Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научно-информационная деятельность как социальный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание общей теории научно-информационной деятельности связано с развитием информатики и теории научной информации. Становление теории научно-информационной деятельности обусловлено следующими факторами: а) накоплением практического опыта этой деятельности, расширением и углублением знаний о самой научной информацииб) выработкой понятий, соответствующих предмету науки (информация, научная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Системность и содержание научно-информационной деятельности
    • 1. 1. Информатика и теория научно-информационной деятельности
    • 1. 2. Цели, структура и эффективность научно-информационной деятельности
    • 1. 3. Научная информацией материальном производстве и коммуникативном пространстве
  • ГЛАВА II. Социальные функции научной информации
    • 2. 1. Социально-информационый процесс как связь состояний
    • 2. 2. Институциональные нормы научно-информационной деятельности
    • 2. 3. Научно-информационное обеспечение социального управления

Научно-информационная деятельность как социальный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современная эпоха характеризуется исключительно динамичными процессами развития социальной жизни. Ушедший XX век — это век НТР, век невиданного усиления общественной роли науки и научно-информационной деятельности. Информационные потребности общества стремительно возрастают и бурно развиваются, что обусловливает явление, обозначаемое категорией «информационный взрыв». Данный феномен ведет к дальнейшему повышению роли научно-информационной деятельности, ее интенсификации, профессионализации и эффективности.

Современная цивилизация характеризуется как постиндустриальная. При ней общество, оставаясь техногенным и технотронным, все более становится информационным. А научная информация служит в нем важнейшим условием интенсификации общественного производства и кардинального повышения его эффективности. Дальнейшая рационализация человеческой деятельности, осуществляемая в том числе и с помощью научно-информационного ее обеспечения, становится все более важным фактором устойчивого развития и безопасности общественной жизни.

Российский философ М. Ю. Тихонов отмечает: «Нарождение информационного общества как новой формы социальной организации является закономерным результатом развития и становления нового типа технологии — информационной технологии. В ходе научно-технологического прогресса (НТП) последняя вызывает растущую интеллектуализацию производства и общества в целом» (М.Ю. Тихонов. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М., 1998. С. 4). Именно указанные обстоятельства непосредственно ведут к интенсификации научно-информационной деятельности.

Для России переход к информационному обществу приобретает особый смысл. Дело в том, что информационный тип социальной цивилизации вкупе с новым типом экономики может стать исходным пунктом в ходе естественного исторического развития посттоталитарной модели общественного существования в России.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу особые надежды возлагаются на информатику, информационное управление и научно-информационную деятельность. При этом главная цель информационного управления состоит в изменении шкалы ценностей и мотивации на уровне личности, социальных групп и общества в целом.

Таким образом, научно-информационная деятельность предстает в качестве сложного социального феномена, оказывающего знаковое влияние на контуры современной цивилизации.

Степень научной разработанности темы. Для целостного социально-философского анализа научно-информационная деятельность служит сравнительно новым предметом исследования. Однако это явление в той или иной степени рассматривалось в контексте философских, социальных и этических проблем науки, техники, теории информации и кибернетики, социального управления и других аспектов.

В философско-методологическом плане различные аспекты научно-информационной деятельности отражены в работах.

Ф.А. Айзятова, Ю. Л. Егорова, В. В. Ильина, Б. Ф. Кевбрина, В. И. Кемкина, А. Н. Кочергина, Ж. Ю. Кузьминой, Л. И. Микешиной, B.C. Швырева, A.A. Гагаева и др.

Важное методологическое значение имеет выделенная Б. Ф. Кевбриным в ряду различных проблем социальной детерминации в качестве особого вида информационная детерминация, что позволяет квалифицировать социальные свойства и функции научной информации в контексте функционирования социальных институтов в обществе.

Теоретическую основу научно-информационной деятельности составляет информатика. Изложение идей теории информации прослеживается в классических работах таких зарубежных авторов, как К. Шеннон, Н. Винер, JI. Бриллюэн, И. Земан, Дж. Нейман, а также в трудах отечественных авторов: А. П. Ершова, Г. И. Рузавина, Ю. М. Каныгина, В. П. Зинченко, B.C. Готта, Б. А. Глинского, В. И. Сифорова,.

A.Д. Урсула и др.

Научно-информационная деятельность стала предметом специального социально-философского анализа в работах.

B.Г. Афанасьева, Р. Ф. Абдеева, А. К. Айламазяна, В. А. Виноградова, H.A. Маслова, H.H. Моисеева, А. И. Ракитова, М. Ю. Тихонова и др.

Аксиологические аспекты научно-информационной деятельности получили развитие в работах В. Т. Ганжина, В. А. Кутырева, А. И. Ракитова, И. Т. Фролова, Б. Г. Юдина. Среди западных авторов эти проблемы освещены Р. Мертоном, У. Даттоном, Д. Френсисом, X. Венд и др.

