Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что выполненное исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы. Можно считать доказанным, что трансформация образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях проявляется в форме изменения отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, нарушений самоидентичности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОБРАЗ МИРА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Категория «образа мира» в тезаурусе современной психологии
    • 1. 2. Психологические механизмы формирования образа мира человека
    • 1. 3. Этапы и факторы трансформации образа мира: психоисторический аспект
    • 1. 4. Формирование и трансформация образа мира у представителей различных культур
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДИНАМИКИ ОБРАЗА МИРА РОССИЙСКИХ НЕМЦЕВ В ПСИХОИСТОРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
    • 2. 1. Психоисторический анализ ценностно-смысловых составляющих образа мира российских немцев
    • 2. 2. Влияние миграционных процессов на формирование образа мира
    • 2. 3. Образовательная поликультурная среда и ее влияние на динамику образа мира
    • 2. 4. Реконструкция ценностных составляющих образа мира представителей взаимодействующих этносов
  • Выводы по второй главе

Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследование процесса трансформации образа мира людей, обусловленного изменениями их «жизненных пространств» (К. Левин), неизбежно возникающими при эмиграции и миграции, простой смене места жительства, изменении социального статуса и т. д., приобретает в настоящее время особое значение. Возрастание интеграционных процессов в результате глобализации отмечается уже на протяжении двух последних веков. Сегодня на фоне развития телекоммуникационных связей, усиления экономического взаимовлияния стран, все большей «прозрачности» границ происходит взаимопроникновение культур народов, что приводит к появлению новых этнических образований, а иногда к исчезновению народов (Н. Горин, Р. Диас-Герреро, П. Курт, К. Леви-Лебуайе, И. Дюрон).

Исторически возникающие «социокультурные драмы» оборачиваются изменениями ценностно-смысловых координат жизненного пространства людей, того, что составляет сущность их «многомерного бытия» (В.П. Зин-ченко), порождая вполне реальные психологические драмы и коллизии. Проблемы появляются в связи с возникновением противоречия, проявляющегося в определенном разрыве в системе «образ жизни — образ мира». Резкие изменения образа жизни приводят к тому, что сложившийся образ мира, весь его ценностно-смысловой состав перестает соответствовать новым бытийным реалиям. Добровольные, а тем более вынужденные изменения образа жизни заявляют о себе ростом негативных психологических проявлений, повышением уровня психоэмоционального напряжения, развитием неблагоприятных психических состояний, таких, как тревога, неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, агрессивность, депрессия, суицидальные тенденции (М. Вайтхед, A.B. Гнездилов, Е. В. Заикина, Г. В. Залевский, O.K. Копина, Т. Д. Марцинковская, Е. А. Суслова и др.), однако имеющиеся социальнопсихологические институты пока не в состоянии снимать возникающие психологические проблемы.

Учитывая выявленные противоречия, можно полагать, что трансформация образа мира людей, вынужденных входить в новый образ жизни, является актуальной общепсихологической проблемой. Необходимо учитывать, что трансформация мира имеет и выраженный психоисторический аспект, который чаще всего не принимается во внимание. При глобальных социокультурных коллизиях перестройка образа жизни и образа мира людей осуществляется не скоротечно, не «взрывом», как это бывает при индивидуальной миграции, а захватывает несколько поколений.

Такое бывает, когда большая группа представителей одного этноса вдруг оказывается в инокультурной среде. Происходит это по разным причинам, но для исследователя главное состоит в возможности выделить некие инварианты, закономерности в развитии психологических (психоисторических) феноменов, которые сопровождают указанные явления. Например, сталинские «эксперименты с переселением народов» являются не просто вариантом социокультурных коллизий, порожденных властью. Поскольку это произошло, они могут и должны стать предметом психоисторического исследования, позволяющего показать, каким образом осуществляется трансформация образа мира людей, оказавшихся в другой геополитической и социокультурной обстановке.

Психоисторические исследования механизмов трансформации образа мира людей важны для оценки состояния всего мирового социума в связи с грозящей ему маргинализацией. Изучение этой проблемы определяется необходимостью содействовать интеграции человека в новые условия при сохранении своих культурных особенностей и принятии, понимании психологии окружающего социума. Другая сторона этой проблемы — прогнозирование (а в последствии и коррекция) близких и отдаленных психологических последствий, наступающих при смене социокультурной среды. Кроме того, для общей психологии интерес представляет сам механизм трансформации новой культуры в картины мира людей, интегрирующихся в новые социокультурные условия, связанные с миграционными перемещениями.

С учетом выявленных противоречий и определения проблемы был сделан выбор темы исследования: «Реконструкция динамики образа мира человека средствами психоисторического анализа». Целью исследования является психоисторический анализ механизмов реконструкции образа мира человека.

Объект исследования — трансформация образа мира человека в изменяющихся социокультурных условиях.

Предмет исследования — психоисторическая реконструкция динамики образа мира человека (на примере исторической судьбы немцев Алтая).

