1996.- № 1.- С. 66−73.
  32. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сборник научных трудов /Под ред. С. Г. Якобсон, Ф. Т. Михайлова.-М.: Просвещение, 1976. 117с.
  33. Водянникова 3. Взаимодействие педагога с детьми важное условие нравственного воспитания//Дошкольное воспитание. — 1973. — № 9. — С. 1819.
  34. .С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 123с.
  35. Воспитание к свободе: педагогика Р.Штайнера. М.: изд-во Московского центра Вальдорфской педагогики, 1993. — 267 с.
  36. Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России//Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2000.-№ 1-С.5−9.
  37. В .Я. Воспитание коллективизма и формирование детского коллектива в творческой игре (7-й год жизни): Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1975. — 19с.
  38. JI.C. Собрание сочинений в 6 т. т.2,3,4. М., 1982 — 1984.
  39. .Л. Развитие образования в современном мире//Педагогика. 1995. -№ 6.-С. 107−112.
  40. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема: гуманизация воспитания в современных условиях/Под ред: О. С. Газмана, И. А. Костенчука. -М., 1995. С.58−63
  41. JI.H., Смирнова Е. О. Ступени общения. М.: Просвещение, 1992. -77с.
  42. Л. Нетрадиционные формы организации детей на занятиях// Дошкольное воспитание. 1991. — № 2. — С. 11−16.
  43. Гальперин П. Я. Введение в психологию.-М.: Мысль, -2000.-329с.
  44. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. -М.: Сфера, 1997.- 168с.
  45. С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков//Вестник АМН СССР.-1981.- № 1.- С.29−34.
  46. Г. Педагогика переживания//Дошкольное воспитание. 2001.-№ 6.-С. 95−97.
  47. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 115 с.
  48. В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ. М., 1974. — С. 3−14.
  49. В.В. Личности надо «выделаться». С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — С. 109−139.
  50. Л. Воспитание культуры общения // Ребенок в детском саду. -2002. № 1.-С. 66−70.
  51. Н. Формирование познавательного отношения к учебной задаче// Дошкольное воспитание. 1991.- № 3. — С. 48−50.
  52. Домашенко Ж. О развитии самоконтроля у детей// Дошкольное воспитание. 1976. № 8.- С. 39−42.
  53. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития.М.: Слово, 1993.-427 с.
  54. О.М., Веракса Н. Е., «Чего на свете не бывает?» М.:Сфера, 2004.- 118 с.
  55. О. Возможности развития умственных способностей дошкольников//Дошкольное воспитание. 1993. -№ 11.- С.43−47.
  56. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара: Кодр, 1997.-104с.
  57. И.Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса ДОУ: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. — 19с.
  58. С.Г. Воспитание у детей среднего дошкольного возраста положительного отношения к явлениям общественной жизни: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1982. -27 с.
  59. JI.E., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей // Начальная школа. 1999.- № 8.-С.5−11.
  60. JI.E. Кочурова Е. Э. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе //Завуч начальной школы. 2002.- № 3. -С.53−73.
  61. А.В., Комарова Т. С. 60 лет развития советской теории дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. 1977. — № 10. — С. 5561.
  62. А.В. Роль социальных условий жизни и воспитания в психическом развитии ребенка//Дошкольное воспитание. 1968.- № 2.-С.32−36.
  63. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности.//Вопросы психологии. 1978.- С.243−267.
  64. А.В. Актуальные проблемы эстетического воспитания детей// Дошкольное воспитание. 1976. — № 12. — С. 5−8.
  65. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников/ Эмоциональное развитие дошкольника. М.:НИИВО, 1985.- 217 с.
  66. А.В., Журова Л.Е., Тарунтаева Т.В.Психолого-педагогические проблемы возможности обучения и подготовки к школе детей дошкольного возраста//Советская педагогика.-1975.-№ 6.-С.45−47.
  67. А.В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольника. М.: Педагогика, 1976. -280 с.
  68. Т.М. Особенности общения и познавательной активности у воспитанников яслей и домов ребенка: Автореф. дис. канд. псих, наук.- М., 1982.- 26 с.