В целом различные аспекты научно-информационной деятельности получили социально-философское исследование. Однако, на наш взгляд, данный феномен пока не получил целостной и комплексной оценки.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является раскрытие социальной сущности, содержания, функций и предназначения научно-информационной деятельности.

В диссертации в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— выявление места научно-информационной деятельности в системе социальной практики и трансформации качественных состояний общества;

— рассмотрение научно-информационной деятельности в качестве индикатора научно-технического прогресса при переходе от индустриального общества к постиндустриальному и другим его состояниям (информационному, социальному, экологическому);

— выявление сущностных отличий научно-информационной деятельности от других коммуникативных видов социальной практики;

— выделение специфики научно-информационной деятельности в ситуации преодоления кризисных состояний социума и обосновании принципов гармонизации социальной среды;

— анализ процесса институционализации научно-информационной деятельности и содержания ее институциональных норм;

— выявление роли и места научно-информационной деятельности в социальном управлении.

Объектом исследования является научно-информационная деятельность как системное образование, включающее определенные элементы и структуры.

Предметом исследования служат социальные свойства и качества научно-информационной деятельности, а также процесс ее институционализации как фактор общественного прогресса.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе диссертационного исследования лежат принципы системного подхода, в соответствии с которыми научно-информационная деятельность рассматривается как целостное образование, развернутое в динамическом процессе, имеющее внешние и внутренние ресурсы собственного развития. Для изучения внутренней структуры этого социального феномена использованы структурно-функциональный анализ и деятельностный подход.

В данном исследовании также применен институциональный подход, позволяющий выделять и рассматривать достаточно устойчивые социальные процессы и отношения, в которых участвуют определенные организации, выполняющие социально значимые функции, а также действуют нормы и предписания, регулирующие определенные области деятельности людей. В работе активно задействован сравнительный метод, позволяющий сопоставить однотипные явления функционирования научно-информационной деятельности.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— впервые научно-информационная деятельность представлена как предмет комплексного и систематизированного рассмотрения;

— выявлены категориальные структуры, определяющие условия и процесс развития научно-информационной деятельности, а также описан динамический ряд качественных ее состояний («информация», «информационная потребность», «информационные технологии», «информационный взрыв», «компьютерные революции», «информационные системы», «информационное общество»);

— описана структура процесса научно-информационной деятельности;

— определена мера эффективности научно-информационной деятельности;

— научно-информационная деятельность рассматривается в качестве институционального образования, становление которого связано с кристаллизацией правил, норм и принципов ее социальной регуляции, развитием теоретической базы, технологий и автоматизированных технических систем;

— раскрывается сущностная специфика применения научно-информационной деятельности в социальном управлении посредством информатизации и компьютеризации социокультурных институтов (образования, власти, управления, коммуникаций).

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе подробно охарактеризованы тенденции и факторы становления и развития научно-информационной деятельности при переходе техногенной цивилизации на стадию постиндустриального и информационного общества.

Результаты проведенного исследования позволяют выработать рекомендации по разработке технологий управления информационным и коммуникативным пространством. Материалы диссертации можно использовать при разработке специальных учебных курсов и спецкурсов по философии, методологии и логике науки, информатике, социальному управлению и других учебных дисциплин.

Выводы и рекомендации, предложенные в результатах исследования, могут быть использованы при организации на базе высших учебных заведений либо других учреждений послевузовского образования системы подготовки и переподготовки специалистов в области социального управления, менеджмента, юриспруденции.

Положения, выносимые на защиту.

1. Научно-информационная деятельность на протяжении XX столетия складывалась как особый вид социальной практики, что обусловлено характером информационного взрыва, динамикой компьютерных революций и технологических достижений на пути трансформации техногенной цивилизации в информационное общество.

2. Теоретическую основу научно-информационной деятельности составляет современная информатика — специальная область знания, изучающая научную информацию и коммуникации в науке, исследующая процесс передачи, переработки и использования информации с помощью технических автоматизированных систем.

3. Научно-информационная деятельность является одним из определяющих факторов эффективности и интенсификации материально-технического производства и представляет собой заключительный этап коммуникационного цикла, так как, кроме поиска, сбора, аналитико-синтетической переработки, она включает продвижение, рекламу, маркетинг и паблик рилейшнз научной, технической и социальной информации.

4. Социальный статус научно-информационной деятельности обеспечивается как на уровне категориальных структур, например, социальной информации (объективно ориентированной и идеальной, виртуальной формы отражения социальной реальности), информатики, управления, так и в форме информатизации и компьютеризации социокультурных институтов (образования, управления, коммуникаций и т. д.).

5. Регуляция научно-информационной деятельности осуществляется с помощью социально-нравственных и правовых императивов, норм и санкций (ответственности, профессионального долга, механизмов интеллектуальной собственности, авторского права и др.).