Гипотеза исследования. Трансформация образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях проявляется в изменении отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, динамике самоидентичности и потенциала самореализации личности в новых условиях и т. д. Психоисторический аспект возникает при учете культурно-исторического контекста, позволяющего осуществить реконструкцию образа мира людей, представляющих разные поколения этноса, в связи с тем, что предметом такого исследования является не только психологические проявления, указывающие на трансформацию образа мира, но и факторы, детерминирующие их возникновение: изменение устоев, традиций, ритуалов, появление новых социальных и нравственных ценностей.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

— провести операционализацию основных понятий, связанных с категорией «образ мира», входящих в тезаурус современной психологии;

— исследовать ценностно-смысловые составляющие образа мира представителей русского и немецкого этносов, сформированные под влиянием социально-исторических преобразований в обществе;

— выявить в процессе теоретического анализа психологические механизмы реконструкции образа жизни и образа мира;

— определить факторы, влияющие на формирование и трансформации образа мира немцев Алтая в процессе социализации;

— разработать рекомендации для органов управления образованием при подготовке выпускников, способных интегрироваться в современное поликультурное сообщество.

Общую методологию исследования составляют: теория психологических систем, согласно которой психическая природа человека представляет собой процесс порождения новой реальности в ходе взаимодействия человека с миром (В.Е. Клочко) — положения, разработанные в трудах психологов, которые внесли вклад в изучение развития личности, проблемы ее самореализации (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А.Г. Асмо-лов, Л. С. Выготский, Л. Ф. Бурлачук, В. Е. Клочко, Е. Ю. Коржова, О.М. Крас-норядцева, А. Н. Леонтьев, С. Е. Олишевский, С. Л. Рубинштейн, С.Д. Смирнов), а также принципы культурно-исторической психологии (А.Г. Асмолов, Ллойд де Моз, М. Коул) — культурологический подход, анализирующий социокультурные явления, в том числе и специфически образовательные и воспитательные, под углом зрения психологии. Такой подход фиксирует и концептуализирует субъективные проявления как последствия объективных социальных процессов, отражающихся в определенных типах культуры, понимаемых и как степень усвоения общественных норм, ценностей и как сумма духовных богатств, накопленных человечеством, и как способ человеческой деятельности. Междисциплинарный подход используется для ретроспективного изучения явлений общественной жизни при помощи смежных областей знаний (социальной психологии, педагогики, социологии, истории, философии, этнологии и др.).

Методы исследования: в первой, методологической части исследования, использовался психоисторический анализ психологической, педагогической, исторической, социологической, философской литературы.

Во второй, практической — или процедурной — части проводились глубинные интервью, использовались биографический метод и метод устной истории. Феноменологический анализ позволял описывать данные, полученные не от самих исследователей, а от людей, ставших объектом изучения. При помощи методики изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей, исследовались особенности ценностно-смысловых составляющих образа мира представителей различных этносов. Историко-сравнительные методы: диахронный (способствовал отслеживанию процесса трансформации и образа мира как явления в его развитии) и синхронный, при помощи которого исследовалось состояние проблемы одновременно в различных регионах и у представителей различных культур.

Исследование проводилось с 1999 по 2003 гг. в три основных этапа:

Первый этап (1999 — 2001 гг.) — поисковый. В течение этого времени сформулирована тема, изучено состояние проблемы в теории, собран материал, отработан понятийный аппарат исследования, выдвинута гипотеза, сформирована методологическая основа исследования, определены цель и задачи.

Второй этап (2001 — 2002 гг.) — аналитический. На данном этапе продолжался анализ специальной научной литературы, разрабатывался инструментарий, проводились полевые исследования и происходил выбор формы обработки и изложения материала.

Третий этап (2003 г.) — завершающий. В этот период продолжалась обработка полученной информации, проводилось теоретическое обобщение и оформление результатов исследования.

К источниковой базе, использованной в работе, следует отнести труды известных психологов, педагогов, философов и социологов, содержащих как методологические приемы анализа современного состояния проблемы, так и богатый фактический материал. Работы исследователей можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся монографические работы Г. М. Андреева, Е. П. Белинской, В. И. Бруля, Г. Д. Гачева, Э. В. Галажинского, Т.Г. Грушевиц-кой, JI.H. Гумилева, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцевой, В. Г. Крысько,.

B.C. Кукушкина, З. И. Левина, А. Н. Леонтьева, C.B. Лурье, В. И. Матиса, Ю. П. Платонова, А. П. Садохина, Э. А. Саракуева, Г. Ф. Севильгаева,.

C.Д. Смирнова, Т. Г. Стефаненко, Л. Д. Столяренко, В. Н. Филиппова и многих других, в которых в том или ином аспекте рассматривается проблема формирования образа мира.

Ко второй группе относятся работы Н. В. Бессонова, Н. Г. Деметер, Г. И. Литвинова, В. Г. Крысько, В. К. Кутенкова, C.B. Лурье, З. В. Сикевич, В. О. Сухарева, М. В. Сухарева, И. И. Шангиной, J.W. Berry, D. Kosol, Н.С. Triandis и др., в которых содержится большой фактический материал, рассматриваются особенности образа мира конкретных этносов.