  69. Ю., Лукоянов Ю. Эмоции и здоровье детей//Дошкольное воспитание. 1978. — № 9. — С. 54−61.
  70. Ю.Ф. Здоровый дошкольник//Ребенок в детском саду.- 2001.-№ 6.-С. 11−17.
  71. Инновации Российского образования/ Под ред. Т. И. Оверчук. -М., МГУП, 2001. -70 с.
  72. История дошкольной педагогики в России/ Под ред. С. Ф. Егорова. Хрестоматия. М.: Academa, 1999. — 518 с.
  73. Калишенко В. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений//Дошкольное воспитание. 1984. — № 7. — С. 42−44.
  74. В.А., Новикова Л. И., Селиванов Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание: теория и практика школьных воспитательных систем. М: Новая школа, 1996. -120 с.
  75. Кистяковская М.Ю.О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых лет жизни// Вопросы психологии.-1965.-№ 2. С. 10−15.
  76. О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенка себя как личности: Автореф. дисс. .канд. псих. наук. М., 1994. -21с.
  77. Князева О. Новое направление в дошкольном образовании развитие социальной компетентности дошкольников// Дошкольное воспитание. -1998. -№ 9. — С. 2−6.
  78. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988. — 213 с.
  79. Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста// Ребенок в детском саду. 2002. — № 1. -С.42−47.
  80. Н., Михайленко Н. Как играть с ребенком старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1985. — № 9. — С. 67−70.
  81. Кошелева А. Д. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка. Пермь: книжное издательство, -2001.-С.90−104.
  82. JI.B. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности: Автореф.дис.. канд.пед.наук. — М., 1975. -27с.
  83. Крылова Н. Степени свободы сотрудничества//Демократическая школа.- 2002. -С. 32−34.
  84. Т.С. Изобразительная деятельность: коллективные работы//Дошкольное воспитание. 1991. № 10. — С.59−61.
  85. К. О контактах со сверстниками// Дошкольное воспитание.- 1977.-№ 2.-С. 19−21.
  86. Я. Что такое педагогическое общение//Дошкольное воспитание. 1985. — № 6. — С.39−43.
  87. Коменский Я.А.-М.: Издательский дом Ш. А. Амонашвили, 1996. 221 с.
  88. Корзакова Е. И. Развитие умственной активности детей с помощью строительных игр//Дошкольное воспитание.-1981.-№ 12.-С.21−27.
  89. Н. Партнерство взрослого и детей в игре: может ли воспитатель быть Бабой Ягой// Ребенок в детском саду. 2002. — № 4.- С. 30−32.
  90. Я. Как любить ребенка. Педагогическое наследие/сост.К. П. Чулкова. -М.: Педагогика, 1991.- 272 с.
  91. JI. Формирование коммуникативной активности в условиях совместной продуктивной деятельности//Дошкольное воспитание. 1984. -№ 10.-С. 36−38.
  92. Краткие методические указания к «Программе воспитания в детском саду"//Дошкольное воспитание. 1973. — № 10. — С.4−12.
  93. В.Т. Дошкольное и начальное образование единый развивающий мир// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 8. — С.61−72.
  94. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии.- 1998.- N 5. С. 59−68.
  95. В.Т., Слободчиков В. И., Школяр Л. В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. 2001. — № 4. -С. 4−46.
  96. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. -М.:Карапуз, 1991. С.65−68.
  97. X. Шесть лет возраст особенный// Дошкольное воспитание. -1976. — № 8. — С.101−103.
  98. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1972. -320 с.
  99. Леушина А. М. Авторитет родителей в воспитании детей.-М.: Просвещение, -1961.-150 с.
  100. В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольника//Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3. С.4−7.
  101. М.И. Как и почему маленькие дети общаются со взрослыми//Дошкольное воспитание. -1977.- № 6. С. 55−61.
  102. Лисина М, Авдеева Н., Мещерякова Н. Организация общения взрослых с детьми//Вопросы психологии. 1985, — № 2. — С. 58−62.
  103. М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Просвещение, 1986. -176 с.