6. Научно-информационная деятельность, наряду с познавательными и коммуникативными функциями, также выполняет детерминирующую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, научно-информационная деятельность это особый феномен, продукт общественного развития и социальной практики. Этот феномен имеет свою историю, связанную со становлением современного постиндустриального и информационного общества, трансформацией техногенной цивилизации. Научно-информационная деятельность обнаруживает тесную связь с философией и социологией, науковедением и рядом других общественных наук. По размаху, масштабу и формам эта деятельность характеризуется с помощью таких категорий как «компьютерные революции», «информационные технологии», «информационный взрыв», «информационные системы», «информационное общество» и др.

Проведенное в диссертации исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Создание общей теории научно-информационной деятельности связано с развитием информатики и теории научной информации. Становление теории научно-информационной деятельности обусловлено следующими факторами: а) накоплением практического опыта этой деятельности, расширением и углублением знаний о самой научной информацииб) выработкой понятий, соответствующих предмету науки (информация, научная информация, социальная информация, информационная культура, информационная потребность, информационная эффективность, научная коммуникация, информационная деятельность и т. д.) — в) установлением фундаментальных законов информатикиг) развитием информационного подхода к науке и разграничения научных знаний и научной информации в гносеологическом и коммуникативном планед) развитием информационных потребностей усложняющейся социальной практики.

2. Границы между научно-информационной и другими видами деятельности подвижны и условны. При этом научно-информационная деятельность охватывает не только совокупность процессов, протекающих в специальных системах информации, но и пронизывает процессы, связанные с созданием и использованием документальной информации, включением знаний в систему формальных и неформальных научных коммуникаций.

3. Для определения предмета научно-информационной деятельности важное значение имеет понятие «информационная потребность», которое представляет собой комплекс научных сведений, необходимых как индивидуальному, так и коллективному потребителю информации. Потребность в информации возникает при решении новых теоретических и практических задач. Изучение, обобщение и типизация информационных потребностей ученых и специалистов — одна из важнейших задач научно-информационной деятельности.

4. Научно-информационная деятельность начинается с процесса сбора информации. Собранная информация перерабатывается в соответствии с потребностью информационной системы. Полученная информация закрепляется в научных документах. Основными задачами информационного обеспечения теоретической и практической деятельности являются поиск, выявление, накопление и изучение источников информации, а также ее хранение, подготовка к использованию и распространение. Конечным результатом научно-информационной деятельности является использование информации в исследовательской или производственной деятельности.

5. Эффективность научно-информационной деятельности выражает отношение результата к общественным затратам. В определение эффективности входит понятие меры целеосуществления, включающее кроме отношения результата к затратам также и отношение цели и результата, что позволяет выявлять и раскрывать ее социальные грани. Следовательно, наиболее эффективной будет не просто деятельность, дающая максимальный результат при минимальных затратах, а деятельность, в максимальной степени реализующая цель в результате.

6. Проблема отношения научной информации к производству имеет технологический, социально-экономический, философский и другие аспекты. Движение научной информации осуществляется от источника информации — науки — посредством деятельности людей, применяющих средства труда, к предмету труда, выступающему в качестве получателя данной информации. Эта схема в чистом виде работает только тогда, когда движение информации от науки к производству осуществляется без обратной связи. В других случаях схема передачи информации дополняется элементами управления для более адекватного воспроизводства научной информации в объектах, вовлекаемых в процесс производства.

7. Управленческая модель движения информации от науки к производству приобретает особо важное значение в связи с развитием программно-целевого подхода к управлению. В результате движения информации от науки к элементам материальных производительных сил увеличивается информационное содержание последних, повышается их качество. Это конкретно проявляется в том, что люди, участвующие в производственном процессе, овладевают научными и техническими знаниями, повышают свою квалификацию, а информация о фундаментальных исследованиях, как правило, через прикладные научные разработки воплощается в орудиях труда и технологиях производства. Для научно-технического прогресса XX века характерно не только явление информационного взрыва, но и направленное интенсивное использование научной информации в производстве. При чем, установлено, что быстрее развиваются наукоемкие отрасли производства, которые испытывают наибольшее влияние науки.

8. Теоретическую базу научно-информационной деятельности составляет информатика как специальная область знания, изучающая научную информацию и коммуникации в науке, а также это наука о процессах передачи, обработке и использовании информации с помощью автоматизированных технических систем. Категориальный ряд информатики представлен понятиями: «информация», «отражение», «управление». Особое место в структуре исходных понятий теории информации занимает категория «социальная информация», которая существует в объективно-ориентированной и идеальной формах отражения объектов, явлений и процессов реальности.

9. Социальная информация характеризуется как наиболее сложный и совершенный вид информации. Она существует в формах объективно-ориентированного отражения действительности и в идеальной (психической и виртуальной) форме отражения информационных моделей. Социальная информация и процесс ее функционирования подчинены целостному социальному развитию общества, отдельным социальным группам и личностям. Социальная информация является производной, выступая как результат взаимодействия общества и природы, отражение разнообразия общественных отношений. Она объективна по своему содержанию и имеет много разновидностей (экономическая, политическая, этическая, эстетическая, педагогическая, юридическая и т. д.).