К третьей группе источников относятся данные самостоятельно проведенных исследований в организованных пяти этнографических экспедиций, во время работы в летних лингвистических лагерях, в результате участия в трех международных семинарах, специально проводимых опросах, а также данные статистического управления, комитета по миграции Алтайского края и т. д.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— определены этапы адаптации и интеграции человека (благодушие, настороженность, проблемы, упорная работа и осознание перемен, вхождение в новое социокультурное пространство), выявлены факторы (индивидуальные, групповые и ситуативные) трансформации образа мира, определяющие содержание ценностно-смысловых особенностей людей, осуществляющих изменение своего образа жизни в новых социокультурных условиях;

— установлена схожесть образа мира на уровне ценностных составляющих у представителей русского и немецкого этносов, проживающих на Алтае, что свидетельствует об интенсивности ассимиляционных процессов в среде российских немцев;

— выявлены психологические последствия изменения образа жизни человека, обусловленного внешними обстоятельствами, связанными с изменением образа мира в результате миграционных перемещений;

— показано, что у подростков, склонных к активной общественной деятельности, а в связи с этим к миграционной мобильности (участию в различных семинарах, тренингах, конференциях специализированных лагерях), динамика образа мира имеет более интенсивный характер, диапазон ценностно-смысловых координат национального или поликультурного самосознания отличается полнотой, большей динамикой и готовностью к социокультурным переменам;

— уточнено понятие «национальный образ мира».

Результаты исследования позволяют сформулировать подходы к анализу проблемы формирования и трансформации образа мира в условиях поликультурности России и усиления межкультурных связей, а также некоторых психологических особенностей трансформации образа мира при адаптации людей в инокультурных условиях.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы доведены до конкретных рекомендаций и технологий по совершенствованию формирования образа мира у учащейся молодежи во внеурочное время, а полученные результаты о механизмах трансформации образа мира у людей с разной миграционной направленностью могут быть использованы при организации учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях, на семинарах и тренингах, при проведении консультационной работы школьной психологической службы и в содержании учебных и специальных курсов вузов: «Этнопсихология», «Этнопедагогика», «Этнология», «Психология национальных отношений», «Культура межнационального общения», «Культурология», в научно-исследовательских программах студентов при написании курсовых и дипломных работ, в деятельности центров встреч национальных и многонациональных учреждений культуры.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций, использованием совокупности апробированных и вализированных методов исследования, взаимодополняющих друг друга, адекватных его цели, задачам, логике и природе изучаемого явлениястатистической значимостью экспериментальных данных, всесторонним качественным и количественным анализом результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на международных (Москва, 2000, 2002), всероссийских (Саратов, 1999), региональных (Барнаул, 1999;2003; Омск, 2001; Новосибирск 2000), городских (Барнаул, 2000, 2002, 2003) научно-практических конференциях, методологических семинарах кафедры психологии образования Барнаульского государственного педагогического университета. Полученные результаты и методические рекомендации внедрены в учебный процесс трех школ города Барнаула (№№ 60, 79, 112), в деятельность Алтайского краевого российско-немецкого дома, Этнологического центра по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая. На основании полученных результатов составлены учебные программы спецкурсов и тренингов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Психоисторический анализ позволяет исследовать процесс формирования образа мира у предшествующих поколений и его реконструкцию у современников. Использование данного метода позволяет выявить этапы и факторы трансформации образа мира людей. Применение психоисторического метода позволяет рассматривать трансформацию образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях, которые в свою очередь влияют на изменение отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, самоидентичности, уменьшение (увеличение) потенциала самореализации личности в новых условиях и т. д.

2. Формирование образа мира у различных народов имеет свои особенности, обусловленные традиционным социокультурным пространством и детерминированные всем ходом исторического развития этноса. Одни особенности сохраняются при смене социокультурной среды, другие претерпевают изменения под влиянием нового окружения.

3. Трансформация образа мира при смене социокультурного пространства происходит менее болезненно у детей дошкольного и школьного возраста и у людей, получивших специальную психологическую подготовку. Для интеграции в новые социокультурные условия эффективными являются не только мероприятия по адаптации, но и превентивная работа по санации межкультурного шока среди тех, кто планирует миграционные перемещения заранее.

Структура диссертации отражает логику и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений.

Результаты исследования причин эмиграции показывают, что к концу столетия на систему ценностей влияли следующие факторы: необеспеченность прав в организации национальной автономии, угроза потери родного языка и национальной культуры, недоброжелательное отношение со стороны местного населения, желание избежать трудностей, связанных с продвижением по лестнице социального престижа, надежды на высокооплачиваемую работу и жилье, страх родителей за сыновей призывного возраста и некоторые другие.

Отдельно следует назвать еще один фактор, выявленный в ходе исследований «приезд чужих в родные села». Причина свидетельствует о корректировке «Образа Мы» и «Образа другого» в национальном образе мира появлением недоверия ко всем «новым» переселенцам, постоянным сравнением и противопоставлением коренных жителей района и вновь прибывших.

Следует отметить, что современные немцы России значительно отличаются от немцев предыдущих десятилетий. Вследствие знаковых событий прошлого века и общей глобализации, ассимиляция немцев Алтая выглядит неизбежной. Этот процесс усиливается еще и благодаря переселению немцев — вынужденных мигрантов из республик бывшего Советского Союза, несущих свои образы мира, также претерпевшие изменения. Как следствие формируется другой народ, имеющий иное предметное, смысловое и ценностное наполнение национального образа мира.

Рассматривая трудности межличностного общения у переселенцев из России в Германию и коренных жителей, следует отметить, что у россиян преобладает групповая мораль, ориентации на коллектив, в то время как Западу присущи приоритеты интересов личности, индивидуализма.