  104. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики// Дошкольное воспитание. 1991. — № 6.- С.54−58.
  105. .Т. Философия воспитания: спец.курс. М: Прометей, 1995.282 с.
  106. Лобок А. М. Вероятностное образование в вопросах и ответах//Перемены. -2000.-№ 1 .-С .15−31.
  107. Лыкова В. Я. Педагогика здоровья. -Смоленск: СГИИ, 1999, — 99 с
  108. Лыкова В. Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании. Смоленск: СГИИ, 2001. — 130 с.
  109. Лыкова В. Я. Диагностический подход в изучении воспитанности старших дошкольников// Гуманизация воспитания и обучения детей дошкольного возраста: сборник материалов Межгосударственной научно-практической конференции. Ровно.-1992.-С.145−146
  110. Д. Тренинг эффективного общения. -М.: Эксмо-пресс, 2002. -223 с.
  111. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -М.:Мысль, -1995.-С.44−74.
  112. Лямина Г, Гербова В., Урбанская О. Некоторые особенности поведения детей в разных видах деятельности//Дошкольное воспитание. 1976. -№ 8.- С.4−10.
  113. А.С. Воспитание гражданина /Сост. Р. М. Бескина, М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  114. А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1978. — 17с.
  115. А.С. Методика организации воспитательного процесса/ Избр.пед.соч.: в 2 т.- М., 1977.- 97с.
  116. Е. Я-Ты-Мы. Пер. с польского. М: Прогресс, 1986. -78с.
  117. С. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка// Дошкольное воспитание. 1984. — № 7. — С. 38−41.
  118. Михайленко Н, Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания//Дошкольное воспитание. 1992.-№ 5−6.-С. 17−28.
  119. А. Статьи и речи Н.К.Крупской в журнале «Дошкольное воспитание"//Дошкольное воспитание. 1977.-№ 2.-С.6−11.
  120. Мухина В. С. Первые итоги работы Института развития личности РАО//Психологический журнал.-1996.-№ 4.-С. 147−148.
  121. Неверович Я. З. Методика «Образец и правило"// Детский психолог.-1996. -№ 13.-С.13−19.
  122. Нечаева JI. K проблеме использования нетрадиционных методик при проведении комплексных занятий в детском саду//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 1 .-С. 10−15.
  123. О.В. Психологические особенности формирования готовности детей младшего школьного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Курск. 1991. 16 с.
  124. C.JI. Развивающая предметная среда.- М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.- 64 с.
  125. Обучение грамоте в детском саду. Т. В. Тарунтаева, Е. Г. Самсонова, Е. Е. Шулешко, Э. И. Леонгард.-М.:Просвещение, 1998.-78 с.
  126. Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития// Вопросы психологии.-1996.-№ 10.-С.30−38.
  127. Основы дошкольной педагогики/Под ред А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. -272 с.
  128. Л., Рубцова М. Ребенок и сверстники//Дошкольное воспитание. 1988. — № 9. — С.87 — 93.
  129. Л.Ф. Чтобы подготовить ребенка к школе//Дошкольное воспитание. 1986. — № 8. — С.52−56.
  130. Островская Л. Ф. Воспитание правильного поведения детей на занятиях//Дошкольное воспитание. 1985. — № 9.- С. 7−8.
  131. Л.Ф. Почему ребенок не слушается.-М.: Просвещение, 1982.- 156с.
  132. Н.С. Опыт психолого-педагогического программирования процесса обучения дошкольников началам чтения/ЛЗопросы психологии. -1995.-№ 2, -С.42−47.
  133. Е. Воспитатель и его влияние на формирование самооценки дошкольника//Дошкольное воспитание. 1986. — № 2. — С.39−40.
  134. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование (2−7 лет).-М.: «Карапуз», 1999.-238 с.
  135. Л. Сафонова О. Проблема формирования обобщенных способов действий//Дошкольное воспитание. 1985. — № 9. — С.48−49.
  136. Л.А., Г.Урадовских. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности//Дошкольное воспитание. 1985. -№ 7. -С. 46−49.
  137. В. О воздействии речи взрослого на поведение ребенка//Директор школы. 2002. — № 5. — С.48−50.