10. Социально-информационный процесс может быть представлен в качестве сложного, многокомпонентного образования, включающего: субъект, объект, цели, операции, средства, условия и результат информационной деятельности. Где субъект информационного процесса — это человек или социальный коллектив, который хранит, преобразует и передает информацию. Объектом социально-информационных процессов является тот или иной фрагмент действительности, находящийся во взаимодействии с субъектом и являющийся для него источником информации. При этом субъект (где в его роли выступает человек, социальный коллектив, общество) руководствуется определенными целями.

11. Целенаправленный характер является важнейшей отличительной чертой информационных процессов в обществе. Цель в этом плане выступает как тот конечный результат, на достижение которого направлен информационный процесс. Она выражает активную сторону субъекта. Для реализации цели информационных процессов необходимы определенные действия (операции). Совокупность операций человека (коллектива), выполняющего информационные функции, зависит как от его роли в движении информации, так и от тех целей, которые он ставит перед собой, передавая, храня, перерабатывая, получая, и используя информацию. Различны и средства (технические и логические) осуществления информационного процесса.

12. Условия протекания социально-информационных процессов создают своеобразный информационный фон, который или оптимизирует, ускоряет течение данного социально-информационного процесса, или осложняет, затормаживает его. Может возникать и социальная дезинформация, представляющая собой распространение искаженных или заведомо ложных данных. Социальная информация в своей основе объективна по содержанию. В зависимости от достижения цели того или иного социально-информационного процесса оцениваются и его результаты.

13. Главное, что отличает динамику социального процесса, и, что решающим образом определяет своеобразие повторяемости в обществе, состоит в том, что жизнь и развитие общества неотрывно от деятельности людей. В ней находит свое выражение специфический механизм действия исторической причинности, необходимости и случайности, возможности и действительности, общественных законов. В истории общества действуют люди, одаренные сознанием, которые поступают обдуманно или под влиянием страсти, стремятся к определенным целям. Рычаги, которые, в свою очередь, определяют страсть или размышление, бывают самого разнообразного характера. За непосредственными мотивами скрываются подлинно исторические причины деятельности людей. Потребности представляют собой субъективный момент движущих сил социальной системы по отношению к материальным условиям, породившим их. Вне диалектики перехода объективного в субъективное и, наоборот, невозможно понять всю сложность социального процесса. Цели, мотивы, воля людей, классов, групп, порождаясь объективными условиями, вместе с тем оказывают огромное воздействие на эти последние, преобразуя их. Тем самым субъективная деятельность материализуется в объективных условиях. Такова суть онтологического аспекта обратной связи, выступающей существенной отличительной чертой (свойством) социального состояния.

14. Особое значение имеет так называемая «информационная обратная связь» (как специфический момент социального взаимодействия), в частности, для научного предвидения социальных явлений и процессов. Создание будущего общественного состояния может происходить с большим или меньшим пониманием взаимосвязи между действием и ожидаемым результатом. В этом смысле можно сказать, что в обществе во многих случаях прогнозирующий субъект и прогнозируемый объект совпадают. При этом может возникнуть очень важное для социального прогнозирования обстоятельство: общественный прогноз может вызвать у общественных сил, политических организаций и т. д. целенаправленную деятельность, которая ведет к изменениям в прогнозируемых общественных процессах, к изменениям в смысле ускорения, отклонения, задержки и других модификаций прогнозируемых явлений и процессов. Отношение между поставленным прогнозом и его реализацией не является линейно детерминированным, как в природе, но — диалектически детерминированным, включающим диалектическое единство необходимости и случайности, возможности и действительности, диалектику единичного и общего, интересов и т. д. Действие этой обратной связи принципиально направлено на субъект деятельности или на субъективную деятельность. Эта деятельность, однако, имеет выход в будущее, тем самым, совпадая с объектом общественного прогноза в той степени, в какой способствует его формированию. Таким образом, через информационную обратную связь с субъектом прогноза изменяется объект прогноза, что может найти отражение в модификации первоначального прогноза.

15. Важнейшей особенностью деятельности людей является то, что она представляет собой единство объективных и субъективных моментов. Категория «объективные условия» и «субъективный фактор» служат для объяснения не столько структуры общества, сколько процесса его изменения человеком. Эти категории показывают соотношение между сознательной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует. К объективным условиям относятся те, не зависящие от воли и сознания людей обстоятельства, при которых они делают свою историю. Под субъективным фактором понимают деятельность людей, классов, партий и других социальных групп, организаций, взятую в ее интеллектуальных, морально-психологических и прочих компонентахэта — та иная степень сознательности, воли и энергии людей, необходимая для выполнения поставленных ими перед собой целей. Деятельность бывает сознательной, организованной, т. е. активной и стихийной, или пассивной. Проблема соотношения объективной и субъективной сторон человеческой деятельности имеет важное значение для определения возможностей научного социального прогнозирования. В качестве субъективного фактора люди действуют лишь постольку, поскольку они сознательно решают определенные социальные задачи, т. е. являются активными деятелями, субъектами истории.