Кроме того, решена задача по разработке рекомендации для органов управления образованием по подготовке выпускников, способных интегрироваться в современное поликультурное сообщество.

В настоящее время в результате глубинных интервью, анкетных вопросов и тестирования можно сделать вывод, что вследствие интенсивных межнациональных контактов, молодые представители немецкого этноса впитывают ценности и культуру своего окружения — ассимилируются, и тенденция такова, что через полтора-два десятка лет трудно будет найти человека, который бы идентифицировал себя с российским немецким этносом. Интеграция же напротив подразумевает сохранение своих особенностей с принятием иноэтнической культуры.

Для появления интереса к культуре своего этноса, с нашей точки зрения, наряду с семейным и школьным воспитанием, эффективна реализация культурно-образовательных проектов и программ, использующих систему погружения в этническую среду. Кроме того, в течение учебного года необходима организация воспитательной работы с акцентом на элементы этнических культур региона, с привлечение к участию в ней родителей учащихся.

Основная же роль в знакомстве с этническими культурами, в комплексном решении данного вопроса отводится введению школьных предметов по истории и культуре этносов Алтая, культуре межнационального общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании решены поставленные во введении задачи. В частности, в процессе теоретического анализа были выявлены следующие психологические механизмы реконструкции образа жизни и образа мира: социализация, адаптация (при смене социокультурной среды), язык, религия и народная педагогика, которые участвуют в наполнении образа мира, определяют способы и виды деятельности (как составные образа жизни).

На разных этапах социализации, начиная с рождения, происходит трансформация культуры в измерении многомерного образа мира (предметное, смысловое, ценностное). Адаптация при смене социокультурной среды, происходящей благодаря культурно-экономическому развитию, процессам глобализации мировой культуры или вызываемой миграцией, осуществляет трансформацию образа мира, внося коррективы в соответствии с новыми требованиями образа жизни. Следует оговорить, что адаптация происходит быстрее и легче у детей дошкольного и школьного возраста, поскольку у них процесс трансформации культуры в образ мира еще не завершен.

Язык рассматривается как механизм, с помощью которого осуществляется категоризация и смысловое наполнение предметного мира ребенка. Изменение языка влечет за собой трансформации многомерного мира, вводя или убирая из него новые предметы и смыслы.

Религия выступает как система ценностей, норм и правил поведения, несет в себе отношение к окружающим и миру вообще, и, трансформируясь в образ мира верующего человека, является основополагающей частью культуры для него. На людей атеистических взглядов религия также имеет влияние при реконструкции образа мира их верующих предков и взаимодействиях с окружающими современниками.

Народная педагогика — система устоявшихся в данном этносе методов и приемов соединения человека с культурой, в ходе которого она трансформируется в образ мира и образ жизни человека.

Таким образом, в ходе исследования мы получили подтверждение, что социализация, адаптация, язык, религия, народная педагогика — явления, которые можно отнести к механизмам реконструкции образа мира человека. Кроме того, следует отметить, что различия этих механизмов у народов влечет за собой и отличия при получении результата.

Для решения задачи исследования типологических характеристик образа мира людей, инициированных как социально-историческими преобразованиями в обществе, так и внутренней мотивацией человека, был предпринят психоисторический анализ трансформаций ценностно-смысловых составляющих образа мира немцев Алтая на протяжении периода с конца XIX до начала XXI века. Результаты исследования позволяют, опираясь на деятельность и принимаемые решения, выделить ряд значимых ценностей данного этноса и проследить некоторые трансформации компонентов образа мира на разных этапах их проживания на Алтае.

Первый рассматриваемый этап — переселение (конец XIX — начало XX веков), характеризуется наличием ценностей «смелость принятия решений», «предприимчивость», «трудолюбие».

Второй этап — начало первой мировой войны (1915 — 1917 годы), на котором поменялось представление о своем месте, был скорректирован «Образ Я», «Образ Мы», «Образ врага». Произошла потеря уверенности в завтрашнем дне, появилось чувство незащищенности, поменялся образ жизни (способы деятельности), снижена, а зачастую прекращена аренда и покупка земли, импорт сельскохозяйственных машин, сокращены посевы, уменьшилось поголовье скота.

Третий этап — установление советской власти (1917;1941 годы), когда отмечены «миролюбие», «законопослушность», «религиозность», «хозяйственность», «готовность оказать помощь членам своей группы».

Четвертый этап — начало Великой Отечественной войны и период после нее, приводящий к очередной корректировке «Образа Я», «Образа Мы», характеризующийся формированием устойчивого пессимизма, потерей уверенности в возможности сохранения своей национальной идентичности. «Образ Другого» стал набирать свое наполнение, исходя из восприятия образа русского человека, и приобретал негативный характер.

Пятый этап — начало массового миграционного движения в Германию (конец XX — начало XXI веков), в который вновь отмечена «религиозность», «материально обеспеченная жизнь», «родной язык», «национальная культура», «возможность самореализации», «счастливая семейная жизнь», «коллективизм». Отмечена корректировка «Образа Мы» и «Образа Другого», характеризующиеся появлением недоверия ко всем «новым» переселенцам.

Таким образом, можно заключить, что психологические механизмы трансформации образа жизни и образа мира людей, подвергались коррекции со стороны меняющихся условий социокультурной среды, в которые попадали члены немецкого этноса.