  138. Песталоцци И.Г.О народном образовании и индустрии. Педагогическое наследие. -М.:Педагогика, 1988.,-С.312−322.
  139. О.В., Насонова Е. С. Речь и культура общения.-М.: Просвещение, 1998.-71 с.
  140. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1982. 14 с.
  141. А. Я.А.Коменский. Материнская школа//Начальная школа.- 1998.-№ 5−6.-С.41−45.
  142. Н.Н., Парамонова Л.А.Некоторые проблемы умственного воспитания//Дошкольное воспитание. 1985. — № 2. — С. 52−57.
  143. Т.Н. Усвоение старшими дошкольниками и младшими школьниками нравственных норм в совместной трудовой деятельности: Автореф. дис. .канд.пед.наук.- М., 1983. 14с.
  144. Программа воспитания в детском саду.- М.: Просвещение. 1971. -207 с.
  145. Е. Дошкольные учреждения: социально-педагогические аспекты воспитания детей//Дошкольное воспитание. 1994.- № 12.- С.75−81.
  146. Е.И. Как надо обращаться с ребенком. М.:Слово, 1928.-33 с.
  147. М. Готов ли ребенок к школе ?//Директор школы.- 2000.-№ 1. -С.45−47.
  148. Т., Гостюхина О. Самостоятельные игровые объединения// Дошкольное воспитание. 1984. — № 2. — С.43−45.
  149. Т.А. Социально-психологическая характеристика детских групп. -М: Педагогика, 1988. 230с.
  150. Т.А. Влияние на положение дошкольника в группе сверстников характера общения воспитателя с детьми// Дошкольное воспитание: традиции и современность. Библиотека педагогов Москвы. Выпуск 3.- М.: МИПКРО, 1996.-98 с.
  151. Роджерс К. Г. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: «Прогресс», 1994.- 480 с.
  152. А. Роль оценки взрослого в развитии ребенка//Дошкольное воспитание. 1988. — № 8. г. — С. 71−76.
  153. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада//Дошкольное воспитание. 1977.-№ 2.-С. 12−19.
  154. СЛ. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики). М.: Наука, 1997. — С. 433−438.
  155. А.Г. Развитие общения у дошкольников со сверстниками.- М.: Педагогика, 1989.-98 с.
  156. А.Г. Развитие общения ребенка 5−8 лет со взрослыми и сверстниками//Дошкольное воспитание. 1988.- № 3. — С.37−45.
  157. И. Обучение как средство воспитания//Начальная школа.- 1973.-№ 3.-С.100−103.
  158. П.П. Мир природы и ребенок.- СПб.:Детство-пресс, 2000.318с.
  159. Е. Формирование товарищеских взаимоотношений// Дошкольное воспитание. 1973. — № 9. — С.8−14.
  160. В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования // Мир образования образование в мире. 2001. № 1. -С. 14−28.
  161. Слободчиков В.И.,.Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.:Гном-пресс, 2000.-416 с.
  162. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/Под ред. JI.A. Венгера. М.: Интер. 1996. — 113 с.
  163. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов. -Минск, 1995.-288 с.
  164. А.П., Кондрашова JI.В.Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность. -Минск, 2001. -307 с.
  165. Е.О. Отношение детей к поощрениям и порицаниям взрослого//Дошкольное воспитание. 1978. — № 5.- С. 51−55.
  166. Е.О. Истоки отзывчивости// Вопросы психологии. 2002. — № 1. -С. 65−70.
  167. Е.О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности//Дошкольное воспитание. 2002. — № 4. — С. 70−73.
  168. Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет.-Москва-Воронеж, 2000. -239с.
  169. О.В. Эмпатия как основа самостоятельности поведения дошкольников. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. СПтб.: Акцидент, 1996. — 113 с.
  170. Соловейчик С. Педагогика сотрудничества. Инновационное движение в российском школьном образовании. -М.: Первое сентября, -1997.-С.354−359.
  171. М. Шацкий о системе русской школы//Начальная школа.-1978.-№ 7.-С. 68−74.