16. Научно-информационная деятельность в своем социальном статусе институциональна. Она связана с системой регуляции и регламентации информационных процессов на базе социально-этических и правовых правил, норм и принципов, позволяющих преодолевать различные формы асоциальной практики. Особенность институциональных норм социальной регуляции научно-информационной деятельности состоит, прежде всего, в том, что их нельзя интерпретировать в терминах индивидуальных мотиваций. Каждая из этих норм задает определенный компонент «образа коллективного мнения научного сообщества» (А.Левин).

17. Институционализация научно-информационной деятельности означает увенчание профессионализации особой социальной формой, предполагающей относительно устойчивые традиции, ценностные ориентиры и нормы поведения, санкционированные обществом. Характерными чертами этой деятельности являются ее универсальность, дисциплинированность, коммуникабельность, демократизм, а также персонифицированность и уникальность, что находит выражение в категориях авторского права и интеллектуальной собственности. Продукты интеллектуальной собственности являются результатом творения человеческого разума и выступают носителями определенной информации. И хотя информация имеет нематериальный характер, но воплощенная в объективированную форму и включенная в научно-технический и коммерческий оборот она приобретает статус интеллектуальной собственности.

18. Научно-информационная деятельность технологична, т.к. связана со сферой автоматизированной техники и технологиями, качественно новой организацией на этой основе всех информационных процессов в обществе и формированием своеобразной инфраструктуры народного хозяйства. Она воздействует на характер, структуру, организацию и содержание обучения и воспитания, что находит отражение с помощью категорий «информатизация», «компьютеризация» современного образования. Развитие научно-информационной деятельностью также связано с изменением этоса научного сообщества, характером коммуникаций, форм партнерства и сотрудничества. Развитие форм и структур научно-информационного блока социальной практики изменяет характер, стиль и технологии управленческой деятельности в обществе на уровне всех организаций и институтов. Глубинный характер воздействия научно-информационной деятельности находит отражение как в позитивных, так и негативных процессах изменения общественного и индивидуального сознания и поведения людей и мировоззренческих установок и стереотипов.

19. Информация — это ценнейший социальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества. Применяемая в социальных технологиях информация выступает важнейшим механизмом преобразования социальной реальности. Воспроизводимая в социальных системах социальная информация выполняет различные функции: коммуникативные, управленческие, научно-познавательные, учебновоспитательные, агитационно-пропагандистские и др. Выполнение социальной информацией управленческой функции является важнейшим условием обеспечения жизнедеятельности социума.

20. Функционируя в обществе, информация является субстратом и основой функциональной взаимосвязи всех элементов системы управления. Для принятия решения субъект управления должен иметь достоверную информацию об объекте и его состоянии, о механизме их изменений, а также целях и задачах, стоящих перед обществом, о внутреннем состоянии субъекта управления, о положительных и отрицательных влияниях на объект, о возможностях людей решать поставленные задачи.

21. Социальная информация имеет многомерный и комплексный характер. Организация управления в обществе требует знания количественных и качественных характеристик информации, ее смысла, значения, достоверности и ценности. Научно-информационная деятельность служит основой выработки и реализации целедостижения, социального предвидения, и других видов управленческой теории и практики: прогнозирования, проектирования, планирования, программирования в социальном управлении. Основными требованиями к качеству информации в социальном управлении служат: своевременность, достоверность, достаточность, надежность, корректность, высокая скорость сбора, обработки и передачи, возможность кодирования, актуальность и непрерывность.