Для выявления результата трансформаций образа мира немцев Алтая нами было осуществлено исследование их современных ценностных ориентации, для проведения сравнительного анализа мы также исследовали ценностные ориентации русских. Исследование показало, что у представителей русского и немецкого этносов, проживающих на Алтае, эти вариативные составляющие этнической картины мира имеют незначительные различия. Это объясняется тем, что в ходе исторического развития этноса под воздействием внешних факторов произошла частичная, а в некоторых случаях и полная ассимиляция немцев в социокультурную среду, в которой они проживают.

Схожая ситуация и в местах компактного проживания немцев на Алтае, причины этого — в том числе в усилившихся миграционных перемещениях, среди которых можно назвать выезд молодежи для получения средне-специального и высшего образования, служба молодых людей в армии и возвращение в родные села после принятия элементов культуры в местах обучения или службы, а также усилившиеся в последнее время иммиграции со стороны стран СНГ.

При решении задачи по исследованию факторов, влияющих на формирование и трансформации образа мира немцев Алтая в процессе социализации, была отмечена активность общественных организаций. Реализуемые общественными структурами культурно-образовательные проекты и мероприятия способствуют появлению мотивации к изучению и сохранению этнической культуры и языка в среде молодежи. Использование эффективных методик ввода в культуру и значительное внимание к народной педагогике выступают в качестве ведущих факторов формирования национального образа мира на фоне длительного размывания этноса.

Следует отметить, что для интеграции в новые социокультурные условия эффективными являются не только мероприятия по адаптации, но и превентивная работа по санации межкультурного шока среди тех, кто планирует миграционные перемещения.

По результатам исследования выработаны рекомендации для решения проблемы подготовки выпускников, способных интегрироваться в современное поликультурное сообщество:

— знакомить с этническими культурами в рамках регионального компонента школьной программы путем введения предметов по истории и культуры этносов Алтая, культуры межнационального общения;

— организовывать воспитательную работу с акцентом на элементы этнических культур с привлечением родителей учащихся к участию в совместных мероприятияхспособствовать организации и проведению культурно-образовательных проектов и программ во внеучебное время, использующих систему погружения в этническую среду.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что выполненное исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы. Можно считать доказанным, что трансформация образа мира человека в меняющихся социокультурных условиях проявляется в форме изменения отношения человека к себе, к окружающему миру, переоценке своего места в этом мире, нарушений самоидентичности, уменьшении (увеличении) потенциала самореализации личности в новых условиях и т. д. Психоисторический аспект возникает при учете культурно-исторического контекста, позволяющего осуществить реконструкцию образа мира людей, представляющих разные поколения этноса, в связи с тем, что предметом такого исследования являются не только психологические проявления, указывающие на трансформацию образа мира, но и факторы, детерминирующие их возникновение — изменение устоев, традиций, ритуалов, появление новых социальных и нравственных ценностей.