  172. Стеркина Р. Б. Педагог дошкольного образования//Дошкольное воспитание.-2002.-№ 4.-С. 100−103.
  173. И. Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре//Дошкольное воспитание. 1994. — № 3. — С.10−14.
  174. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 271 с.
  175. Т.В. и др. Дидактические игры с математическим содержанием// Дошкольное воспитание. -1986. № 16. — С. 32−35.
  176. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников.-М.:Просвещение, 1980. -217 с.
  177. Тихеева Е. И. Родная речь и пути к ее развитию.-М., 1923.-135 с.
  178. И. Учитесь общаться с ребенком//Семья и школа.- 1984.-№ 2.-С. 51−54.
  179. Толстой Л.Н.-М.:Издательский дом Ш. Амонашвили, 1997.-221 с.
  180. Е.Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя: Автореф. дис. .доктор, пед наук.-Хабаровск, 1998.- 39с.
  181. А.Н. Игра в дошкольном учреждении: Учебно-метод. пособие. -Магадан: Кордис, 1994.- 116 с.
  182. Хондзе М. Образование в Японии: история развития. Хабаровск: книжное издательство, 1997.- 89 с.
  183. В.В. Психологические условия становления совместного действия со сверстниками у детей дошкольного возраста: Автореф.дис.. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  184. Т. Учет индивидуально-типологических особенностей детей при адаптации к школьному обучению//Дошкольное воспитание. 1986. — № 5. — С. 38−42.
  185. Д. Как учить детей читать //Вопросы психологии. -1997. -№ 10. -С. 16−21.
  186. Д.Б. Детская психология. М.:Пе даго гика, 1968. -414 с.
  187. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред.А. Д. Кошелевой. -М.: Просвещение, 1985. -134 с.
  188. Эриксон Э. Детство и общество.-М.:Просвещение, 1996.-356 с.
  189. Юшков А. Н. Что такое детская вопросительность?//Перемены.-2001. -№ 6.-С.23−31.
  190. Шатова А. Д. Дошкольник и.экономика. М.:Сфера, 1996.-24с.
  191. А.Д., Топоркова JI.A. Трудовое воспитание детей в малокомплектном детском саду (4−7 лет).- М.:Педагогика, 1987.-28с.
  192. Л. О саморегуляции поведения старших дошкольников и младших школьников//Дошкольное воспитание. 1978.- № 6.- С.41−44.
  193. Г. Арнаутова Е. В чем мы видим пути перестройки общественного воспитания//Народное образование. -1980. -№ 5.- С. 17−21.
  194. Е.Е. Понимание грамотности.-М.:Мозаика-синтез, 2001.-381 с.
  195. Шулешко Е. Е. Умение читать и преподавать русский язык//Советская педагогика.-1964.-№ 8.-С.73−84.
  196. Е.Е. Обучение письму, чтению и счету. Методическое пособие для воспитателей детского сада. -Красноярск.-1988.-146 с.
  197. А.П. Общественная жизнь детей в играх//Вопросы психологии. 1965.-№Ю.-С. 19−22.
  198. А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей//Дошкольное воспитание. 1978.- № 1.- С.67−70.
  199. А.П. Обучение в детском саду. М.:Просвещение, 1981. — 119 с.
  200. П.Г. Пространство свободы//Народное образование.-1997. -№ 1.-С.46−51.
  201. Е.И. Формирование взаимоотношений детей от 3 до 5 лет в совместной игровой деятельности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.- М., 1977.- 16с.
  202. П.И. Дошкольное образование России: взгляд со стороны. -Новосибирск: книжное издательство, 1976.-56 с.
  203. С.А. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии.Северный Международный университет.-Магадан, 2004.-93 с.
  204. С.Г., Щур В.Г. Психологические предпосылки использования детьми обобщенных способов разрешения конфликтов. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания.
  205. М.'.Просвещение, 1976.- С.22−25.
  206. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм //Вопросы психологии. 1987. № 7. — С. 31−35.
  207. Т. Работоспособность важный показатель готовности к школе//Дошкольное воспитание. — 1985.- № 7. — С.66−68.
Заполнить форму текущей работой