Таким образом, научно-информационная деятельность предстает в качестве сложного социального феномена, важного фактора динамики общественной жизни и формирования новых контуров современной цивилизации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века. М.: ВЛАДОС, 1994.
  2. Ф.А. Устойчивое развитие: состояние модель стратегия. Методологический и философско-экологический анализ. Саранск, 1998. — 298 с.
  3. А.К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. М: Наука, 1989.
  4. Анализ социологической информации с применением ЭВМ. Ч. 1−2. -М.: 1988.
  5. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 303 с.
  6. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975.
  7. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.-368 с.
  8. В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973.
  9. Афанасьев В. Г, Урсул АД. Социальная информация (Некоторые методологические аспекты) // Вопросы философии, 1974. № 10.-С. 63.
  10. Г. С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция: Филос. альманах, 1991. -М.: Политиздат, 1992. -С. 263 -293.
  11. А.И. (под ред.) Управление, информация, интеллект. -М.: Мысль, 1976.
  12. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: МЕДИУМ, 1995. — 323 с.
  13. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Изд-во «Правда», 1989. — 607 с.
  14. H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -222 с.
  15. H.A. Человек и машина // Вопросы философии. М., 1989. — № 2. — с. 143 — 163.
  16. Бесстужев-Лада И. В. Прогнозирование в социологических исследованиях // Социологические исследования, 1977. № 1. С. 48.
  17. Е.А. Закономерности становления и развития систем научной информации//Философские науки. 1987. № 7. -С. 37−45.
  18. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 2-е. т. 46.
  19. Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, 1960.
  20. П. Социология и политика. М.: Socio — Logos, 1993. -336 с.
  21. В. Информатизация и ее социальные последствия. // Политическое самообразование. -М., 1987. -№ 10. -с.131 -138.
  22. Ф. Опыты, или наставления нравственные и политические. Новая Атлантида // Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1978. С. 349- 518.
  23. М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. // Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990.
  24. М. Наука как признание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991.-С. 130- 153.
  25. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  26. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и нации. -М.: Сов. радио, 1969.
  27. Н. Кибернетика и общество. М.: Иностр. лит-ра, 1958.
  28. Н. Творец и робот М.: Прогресс, 1966. — 103с.
  29. В.А. Общественные науки и информация. М., 1978.
  30. Е.К. Попытка семантической интерпретации статистических понятий информации и энтропии // Кибернетика на службе коммунизму. Т.З. М.: Энергия, 1966.
  31. В.Н. Цель: целеобразование, структуризация, анализ. -СПб: 1996.-76 с.
  32. Г. Г. Твоя информационная культура. М.: Мол. гвардия, 1988.-303 с.
  33. A.A. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1991, — 308 с.
  34. А.Г. Мир информатики на пороге III тысячелетия.// Вестник РАН, Том 66.-М., 1996.-№ 7. с. 651 — 652.
  35. Н. Теория информационного общества и реального капитализма // Мировая экономика и международные отношения -М., 1985. -№ 10.-с .51 -63.
  36. В.М. Основы безбумажной информатики. М.: 1982. — 9 с.
  37. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки: (становление и развитие). -М.: Мысль, 1984. 268 с.
  38. И.И. О логико-семантических теориях информации // Управление, информация, интеллект. -М., 1976.
  39. Г. Р. Очерки информационной технологии. — М.: ИнфоАрт, 1993.
  40. П.С. Новая технологическая волна на Западе. М.: Знание, 1986.
  41. В.П. Как проводилась «реформа Эрхарда» // Финансовые вести. 1993. № 22. С. 4 — 5.
  42. В.П. Социальное рыночное хозяйство: Опыт Германии // Общество и экономика. 1997. № 1−2. С. 58 — 91.
  43. Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998. — 510 с.
  44. A.B. Социологическая информация в региональной печати. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. — 46 с.
  45. Д.И., Вержбицкий В. В. Категория классификации (философский обзор). М.: Наука, N 1, 1976.-С. 148- 157.
  46. Э. О разделении общественного труда. — М.: Канон, 1996.-432 с.
  47. Ю.Л. Управление в социокультурном контексте // Философия. Культура. Управления. Сб. науч. татей. М., 1999. -С. 192−201.
  48. Егоров Ю. Л, Мищенко С. Н. Диалектика функционального и структурного подходов в исследовании систем управления // Философия. Культура. Управления. Сб. науч. статей. М., 1999.-С. 235 -248.
  49. В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1995. — 144 с.
  50. А.П. Вестник АН СССР, 1984. № 2.-С. 113.
  51. A.A. Информатика: философские и социально-этические проблемы / Автореф. дисс. канд. филос. наук. -Саранск, 1999. 16 с.
  52. В.Н. Социальные технологии в современном мире. -М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  53. Известия вузов // Электромеханика, 1963, № 11.
  54. В.В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  55. В.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Академ. Проект, 1999.-С. 360.
  56. В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ 1917 1996 гг. -Сыктывкар.
  57. Информационные технология и информационная политика: Научи.-информ. Исслед. / РАН ИНИОН- Научн. рук. А. И. Ракитов М.: Инион, 1994.