Предпринятый теоретический и практический анализ позволяет, на наш взгляд, продолжить изучение механизмов реконструкции образа мира человека как в плане углубления исследований, предпринятых нами, так и новых, связанных с данной проблематикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 301 с.
  2. Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. ТЗ. М., 1995.-С. 118−132.
  3. В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб., 1998. — 379 с.
  4. B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987. С. 177−188.
  5. .Г. Экстремальные ситуации внутренней миграции в России / Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей /Под. ред. О. В. Красновой. М.: МПГУ- Обнинск: «Принтер», 2002. — С. 206−215.
  6. А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов // Духовная культура и этническое самосознание наций. — М., 1990. — С. 12−38.
  7. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / Сост.: В. В. Зеленский, A.M. Руткевич. — М.: Мартис, 1995. — 320 с.
  8. Г. М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. 1999, — № 3. — С. 15−23
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1996. — 375 с.
  10. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-247 с.
  11. С.А. Фантом безэтничности // Расы и народы. Выпуск 19. — М., 1989.-С. 22−24.
  12. Архив историко-краеведческого музея БГГГУ. Немецкий национальный район, 1999 г., аудиокассета № 3.
  13. Архив историко-краеведческого музея БГПУ. ННР, 1998 г., аудиокассета № 1.
  14. Архив историко-краеведческого музея БГПУ. ННР, 1998 г., аудиокассета № 5.
  15. Архив историко-краеведческого музея БГПУ. ННР, 1998 г., аудиокассета № 12.
  16. Архив историко-краеведческого музея БГПУ. ННР, 1999 г., аудиокассета № 16.
  17. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999.-№ 1. — С. 3−12.
  18. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
  19. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, Академия, 2002. — 416 с.
  20. С.И. Некоторые аспекты проблемы культурно-исторического самоопределения России в творчестве К.Н. Леонтьева // Актуальные проблемы истории русской философии XIX века. — М., 1987. С. 131−150.
  21. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т4. Выпуск VI. М., 1998. — С. 64−85.
  22. С.А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т4. Выпуск VI. М., 1998. — С. 248−267.
  23. Э.Р. Актуальные проблемы исследования современных миграционных процессов российских немцев в Сибири / Российские немцы. Историография и источниковедение. М., 1998. — С. 12−15.
  24. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 1998.-218 с.
  25. Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. -М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.
  26. Л.П. Образ сибирского немца-колониста в партийно-советских документах конца 1920 начала 1930-х гг. // Немецкий этнос в Сибири: альманах гуманитарных исследований. Вып. 2. Новосибирск: Гуманитарные технологии. — 2000. — С. 151−161.
  27. H.A. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. -М.: ВИНИТИ, 1990.-151 с.
  28. Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  29. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -М., 1988.-270 с.
  30. В.М. Коллективная рефлексология. Петроград, 1921. — 432 с.
  31. Л.М. Два способа изучать историю культуры // Вопросы философии. 1986. — № 2.-С. 104−115.
  32. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
  33. В.И. О взаимосвязи положения немцев в России и их образовательном и культурном уровне // Из прошлого Сибири. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2, Часть 1. — Новосибирск. 1996. С. 105−118.
  34. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство. 1998. — 263 с.
  35. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 586 с.
  36. В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания //Педагогика. — 1999. — № 8. — С. 91−99.
  37. В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 102−107.
  38. Л.С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. 1929. — № 3. — С. 28−44.
  39. Л.С. Собрание сочинений. 6 т. М., 1982. Т.1. — 487 с.
  40. JI.С. Собрание сочинений. Проблемы развития психики. Т.З.
  41. М.: Педагогика, 1983. 366 с.
  42. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. — М., 1993. -224 с.
  43. Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности // Духовная культура и этническое самосознание наций. Выпуск 1. М., 1990. — С. 57−82.
  44. З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. — 1994. № 5. — С. 14−21.
  45. Г. Сны о едином // Общая газета. — 1995. № 36. — С. 5−6.
  46. Г. Д. Национальные образы мира: Курс Лекций. М.: Издательский центр Академия, 1998. — 432 с.
  47. Г. Энциклопедия философских наук. Т. З Философия духа. М.: Мысль, 1974. -471 с.
  48. A.A., Курочкин А. Н. Немцы СССР в трудовой армии (1941−1945).- М: Готика, 1998. 208 с.
  49. Н.Я. Россия и Европа. / Сост. С. А. Вайгачев. М.: Книга, 1991.-574 с.
  50. В. О положении российских немцев в постсоветском пространстве // Wiedergeburt. 1996. — № 11. — S. 3−5.
  51. Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. -Барнаул: УАДААК, 1997.-408 с.
  52. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917−1998 гг.). Барнаул: УАДААК, 1999. — 382 с.
  53. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 75−86.
  54. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологичские и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. — 456 с.
  55. И .Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 20−29.
  56. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  57. П.И., Яценко Л. В. Что такое общая картина мира. — М.: Знание, 1984.-64 с.
  58. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М.: ПРИОР, 2002.-560 с.
  59. В. Жизнь без границ: Нравственный закон. СПб.: Золотой век, Диамант, 1999. — 293 с.
  60. И.Ю. Исторические реалии феномена этничности.// Этнографическое обозрение. 1997. — № 3. — С. 21−31.
  61. X. Положение российских немцев в странах бывшего Советского Союза // Российские немцы и национальные меньшинства Европы: Материалы Междунар. науч. практ. конф. «Будущее российских немцев.» (Москва, 19−21 окт. 1994 г.). М., 1995. — С. 61−64.
  62. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
  63. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М.: Новая школа, 1997. — 334 с.
  64. В.П., Моргунов Е.Б, Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  65. К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 464 с.
  66. Е.П. Дифферинциальная психофизиология. — Спб.: Питер, 2001. -464 с.
  67. Информационный листок информационно-образовательного центра BIZBOTE. 2002. — № 7. — 20 с.
  68. История российских немцев в документах (1763−1992 гг.). М.: Международный институт гуманитарных программ, 1993. — 448 с.
  69. С.Ш., Утеева К. А. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения // Советская педагогика. — 1991. — № 9. -С. 12−14.
  70. М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998.-205 с.
  71. В. прикладная психология. — СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
  72. .А. Психологический механизм формирования образа жизни. Автореф. канд. дис. Новосибирск. 1996. — 22 с.
  73. В.Е. Две стратегии управления развитием инновационных процессов в образовании // Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования: Сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во БПТУ, 1999. -С. 30−32.
  74. В.Е. Онтопедагогика: психологические основания и гуманитарный потенциал // Гуманитарные основы педагогического процесса: Сб. ст. / Под ред. Ю. В. Сенько. Барнаул: Изд-во АТУ, 2003. — С. 25−38.
  75. В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. — 1995. -№ 3−4. — С. 104−112.
  76. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. 1998. — № 8−9. — С. 7−12.
  77. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — 154 с.
  78. Т.Б. Православная этика труда // Мир России. 1994. — № 2. Т.З. -С. 54−96.
  79. JI.H. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. — 266 с.
  80. Колберг JL, Пауэр Ф., Хиггинс Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. — № 3. — С. 173−175.
  81. Е.В., Балакирев Г. В. Этнический стереотип и межнациональные отношения // Мышление и субъективный мир. Ярославль, 1991. — С. 71−77.
  82. С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М., Наука, 1970. — 240 с.
  83. С.И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой и Е. В. Шороховой. М., 1979. — С. 20−43.
  84. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. — М.: Ко-гито-Центр, Изд-во Института психологии РАН, 1997. — 432 с.
  85. Е.В. Системная детерминация к чувствительности к проблемам как развивающего свойства личности. Автореферат. канд. псих. Наук. Барнаул, 1999. — 24 с.
  86. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. — 992 с.
  87. О.М. Психодиагностический практикум. — Барнаул: Издательство БГПУ, 1999. 96 с.
  88. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов на Дону: Феникс, 1999. — 512 с.
  89. Э. Строение тела и характер / Пер. с нем. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. 336 с.
  90. Н.Ф. Столетие молоканства в России. 1805−1905. Баку, 1905. -122 с.
  91. Н.В. Мультикультурное общество и вопросы образования молодых иностранцев в ФРГ (по материалам исследований Фонда им. Ф. Эбер-та) // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Т4. Выпуск VI. -М., 1998. С. 142−155.
  92. Л.В. Психические состояния: Учебное пособие. СПб.: ЛГОУ, 1999.-88 с.
  93. М. Культура межнационального общения // Педагогика. 1992. -№ 7−8. -С. 12−14.
  94. О.В. Интеграция российских немцев в Германии // Этнографическое обозрение. 1999. — № 2. — С. 113−126.
  95. Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журн. 1986. — № 2. — С. 41−50.
  96. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. — 304 с.
  97. Н. М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / под ред. Н. М. Лебедевой. -М.: Старый сад, 1997. С. 45−58.
  98. Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997. — С. 104−115.
  99. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика Пресс, 1994. — 603 с.
  100. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М.: Институт востоковедения РАН- Издательство «Крафт+», 2001. — 176 с.
  101. A.A. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований / Под ред. В. М. Ярцевой. — М., 1976.-С. 46−73.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-303 с.
  103. А.Н. Образ мира / Избранные психологические произведения. В 2 т, Т.2. М.: Педагогика, 1983. — С. 251−261.
  104. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  105. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. M., 1996. — № 4. — С. 35−44.
  106. ПО.Либин A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 533 с.
  107. Ллойд де Моз. Психоистория / Пер. Шкуратов A.B. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-512 с.
  108. A.M. Психология мифа: Автореф. дисс. д. психол. наук. М., 1998.-24 с.
  109. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. -М., 1991.-296 с.
  110. П. Немецкая начальная школа в России. Пг., 1916. — 48 с.
  111. C.B. Историческая этнология: Учебное пособие для Вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с.
  112. А.Г. Общая психология. — Спб.: Питер, 2001. 592 с.
  113. М.М. Образ мира и миры образов // Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. — С. 13−30.
  114. Л.В. История немцев в России. Барнаул, 1996. — 186 с.
  115. Л.В. Немцы в России и на Алтае. — Барнаул, 1995. 181 с.
  116. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. // Вопросы философии. 1972. — № 10. — С. 80−85.
  117. Э.С. Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. -325 с.
  118. Г. Е. Структура и исторические типы образа жизни // Этнографические исследования развития культуры. М.: Наука, 1985. — 244 с.
  119. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  120. А.К. Психология труда учителя. — М., 1993. 184 с.
  121. Т.Д. Тяжелые переживания как одна из форм психологического кризиса. / Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей /Под. ред. О. В. Красновой. М.: МПГУ- Обнинск: Принтер, 2002. — С. 17−20.
  122. В.И. Немецкий национальный район на Алтае (1991−2001). -Барнаул, 2001.- 130 с.
  123. В.И. Немцы Алтая. — Барнаул, 1996. — 108 с.
  124. В.И. Педагогика межнационального общения. Учебник для студентов вузов. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. — 510 с.
  125. В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. -Барнаул: БГПУ, 1997. 326 с.
  126. В.И. Социология образования и формирование личности. Барнаул: БГПУ, 1995.-181 с.
  127. Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза. Диссертация. канд. псих. наук. Ставрополь, 1999. — 176 с.
  128. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. — JL, 1973. -С. 111−120.
  129. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. -Ереван, 1988.-348 с.
  130. Д.А. Культурное отчуждение молодежи в современной России. Новосибирск, 1998. — 169 с.
  131. Д.В. Взросление «Я». М.: Знание, 1988. — 190 с.
  132. .Д. Социальная психология как наука. Д.: Лениздат, 1967. -262 с.
  133. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 208 с.
  134. В.Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. — 1987. № 4. — С. 22−38.
  135. Г. И. Русская традиция понимания человека как фактор возрождения российского образования // Образование в Сибири. — 1994. № 1. — С. 128−136.
  136. A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 40−46.
  137. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1984. № 4. -С. 13−20.
  138. Ю.П. Этническая психология. — СПб.: Речь, 2001. — 320 с.
  139. Л.Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. — СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. С. 66−83.