  58. .Ф. Развитие. Детерминизм. Закон / Моск. Ун-т потребкооперации М., 1998. — 244 с.
  59. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса). -М.: Политиздат, 1981. 288 с.
  60. В.И. Категория «состояние» в научном познании. М.: Высш. шк, 1983.- 120 с.
  61. М.С. О понятии социального института // Введение в социологию.-М.: 1994.
  62. Коммуникации в современной науке. Сборник переводов М., 1996.
  63. О. Курс положительной философии // Западноевропейская социология XIX века. Тексты. М.: Изд-во МУБУ, 1996.-С. 94−119.
  64. В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов н/Д.: 1999. — 576 с.
  65. А.Н., Коган В. З. Проблема информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. -М.: Наука, 1980. С. 21.
  66. С.Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -416 с.
  67. H.A., Мусхелишвили H.JI., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования: (перспективы информатики) // Вопросы философии. 1999. № .с. 77−87.
  68. .Ю. Исходные понятия в структуре информации (методологический анализ). Автореф. дисс. канд. филос. наук. Саранск, 1999.- 18 с.
  69. .Ю. Фундаментальные понятия социальной информации в структуре информатики. Понятия «информация», «отражение», «управление» // Вестник Мордов. Ун-та, 1998. № 3−4. С. 40−41.
  70. В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород.: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. С. 29 30.
  71. Кутырев В. А. Разум против человека
  72. Кун Т. Структура научных революций М., 1985.
  73. М.Г. Этика науки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — С. 126.
  74. C.B. Социологическое познание: Методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов: Учеб. пособие. Минск: Беларусская наука, 1998. — 207 с.
  75. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  76. Д. Контологии общественного бытия. Пролегомены: -М.: Прогресс, 1991. 412 с.
  77. В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998.-С. 20.
  78. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.: Наука, 1981. — 463 с.
  79. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46. ч. II. с. 65 — 521.
  80. H.A. Идея индустриализма: философско-методологические аспекты интеграции социального организма в западных теориях XIX XX веков. — М., 1996. — 172 с.
  81. H.A. Информационно-технический мир: проблемы развития и познания Йошкар-Ола, 1998. — 34 с.
  82. Международный форум по информации и документации. Т. 6., 1981. № 2.
  83. Международный форум по информации и документации. Т. 1., 1976, № 3.
  84. Международный форум по информации и документации. Т. 8., 1983. № 4.
  85. Л.А. Концепция преподавания философии в педагогическом вузе // Педагогическое образование. Вып. 10. -М.: Прометей, 1993. С. 6 — 8.
  86. С.Р. Вопросы философии, 1982. № 7. С. 122 — 123.
  87. Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М.: 1980.
  88. А.И., Черный А. И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. — 435 с.
  89. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М.: Высш. ж., КД «Университет», 1997. — 448 с.
  90. H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. М., 1993. — с. 6 — 14.
  91. H.H. Информационное общество как элемент как этап новейшей истории. // Свободная мысль. М., 1996. — № 1. -с. 76 — 82.
  92. Е.И. Введение в теорию социальных систем. Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 284 с.
  93. Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII XVIII веков. — М.: Мысль, 1969. — 297 с.
  94. A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 365 с.
  95. Научно-техническая информация. Сер. 2. 1983. № 5.
  96. Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М., 1971.
  97. Ю. Вводный курс теории вероятностей и математической статистики. -М.: Наука, 1968.
  98. Новая технократическая волна на Западе. / Сост. Гуревич П. С. -М.: Прогресс, 1986.
  99. И.Б., Фомичев А. И. Философские аспекты информатизации. // ВНИИМ. М., 1983. — 111с.
  100. И.Б. Информация и риск (философские основания системного анализа риска). //Философские науки, N3.- М.: Высшая школа, 1992.
  101. Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Фонд «Проблемы управления», 1999.-С. 60−67.
  102. E.H. Информатика и устойчивое развитие (методол. аспекты) / РАГС при Президенте РФ. Каф. Социал. Экологии. -М.: РАГС, 1996.
  103. A.B. Проблемы познания информационных процессов // Философия. Человек. Общество. Сб. науч. ст. М.: МИЭТ, 1998. — С. 118−128.
  104. В.А. Социология жизненного пространства. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 182 с.
  105. Платон. Государство // Слч. В 3 т. Т. 3., ч. 1. М., 1973. — С. 89−454.
  106. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов: Учеб. пособие. М.: Из дат. Корпорация «Логос», 1998. — 280 с.
  107. К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992.-448 с.
  108. К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
  109. К. Нищета историцизма. М.: Издат. Гр. «Прогресс» -VIA, 1993, — 187 с.
  110. К. Логика и рост научного знания. Избранные работы.
  111. И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1994.
  112. И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  113. У.А. Динамика естественно-научного знания. М.: Наука, 1982.-336 с.
  114. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. М., 1994. № 4. — с. 3 — 13.
  115. А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  116. . История западной философии: В 2 т. Т. 2. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1994. 400 с.
  117. Я.В. Информационный анализ социальных процессов. Проблемы социологической информатики. М., 1982.
  118. Н.С. Человек и общество: Проблемы теории воспроизводства. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. — 72 с.
  119. Ю.В. Статистические данные как эмпирический базис социальных наук // Вопросы философии. 1999. № 7. С. 79 — 93.
  120. Э.П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. -М.: Наука, 1988.
  121. Э.П. Научно-техническая информация. Сер. 2., 1984. № 7. С. 1 — 9
  122. В.И. Методологические вопросы науки об информации // Вопросы философии. 1974. — № 7. -с. 105−113.
  123. В.И. Наука об информации // Вестн. АН СССР, 1974, N3.
  124. В.И. Информология и научно-технический прогресс // Кибернетика и диалектика. М.: 1978.
  125. В.И. Философские науки, 1984. № 2. С. 60 — 67.
  126. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  127. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации: «Круглый стол». // Вопросы философии. М., 1986. — № 11. — с. 82 — 94.
  128. Социологический словарь. Минск: Университетское, 1991.
  129. Г. Синтетическая философия Киев: Ника-Центр, 1997.-512 с.
  130. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарика, 1998. -816 с.
  131. А.Г. Информация // Философская энциклопедия. Т. 3. -М.: 1964. С. 563.
  132. A.B. Управление как информационный процесс // Философия. Культура. Управления. Сб. науч. статей. М., 1999.-С. 202−212.
  133. А.П. Информация и прогресс / Отв. ред. Симанов A.JI. -Новосибирск: Наука, 1988.
  134. А.П. Информация в жизни человека. М.: Политиздат, 1988. — 112 с.
  135. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Наука, 1988. -350 с.
  136. Теория и практика общественно-научной информации / Редкол. Виноградов В. А. и др. Вып. 12, — М.: ИНИОН РАН, 1996.-c.259.
  137. В.П. Организация и управление. Опыт США. М.: 1966.
  138. М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием. М.: ИКАР, 1998.-312 с.
  139. М.Ю. Информатизация управления: вопросы повышения эффективности // Философия. Культура. Управления. Сб. науч. статей. М., 1999. — С. 225 — 234.
  140. .Т. Социология. М.: Прометей, Юрайт, 1998.
  141. B.C. Кибернетическая теория распознавания и теорияотражения. София, 1973.
  142. B.C. Отражение, системы, кибернетика. М., 1972.
  143. А.Д. Проблема информации в современной науке. (Философские очерки) М.: Наука, 1975.
  144. А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат, 1968. — 708 с.
  145. А.Д. Проблема информации и информатизация общества. //НТИ, N 6, 1991.
  146. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981.
  147. А.Д. Интенсификация и информация (проблемы методологии). // НТИ. Сер. 2. 1983. № 9. С. 1 — 7.
  148. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: -М.: Прогресс, 1991.-405 с.
  149. P.A. Инновационный менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — С. 338.
  150. П. Избранные труды по методологии науки / Пол Фейерабенд. -М.: Прогресс, 1986.
  151. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 1996.-551 с.
  152. И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. -М.: Политиздат, 1986. 399 с.
  153. Р.И. Постиндустриальное развитие: уроки для России /
  154. Р.И. Цвылев- Рос. акад. Наук. М.: Наука, 1996.
  155. B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. -232 с.
  156. К. Бандвагон. В кн.: К. Шеннон Работы по теории информации и кибернетики. M., 1963. — С. 667 — 668.
  157. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.-240 с.
  158. Г. И. Информация и познавательные потребности.1. Минск, 1983.
  159. Ю.А. Гуманитаризация знания и управление информатизационной средой. // Вестник А. Н. СССР. М., 1978.-№ 3.-с. 15−28.
  160. Ю.А. Информационные ресурсы и информационная Среда. Научно-техническая информация. Сер.2. М., 1976. -№ 1.- с. 11 — 16.
  161. Ю.А. Информация и метаинформация // НТИ. № 4. С. 400.
  162. В.Е. Технопарки России: этап становления и динамика развития // Научно-технологические парки высшей школы: инновационный этап развития. (Научн.-метод. Сб.). -Москва Тверь, 1995.
  163. Ф. Развитие социализма от утопии к науке// Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т. 19. С.
  164. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995.
  165. Этические проблемы компьютеризации. Реферат, сб.- М.: ИНИОН АН СССР, 1990. 155 с.
  166. Этические проблемы творчества ученого. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993. — 27 с.
  167. У.Р. Закон, необходимость, вероятность, 1978.
  168. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.
  169. .Г. Системные исследования и взаимосвязь наук. // Науки во взаимосвязи, РЖ «Информатика», N 3, 1989.
  170. Dutton W.H., Rogers Е.М., Suk-Ho J. Duffusion and sozial impacts of personal computers // Communication researh. Beverly Hills- L., 1987/ - Vol. 14, № 2. — P. 219 — 250.
  171. Drouin P. L’AUTRE Futur. -P.: Faurd, 1985.-385 p.
  172. Merton R.K. The sociology of sciente. Chicago- L.: Univ. Of Chicago press, 1973. P. 270.
  173. The information Society, 1982. № 4.
  174. Journal of information Sciente, 1979. № 1.
  175. Journal of information Sciente. 1976. № 3.
  176. J ournal of information Sciente. 1981. № 1.
  177. Journal of information Sciente. 1980. № 5.
  178. Journal of information Sciente. 1981. № 3.
Заполнить форму текущей работой