  140. О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−122.
  141. Практикум по психодиагностике. Конкретные психологические методики. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 179 с.
  142. Практическая психология: Учебник / Авторы: М. К. Тутушкина и др. 3-е изд., перераб., доп. Спб.: Дидактика Плюс, 2000. — 336 с.
  143. Прикладная социальная психология / ред. А. Н. Сухова, A.A. Дергача. -М.: Изд-во Института практической психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.-510 с.
  144. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. K.M. Гуревича. М., 1979. — 232с.
  145. Психологические исследования. Проблемы психологии восприятия (материалы конференции) /Ред. А. Н. Леонтьева. Вып 6. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 158 с.
  146. Психологический статус личности в различный социальных условиях: Развитие, диагностика и коррекция. — М.: Изд-во Прометей МПГУ им. В. И. Ленина, 1992.-199 с.
  147. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники: Проблема психологии личности. — М., 1992. — 112 с.
  148. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевско-го.-1990.-494 с.
  149. Рабочие программы и методические рекомендации к занятиям в специализированных лицейских классах / Под общ. ред. В. И. Матиса. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998. — 134 с.
  150. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
  151. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 384 с.
  152. Е.И. Психология познания. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-С. 176.
  153. С. Еврошкола // Ровесник. 1991. -№ 3. — С. 6−8.
  154. В. основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -688 с.
  155. С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-анптропологический аспект // Этнографическое обозрение. — 1998. — № 6. — С. 3−15.
  156. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992. — 109 с.
  157. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы и нации // Этнографическое обозрение. 1996. — № 3. — С. 3−13.
  158. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  159. П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. — 179 с.
  160. A.C. Изучение жизненных планов потенциальных эмигрантов // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» (20 апреля 2001 года). Караганда: Изд-во Каргу, 2001. — С. 179−184.
  161. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  162. П. О русской нации. Россия и Америка // Теория национального вопроса. Барнаул: АГУ, 1990. — С. 11−56.
  163. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992. 543 с.
  164. Ю.А. Культурология и психолингвистика: цели и методы (Этническая конфликтология) // Русский язык в СССР. — 1991. — № 10. С. 5−7.
  165. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.-388 с.
  166. А.Г. Философия: Учеб. для студентов вузов. М.: Гардарика, 1998.-815 с.
  167. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Сов. этнография. 1983. -№ 3. — С. 78−85.
  168. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. — С. 242−250.
  169. A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М., 1990. Вып. 20. — С. 5−39.
  170. C.B. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 14−21.
  171. Г. Г. Методология данных в социологии (введение) учебное пособие для ВУЗов. -М.: Издательский дом «Стратегия», 1998. 224 с.
  172. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1961. -535 с.
  173. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. — 576 с.
  174. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-840 с.
  175. Фрейнкман-Хрусталева Н. С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. СПб.: Государственная академия культуры, 1995. -153 с.
  176. Э. Бегство от свободы. М., 1990. — 272 с.
  177. М. Бытие и время. М., 1997. — 452 с.
  178. В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в ВУЗе // Вопросы психологии. 1998, — № 3. — С. 32−43.
  179. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JI.M. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
  180. Центр Хранения Архивного Фонда Алтайского края Ф. 38, Оп. 2, Д. 183, ЛЛ. 79- 143- 148.
  181. С.Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Спб.: Питер, 1999. — 752 с.
  182. В.Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М.: Ин-т психологии РАН, 1995. — 162 с.
  183. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. -Ростов на Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  184. В. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. — 287 с.
  185. А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. — М., 1996. 86 с.
  186. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии / Пер. с англ. A.B. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. Спб.: Евразия, 2002. — 532 с.
  187. Этническая среда // Социология и социальная антропология. СПб.: Але-тейя.-С. 303−320.
  188. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / Предисловие A.B. Брушлинского. М.: Прогресс, Универс, 1996. — 336 с.
  189. Юнг К. Г. Структура души // Проблемы души нашего времени. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-С. 111−134.
  190. К. Общая психопатология. — М. «Практика», 1997. 1053 с.
  191. К. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во Политиздат, 1991. -527 с.
  192. К. Собрание сочинений по психопатологии: в 2 тт. М.: «Академия" — СПб.: Белый кролик, 1996. — Т.1. — 352 с.
  193. Hello, Nachbarn. Munchen, 1996. — 184 p.
  194. Alles Gute. M.: Из-во Март, 1990. — 176 с.
  195. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. — Vol. 46 (1).
  196. Dollard J. Criteria for the Life History. New Haven: Yale University Press, 1935.-P. 14−15.
  197. Geertz CI. Ethos, World-View and the Analysis of Sacred Symbols // Hamme E.A., Simmons W.S. Man Makes Sense. Boston: Little, Brown and Company, 1970.-325 p.
  198. Hollowell A.I. Culture and Ehperience. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1955.-214 p.
  199. Inkeles A. Social Change and Social Character: the role of parental mediation. //Journal of social issues, v.39. 1983. — N4. — P. 109−124.
  200. Kelley GA. The psychology of personal constructs. — N. Y., 1961. — 120 p.
  201. Klaube M. Die Deutschen Dorfer in der westsibirischen Kulunda-Steppe. Entwicklung-Strukturen-Probleme. Marburg, 1991. — 132 p.
  202. Kluckhohn Fl., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. -Evenston, New York, 1961.-230 p.
  203. Kozol J. Ordinary resurrections: Children in the Years of Hope. — New York, 2000.-389 p.
  204. Redfield R. The Little Community: Viewpoints for the Stady of a Human Whole. Uppsala and Stockholm, 1955. — 245 p.21 l. Triandis H.C. Culture and social behavior. N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994. -171 p.
  205. Wir selbst Russlanddeutsche Literatur 1997. Erscheinungsweise: einmal Jahrlich. — Stuttgart, 1997. — 275 S.
Заполнить форму текущей работой